Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Лазарев Игорь Николаевич

 

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые.

Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

 

Цели урока:

Цели урока:

Обучающие:

-Ознакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов.

-научить распознавать и описывать изучаемые объекты, используя иллюстративный ряд электронных пособий и учебника, а так же  съедобные и ядовитые грибы.

Развивающие

-развивать понятия о многообразии живых организмов;

-продолжить формирование основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу.

-развитие познавательного интереса к предмету.

 Воспитательные

-формирование творческого отношения к применению знаний, виденья природных объектов в окружающем мире;

- стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;

-формирование  чувства любви к природе и сохранению своего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shlyapochnye_griby.docx18.05 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx855.72 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Лазарев Игорь Николаевич, учитель биологии

Образовательное учреждение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шишловская основная общеобразовательная школа»

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые.

Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Цели урока:

Цели урока:

Обучающие: 

-Ознакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов.

-научить распознавать и описывать изучаемые объекты, используя иллюстративный ряд электронных пособий и учебника, а так же  съедобные и ядовитые грибы.

Развивающие

-развивать понятия о многообразии живых организмов;

-продолжить формирование основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу.

-развитие познавательного интереса к предмету.

 Воспитательные

-формирование творческого отношения к применению знаний, виденья природных объектов в окружающем мире;

- стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;

-формирование  чувства любви к природе и сохранению своего здоровья.

                                                               Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания

Детям предлагается взять со стола карточки, на которых изображены грибы принадлежащие к различным группам. Детям предлагается разойтись по станциям, в зависимости от полученной карточки. 1 станция – плесневые грибы, 2 станция – дрожжи, 3 станция – грибы - паразиты. После небольшого обсуждения каждая группа дает характеристику грибов.

  1. Изучение нового материала

Мы с вами изучили плесневые грибы, дрожжи и грибы паразиты. А какие еще могут быть грибы?

Дети могут назвать представителей шляпочных грибов

Такие грибы называются шляпочными и на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со строение и жизнедеятельностью шляпочных грибов

Слайд (1)

В повседневной жизни мы называем грибами их плодовые тела. У большинства съедобных грибов плодовое тело образовано шляпкой и ножкой. Отсюда и их название.

Если  в том месте, где снят гриб слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие  ветвящиеся белые нити – грибницу. Клетки грибницы шляпочных грибов чаще двухъядерные и не содержат пластид. Грибница это главная часть каждого гриба. На ней развиваются плодовые тела. Шляпка и ножка состоят  из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковые, а в шляпке они образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами, и нижний. У одних грибов он представлен многочисленными трубочками, у других многочисленными пластинками.

По строению нижнего слоя грибы делятся на пластинчатые, и трубчатые. (слайд 2)

В трубочках или на пластинках шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых грибы размножаются. Попав во влажную, богатую перегноем почву  споры грибов прорастают, их них развиваются нити грибницы. (Слайд 3) Грибница, возникающая из одной споры, может образовывать плодовые тела лишь в редких случаях. У большинства видов грибов плодовые тела развиваются на грибницах, образованных слившимися клетками нитей, берущих начало от разных спор. Поэтому клетки такой грибницы двухъядерные. Грибница растет медленно, лишь накопив запасы питательных веществ, она образует плодовые тела.

Многие из вас собирали грибы со взрослыми и обращали внимание, что многие грибы можно встретить под определенными деревьями: подберезовики чаще всего встречаются в  березняке, белые грибы вблизи берез, сосен, елей и дубов, подосиновики – в осинниках. Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. (Слайд 4) Давайте вспомним где мы встречались с понятием симбиоз. (, клубеньковые бактерии).

Мы с вами рассмотрели с вами пластинчатые и шляпочные грибы. А на какие группы еще можно разделить грибы? (съедобные и ядовитые)

 съедобных и ядовитых грибы мы изучим  в ходе выполнения лабораторной   работы . Откройте тетради, запишите число

Лабораторная работа: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Цель работы: научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование: проектор, муляжи шляпочных грибов.

Слайд (5) давайте посмотрим на слайде двух представителей шляпочных грибов:

Шампиньоны и бледная поганка. Бледная поганка похожа внешне на шампиньоны, только нижняя сторона шляпки у них зеленовато-белая в отличие от розовой у шампиньона. (слайд 6)

Лисички и ложные лисички (слайд 8) . Ложные лисички также похожи на съедобные лисички, но их шляпки ровные  красновато-оранжевые, а не светло-желтые, и из надломленной шляпки ложной лисички выделяется белый сок. (слайд 9)

Ложные опята и съедобные опята.  У съедобных опят  на ножке имеется кольцо из пленки, а у ложных такой пленки нет и пластинки под шляпкой зеленоватые. (слайд 10,11)

Желчный и белый грибы . Желчный гриб похож на белый, но верхняя часть его ножки покрыта рисунком в виде темной сетки, а мякоть на изломе краснеет (слайд 12,13)

И последний представитель шляпочных ядовитых грибов, который вы все знаете это (слайд 14)

Какой вывод мы можем сделать выполнив лабораторную работу. ( мы научились распознавать съедобные и ядовитые грибы, по внешнему виду многие грибы схожи)

Запишите вывод в тетради.

Запишите домашнее задание § 8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме: «Шляпочные грибы» 6 класс

Слайд 2

Строение шляпочных грибов

Слайд 4

Размножение шляпочных грибов

Слайд 5

Симбиоз

Слайд 6

Съедобные и ядовитые грибы Шампиньон Бледная поганка

Слайд 7

СХОДСТВО РАЗЛИЧИЯ БЛЕДНАЯ ПОГАНКА ОДИНАКОВАЯ ФОРМА НИЖНЯЯ СТОРОНА ШЛЯПКИ – ЗЕЛЕНОВАТО-БЕЛАЯ ШАМПИНЬОН НИЖНЯЯ СТОРОНА ШЛЯПКИ – РОЗОВАЯ

Слайд 8

ЛИСИЧКИ ЛОЖНЫЕ ЛИСИЧКИ

Слайд 9

СХОДСТВО РАЗЛИЧИЯ ЛОЖНЫЕ ЛИСИЧКИ ОДИНАКОВАЯ ФОРМА ШЛЯПКИ – РОВНЫЕ, КРАСНОВАТО-ОРАНЖЕВЫЕ ЛИСИЧКИ ШЛЯПКИ – СВЕТЛО-ЖЕЛТЫЕ

Слайд 10

ОПЯТА ЛОЖНЫЕ ОПЯТА

Слайд 11

СХОДСТВО РАЗЛИЧИЯ ОПЯТА ВНЕШНИЙ ВИД НА ПЕНЬКЕ ИМЕЕТСЯ КОЛЬЦО ИЗ ПЛЕНКИ ЛОЖНЫЕ ОПЯТА НА ПЕНЬКЕ ПЛЕНКИ НЕТ, ПЛАСТИНКИ ПОД ШЛЯПКОЙ ЗЕЛЕНОВАТЫЕ

Слайд 12

БЕЛЫЙ ГРИБ ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ

Слайд 13

СХОДСТВО РАЗЛИЧИЯ БЕЛЫЙ ГРИБ ВНЕШНИЙ ВИД НОЖКА ОДНОТОННОГО ЦВЕТА ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ НОЖКИ ПОКРЫТА РИСУНКОМ В ВИДЕ ТЕМНОЙ СЕТКИ

Слайд 14

МУХОМОР

Слайд 15

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Грибы съедобные и ядовитые"

Научить воспитанников различать ядовитые и съедобные грибы. В данной работе имеются стихотворения о грибах и много загадок, отгадав которые дети узнают много нового и интересного....

Узнавание съедобных и ядовитых грибов

Лабораторная работа по природоведению на тему узнавания седобных и ядовитых грибов....

Разработка урока "Грибы съедобные и ядовитые"

Разработка урока о грибах. 5 класс. ФГОС ООО....

Урок по окружающему миру на тему: "Съедобные и ядовитые грибы"

Урок был проведён в 8 классе с учащимися с умеренной умственной отсталостью. У учащихся плохо развита мелкая моторика, поэтому в основном для индивидуальной работы детям предлагаются раскраски....

Урок по теме: « Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы»

Урок по теме: « Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы»  Биология, 6 класс по учебнику В.В.Пасечника «Биология. Грибы. Бактерии. Растения» Цель урока: формировать знания о многообразии ...

Лабораторная работа № 1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов

7 ласс (по Сонину) Лабораторная работа № 1 Распознавание съедобных и ядовитых грибовЦель: научиться распознавать по внешнему виду съедобные и ядовитые грибы....

Урок "Съедобные и ядовитые грибы"

Урок "Съедобные и ядовитые грибы"...