Урок по теме: « Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Серова Наталья Юрьевна

Урок по теме: « Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы»  Биология, 6 класс по учебнику В.В.Пасечника «Биология. Грибы. Бактерии. Растения»
 

Цель урока: формировать знания о многообразии грибов, их строении, особенностях жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

- развивать понятие о многообразии живых организмов;

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;

- научить различать съедобные и ядовитые грибы;

- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;

- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.

Развивающие:

- продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;

- работать с текстом учебника;

- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.

Воспитательные:

- продолжать формировать познавательный интерес к предмету;

- развивать коммуникативные качества;

- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы», лупа, шляпочные грибы (шампиньоны).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx317.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:

« Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы»

Биология, 6 класс

по учебнику В.В.Пасечника

«Биология. Грибы. Бактерии. Растения»

Автор работы:Серова Наталья Юрьевна, учитель биологии и химии

первой  категории,

МБОУ Федосеевская СОШ

программа: примерная программа основного общего образования по направлению биология «Биология 5-11 класс» к комплекту учебников созданных под руководством В.В Пасечника

Цель урока: формировать знания о многообразии грибов, их строении, особенностях жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

- развивать понятие о многообразии живых организмов;

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;

- научить различать съедобные и ядовитые грибы;

- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;

- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.

Развивающие:

- продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;

- работать с текстом учебника;

- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.

Воспитательные:

- продолжать формировать познавательный интерес к предмету;

- развивать коммуникативные качества;

- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы», лупа, шляпочные грибы (шампиньоны).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка ранее полученных знаний. Биологический интерактив.

Ребятам раздаются карточки с заданием вставить пропущенные слова. После выполнения задания  на экран высвечиваются правильные ответы, где вставленные слова выделены красным цветом.

  1. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество………. придающее им прочность. (целлюлоза).
  2. Выделяют несколько видов растительных тканей: ……, ……., ……., ……… и ……… . ( покровную, основную, механическую, проводящую, образовательную).
  3. По способу питания бактерии делятся на две группы: ……… и ………. (сапротрофы и паразиты).
  4. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество ……… характерное для животных. (хитин)
  5. Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих …….., или  …… . (грибница или мицелий).

III. Изучение нового материала.

Осень, дождь на целый день,

Листопад и мокротень.

Только им не зябко -

Одноножкам в шляпках. (Грибы)

Учитель: Ребята, как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?

Уч-ки: (предполагаемый вариант ответа учащихся):

- Тема  урока « Грибы. Съедобные и ядовитые».

Учитель: Ребята, а что бы вам хотелось узнать об этих организмах?

Уч-ки:

- как много грибов на земле ;

- каковы особенности строения грибов;

- как различать съедобные и ядовитые грибы;

- как правильно собирать грибы.

Уч-ль:

-На эти и многие другие вопросы  вы сможете получить ответы  в ходе сегодняшнего урока.

Сейчас я предлагаю вам заполнить табличку «Я знаю – я узнал», первый столбик таблицы заполните сейчас, напишите, что вы знаете о грибах, а второй столбик заполните в конце урока.

Я ЗНАЮ

Я УЗНАЛ

Физминутка. (Учитель заранее приготовил натуральные грибы: шампиньоны или вешенки, если таковых нет, то карточки с изображением грибов, запрятав их в пределах рабочего места каждого из учеников.Чтобы найти «грибы» ребятам нужно нагнуться, присесть, походить, потянуться).

Уч-ль:

- Ребята, наука, которая изучает грибы называется микология, от греческого слова микос – гриб. А как называют человека, который любит собирать грибы?

Уч-ся: Грибник.

Уч-ль: Представьте себя грибником и поищите грибочки на своем рабочем месте.

Найденные грибы, ребята кладут на стол. Они пригодятся им в ходе дальнейшей работы.

Работа с учебником.

Уч-ль: Откройте учебники на странице 38. Самостоятельно прочтите текст «Строение грибов» и составьте 3 вопроса для своих товарищей.

После почтения текста 2-3 учащихся по желанию зачитывают свои вопросы, остальные отвечают на них. При необходимости учитель может дополнить ответы учащихся.

Рассказ учителя:

Гриб имеет довольно сложное строение. Некоторые грибы одноклеточные организмы, но большая их часть многоклеточные. Оболочка клетки грибов содержит хитин – органическое вещество характерное для животных.F:\444444444\школа\раббота\школа\таблицы по биологии\2.jpg

Основная часть гриба находится в почве – грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей – гифов, на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами.

Плодовое тело чаще всего состоит из шляпки и ножки. Около месяца  оно растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах. Мы привыкли к плодовым телам обычной формы – зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие: у дождевика пузыревидное плодовое тело замкнуто; оно лопается, когда созревают споры. Молодые плодовые тела у них съедобны. У других грибов плодовое тело может иметь причудливую форму и яркую окраску. Гифы грибницы состоят из клеток, расположенных в один ряд. Клетки двуядерные и не имеют пластид. Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний.

Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов шляпочных грибов»

Инструктивная карточка.

1.Рассмотрите шляпочный гриб (плодовое тело). Найдите основные части Как они называются? (пенёк и шляпка).

2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки.

3.Зарисуйте в тетради строение гриба и подпишите его части.

Сделайте вывод.

Питание грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Вопросы к классу:

На какие группы делятся грибы по способу питания?

Какие грибы называются сапрофитами, а какие паразитами?

К какой группе по способу питания относятся шляпочные грибы?

Вопрос к классу: Почему грибы так называются: подберёзовик, подосиновик, ольховая огнёвка? (растут только под определёнными деревьями).

Между корнями деревьев и грибницей гриба устанавливается очень тесная связь, полезная и грибу, и дереву.

Вопрос к классу:

Как называется такая взаимовыгодная связь двух организмов? (симбиоз)

Грибница заменяет корням деревьев корневые волоски, всасывая для них из почвы воду и минеральные вещества, получая от деревьев органические вещества. Такая взаимовыгодная связь называется – симбиоз, а сросшиеся корень и грибница- грибокорень (микориза).

Размножение грибов. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком учебника стр. 39.

Вопросы к классу:

При помощи чего размножаются грибы?

В какой части гриба созревают споры?

Как распространяются споры?

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Уч-ль: Ребята, как вы думаете, все ли грибы можно использовать в пищу?

Как проявляются  признаки отравления?

Уч-ся высказывают свои предположения. При необходимости уч-ль дополняет ответы.

Признаки отравления грибами

1.Резко возникает слабость и недомогание.

2.Появляется бледность кожных покровов.

3.Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма.

4.Возникают боли в животе.

5.Появляется тошнота и рвота.

Первая помощь при отравлении

  1. Вызвать скорую помощь.
  2. До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.
  3. Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела.

Рефлексия.

Уч-ль: Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. Скажите, на все ли вопросы вы сегодня получили ответы? Давайте вернемся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Пришло время заполнить и ее вторую часть.

Уч-ся записывают в таблицу, что нового они узнали о грибах.

Уч-ль:  Объясните смысл следующих пословиц:

*По грибы ходи непременно — грибы хлебу замена.

*Чтобы грибов крепких набрать, надо рано вставать.

* Мелкий дождь грибы «сеет».

Домашнее задание: п. 7.- для всех

Изготовить книжку малышку «Пословицы и поговорки о грибах» -по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Грибы съедобные и ядовитые"

Научить воспитанников различать ядовитые и съедобные грибы. В данной работе имеются стихотворения о грибах и много загадок, отгадав которые дети узнают много нового и интересного....

Узнавание съедобных и ядовитых грибов

Лабораторная работа по природоведению на тему узнавания седобных и ядовитых грибов....

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые

Предмет: биологияКласс: 6Тема урока: Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые.Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» Цели урока:Цели урока:Обучающие:-Ознакомить с особ...

Разработка урока "Грибы съедобные и ядовитые"

Разработка урока о грибах. 5 класс. ФГОС ООО....

Урок по окружающему миру на тему: "Съедобные и ядовитые грибы"

Урок был проведён в 8 классе с учащимися с умеренной умственной отсталостью. У учащихся плохо развита мелкая моторика, поэтому в основном для индивидуальной работы детям предлагаются раскраски....

Лабораторная работа № 1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов

7 ласс (по Сонину) Лабораторная работа № 1 Распознавание съедобных и ядовитых грибовЦель: научиться распознавать по внешнему виду съедобные и ядовитые грибы....

Урок "Съедобные и ядовитые грибы"

Урок "Съедобные и ядовитые грибы"...