Рабочая программа по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме

Чернышёва Ольга Борисовна

Рабочая  программа и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  7  класс  УМК  И.Н.Пономарёвой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_-_7_klass.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       7 класс

Курс «Животные»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

     Рабочая  программа  составлена  на  основании Примерной  образовательной  программы  основного  общего  образования  по биологии, а  также  программы  основного  общего  образования  по    биологии  для  6-9  классов (авторский  коллектив  под  руководством  проф. И.Н. Пономарёвой). Программа  разработана  в  соответствии  с  Обязательным  минимумом содержания общего  биологического  образования.  Рабочая  программа  рассчитана  на 68  учебных  часов. В  ней  предусмотрено  проведение  7  лабораторных  работ. Рабочая  программа  составлена  с  учётом  технологии  индивидуально-ориентированной  системы  обучения.

     Рабочая  программа  соответствует  федеральному  компоненту  государственного  стандарта  общего  образования  по  биологии  (одобрен  решением  коллегии  Минобразования  России  и  Президиумом  Российской  академии  образования  от  23.212.2003 г. №21/12, утверждён  приказом  Минобразования  России  «Об  утверждении  федералього  компонента  государственных  стандартов  общего, основного  и  среднего  (полного)  общего  образования»  от  05.03. 2004  № 1089).

       Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника  В.М.Константинов,  В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко    «Биология»  7  класс. Издательство  «Вентана-Граф»  2009  год.                   

      Изучение биологии направлено на достижение следующих      

                                           целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладения умениями применять  биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

             Задачи раздела «Животные» (7 класс )

     

*обучения:

1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков

  • продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии.

                                               

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения:

особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для  работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания

2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков

3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий

*развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:

     -продолжить развитие внимания, памяти,

     -особое внимание обратить на развитие мышления (способности    производить анализ и синтез),

     -развивать стремление добиваться особых успехов,

     - продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков

*воспитания: способствовать воспитанию  совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной  компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе)

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны :

знать/ понимать:

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной  общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
  • изучать биологические объекты и процессы:  ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;
  • выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность  биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать  воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки  основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;  оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                     Содержание  учебного  предмета  

№ п/п

                                          Тема

Количество    часов

1

Общие  сведения  о мире  животных

         4

2

Строение  тела  животных

         2

3

Подцарство  простейшие  или  одноклеточные  животные

         4

4

Подцарство  многоклеточные  животные. Тип Кишечнополстные

         6

5

Типы  плоские, Круглые  черви, Кольчатые  черви

         6

6

Тип  Моллюски

         4

7

Тип  Членистоногие

         7

8

Тип  Хордовые

        28

9

Развитее  животного  мира  на  Земле

         4

Резервное  время

         2

Итого

        68

                               

                                     Перечень  лабораторных  работ

№ п/п

                                          Тема

1

Изучение  строение  инфузории-туфельки

2

Изучение  внешнего  строения  дождевого  червя

3

Изучение  строения   раковины  моллюска

4

Изучение  внешнего  строения  насекомого

5

Изучение  внешнего  строения  и  поведения  рыбы

6

Изучение  внешнего  строения  и  перьевого  покрова  птицы

7

Изучение  внутреннего  строения  млекопитающего  по  готовому  влажному  препарату

Список литературы

Дополнительная литература для учителя:

1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;

4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Согласно действующему в ОУ учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

  • в  7а, 7м  общеобразовательных  классах   предполагается обучение в объеме 68 часов;        

     На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному  объему  содержания  образования  по   биологии

и с учетом направленности классов  реализуются уровни:  базисный в  7а, 7м  классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме  ниже.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • в   7а, 7м классах   программа  «Виртуальная  школа    Кирилла  и  Мефодия». «Уроки  биологии  Кирилла  и  Мефодия. Животные. 7  класс»
  • «Биология  в  школе. Электронные  уроки  и  тесты»  
  • в  соответствии  с  «Перечнем  учебно-наглядных  пособий  и  оборудования  для  основной  школы»  в  программе  предусмотрено  использование  учебного  оборудования, натуральных, изобразительных  и  экранно-звуковых  средств  обучения

   

        


Рабочее  календарно-тематическое  планирование

по  биологии  7  классы

2013/2014  учебный  год

Учебник – В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко  «Биология»  Москва, 2009  год

За  год – 68  часов  (2  часа  в  неделю)

п\п

 Название  раздела, тема  урока, тип  урока

Плановые  сроки

Элементы  образовательного  минимума

Прогнозируемый  результат  ЗУН

Формы  и  средства  контроля                              

Практическая  часть

(лабораторные, практические работы, экскурсии)

Домашнее

задание

1

2

3

4

1.Общие  сведения  о  мире  животных 4  часа

Зоология – наука  о  животных.

Среды  жизни  и  места  обитания  животных.

Взаимосвязи  животных  в  природе. Место  и  роль  животных  в  природных  сообществах.

Классификация  животных. Основные  систематические  группы.  Влияние  человека  на  животных.

Краткая  история  развития  зоологии.  Обобщение  по  теме.

Выделять  существенные  признаки  строения  и  процессов  жизнедеятельности  животных. Сравнивать  представителей  разных   групп  животных, делать  выводы  на  основе  сравнения.

Экскурсия  №1.

«Многообразие  животных  в  природе. Обитание  в  сообществах»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Классификация  животных», «Среды  жизни  животных», «Природные  сообщества»

П. 1

П. 3

П.3,4

Повтор.

5

6

2. Строение  тела  животных  2  часа

Клетка. Ткани

Органы  и  системы  органов.

Сравнивать  клетки  разных  тканей, ткани, рост  и  развитие. Делать  выводы  на  основе  сравнения.

Тест  №1  «Общие  сведения  о  мире  животных. Строение  тела  животных»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Клетка  животных», «Ткани», «Системы  органов  животных»

П. 7, 8

П. 6

7

8

9

10

3. Подцарство  Простейшие  или  одноклеточные  животные  4  часа

Тип  Саркодовые  и  Жгутиконосцы. Класс  Саркодовые.

Класс  Жгутиконосцы.

Тип  Инфузории, или  Ресничные.

Многообразие  простейших.  Обобщение  по  теме.

   

Выявлять  взаимосвязи  между  особенностями  строения  клеток, тканей, органов  и  выполняемыми  им  функциями  у  животных. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  процессов  жизнедеятельности, поведения  животных  и объяснять  их  результаты.

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Одноклеточные животные», «Инфузория-туфелька», «Многообразие  простейших»

Лабораторная  работа  №1

«Изучение  строения  инфузории - туфельки»

П.9

П.10

П.11

П.12

11

12

13

4. Подцарство  Многоклеточные  животные:  тип  Кишечнополостные  3  часа

Тип  Кишечнополостные. Общая  характеристика. Пресноводная  гидра.

Морские  кишечнополостные.

Повторение  и  обобщение  по  темам  «Подцарство  Простейшие. Подцарство  Многоклеточные: тип  Кишечнополостные»

Наблюдать  и описывать  поведение  животных. Различать  на  живых  объектах  и  таблицах  органы  и  системы  органов  животных, животных  разных  типов  и  классов, наиболее  распространённых  домашних  животных, опасных  для  человека  животных.

Тест  №2  «Подцарство  Простейшие. Подцарство  Многоклеточные: тип  Кишечнополостные»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Многоклеточные  животные», «Кишечнополостные», «Многообразие  кишечнополостых»

П.13

П.14

Повтор.

14

15

16

17

18

19

5. Типы  Плоские  черви, Круглые  черви, Кольчатые  черви   6  часов 

Тип  Плоские  черви. Белая  планария.

Разнообразие  плоских  червей. Сосальщики  и  цепни.

Тип  Круглые  черви. Класс  Нематоды.

Тип  Кольчатые  черви. Класс  Многощетинковые  черви.

Класс  Малощетинковые  черви.

Повторение  и  обобщение  по  темам    «Типы  Плоские, Круглые, Кольчатые  черви»

   

Наблюдать  и описывать  поведение  животных. Различать  на  живых  объектах  и  таблицах  органы  и  системы  органов  животных, животных  разных  типов  и  классов, наиболее  распространённых  домашних  животных, опасных  для  человека  животных. Сравнивать  представителей  разных  групп  животных, делать  выводы  на  основе  сравнения.

Тест  №3 по  темам    «Типы  Плоские, Круглые, Кольчатые  черви»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Плоские  черви», «Круглые  черви», «Кольчатые  черви», «Черви-паразиты»

Лабораторная  работа  №2

«Изучение  внешнего  строения  и  поведения  дождевого  червя»

П.15

П.16

П.17

П.18

П.19

Повтор.

20

21

22

23

6. Тип  Моллюски  4  часа 

Общая  характеристика  типа  Моллюски.

Класс  Брюхоногие  моллюски.

Класс  Двустворчатые  моллюски.

Класс  Головоногие  моллюски. Обобщение  по  теме.

 

Сравнивать  представителей  разных  групп  животных, делать  выводы  на  основе  сравнения. Выявлять  принадлежность  животных  к  разным  систематическим  группам (классификация).  Объяснять  роль  различных  животных  в  жизни  человека.

Лабораторная  работа  №3

«Изучение  строение  раковины  моллюска»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Моллюски», «Раковины  моллюсков», «Многообразие  моллюсков»

П.20

П.21

П.22

П.23

24

25

26

27

28

29

30

7. Тип  Членистоногие  7  часов 

Класс  Ракообразные

Класс  Паукообразные.

Класс  Насекомые.

Типы  развития  насекомых

Пчёлы  и  муравьи – общественные  насекомые. Полезные  насекомые. Охрана.

Насекомые – вредители  культурных  растений  и  переносчики  заболеваний  человека.

Повторение  и  обобщение  по  темам    «Тип  Моллюски. Тип  Членистоногие»

 

Сравнивать  представителей  разных  групп  животных, делать  выводы  на  основе  сравнения.  Находить  информацию  о  животных  в  научно-популярной  литературе, биологических  словарях  и  справочниках, анализировать  и  оценивать  её, переводить  из  одной  формы  в  другую.

Тест  №4  по  темам   «Тип  Моллюски. Тип  Членистоногие»

Лабораторная  работа  №4

«Изучение  внешнего  строения  насекомого»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Насекомые», «Внешнее  строение  насекомого», «Насекомые-вредители», «Насекомые – переносчики  заболеваний  человека», «Общественные  насекомые»

П.24

П.25

П.26

П.27

П.28

П.29

Повтор.

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

8. Тип  Хордовые  28  часов

Подтип  Бесчерепные 1   час

Подтип  Черепные  6   часов

 Общие  признаки  хордовых  животных. Подтип  Бесчерепные.

 Подтип  Черепные. Общая  характеристика. Рыбы. Общая  характеристика.

Внутреннее  строение  костной  рыбы.

Внутреннее  строение  и  особенности  размножения  рыб.

Основные  систематические  группы  рыб. Классы  Хрящёвые  и  Костные  рыбы.

Промысловые  рыбы. Их  рациональное  использование  и  охрана.

Повторение  и  обобщение  по  теме     «Подтип  Черепные. Рыбы»

Класс  Земноводные  или  Амфибии

4   часа

Места  обитания  и  внешнее  строение  земноводных. Внутреннее  строение  на  примере  лягушки.

Строение  и  деятельность  систем  внутренних  органов.

Годовой  цикл  жизни  земноводных. Происхождение  земноводных.

Многообразие  Земноводных. Обобщение  по  теме. 

Класс  Пресмыкающиеся  или  Рептилии

4   часа

Особенности  внешнего  строения  и  скелета  пресмыкающихся (на  примере  ящерицы).

Особенности  внутреннего  строения  и  жизнедеятельности  пресмыкающихся.

Многообразие  пресмыкающихся.

Роль  пресмыкающихся  в  природе  и  жизни  человека. Охрана. Древние  пресмыкающиеся.

Повторение  и  обобщение  по  теме    «Класс  Земноводные. Класс  Пресмыкающиеся»

Класс  Птицы 6   часов

Общая  характеристика  класса. Среда  обитания. Внешнее  строение  птиц.

 

Опорно-двигательная  система. Скелет  и  мышцы  птиц.

Внутреннее  строение  птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,

выделительная  системы.

Размножение  и  развитие  птиц, годовой  жизненный  цикл. Сезонные  явления  в  жизни  птиц.

Многообразие  птиц. Систематические  и  экологические  группы  птиц.

Значение  и  охрана  птиц.

Повторение  и  обобщение  по  теме    «Класс  Птицы»

Класс  Млекопитающие  или  Звери  8  часов

Общая  характеристика. Внешнее  строение. Среды  жизни  и  места  обитания  млекопитающих.

Внутреннее  строение  млекопитающих: опорно-двигательная  и  нервная  системы.

Внутреннее  строение  млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная  и  выделительные  системы.

Размножение  и  развитие  млекопитающих. Годовой  жизненный  цикл. Происхождение  и  многообразие  млекопитающих.

Высшие, или  Плацентарные  звери. Отряды: Насекомоядные, Грызуны, Рукокрылые, Зайцеобразные, Хищные.

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные

Отряд  Приматы. Экологические  группы  млекопитающих.

Значение  млекопитающих  для  человека.

Повторение  и  обобщение  по  теме      «Класс  Млекопитающие»

     

   

     

Сравнивать  представителей  разных  групп  животных, делать  выводы  на  основе  сравнения. Осваивать  приёмы  оказания  первой  помощи  при  укусах  животных; выращивании  и  размножении  домашних  животных. Оценивать  с  эстетической  точки  зрения  представителей  животного  мира. Приводить  доказательства  (аргументация)  необходимости  соблюдения  мер  профилактики  заболеваний, вызываемых  животными; происхождения  и  усложнения  животных  в  ходе  эволюции (на  примере  сопоставления  отдельных  систематических  групп). Находить  информацию  о  животных  в  научно-популярной  литературе, биологических  словарях  и  справочниках, анализировать  и  оценивать  её, переводить  из  одной  формы  в  другую. Наблюдать  и описывать  поведение  животных. Сравнивать  представителей  разных  групп  животных, делать  выводы  на  основе  сравнения.  Находить  информацию  о  животных  в  научно-популярной  литературе, биологических  словарях  и  справочниках, анализировать  и  оценивать  её, переводить  из  одной  формы  в  другую. Различать  на  живых  объектах  и  таблицах  органы  и  системы  органов  животных, животных  разных  типов  и  классов, наиболее  распространённых  домашних  животных, опасных  для  человека  животных. Выявлять  эстетические  достоинства  представителей  животного  мира; цель  и  смысл  своих  действий  по  отношению  к  представителям  животного  мира.

Тест  №5    по  теме  «Подтип  Черепные. Рыбы»

Тест  №6    по  теме  «Класс  Земноводные. Класс  Пресмыкающиеся»

Тест  №7  по  теме  «Класс  Птицы»

Тест  №8  по  теме  «Класс  Млекопитающие»

Лабораторная  работа  №5

«Изучение  внешнего  строения  и  поведения  рыбы»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Внешнее  строение  рыбы», «Внутреннее  строение  рыбы», «Многообразие  рыб»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Внешнее  строение  лягушки», «Внутреннее  строение  лягушки», «Многообразие  земноводных»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Внешнее  строение  ящерицы», «Внутреннее  строение  ящерицы», «Многообразие  пресмыкающихся», «Древние  пресмыкающиеся»

Лабораторная  работа  №6

«Изучение  внешнего  строения  и  перьевого  покрова  птицы»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Внешнее  строение  птицы», «Внутреннее  строение  птицы», «Многообразие  птиц», «Экологические  группы  птиц», «Размножение  птиц», «Значение  птиц»

Экскурсия  №2  «Знакомство  с  птицами  парка»»

Лабораторная  работа  №7

«Изучение  внутреннего  строения  млекопитающего  по  готовому  влажному  препарату»

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Внешнее  строение  млекопитающего», «Внутреннее  строение  млекопитающего», «Многообразие  животных», «Экологические  группы  млекопитающих»,  «Значение  млекопитающих, «Домашние  животные»

Экскурсия  №3  «Домашние  и  дикие  звери»

П.30

П.31

П.32

П.33

П.34

П.35

Повтор.

П.36

П.37

П.38

П.39

П.40

П.41

П.42

Повтор.

П.44

П.45

П.46

П.47

П.49

П.50

Повтор.

П.51

П.52

П.52

П.53, 54

П.55

П.56

П.57

П.58

Повтор.

63

64

65

66

9. Развитие  животного  мира  на  Земле 4  часа

 

Доказательство  эволюции  животного  мира.

Основные  этапы  развития  животного  мира.

Обобщение, систематизация  и  контроль  знаний  по  материалу  курса  биологии  7  класса.

Обобщение, систематизация  и  контроль  знаний  по  материалу  курса  биологии  7  класса.

Приводить  доказательства  (аргументация)  необходимости  соблюдения  мер  профилактики  заболеваний, вызываемых  животными; происхождения  и  усложнения  животных  в  ходе  эволюции (на  примере  сопоставления  отдельных  систематических  групп). Находить  информацию  о  животных  в  научно-популярной  литературе, биологических  словарях  и  справочниках, анализировать  и  оценивать  её, переводить  из  одной  формы  в  другую.

Демонстрации: таблицы  и  модели  «Эволюция  органического   мира», «Классификация  животный», «Многообразие  животных»

П.60

П.61

Повторение  и  обобщение  по  курсу

Лабораторные  работы - 7

Тесты – 8

Экскурсии -  3    

Резервные  уроки - 2

Тема урока

Тип урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дополнительные элементы содержания

ВВЕДЕНИЕ (5 ЧАСОВ)

1.

Зоология - как наука о животных.

 Урок обобщения и систематизации знаний

1-я неделя сентября

Зоология - как наука о животных.

Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства  и различия животных и растений.

Значение животных.

Называть предмет изучения зоологии.

Приводить примеры животных вредителей с\х растений.

Описывать признаки животных.

Отличать животных от растений.

Выделять значение животных в природе и жизни человека.

Современная зоология- система наук о животных.: морфология, физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика , зоогеография

2.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

 Урок обобщения и систематизации знаний

1-я неделя сентября

Среды жизни и места обитания животных.

Взаимосвязи животных.

Давать определение понятию место обитания животного.

Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них

Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений м\у животными.

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания

3.

Классификация животных. Основные систематические группы животных

2-я неделя сентября

Классификация животных. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии.

Методы изучения животных.

Называть систематические категории.

Отличать  классификацию растений от классификации животных.

Объяснять значение клас-ии

Основные систематические категории животных.

4.

Влияние человека на животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

2-я неделя сентября

Зависимость жизни животных от человека.

Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека.

Описывать меры охраны редких животных.

Прогнозировать последствия исчезновения животных.

5.

Проверочная работа.

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

3-я неделя сентября

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.

Тема 1. «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ» (3 ЧАСА)

6

Клетка

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

3-я неделя сентября

Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток.

Перечислять основные органоиды клетки

Называть роль органоидов.

Отличать клетки животных от клеток растений.

Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки.

7

Ткани

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

4-я неделя сентября

Ткань. Определение особенности строения Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Особенности строения основных видов тканей.

Давать определение термину ткани.

Называть основные виды тканей.

Объяснять, почему у животных есть нервная ткань

Характеризовать основные виды тканей

8

Органы и системы органов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

4-я неделя сентября

Орган-часть организма.

Системы органов: ОДС, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. Симметрия тела.

Давать определение терминам орган, система органов.

Называть системы органов.

Характеризовать строение и функции органов

Тема 2 «ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ» (4 ЧАСА)

9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Общая характеристика простейших, как одноклеточных организмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, дыхание, выделение, размножение.

Образование цисты.

Раздражимость.

Называть среду обитания и способы передвижения.

Описывать условия образования цисты.

Распознавать на рисунках и описывать амебу и ее органоиды

Объяснять способ передвижения, питания, размножения.

Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы.

10

Класс  Жгутиконосцы

Комбинированный урок

Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы.

Среда и условия обитания.

Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков.

Автотрофное и гетеротрофное питание.

Распознавать на рисунках и описывать эвглену и ее органоиды

Называть среду обитания и способы передвижения.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.

11

Тип Инфузории

Комбинированный урок

Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, 2 ядра, 2 сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли.

Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс.

Называть функции органоидов инфузории –туфельки.

Распознавать на рисунках и описывать инфузорию –туфельку

и ее органоиды

Многообразие инфузорий: донные виды, паразиты, малоподвижные виды.

12

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Урок систематизации и закрепления знаний

Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические простейшие – возбудители заболеваний.

Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

Объяснять роль простейших в природе и жизни человека.

Жизненный цикл малярийного плазмодия.

Тема 3 «ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ» (4 ЧАСА)

13

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок

Одиночные и колониальные организмы.

Размножение: бесполое и половое.

Называть признаки типа кишечнополостные.

Объяснять значение термина кишечнополостные.

Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза

14

Пресноводная гидра.

Комбинированный урок

Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение и жизнедеятельность. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса.

Называть образ жизни, значение различных клеток гидры, строение гидры.

Объяснять процесс регенерации.

Характеризовать по плану размножение гидры

Внутриклеточное пищеварение.

15

Многообразие и значение кишечнополостных

Урок систематизации и закрепления знаний

Роль кишечнополостных в природе и жизни человека.

Называть значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа кишечнополостных.

Классы кишечнополостных: сцифоидные, гидроидные, коралловые полипы.

16

Контрольная работа №1 «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.

Тема 4 «ТИПЫ: ПЛОСКИЕ, КРУГЛЫЕ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ» (6 ЧАСОВ)

17

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов.

Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение.

Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по таблицам и рисункам системы органов.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

18

Многообразие плоских червей

Комбинированный урок

Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных.

Циклы развития паразитических червей.

Меры защиты от заражения.

Называть меры защиты от паразитических червей.

Узнавать по таблицам и рисункам стадии развития печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Выявлять приспособления к паразитизму.

Объяснять роль  плоских червей.

Класс Сосальщики и Ленточные черви.

19

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости.

Значение круглых червей в природе и жизни человека.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Круглые черви

Объяснять меры профилактики заражения.

20

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни. Особенности строения. Наличие вторичной полости.

Появление замкнутой кровеносной системы.

Распознавать на рисунках и описывать системы органов.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Кольчатые черви

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

21

Класс малощетинковые черви.

 Лаб.работа №1«Изучение внешнего строения дождевого червя»

Комбинированный урок

Образ жизни. Особенности строения дождевого червя.

Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя почвообразовании.

пиявки

22

Контрольная работа №2 «Черви»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

Тема 5 «ТИП МОЛЛЮСКИ» (4 ЧАСА)

23

Общая характеристика типа Моллюски

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела).

Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа моллюски.

Выявлять особенности строения типа.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

24

Класс Брюхоногие моллюски

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Объяснять значение в природе и жизни человека.

25

Класс Двустворчатые Моллюски

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

Объяснять значение в природе и жизни человека

Сравнивать двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Механизм образования жемчуга.

26

Класс Головоногие Моллюски

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять особенности строения головоногих моллюсков.

Тема 6 «ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ» (8 ЧАСОВ)

27

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.

Образ жизни и внешнее строение ракообразных.

Системы внутренних органов.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Членистоногие.

Распознавать и описывать строение и многообразие членистоногих.

Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания ракообразных.

Многообразие ракообразных: десятиногие, листоногие, веслоногие,равноногие,  разноногие, усоногие.

28

Класс Паукообразные

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни и особенности строения паукообразных.

Системы внутренних органов.

Поведение и особенности жизнедеятельности.

Клещи. Значение паукообразных.

Распознавать на рисунках и описывать представителей паукообразных.

Описывать внешнее строение паука крестовика и жизнедеятельность пауков.

Характеризовать практическое значение паукообразных.

Ловчие сети различных видов пауков.

Многообразие паукообразных.

29

Класс Насекомые. Внешнее строение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, 3 пары ног, крылья, органы дыхания наземного типа.

Типы ротового аппарата.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания

Типы ног у насекомых

30

Внутреннее строение насекомых

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Системы внутренних органов.

Смешанная полость тела.

Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами.

Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение.

Узнавать  системы внутренних органов.

Описывать поведение насекомых.

Выделять особенности внутреннего  строения

Характеризовать размножение насекомых.

31

Типы развития насекомых

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. Признаки отрядов насекомых.

Стадии развития с неполным превращением и с полным превращением.

Приводить примеры насекомых с неполным превращением и с полным превращением.

Описывать стадии развития насекомых.

Перечислять признаки отрядов.

Отряды насекомых с неполным превращением. Отряды насекомых с полным превращением

32

Полезные насекомые. Охрана насекомых

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд.

Продукты пчеловодства.

Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком.

Описывать значение насекомых в природе и жизни человека.

Характеризовать меры по охране насекомых.

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи

33

Насекомые -  вредители сада и огорода.

Лаб. Работа № «Изучение насекомых вредителей»

Комбинированный урок

Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний.

Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические.

Перечислять Методы борьбы человека с вредителями культурных растений, переносчиками заболеваний.

Называть вредители культурных растений, переносчики заболеваний.

34

Контрольная работа №3 «Моллюски. Членистоногие»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

Тема 7 «ТИП ХОРДОВЫЕ» ()

КЛАСС РЫБЫ

35

Общие признаки типа Хордовые. Подтип Бесчерепные

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость тела.

Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов.

Распознавать животных типа Хордовые.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению  с кольчатыми червями.

Вторичноротые животные. Описание ланцетника.

Развитие ланцетника

36

Подтип Черепные. Надкласса Рыбы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей.

Особенности внешнего и внутреннего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб.

Расположение и значение органов чувств.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Описывать внешнее строение.

Характеризовать функции плавников

Выделять особенности строения рыб и функции органов чувств.

37

Внутреннее строение рыб.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Системы внутренних органов: ОДС, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная.

Называть отделы, органы и их функции.

Перечислять характерные черты внутреннего строения.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов

Выделять особенности строения рыб

38

Особенности размножения рыб

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб.

Особенности поведения: миграция, забота о потомстве.

Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

Приводить примеры проходных рыб.

Выделять особенности строения и функции органов размножения рыб.

Объяснять значение миграций в жизни рыб.

39

Основные систематические группы рыб.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты.

Многообразие костистых рыб.

Осетровые, двоякодышащие и кистеперые рыбы.

Значение их в происхождении наземных позвоночных животных.

Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водах Мурманской области.

Перечислять особенности строения двоякодышащих и двоякодышащих рыб.

Сравнивать различные отряды костистых рыб.

Классификация надкласса Рыбы.

Двоякодышащие рыбы (нерацератод, лепидосирен)

40

Промысловые рыбы. Их использование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Практическое значение рыб. Рыболовство.

Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб : сельдеообразные, трескообразные, карпообразные.

Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство.

Называть представителей промысловых рыб.

Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение.

Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.

Доказывать практическую значимость прудоводства.

География рыболовного промысла.

Схема прудового хозяйства.

Рыборазводные заводы, их значение.

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (4 ЧАСА)

41

Общая характеристика. Внешнее строение лягушки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура.

Узнавать отделы скелета.

Описывать внешнее строение.

Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.

Выделять особенности строения земноводных.

Сравнивать костный скелет земноводных и рыб

Зависимость процессов жизнедеятельности от температуры окружающей среды. Оцепенение.

42

Строение и деятельность систем внутренних органов.

Лаб.работа №  «Внутренне строение лягушки»

Комбинированный урок

Системы внутренних органов:  пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная.

Обмен веществ и энергии.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов

Описывать строение и функции систем внутренних органов.

43

Годовой цикл жизни земноводных. Многообразие земноводных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Сходство личинок земноводных с рыбами. Вымершие земноводные.

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.

Сравнивать головастика и взрослую особь.

Сравнивать развитие рыбы и лягушки.

Называть места обитания земноводных и основные отряды, роль земноводных.

Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных.

44

Контрольная работа № 4 «Рыбы. Земноводные»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (4 ЧАСА)

45

Общая характеристика. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности внешнего строения (на примере ящерицы).Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Строение скелета.

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни.

Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона, скелет ящерицы и ужа.

46

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга.

Обмен веществ: питание, дыхание и выделение.

Поведение. Размножение и развитие.

Перечислять  усложнения в строении систем органов.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов

Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся

47

Многообразие пресмыкающихся. Роль в природе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

отряды класса пресмыкающиеся: чешуйчатые, черепахи.

Ядовитые змеи. Меры первой помощи.

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся.

Называть  известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.

Приводить примеры ящеров и их среды обитания.

Называть причины вымирания.

Объяснять Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека

Отряд крокодилы

48

Проверочная работа№2 «пресмыкающиеся»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

КЛАСС ПТИЦЫ(8 ЧАСОВ)

49

Среда обитания и внешнее строение птиц.

Лаб. Работа № «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Комбинированный урок

Общая характеристика класса.

Среда обитания. Особенности внешнего строения. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.

Характеризовать типы перьев.

Описывать приспособления внешнего строения для полета.

50

Особенности строения опорно-двигательной системы птицы.

Лаб.работа № «Строение скелета птицы»

Комбинированный урок

Скелет птицы. Отделы. Приспособленность к полету : срастание и пневматичность костей.

Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.

Выделять особенности скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

51

Внутреннее строение птиц

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Системы внутренних органов птиц. Приспособленность к полету. Интенсивный обмен веществ.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов

Назвать прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять  приспособленность систем внутренних органов птиц к полету.

Объяснять причины интенсивного обмена веществ.

52

Размножение и развитие птиц.

Лаб. Работа № «Изучение строения куриного яйца»

Комбинированный урок

Органы размножения. Развитие яйца и зародыша.

Выводковые и гнездовые птицы.

Называть этапы развития яйца

Выделять  особенности строения органов размножения, связанные с полетом.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

53

Сезонные явления в жизни птиц

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовый период, сезонные миграции.

Называть причины появления у птиц инстинкт  перелета.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Типы гнезд. Оседлые, кочующие, перелетные птицы.

54

Многообразие птиц

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, хищные и всеядные.

Называть Экологические группы птиц и приводить примеры.

Определять особенности строения различных экологических групп.

Систематические группы птиц.

Надотряды: пингвины,страусы, типичные птицы.

55

Происхождение и значение птиц

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.

Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Перечислять роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.

Приводить примеры Домашних птиц

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся.

Археоптерикс.

56

Контрольная работа № 5 «Птицы»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (10 ЧАСОВ)

57

Общая характеристика. Особенности внешнего строения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки класса.

Среды жизни и места обитания.

Особенности внешнего строения

Строение кожи. Шерстяной покров.

Железы млекопитающих.

Называть общие признаки млекопитающих.

Перечислять функции желез.

Описывать строение кожи.

Выделять особенности внешнего строения.

58

Внутреннее строение млекопитающих

Лаб. Работа № «Строение скелета млекопитающих»

Комбинированный урок

Особенности внутреннего строения. Усложнение ОДС, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

Перечислять особенности скелета.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов

Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных групп млекопитающих.

59

Размножение и развитие млекопитающих

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Размножение и развитие млекопитающих, забота о потомстве. Годовой и жизненный цикл и сезонные явления.

Приводить примеры заботы о потомстве.

Характеризовать размножение и развитие млекопитающих.

60

Происхождение и многообразие млекопитающих

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Предки млекопитающих – древние млекопитающие. Многообразие. Яйцекладущие и настоящие звери.

Называть группу рептилий,  от которых произошли млекопитающие.

Описывать строение и жизнедеятельность первозверей.

Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Особенности биологии. Районные распространения и разнообразие.

61

Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки отряда.

Приводить примеры различных млекопитающих.

Находить черты  сходства между отрядами грызуны и зайцеообразные.

Семейства отряда хищные.

62

Отряды Ластоногие и китообразные, Парнокопытные и

Непарнокопытные, Хоботные

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки отряда

Приводить примеры различных млекопитающих

Сравнивать отряды млекопитающих.

Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и нежвачных животных.

63

Отряд Приматы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки отряда

Сходство человекообразных обезьян с человеком.

Называть общие черты строения приматов.

Доказывать что обезьяны – наиболее высокоорганизованные животные.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

Семейства отряда приматы

64

Экологические группы млекопитающих

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Среда обитания. Экологические группы млекопитающих

Перечислять Экологические группы млекопитающих

65

Значение млекопитающих для человека

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Домашние звери: КРС, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади.

Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация.

Приводить примеры хоз.групп и пород млекопитающих.

Распознавать и описывать домашних зверей.

Северные олени. Кролиководство.

66

Контрольная работа № 6 «Млекопитающие»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

67

Док- во эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понятие об эволюции. Учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных – результат эволюции.

Называть факторы эволюции.

Приводить доказательства эволюции животного мира.

Естественный отбор и наследственная изменчивость.

68

Основные этапы развития животного мира на Земле

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов.

Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.

Называть Основные этапы развития животного мира на Земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....