Рабочая программа по биологии для 9 (заочного) класса
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

Выдренок Любовь Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.v._2010-2011_zaochnyy_biologiya_9_klass.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно (календарно) - тематическое планирование по биологии  для 9 (заочного) класса

Название  тем,  разделов

К-во час.

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

«Введение» - 1 час

1

Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого.

1

Урок изучения нового материала.

опрос

Раздел I  «Уровни организации живой природы»  - 25 часов

Тема  1 «Молекулярный уровень» -  3 часа

2

Молекулярный уровень. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Нуклеиновые кислоты.

1

Урок изучения нового материала

опрос

3

АТФ и другие органические вещества. Биологические катализаторы.

1

Комбинированный урок

опрос

4

Вирусы.

1

опрос

Тема  2   «Клеточный уровень» - 6 часов

5

Основные положения клеточной теории. Клеточная мембрана.

1

Урок изучения нового материала

опрос

6

Органоиды цитоплазмы. Ядро.

1

Комбинированные уроки

опрос

7

Изучение клеток растений и животных. Строение прокариот.

1

опрос

8

Практическая работа № 1 по теме: «Изучение клеток растений  и животных».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

практич. работа

9

Метаболизм. Ассимиляция и Диссимиляция. Энергетический обмен. Фотосинтез.

1

Комбинированные уроки

опрос

10

Биосинтез белков. Деление клетки. Митоз.

1

опрос

Тема 3 «Организменный уровень» - 7 часов

11

Размножение организмов. Бесполое размножение. Половое размножение.

1

Комбинированные уроки

опрос

12

Онтогенез. Эмбриональный период.

Постэмбриональный период.

1

опрос

13

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

Моногибридное скрещивание.

Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.

Независимое наследование признаков.

1

опрос

14

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

опрос

15

Модификационная и  мутационная изменчивость. Основные методы селекции. Работы Н.И Вавилова.

1

опрос

16

Зачёт № 1.

1

Урок контроля и оценки знаний

зачёт

17

Обобщающее повторение.

1

Уроки обобщения и систематизации знаний

тест

1

2

3

4

5

6

Тема 4 «Популяционно - видовой уровень» - 1 час

18

Критерии вида.

1

Комбинированные уроки

опрос

Тема 5 «Экосистемный уровень» -  4 часа

19

Сообщество, экосистема. Биогеоценоз.

Состав и структура сообществ.

1

Урок изучения нового материала

опрос

20

Потоки вещества и энергии в экосистемах. Составления схем передачи веществ и энергии.

1

Комбинированные уроки

опрос

21

Саморазвитие экосистем.

1

опрос

22

Практическая работа № 2 по теме: «Выявление типов взаимодействия для разных видов в конкретной экосистеме»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

практич. работа

Тема 6 «Биосферный уровень» -  4 часа

23

Биосфера. Эволюция биосферы.

Круговорот веществ в биосфере.

1

Комбинированные уроки

опрос

24

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природоиспользования.

1

опрос

25

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

1

опрос

26

Практическая работа № 3 по теме:

«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

практич. работа

Раздел II «Эволюция» - 5 часов

27

Развития эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина.

1

Урок изучения нового материала

опрос

28

Борьба за существование и естественный отбор.

1

Комбинированные уроки

опрос

29

Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания.

1

опрос

30

Практическая работа № 4 по теме: «Выявление приспособленности к среде обитания»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

практич. работа

31

Направление эволюции, закономерности эволюции.

1

Комбинированный урок

опрос

Раздел III «Возникновение и развитие жизни» - 5 часов

32

Современные гипотезы  происхождения жизни.

1

Урок изучения нового материала

опрос

33

Основные этапы развития жизни на земле. Эра древнейшей жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое.

1

Комбинированные уроки

опрос

34

Эволюция человека.

1

опрос

35

Зачёт № 2.

1

Урок контроля и оценки знаний

зачёт

36

Обобщающее повторение.

1

Уроки обобщения и систематизации знаний

тест

Учебно - тематический план

по биологии  для 9 (заочного) класса

Названия разделов и тем.

Количество часов

всего

теории

практики

Введение

1

1

Раздел I  «Уровни организации живой природы»

25

20

5

Тема  1 «Молекулярный уровень»

3

3

Тема  2   «Клеточный уровень»

6

5

1 (прак.раб)

Тема 3 «Организменный уровень»

7

5

1 (зачёт)

1 (тест)

Тема 4 «Популяционно - видовой уровень»

1

1

Тема 5 «Экосистемный уровень»

4

3

1 (прак.раб)

Тема 6 «Биосферный уровень»

4

3

1 (прак.раб)

Раздел II «Эволюция»

5

4

1 (прак.раб)

Раздел III «Возникновение и развитие жизни»

5

3

1 (зачёт)

1 (тест)

Всего:

36

28

8

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)

Программа  рассчитана на 36 часов в год  (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

зачётов – 2;

практических работ – 4.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Примерная программа основного общего образования по биологии (базовый уровень; утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312); программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006.

Учебник:

  • Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Каменски , Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 303, [1] с.: ил.

Промежуточная  аттестация  проводится  в  соответствии  с  Уставом  МОУВСОШ № 4  в  форме:  зачёта,  опроса,  тестирования.  

Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование:

В соответствии  с приказом  Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 09.02.1998 г. № 322 для заочной формы обучения на  изучение  предмета  отводится  1час  в  неделю  (36 часов в год).  

     Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•    освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

•    овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с      различными источниками информации;

•    воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и  здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•    иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растения ми, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения биологии ученик должен

    знать/понимать

•   признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов

    растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

•   сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

•   особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

    уметь

•   объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

    взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

•   изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы  органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

•   выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

•   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•   анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые  организмы и экосистемы;

•   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о  живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при  простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

•   рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•   выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

•   проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

рабочая программа по биологии для заочной формы обучения

Целью составления рабочей программы является приведение часового объёма примерной, авторской  программ в соответствии с количеством реального времени предназначенного для изучения биологии в 6-9 ...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения.

Рабочая программа по биологии для 9 классов очно-заочной формы обучения соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года), авторской программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...