Тайны коры головного мозга
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Люшнев Леонид Васильевич

Конспект урока в 8 классе Тайны коры головного мозга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тайны коры головного мозга

 Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность.

 На то и ум, чтобы обуздать ее нелепости.

У. Шекспир

Части урока:

  1. Ориентировочно - мотивационный этап, цель которого- стимулирование познавательного интереса учащихся (вступительное слово учителя, фронтальная беседа с учащимися, просмотр видеофильма).
  2. Операционно - исполнительный этап, во время которого ученик с помощью учителя сам становится активным участником образовательного процесса (учебный эксперимент, работа в группах, работа в парах, видеопауза, радиопьеса).
  3. Рефлексивно – оценочный этап, где важнее оценки учителя самоконтроль и самооценка ученика.
  4. Домашнее задание: задается не на оценку учителя, а на рефлексию.

Задачи урока: изучить особенности функции переднего мозга; сформировать знания о функциональной ассиметрии полушарий и связанными с ней особенностями функций зрения, речи, слуха; показать связь функциональной ассиметрии полушарий с целостным восприятием мира; продолжить развитие умений сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать и делать выводы; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом.

Оборудование: модели черепа и головного мозга; таблицы «Ассиметрия полушарий головного мозга», «Виды левополушарного и правополушарного мышления», «Различия между полушариями мозга, связанные с полом»; рисунки «Кора больших полушарий», «Строение головного мозга», «Ассиметрия управления деятельностью левой и правой частями тела» (мозг и руки); карты соматосенсорной и моторной зон коры; иллюстрационный материал для самостоятельной работы «Локализация функций в больших полушариях мозга человека»; приложения 1-6 ( текстовые материалы: терминология, подсказка,к проверке знаний, анализ теста «Ведущее полушарие», ключ к групповой работе «Формирование образа»); фрагмент радиопьесы Фраермана « Дикая собака Динго или Повесть о первой любви», запись музыкального отрывка «Болеро» Равеля, видеофильм Анатомия и физиология человека», студия «Кварт»

Ход урока

 1 Ориентировочно- мотивационный этап.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего собственного «я»- нашему мозгу и его функциям. Человек рождается, растет и плачет, любит и ненавидит, решает сложные математические задачи и сочиняет музыку, стихи, живет в реальной жизни, не переставая мечтать. И это все настолько естественно, что мы не задумываемся, где начало всех этих процессов. Но наступает пора, когда задаешься вопросом: в чем заключается тайна  собственного я? В классификации живых существ человеку присвоено почетное наименование Человек разумный разумный. Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга.

Фронтальная беседа с учащимися. Каковы особенности головного мозга человека? (Мозг человека имеет большой вес и большие размеры. Но есть животные, у которых мозг больше и тяжелее? (У человека велик относительный вес мозга, т.е. доля мозга на килограмм общего веса тела.) Но и в этом отношении мы уступаем некоторым животным, по относительному весу мозга лидируют китообразные. Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям. Но, если не размеры и вес,  то, что же является отличительной особенностью мозга «человека разумного»? Сегодня можно указать на одну уникальную особенность головного мозга животных и человека. Он симметричен. Его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству нейронов, так и по общей структуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария мозга выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности, т.е. они функционально асиметричны.

3. Видеопауза. Демонстрация видеофрагмента «Нервная система».

Комментарии учителя к фильму: добавлю, что мозг не чувствует ни боли, ни наслаждения, а является лишь оценщиком- это приятно, а это нет, это хорошо, а это –плохо.

4.Проверка знаний о строении головного мозга. Терминологическая разминка с использованием приложения 1, рис.1,2.

2.   Операционно - исполнительный этап

1. Учебный эксперимент №1 Ученикам предлагается вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста «Ведущее полушарие». Ответы записать буквой П ( правый тип реакции) или Л ( левый тип реакции).

Задание 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Задание 2. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом  поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза- тип реакции левый.

Задание 3. Учащимся предстоит немного поаплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху — правая или левая. Зафиксируйте этот результат на своем листке.

Задание 4. Примите так называемую позу Наполеона: скрестите руки на груди. Посмотрите, какая рука оказалась сверху — правая или левая. Результат запишите.

2.        Рефлексия. Подведение итогов эксперимента по анализу теста «Ведущее полу-
шарие» (см. приложение 2).

Комментарии учителя к тесту: итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев столь большое количество левшей, как, например, Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, Жанна д' Арк и Бенджамин Франклин, Моцарт и Бетховен, Альберт Энштейн и Карел Бах, Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Сильвестр Сталлоне и Джулия Роберте, Том Круз и Пол Маккартни и т. д.

3.        Рассказ учителя. Еще во второй половине XIX в. возникло представление о том,
что две половины головного мозга человека различным образом получают, хранят и перерабатывают информацию, поступающую от органов чувств.

(Звучит «Болеро» Равеля.) Автор этого музыкального произведения Морис Равель — известный французский композитор. В возрасте 57 лет он попал в аварию и получил серьезную травму левого полушария мозга.

После травмы композитор по-прежнему мог слушать музыку, посещать концерты, критиковать или наслаждаться услышанной музыкой. Но больше так никогда и не смог записывать то, что звучало в его голове. Равель страдал афазией Вернике; был не в состоянии играть на фортепиано, правильно петь, записывать музыку или читать нотную запись.

В 1861г. знаменитый французский патологоанатом Поль Брока обнаружил, что повреждение заднелобной доли левого полушария головного мозга у человека сопровождается расстройством речи. Он заявил, что мы говорим левым мозгом. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. А состояние, при котором человек теряет способность говорить, но при этом нормально читает, пишет и понимает то, что ему говорят, называют афазией Брока.

  1. Работа учащихся с иллюстративным материалом (рис. 3) приложения 3. Учащиеся находят на рисунке зону Брока и зону Вернике и закрашивают их.
  2. Рассказ учителя. Открытия П.Брока положили начало многочисленным исследованиям. В 1981г. американскому неврологу Р.У.Сперри была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий мозга». Разделение познавательных функций каждого из полушарий получило название функциональной асимметрии.
  3. Работа учащихся с иллюстративным материалом. На рис. 4 учащиеся находят лобную, теменную, затылочную, височную доли коры головного мозга и закрашивают, соответственно, красным, синим, зеленым и желтым цветами.
  4. Учебныйэксперимент№2.Учитель показывает плакат, на котором на желтой
    плашке написаны слова
    красный (синим цветом), синий (красным цветом), желтый
    (зеленым цветом) и задает вопросы: Каким цветом написано слово — красный, синий, желтый? Кто увидел цвета — синий, красный, зеленый? Какие доли работали, в каких полушариях?

8.        Рефлексия. Подведение итогов эксперимента по анализу табл. 1 приложения 4.

Вывод: затылочная доля распознает увиденное, первичная зрительная зона воспринимает информацию от глаз, ассоциативная зрительная зона распознает, а лобная доля (зона Брока) читает. Левое полушарие читает слово «красный», правое полушарие видит цвет «синий».

9.        Рассказ учителя. В эволюции человека речь первоначально лишь использовала, а
затем развила и качественно преобразовала уже имеющуюся у животных межполушарную асимметрию.

Асимметрия мозга появляется к 4—5 годам, в 12—14 лет властно заявляет о себе и окончательно формируется к 17 годам. До 7 лет оба полушария одинаково хорошо понимают речь и управляют ею. Если до этого возраста произошла травма левого полушария, то выполнение речевой функции на себя берет правое полушарие. После 7 лет это становится невозможным.

10.        Видеопауза. Просмотр документального фильма, рассказывающего о том, как
у четырехлетней девочки с тяжелой болезнью мозга удаляют левое полушарие целиком, при этом она продолжает нормально жить, развиваться, ходит в школу и ничем
не отличается от своих сверстников.

11.        Рассказ учителя. Судя по данным тестов, примерно 5% молодых людей в возрасте 18—26 лет являются левшами. Если прикинуть, сколько этот процент дает в пересчете на население страны, то получится внушительное число. Все эти люди каждое утро оказываются в положении Алисы в Зазеркалье, где все неправильно: дверные ручки не слева, а справа; не с той стороны рычаг переключения передач в автомобиле, даже консервный нож двигается в обратном направлении. Переучивать левшей нельзя, это чревато глубокими психоэмоциональными травмами. Это положение было узаконено приказом Министерства здравоохранения в 1985г. В нем говорится о том, что в семье, в детском саду, в школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой. Детям разрешается писать, как им удобно, не обращая внимания на наклон и каллиграфию. Лишь бы без ошибок, лишь бы не отставали от своих одноклассников.

  1. Учебный эксперимент №3. После прослушивания отрывка из радиопьесы Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» учитель просит школьников описать звуки, которые они услышали: что вы мысленно себе представляли во время прослушивания?
  2. Рефлексия. Подведение итогов эксперимента №3 по анализу табл.1 приложения 4.

Вывод: правая половина мозга ответственна за понимание «предметных шумов» (звон разбитого стекла, бульканье воды, аплодисменты, чихание, храп и т.д.), в том числе сопровождающих всевозможные явления природы, работу машин. На этом эффекте основаны все радиопьесы. Слыша звуки, мы представляем, как герой поднимается по лестнице, достает из кармана ключи, отпирает дверь и входит в квартиру... При неработающем правом полушарии эти звуки не вызовут в мозгу никаких картин, не обозначат ровным счетом ничего. Музыку узнает правое полушарие, а слова — левое.

14.Работа в группах по заданиям. Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает соответствующее задание

    Гр у п п е № 1. Выяснить особенности левополушарного мышления (по табл.1 приложения 4).

Группе № 2. Выяснить особенности правополушарного мышления (по табл.1 приложения 4).

Группе № 3. Выявить различия между полушариями мозга у девочек (по табл.2 приложения 4).

Группе № 4. Выявить различия между полушариями мозга у мальчиков (по табл.2 приложения 4).

  1. Рефлексия. Подведение итогов работы в группах.
  2. Рассказ учителя. В обычных условиях жизни мы пользуемся левым полушарием, но в трудных условиях (стресс, адаптация к любым новым условиям, решение нестандартных интеллектуальных и поведенческих задач) переход на принципиально но вый уровень происходит за счет функций правого полушария. Особенность левого полушария — использование штампов, т.е. наиболее эффективных и оперативных гипотез, регулярно закрепляемых в непосредственной практике. Когда некое изображение попадает на сетчатку глаза, мозг должен восстановить его в целостный образ и либо отождествить с уже известным объектом, либо квалифицировать как неизвестный. Все строится на линейном переборе пар элементов («это» — не «это»), происходящем с большой скоростью. Сам набор элементов, участвующих в сравнении, «хранится» и в правом, и в левом полушариях

17.Учебный эксперимент № 4. Работа в группах по заданиям приложения 5.

18.Рефлексия. Подведение итогов работы в группах. Обсуждение результатов.

Уч и т е л ь. До сих пор мы рассматривали деятельность каждого полушария изолированно, так, будто у человека есть два разных, ничем не связанных мозга. На самом же деле нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий. Но что значит совместная работа? В нейрофизиологии эта проблема формулируется как проблема взаимодействия полушарий.

У ч е н и к. Оба полушария не независимы друг от друга. В этом мы убедились, проводя последнюю групповую работу. Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружески участвуют в работе мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом.

Учитель. Полушария выполняют функцию сотрудничества. Поэт, используя глубокие чувства, образы и метафору, полагается на правое полушарие, а на левое — в поисках слов, чтобы выразить то, что создает правое полушарие. Полушария могут также быть антагонистичными: например, интуиция и чувства подавляются, когда левое полушарие становится слишком агрессивным, пытающимся решить все при помощи логики и анализа. Но у взаимотормозящего влияния полушарий есть еще одна особая миссия. Чтобы адекватно реагировать на изменчивые обстоятельства и разнообразные ситуации, с которыми жизнь сталкивает человека, необходимо то сочетать способности правого и левого полушарий, то максимально использовать способности одного из них. Когда математик оперирует многомерным пространством и мнимыми величинами, у него предельно обострено абстрактное мышление. Но тот же человек за рулем автомобиля в аварийной ситуации сможет избежать катастрофы, лишь мгновенно охватив вполне реальное пространство и вполне реальные предметы, т. е. предельно обострив образное восприятие. Реципрокное взаимодействие позволяет всегда иметь наготове резервы, позволяет очень тонко и точно балансировать активность полушарий и тем самым соблюдать наиболее выгодное в данный момент соотношение образного и абстрактного мышления.

Вывод (делают ученики): ключ к истинному творчеству лежит в равновесии между двумя полушариями, а не в доминировании одного над другим.

III.        Рефлексивно-оценочный этап.

1.        Рефлексия по итогам всего урока: где находится основной центр речи? (Левое полушарие.) Какое полушарие воспринимает изображение предмета целиком и с массой
подробностей?
(Правое полушарие.) Какое полушарие работает больше при чтении
условия математической задачи, стихотворения?
(Левое полушарие.)

2.        Оценка работы школьников учителем

IV.        Домашнее задание.

  1. Прочитайте отрывок из «Моцарта и Сальери» Пушкина и решите, кто был более правополушарный, а кто — более левополушарный: Моцарт или Сальери.
  2. Мы знаем, что Альберт Эйнштейн был великим физиком и всем известна его увлеченность скрипкой. А великий русский ученый (физик, химик, математик) Михаиле Ломоносов был и поэтом. Определите, кто был правополушарным, кто — левополушарным: Эйнштейн, который великолепно играл на скрипке, или Ломоносов, который сочинял стихи.

Приложение1

Головной мозг — часть центральной нервной системы. Он расположен в черепной коробке. Состоит из нервных клеток (нейронов), которое создают серое и белое вещество головного мозга. Средняя масса 500 г.

Нейрон — нервная клетка, единица нервной системы. Состоит из тела (сомы) и из длинных (аксонов) и коротких (дендритов) отростков.

Конечный или большой мозг — состоит из двух симметрично расположенных полушарий, правого и левого, разделенных продольной щелью.

     Серое вещество — тела нервных клеток.

     Белое вещество — скопление нервных отростков, пучков нервных волокон.

Кора головного мозга — тонкая пластинка серого вещества, покрывающая полушария большого мозга. Толщина от 1,3—5 мм. Образует множество складок, борозд и извилин, которые увеличивают площадь поверхности, она составляет 2200 см2, где сконцентрировано свыше 14 млрд. нервных клеток

     Лобная, теменная, височная, затылочная доли — внешнее строение коры мозга.

Соматосенсорные зоны — участки коры, получающие импульсы от рецепторов (входящие сигналы).

    Ассоциативные зоны — интегрируют и хранят информацию и вырабатывают ответ с учетом     сходного прошлого опыта.

Двигательные (моторные) зоны — посылают импульсы к эффекторам (выходящие сигналы).

Моторная асимметрия - неодинаковая двигательная активность рук, ног, лица, половин тела, управляемых разными полуша

Соматосенсорная асимметрия — неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от срединной плоскости тела.

Психическая асимметрия — специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.

Агнозия — «душевная слепота», неспособность узнавать привычное.

Афазия — нарушение речи.

Реципрокность — перекрестность.

Приложение 2

Анализ теста «Ведущее полушарие»

Задание 1. Ответ: Л. — вы эмоциональный человек, П. — у вас аналитический склад ума.

Задание 2. Ответ: Л — мягкий и уступчивый характер, П — твердый и настойчивый.

Задание 3. Ответ: Л — кокетство, П — простота и добродушие.

Задание 4. Ответ: Л — решительный характер, П — колебание перед принятием решения.

Результаты, полученные в этих четырех тестах, сложи и найди особенности своего характера в следующих вариантах ответов.

ПППП: для тебя характерно постоянство, ориентация на общепринятое мнение; ты не любишь конфликтовать, спорить, ссориться.

ПЛПЛ: определяющая черта твоего характера — нерешительность.

ППЛП: для тебя характерны решительность, чувство юмора, артистизм; это очень контактный тип характера.

ППЛЛ: редкий тип характера, близкий предыдущему, но мягче; наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью.

ПЛПП: вариант, сочетающий аналитический склад ума с мягкостью характера; медленное привыкание к новому, осторожность.

ПЛПЛ: слабый и самый редкий тип характера; обладатели его подвержены различному влиянию, часто беззащитны.

ЛППП: такое сочетание встречается очень часто; основная черта — эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью; ты поддаешься чужому влиянию, в то же время ты приспосабливаешься к различным условиям жизни, легко сходишься с людьми.

ЛППЛ: для тебя характерны мягкость и наивность; ты требуешь особого, внимательного отношения к себе.

ЛЛПП: тебе присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, а также склонность к самоанализу

ЛЛПЛ: в твоем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкое сочетание.

ЛЛЛП: ты эмоционален, энергичен, решителен, но часто наспех принимаешь решения, которые приносят значительные осложнения; тебе необходимо выработать у себя надежный «тормозной механизм».

ЛЛЛЛ: неконсервативный тип характера; ты способен взглянуть на старые вещи по-новому, тебе характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

ЛПЛП: самый сильный тип характера; тебя трудно в чем-либо убедить, ты с трудом меняешь свою точку зрения, но в то же время энергичен, упорно добиваешься своих целей.

ЛПЛЛ: очень похоже на предыдущий тип: та же настойчивость в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу, но друзей находишь с трудом.

ПЛЛП: у тебя легкий характер, ты умеешь избегать конфликтов, любишь путешествовать, легко находишь друзей, но часто меняешь свои увлечения.

ПЛЛЛ: непостоянство и независимость; ты кажешься мягким, но когда доходит до дела, ты требователен и настойчив.

Приложение 3

Приложение 4

Виды левополушарного и правополушарного мышления

Левополушарное мышление

Правополушарное мышление

Восприятие деталей (цвет, штрих, мельчайшие подробности)

Восприятие целиком (форма, объем)

Слова, языки, речь

Музыка(фон), чувство ритма, интонация, голос

Логическое абстрактное

Конкретное образное

Наука и техника

Творческое ремесло

Факты, данные, цифры (историческое)

Молитва, медитация, мистика(вневременное, мифическое)

Сведение задач к частностям(локальное, местное)

Конструктивные задачи(глобальное)

Последовательное восприятие и переработка информации

Параллельное или одновременное восприятие и переработка информации

Аналитическое

Синтетическое

Словесное (вербальное)

Несловесное (невербальное)

Линейное

Пространственное

Алгебраическое

Геометрическое

Систематизирует опыт, позволяет избежать хаоса и неразберихи

Тянется к неизвестному, новому, парадоксальному, неопределенному, нешаблонному

Воспринимает,заполняет и воспроизводит информацию и индивидуальный жизненный опыт

Мгновенное схватывание,часто необъяснимое, как и почему оно зародилось

Ощущение «уже виденного», возникающее в совершенно новой для человека обстановке

Революционное

Оппозиционное

Активен днем

Активен ночью

Различия между полушариями мозга, связанные с полом

Девочки

Мальчики

Размер мозга меньше

Размер мозга больше

На 3% более высокая умственная одаренность

Быстрее развивается  левое полушарие

Быстрее развивается правое полушарие

Одновременно могут вести несколько не связанных друг с другом дел

Могут делать только одно дело

Вербальное и пространственные функции более равномерно распределены между обоими полушариями

Специализация полушарий выражена в большей степени: вербальные – в левом, пространственные – в правом

Приложение №5

Формирование образа

При формировании образа, мозг использует набор правил, которые в психологии называются законами гештальта (нем.Gestalt - образ). Эти законы формулируются с помощью бинарных оппозиций (двойных противоречий).

По закону фигуры и фона: в любом изображении есть значимая часть (фигура) и незначимая часть (фон). Мы не можем одновременно воспринимать фигуру и фон. Например, вы читаете этот текст и он для вас фигура, а ручка, лежащая рядом с этим  листом, входит в фон и не воспринимается вами как отдельный объект.

Закон группировки: любые объекты структурируются в группы либо на основе их пространственной близости (метонимическая связь), либо на основе сходства (метафорическая связь). Чашку с блюдцем по одному рисунку мы объединяем в единый ансамбль, даже если они стоят на разных концах стола.

Благодаря закону заполнения пробелов мы узнаем лицо человека, даже если часть его чем - то  заслонена. Закон непрерывности позволяет мозгу сводить в один объект кусочно- видимые части стола, хотя журнал, лежащий на столе, « разрывает» целостную картинку. Целое мы видим потому, что линии, идущие в одном направлении, мозг соединяет в одну.

Всякое обучение ребенка заключается в создании у него штампов восприятия мира, принятых в данной среде, в  данном обществе. Через некоторое время ребенок перестает задавать вопросы, потому что учителя не подталкивают его к уточнению картины мира и регулярному соотнесению ее с индивидуальным восприятием.

  Штамповое восприятие левого полушария позволяет человеку очень быстро и эффективно действовать в привычных условиях.

Когда условия меняются, оно может оказаться совершенно не эффективным. Тогда человек обращается к более медленным механизмам правого полушария, предлагающим целостную, но уже не простую и не знакомую картину мира, для которой не существует привычных мыслительных и поведенческих решений. Оно активируется в процессе стресса и адаптации.

  Задание 1. Рассмотрите рис.4, и угадайте, что на нем изображено. (Загадочная балюстрада)      Рассмотрите рис.5 Фотограф вместо объяснения в любви своей пассии отправил фото амфоры с надписью: « Наша любовь хрупка, как эта ваза. Берегите ее». Что он имел в виду?

Задание 2. Рассмотрите рис. 6 и 7, угадайте, что на них изображено.(Лошади и головы.)

Задание 3. Угадайте, что изображено на рис. 8. Прочитайте надпись на рис.9. Если вы сможете прочитать надпись на рис. 10, то сможете увидеть, что изображено на рис.11. (Всадник, лифт и Христос).

Задание 4.Угадайте, о чем мечтает лягушка, изображенная на рис. 13 и закончите предложение: « Трудно будет французскому солдату на поле боя без …»

Задание 5. Рассмотрите рис.14 и 15. Вы видите на них  букеты цветов, а художник имел в виду…

(5 человеческих профилей и 3 профиля – семья Наполеона)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны коры головного мозга

Слайд 2

Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздать ее нелепости. У. Шекспир

Слайд 3

Каковы особенности головного мозга человека?

Слайд 4

Видеофрагмент «Нервная система».

Слайд 5

Терминологическая разминка Головной мозг

Слайд 6

Терминологическая разминка Нейрон

Слайд 7

Терминологическая разминка Конечный или большой мозг

Слайд 8

Терминологическая разминка

Слайд 9

Терминологическая разминка Серое вещество

Слайд 10

Терминологическая разминка Белое вещество

Слайд 11

Терминологическая разминка Кора головного мозга

Слайд 12

Терминологическая разминка Лобная, теменная, височная, затылочная доли

Слайд 13

Терминологическая разминка Соматосенсорные зоны

Слайд 14

Терминологическая разминка Ассоциативные зоны

Слайд 15

Терминологическая разминка Двигательные (моторные) зоны

Слайд 16

Терминологическая разминка Моторная асимметрия

Слайд 17

Терминологическая разминка Соматосенсорная асимметрия

Слайд 18

Терминологическая разминка Психическая асимметрия

Слайд 19

Терминологическая разминка Агнозия

Слайд 20

Терминологическая разминка Афазия

Слайд 21

Терминологическая разминка Реципрокность

Слайд 22

Учебный эксперимент №1 «Ведущее полушарие». Задание 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Слайд 23

Учебный эксперимент №1 «Ведущее полушарие».

Слайд 24

Учебный эксперимент №1 «Ведущее полушарие». Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза- тип реакции левый.

Слайд 25

Учебный эксперимент №1 «Ведущее полушарие». Все хлопаем в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху — правая или левая. Зафиксируйте этот результат на своем листке.

Слайд 26

Учебный эксперимент №1 «Ведущее полушарие». Примите так называемую позу Наполеона: скрестите руки на груди. Посмо­трите, какая рука оказалась сверху — правая или левая. Результат запишите.

Слайд 27

Морис Равель Афазия Вернике

Слайд 28

Поль Брока Афазия Брока.

Слайд 29

Учащиеся находят на рисунке зону Брока Вернике

Слайд 30

В 1981г. Р.У.Сперри Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий мозга». Разделение познавательных функций каждого из полушарий получило название функциональной асимметрии.

Слайд 31

функциональная асимметрия Разделение познавательных функций каждого из полушарий получило название функциональной асимметрии.

Слайд 32

Найти на рисунке лобную, теменную, затылочную, височную доли коры головного мозга закрасить , соответственно, красным, синим, зеленым и желтым цветами.

Слайд 33

Учебный эксперимент №2. Каким цветом написано слово — красный, синий, желтый? Кто увидел цвета — синий, красный, зеленый? Какие доли работали, в каких полушариях?

Слайд 34

Учебный эксперимент №3 опишите звуки, которые услышали: что вы мысленно себе представляли во время прослушивания?

Слайд 35

Вывод: правая половина мозга ответственна за понимание «предметных шумов» (звон разбитого стекла, бульканье воды, аплодисменты, чихание, храп и т.д.) левая половина головного мозга отвечает за слова.

Слайд 36

Работа в группах Гр у п п а № 1. Выяснить особенности левополушарного мышления Группа № 2. Выяснить особенности правополушарного мышления Группа № 3. Выявить различия между полушариями мозга у девочек Группа № 4. Выявить различия между полушариями мозга у мальчиков

Слайд 37

Учебный эксперимент № 4 Задание 1. Рассмотрите рис.4, и угадайте, что на нем изображено. Рассмотрите рис.5 Фотограф вместо объяснения в любви своей пассии отправил фото амфоры с надписью: «Наша любовь хрупка, как эта ваза. Берегите ее». Что он имел в виду?

Слайд 38

Формирование образа

Слайд 39

Учебный эксперимент № 4 Задание 2. Рассмотрите рис. 6 и 7, угадайте, что на них изображено.

Слайд 40

Формирование образа

Слайд 41

Учебный эксперимент № 4 Задание 3. Угадайте, что изображено на рис. 8. Прочитайте надпись на рис.9. Если вы сможете прочитать надпись на рис. 10, то сможете увидеть, что изображено на рис.11.

Слайд 42

Формирование образа

Слайд 43

Формирование образа

Слайд 44

Учебный эксперимент № 4 Задание 4.Угадайте, о чем мечтает лягушка, изображенная на рис. 13 и закончите предложение: « Трудно будет французскому солдату на поле боя без …»

Слайд 45

Формирование образа

Слайд 46

Учебный эксперимент № 4 Задание 5. Рассмотрите рис.14 и 15. Вы видите на них букеты цветов, а художник имел в виду…

Слайд 47

Формирование образа

Слайд 48

Вывод ключ к истинному творчеству лежит в равновесии между двумя полушариями, а не в доминировании одного над другим.

Слайд 49

Итог урока Где находится основной центр речи? Какое полушарие воспринимает изображение предмета целиком и с массой подробностей? Какое полушарие работает больше при чтении условия математической задачи, стихотворения?

Слайд 50

Домашнее задание Прочитайте отрывок из «Моцарта и Сальери» Пушкина и решите, кто был более правополушарный, а кто — более левополушарный: Моцарт или Сальери.

Слайд 51

Домашнее задание Мы знаем, что Альберт Эйнштейн был великим физиком и всем известна его увлеченность скрипкой. А великий русский ученый (физик, химик, математик) Михаил Ломоносов был и поэтом. Определите, кто был правополушарным, кто — левополушарным: Эйнштейн, который великолепно играл на скрипке, или Ломоносов, который сочинял стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии для 8 класса по теме" Головной мозг"

Конспект урока+ презентация. Опрос проводиться в игровой форме...

Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека

Лобная доля.1)Двигательный анализатор располагается в передней _центральной извилине и парацентральной дольке. В V и отчасти VI слое располагаются гигантские пирамидные клетки Беца, волокна кото...

Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...

презентация "Тайны головного мозга"

К уроку биологии в 8 классе УМК Сонин...

8 класс. Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.

Цель:познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга; воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля; развивать навыки выполнения  л...

Конспект урока "«Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»

План- конспект по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка". Представлена разработка урока по биологии в 8 классе (автор Пасечник). Данный у...