Урок по биологии "Газообмен в легких и тканях"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Разъяснить, как происходит газообмен в лёгких и тканях, значение этих процессов, разъяснить механизм вдоха и выдоха используя принцип интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gazoobmen_v_lyogkikh_i_tkanyakh.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе.
Тема. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения.
Тип урока. Интегрированный, проблемный.
Предметные области: биология, химия, физика, экология.
Методы: беседа, рассказ, демонстрация, эксперимент, самостоятельная работа, работа в группах.
Цель Разъяснить, как происходит газообмен в лёгких и тканях, значение этих процессов, разъяснить механизм вдоха и выдоха используя принцип интеграции.
Задачи. 1) Образовательные:
- повторение ранее изученного материала;
- изучение нового материала;
- раскрытие взаимосвязи между кровообращением и дыханием.
2) развивающие:
- развитие монологической речи;
- развитие логического мышления;
- совершенствование умения навыков работы с текстом;
3) воспитательная:
- продолжить формирование экологической культуры, воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, привить культуру общения в диалоге и групповой деятельности.
Ожидаемый результат: Ключевые компетенции, которые будут развиты на уроке:
1. Умение выделять главное из содержания текста, изучаемого материала.
2. Умение переводить информацию в другую форму (таблицы, графики, схемы).
3. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы и прогнозы, систематизировать.
4. Умение пользоваться алгоритмами и самому определять алгоритмы своих
действий.
5. Критическое отношение к получаемой информации.
6. Умение применять учебные знания в повседневной жизни и нестандартных ситуациях.
7. Самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.
Оборудование. Таблицы « Схема кровообращения», « Органы дыхания»; схема газообмена в альвеолах; стаканы с известковой водой и стеклянные трубочки; модель Дондерса -механизм вдоха и выдоха( модель конструируется из стеклянной воронки и двух воздушных шаров).
Оформление доски.
Главные вопросы урока. 1. Какая существует связь между легочным и тканевым газообменом? 2. Каков механизм вдоха и выдоха?
( вопросы напечатаны на отдельных листах и прикреплены к доске так, чтобы их легко можно было снять)
Содержание и временная реализация этапов урока.
№ | Содержание урока | Вид деятельности | Временная реализация |
1 | Начало урока | Организационная деятельность ( приветственное обращение, включение учащихся в деловой ритм, диалоговое общение) | 1 мин. |
2 | Актуализация знаний по теме « Круги кровообращения» | Устные ответы учащихся, работа с таблицей у доски | 3 мин |
3 | Создание проблемной ситуации к теме урока | Проблемные вопросы Первый – какая существует связь между легочным и тканевым газообменом? Второй - каков механизм вдоха и выдоха? | 1 мин |
4 | Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | Диалоговая беседа, эксперимент | 3 мин |
5 | Актуализация знаний по теме « Строение легких» | Устные ответы учащихся работа с таблицей у доски | 3 мин |
6 | Обмен газов между кровью и воздухом лёгких. Диффузия. Превращение крови из венозной в артериальную. Обмен газов между кровью и тканями. Превращение артериальной крови в венозную | Диалоговая беседа, работа со схемой. | 6 мин |
7 | Механизм вдоха и выдоха | Демонстрация, групповая работа, работа с текстом учебника | 8 мин |
8 | Защита работ представителями групп | 4 мин | |
9 | Закрепление | Самостоятельная работа на развитие логического мышления | 9 мин |
10 | Домашнее задание | Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки. | 2 мин |
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с темой « Дыхание».
Для жизнедеятельности клеток и тканей необходим кислород. Благодаря биологическому окислению органических веществ в клетках освобождается энергия. Органы дыхания обеспечивают приток кислорода в лёгкие и удаление углекислого газа, из лёгких кровь транспортирует кислород к тканям, а углекислый газ – к лёгким.
Давайте вспомним, ребята, по какому кругу кровообращения происходит транспортировка кислорода к тканям? ( Ученик выходит к доске и по « Схеме кровообращения» показывает и рассказывает о большом круге кровообращения). А по какому происходит транспортировка углекислого газа к лёгким? ( Ученик выходит к доске и по « Схеме кровообращения» показывает и рассказывает о малом круге кровообращения).
Как у всех млекопитающих, органы дыхания человека построены по альвеолярному типу: дыхательные пути заканчиваются мельчайшими пузырьками – альвеолами. В них и происходит газообмен. А как?
Вот это вам сегодня и предстоит узнать!
Открываем тетрадочки и записываем тему урока « Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения».
Сегодня в течении урока мы должны ответить на два главных вопроса. Первый –какая существует связь между легочным и тканевым газообменом? Второй - каков механизм вдоха и выдоха?
На своих столах вы видите стаканы с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она?( Вода прозрачна).
В стакан опустите стеклянную трубочку и через неё сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой?( Она мутнеет). Почему?
Найти ответ нам поможет таблица « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».
Задание. Ребята. Проанализируйте эту таблицу. Найдите признаки отличия в составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Ответ. В выдыхаемом воздухе количество кислорода снижается до 16%, зато углекислого газа становится больше – 4%.
Итак ребята, какой же газ вступил в реакцию с известковой водой и дал осадок?
(уравнение реакции записывается на доске).
Са(ОН) + СО2 = СаСО3 + Н2О
Осадок в стакане – карбонат кальция.
Что же произошло с воздухом в лёгких? Почему произошло увеличение в выдыхаемом воздухе углекислого газа и уменьшение кислорода?
Давайте вспомним строение лёгких. Это поможет лучше понять газообмен.
( Ученик выходит к доске и по таблице « Органы дыхания» рассказывает о том что лёгкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами. Их насчитывается более 300 мил. Каждый пузырёк оплетён сетью капилляров. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, через них легко проходят газы.)
Действительно, ребята, если расправить все альвеолы, то их общая поверхность составит около 90-100 м2- это площадь волейбольной площадки.
Итак, в лёгких кровь освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом.
Движение газов происходит по законам диффузии. Напомните мне его, пожалуйста?( Газ распространяется из среды с высоким давлением в среду с меньшим давлением).
( На доску вывешивается «Схема обмена газов через стенку альвеолы». Далее идет анализ этой схемы в виде беседы. В ходе беседы фломастером рисуются стрелки показывающие куда проникает кислород и углекислый газ согласно закону диффузии)
Итак, артериальная кровь по большому кругу направляется к тканям. В тканях кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом.
Содержание кислорода в артериальной крови больше, чем в клетках ткани и , следовательно, кислород ( согласно закону диффузии)свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клетки. В клетке в результате окислительных процессов накапливается углекислый газ. Его давление больше чем в крови и , следовательно, углекислый газ переходит в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную.
Она возвращается к лёгким и здесь снова становится артериальной.
Итак, мы ответили на первый вопрос урока – какая существует связь между легочным и тканевым газообменом?( Лист с вопросом снимается с доски).
Однако газообмен в организме возможен только при условии постоянной смены воздуха в лёгких. Поэтому дыхание происходит постоянно. Вдохнув первый раз во время рождения, человек дышит всю жизнь.
Дыхательный цикл складывается из вдоха и выдоха. Они ритмично следуют друг за другом. Объём лёгких то увеличивается, то уменьшается. В лёгких нет мышечной ткани. Лёгкие растягиваются пассивно, следуя за движением стенок грудной полости.
Эти дыхательные движения совершаются с помощью дыхательных мышц – это наружные и внутренние межрёберные мышцы и диафрагмы.
Поступление воздуха в лёгкие и вытеснение его из лёгких можно наблюдать на модели Дондерса, названной по имени изобретшего ее физиолога. Воронка выполняет роль грудной полости, шарик внутри воронки – лёгкие, резиновое дно – диафрагму. Я « диафрагму» оттягиваю вниз. Шарик- «лёгкое» раздувается. Отпускаю « диафрагму» - шарик внутри уменьшается в объёме. Происходит так называемый «вдох и выдох»
( На доске вывешиваются два текста).
1. При вдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………., давление в них ………… и становиться ниже атмосферного. Воздух………….. в лёгкие. Происходит вдох.
2. При выдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………. в объеме, давление в них ………….., становиться чуть выше атмосферного. Воздух………….. из лёгких . Происходит выдох.
Класс делиться на 2 группы. Каждой группе выдается конверт с набором карточек – ответов( сокращаются, расслабляются, поднимаются, опускаются, сокращается, плоской, расслабляется, выпуклой, увеличению, уменьшению, расширяются, уменьшаются, устремляется, выходит, уменьшается, увеличивается).
Задание. Ребята, вы видите два текста. В них записан механизм вдоха и выдоха. Чтобы его прочитать, вам надо составить краткое последовательное описание того, как происходит вдох и выдох, вставив пропущенные слова. В этом вам поможет текст учебника на стр.164. Затем, используя содержимое конверта, найдите в нём карточки – ответы, подходящие к вашему тексту и с помощью магнитиков вставьте пропущенные слова в текст и прочтите его вслух.
( Текст 1. При вдохе сокращаются межрёберные мышцы. Рёбра поднимаются. Диафрагма сокращается и становится более плоской. Это приводит к увеличению объёма грудной клетки. Лёгкие при этом расширяются, давление в них уменьшается и становиться ниже атмосферного. Воздух устремляется в лёгкие. Происходит вдох.
Текст 2. При выдохе расслабляются межрёберные мышцы. Рёбра опускаются. Диафрагма расслабляется и становится более выпуклой. Это приводит к уменьшению
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становиться чуть выше атмосферного. Воздух выходит из лёгких . Происходит выдох.)
Вывод. Дыхательные движения ( вдох и выдох) обеспечивают смену воздуха в лёгких. Воздух попадает в лёгкие благодаря расширению грудной полости и выходит при её сжатии. Это происходит по физическим законам, но потребность организма в кислороде воздуха определяется действием биологических законов – интенсивностью энергетических процессов, происходящих в тканях. Благодаря дыхательным движениям в лёгких поддерживается постоянство газового состава.
Итак, ребята, мы с вами ответили и на второй вопрос урока – каков механизм вдоха и выдоха?( снимаю с доски и второй вопрос).
Ребята, какие у вас будут ко мне вопросы по теме урока ( если вопросы есть – они разбираются, если нет – начинается самостоятельная работа).
А сейчас, ребята, для закрепления темы, вы выполните задание ( задание раздаётся каждому ученику).
Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.
а) поступление кислорода к клеткам тела; б) поступление кислорода в тканевую жидкость; в) поступление воздуха в лёгкие; г) удаление воздуха из лёгких; д) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
е) поступление углекислого газа в капилляры тканей; ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью; з) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких; и) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.
Для выполнения задания вы можете пользоваться текстом учебника. На выполнение задания даётся 10 минут.( Ответ зачитывает ученик первым правильно выполнивший это задание. Правильный ответ: в, з, и, б, а, д, е, ж, г).
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
1. Выполнить практическую работу.(Каждому ученику раздается напечатанную инструкцию).
2. Выписать в тетрадь « жизненная ёмкость лёгких».
3. Объясните, почему жизненная ёмкость лёгких считается важным показателем здоровья и почему надо заниматься спортом. ( своё решение запишите в тетрадь).
Инструкция
Измерение обхвата грудной клетки.
Оборудование: мерная лента, которой пользуются портные.
Ход работы.
1. Задержите дыхание на спокойном выдохе и измерьте обхват грудной клетки. Сзади мерная лента должна проходить под нижними углами лопаток, спереди у девушек она проходит над молочными железами, у юношей – через нижние сегменты сосков. Запишите результат.
2. Сделайте глубокий вдох и запишите результаты измерения, потом глубокий выдох и запишите новые результаты. Вычислите величину обхвата грудной клетки при выдохе из величины обхвата грудной клетки при вдохе, и вы определите экскурсию (расширение) грудной клетки. Чем разность больше, тем лучше. Оформите свои результаты в таблицу.
Обхват грудной клетки | Результаты, в см |
При спокойном выдохе | |
При максимальном вдохе | |
При максимальном выдохе | |
Экскурсия грудной клетки |
Обхват грудной клетки должен соответствовать половине роста. Показатели считаются хорошими, если фактический обхват грудной клетки превышает эту величину.
При тренировке ( бег, лыжные походы) экскурсия грудной клетки возрастает. Так что по этому показателю можно следить за своими успехами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме "Газообмен в легких и тканях"
УМК Н.И. Сонин...
Методическая разработка урока по теме «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
Конспект урока...
Тема урока: Строение и функции легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.
Разработка открытого урока по анатомии в в 8 классе....
Разработка урока по теме: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»
Разработка урока по биологии поможет провести интересный и познавательный урок....
Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс
Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...
Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".
Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотря...
Конспект урока 8 класс " Строение легких. Газообмен в легких и тканях."
Конспект урока8 классТема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях....