«Радиоактивное загрязнение биосферы
план-конспект урока по биологии по теме

Сафонова Ольга Викторовна

Цель:   Сформировать представление о радиоактивном загрязнении биосферы, его опасности для всех живых организмов и познакомить со средствами индивидуальной защиты.

 

Приложение к разработке: Презентация "Виды дозиметров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radiatsiya.doc40.5 КБ
Файл приложение - презентация412.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Радиоактивное загрязнение биосферы».

                        

Цель:   Сформировать представление о радиоактивном загрязнении биосферы, его опасности для всех живых организмов и познакомить со средствами индивидуальной защиты.

Задачи: 

обучающие:   дать знания о  влиянии радиоактивного излучения на       жизнедеятельность живых организмов, степени облучения, средствах защиты от излучения.

развивающие:  способствовать развитию межпредметных связей для углубления знаний учащихся.

воспитывающие:  продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде, как среде обитания не только других живых существ, но и самого человека.

Оборудование:  видеофильм «Радиация», презентация «Виды дозиметров», сообщения учащихся о средствах защиты, рисунки и фотографии с последствиями воздействия радиации.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Постановка целей

Учитель: Сегодня нам предстоит выяснить об опасности радиоактивного загрязнения для всего живого на Земле и о том, каким образом можно защитить свой организм от радиации.

1. Что такое радиоактивное загрязнение?

Ученик:  радиоактивное загрязнение – это загрязнение радиоактивными отходами.

Учитель: Название «радиоактивные» образовано от латинских слов «радиаре» - излучать, испускать лучи и «активус» - «деятельный». То есть радиоактивные отходы – это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи.

2. В каких случаях образуются радиоактивные отходы?

Ученик:  Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, при работе атомных электростанции.

Учитель:  Проблема радиоактивного загрязнения возникла в 1945 году, после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерного оружия, производимые в атмосфере до 1963 года, вызывали глобальное радиоактивное загрязнение. При взрыве атомных бомб возникает очень сильное ионизирующее излучение, радиоактивные  частицы рассеиваются на большие расстояния, заражая почву, водоемы, живые организмы.

3.Чем опасно радиоактивное облучение?

Ученик: Радиоактивные лучи нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе смертельные болезни. У человека, подвергшегося облучению, дети тоже могут родиться больными.

Учитель: Опасность усугубляется тем, что многие радиоактивные изотопы имеют длительный период полураспада (одни – несколько лет, другие – тысячу лет), оставаясь опасными в течение всего времени своего существования: все они включаются в круговорот веществ, попадают в живые организмы и оказывают губительное действие на клетки.

4. Как вы думаете, какие клетки наиболее чувствительны к радиации?

 Ученик: Я думаю, что наиболее чувствительны клетки костного мозга!

Учитель: Действительно, в первую очередь излучение поражает клетки костного мозга, потому что, они быстро делятся; нарушается процесс образования крови, затем наступает поражение клеток пищеварительного тракта.

Учитель: Из изотопов опасен стронции – 90 из – за своей химической близости к кальцию. Накапливаясь в костях скелета, он служит постоянным источником облучения организма. Радиоактивный цезий сходен  калием, его много в мышцах пораженных животных. Даже в организме эскимосов Аляски, питающихся мясом северных оленей, содержится радиоактивный цезий. Однако радиоактивное загрязнение опасно не только для отдельно взятых организмов, но и для биосферы в целом. При ядерном взрыве образуется громадное количество мелкой пыли, которая долго держится в атмосфере и поглощает значительную часть солнечной радиации. Расчёты отечественных ученых, показывают, что даже при ограниченном, локальном применении ядерного оружия образовавшаяся пыль будет задерживать большую часть солнечного излучения. Наступит длительное похолодание («ядерная зима»), которое неизбежно приведет к гибели всего живого на Земле.

 Каким же образом можно измерить степень радиации? Для того, чтобы узнать это мы просмотрим видеофильм «Радиация», после чего вы должны ответить на следующие вопросы:

1) В каких единицах измеряется степень радиации?

2) Как называется прибор для измерения уровня радиации?

Просмотр видеофильма.

Ученик: Степень радиации измеряется в Греях и называется дозой измерения.

Учитель: На доске записывает формулу:

                                                         

Где Д – доза измерения, Е – энергия поглощенная телом, m – масса облучаемого вещества.

Ученик: Прибор для измерения степени радиации называется дозиметр.

Учитель: Для того, чтобы лучше познакомиться с тем какие бывают дозиметры,  мы посмотрим презентацию «Виды дозиметров», а вы в тетрадях кратко законспектируете, полученную информацию.

И наконец, самое главное, как защитить свой организм от губительного действия радиации?

Заслушиваются доклады «Средства защиты от радиации».

Подведение итогов урока:

Учитель: - Какой вывод можно сделать из всего услышанного нами?

Ученик: Поскольку последствия человеческой деятельности приобрели глобальные масштабы, нужно больше задумываться об охране окружающей среды и разрабатывать специальные природоохранительные мероприятия, чтобы сохранить все живое на Земле, а также сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений.

Выставление оценок активно работающим учащимся.

Домашнее задание:    Изучить тему «Радиоактивное загрязнение биосферы» на странице 280 учебника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды дозиметров

Слайд 2

Дози́метр — прибор для измерения эффективной дозы или мощности ионизирующего излучения за некоторый промежуток времени. Само измерение называется дозиметрией .

Слайд 3

Иногда «дозиметром» не совсем точно называют радиометр — прибор для измерения активности радионуклида в источнике или образце (в объёме жидкости, газа, аэрозоля, на загрязненных поверхностях) или плотности потока ионизирующих излучений для проверки на радиоактивность подозрительных предметов и оценки радиационной обстановки в данном месте в данный момент.Измерение вышеописанных величин называется радиометрией .

Слайд 4

Рентгенметр — разновидность радиометра для измерения мощности гамма-излучения . Бытовые приборы, как правило, комбинированные, имеют оба режима работы с переключением «дозиметр» — «радиометр», световую и (или) звуковую сигнализацию и дисплей для отсчёта измерений. Масса бытовых приборов от 400 до нескольких десятков граммов , размер позволяет положить их в карман. Некоторые современные модели можно надевать на запястье, как часы. Время непрерывной работы от одной батареи от нескольких суток до нескольких месяцев.

Слайд 5

Счётчики для дозиметрии всего организма Bomab ( The BOttle MAnikin Absober ) — фантом, разработанный в 1949 году и с тех пор принятый в Северной Америке, если не во всем мире, как отраслевой стандарт (ANSI 1995) для калибровки дозиметров, использующихся для дозиметрии всего организма ( whole body counting ).

Слайд 6

Фантом состоит из 10 полиэтиленовых бутылок, либо цилиндров или эллиптических баллонов, являющихся его головой, шеей, грудной клеткой, животом, бедрами, ногами и руками. Каждая секция заполнена радиоактивным раствором в воде, радиоактивность которого пропорциональна объёму каждой секции. Это имитирует однородное распределение материала по всему организму.

Слайд 7

Лёгочный счетчик Лёгочный счетчик ( en:Lung Counter ) — система, предназначенная для измерения и подсчета излучения от радиоактивных газов и аэрозолей, вдыхаемых человеком и достаточно нерастворимых в тканях тела, чтобы покинуть лёгкие в течение нескольких недель, месяцев или лет. Состоит из детектора или детекторов излучения и связанной с ними электронной части. Детекторы имитируют по форме, плотности и химическому составу ткани лёгких и окружающих органов. Полости в детекторах заполняются исследуемым радиоактивным газом или аэрозолем. Часто такая система размещается в нижних этажах помещений (для защиты от адронной компоненты космического фона) и окружена защитой от фонового гамма-излучения (толстые стенки из стали, свинца и других тяжёлых материалов) и нейтронного излучения (кадмий, бор, полиэтилен).

Слайд 8

Так как лёгочный счетчик в основном используется для измерения радиоактивных веществ, излучающих низкоэнергетичные гамма- или рентгеновские лучи, фантом, используемый для калибровки системы, должен быть антропометрическим. Такой фантом человеческого туловища разработан, например, в Ливерморской национальной лаборатории им. Э. Лоуренса ( Torso Phantom ).

Слайд 9

Индивидуальные дозиметры — бытовые дозиметры , предназначенные для ношения (как правило, в кармане одежды либо на поясном ремне) с целью предупредить человека о вхождении в зону с высоким уровнем гамма-излучения .

Слайд 10

Следует отметить, что распространенное наименование таких приборов «дозиметрами» не совсем верно, но исторически прижилось. «Настоящий» дозиметр в строгом его значении это, например, фотопленка, носимая в кармане, по засвечиванию которой можно судить о накопленной дозе, но которая не позволяет в реальном времени узнать плотность потока излучения. Данные электронные приборы было бы более точно называть дозиметрами-радиометрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическое загрязнение биосферы и здоровье человека

Химическое загрязнение биосферы и здоровье человека - презентация в 2-х частях....

Презентация к уроку экологии "Биологическое загрязнение биосферы и здоровье человека"

Материал рассказывает о том, что такое биологическое загрязнение икак оно отражается на человеке....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАДИОАКТИВНОСТЬ. РАДИОАКТИВНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ АТОМНЫХ ЯДЕР»

«РАДИОАКТИВНОСТЬ. РАДИОАКТИВНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ АТОМНЫХ ЯДЕР»...

ТЕМА: ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА БИОСФЕРУ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ. КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  УРКА С ЭЛЕМЕНТАМИ  ЛАБОРАТОРНОЙ  РАБОТЫ...

Лабораторная работа "Оценка уровня радиации на местности, в помещениях и оценка радиоактивного загрязнения материалов и продуктов"

Данная работа может быть применена на уроках ОБЖ в 8 классах при изучении темы :" Радиация вокруг нас"...

Загрязнение биосферы.

В данной презентации рассматривается одна из глобальных проблем - загрязнение биосферы. Обучающиеся могут ознакомиться с причинами, последствиями и путями решения проблемы....

Радиоактивное загрязнение Санкт-Петербурга

То, что радиация вредна для здоровья человека, ни для кого не секрет. Все мы знаем, что в больших дозах она способна за считанные дни разрушить ткани человека, что в...