Вопрос на "засыпку"
методическая разработка по биологии на тему

Яровикова Зоя Ивановна

Интегрированное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vopros_na_zasypku.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

                                           « ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ»

по теме «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

Цель: образовательная:

         - с помощью соревновательной игры закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках химии по данной теме.

          развивающая:

 - создать условия для развития смекалки, эрудиции, умения быстро и четко высказывать свои мысли; научить учащихся сотрудничеству и командной работе.

        воспитательная:

- способствовать воспитанию положительному отношению к предмету, развивать желание учиться активно, развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки- способствовать повышению познавательного интереса к  научным исследованиям, создать атмосферу творчества, радости, углубления в тайны мира.

Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов», черный ящик, загадки, шаростержневые модели атомов, карточки с элементами, градусник, фонарики, призы, грамоты.

План мероприятия         Вступительное слово.

Раунд 1   « Шуточные загадки о химических элементах»

Раунд 2 «Секретный элемент»

Раунд 3 «Угадай»  

Раунд 4 «Чёрный ящик»

Раунд 5 «Построить молекулу»

Раунд 6  "Кто дальше?"

Раунд 7  "Помощь группы"

Раунд 8  "Вопрос на засыпку"           Подведение итогов и награждение

ВЕДУЩИЙ:   Добрый день! Начинаем мероприятие: «Вопрос на засыпку».

В "Вопросе на засыпку" принимают участие две команды по 5 человек из групп ПМ – 1003 и ПМ – 1004, один из которых -  капитан.В его обязанности входит первым поднять руку),

- отвечать громко и чётко на поставленные вопросы.

-И ответственно вести свою команду к победе.

-Вам предстоит отвечать на весёлые заковыристые вопросы  по химии.

-Но не думайте, что у нас в игре участвуют только вундеркинды,

-внимательность и сообразительность -

- вот решающие факторы в нашей игре.

Правила игры: (ведущим) задается вопрос, на раздумье которого  30 сек. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, что соответствует 10 секундам времени. В течении игры вы накапливаете время для последнего вопроса – «вопроса на засыпку».

Самое главное - это разгадать финальный вопрос.

Та команда, которая справится с ним и станет победительницей.

Судить турнир будет многоуважаемое жюри

Критерии оценок:1 балл- 10 секунд для последнего задания.

1  Правильность и глубина ответа.Остроумие.Находчивость.Досрочность ответа.

ВЕДУЩИЙ:Наше мероприятия мы начнем с высказывания Д. И. Менделеева и со стихотворения А. Чивилихина.

Пусть зимний день с метелями.

Не навевает грусть –

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Зачем ее я выучил?

Могу сказать зачем.

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного.

В ней смысла торжество.

И элемента лишнего.

В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева.

И вешних льдинок хруст.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Раунд 1   « Шуточные загадки о химических элементах»

1.Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПС?          Водород        

2.Какой элемент всегда рад?                Радон        

3. Какой химический элемент состоит из двух животных?        Мышьяк        

4.Какой элемент вращается вокруг Солнца?        Уран        

5.Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания и кипячения воды?        

Титан        

Раунд 2      «Секретный элемент»

РАЗЕГХЮУЦНФТИМОЛКЙ

Из предложенных букв составьте названия химических элементов. Выиграет та команда, которая больше назовет элементов.(Азот, актиний, кюрий, технеций, лантан, титан, алюминий, литий, торий, америций, лютеций, тулий, аргон, магний, уран, галлий, марганец, фермий, гафний, мейтнерий, франций, гелий, натрий, фтор, германий, неон, хлор, золото, рений, хром, иттрий, рутений, цезий, калий, таллий, церий, калифорний, тантал, цинк, кремний, теллур, цирконий – 42 элемента).

Раунд 3 «Угадай»  Отгадайте, о каком химическом элементе идет речь.

1Удивить готов он нас -

Он и уголь, и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он – графит.

Грамотный народ поймет

То, что это …

(Углерод)

2В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без …

(Кислорода)

3 В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений

Без него, без удобрений.

В наших клеточках живет

Важный элемент …

(Азот)

4Вы, ребята, мне поверьте -

Этот газ вполне инертен

Он спокойный и ленивый,

В трубках светится красиво.

Для рекламы нужен он,

Незаметный газ …

Неон)        

        Раунд 4 «Чёрный ящик»

 Здесь находится элемент, который в холод прячется в нору,  поднимается в жару. (ртуть в термометре)

Раунд 5 «Построить молекулу»

Построить молекулы  СО2,  С2 Н2. Определить валентности элементов.

 Раунд 6  "Кто дальше?"

2 учащихся из разных команд становится на финишную линию и по команде ведущего  начинают идти  шагом. Играющие должны прошагать как можно дальше, называя на каждый шаг по очереди  элемент, 1 команда – элемент металл, а 2 команда – элемент неметалл.

кто прошагает дальше без ошибок, запинок и повторений.

Раунд 7  "Помощь группы"

Сколько элементов в периодической системе.  (Выиграет тот, кто назовет правильное число или наиболее близкое к правильному)

Прошу жюри объявить командам количество баллов, а в соответствии с этим и количество времени на финальный вопрос.

Раунд 8 "Вопрос на засыпку"

А теперь настала очередь финального вопроса – «вопроса на засыпку»

ВЕДУЩИЙ:

В Петербурге в этот день было пасмурно и морозно. Под ветром поскрипывали деревья в университетском саду, куда выходили окна квартиры Менделеева. Еще в постели Дмитрий Иванович выпил кружку теплого молока, затем встал, умылся и пошел завтракать. Настроение у него было чудесное. После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал из конторки пачку визитных карточек и стал на их обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства.

Через некоторое время домочадцы услышали, как из кабинета стало доноситься: "У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убью-у!" Эти возгласы означали, что у Дмитрия Ивановича наступило творческое вдохновение.

Менделеев перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой, руководствуясь значениями атомной массы и свойствами простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента. В который раз на помощь ему пришло доскональное знание неорганической химии. Постепенно начал вырисовываться облик будущей Периодической системы химических элементов. Вечером 1 марта 1869 года он набело переписал составленную им таблицу и под названием "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве" послал ее в типографию, сделав пометки для наборщиков и поставив дату "17 февраля 1869 года" (по старому стилю).

Так был открыт Периодический закон, современная формулировка которого такова:

«Свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов»

Менделееву тогда было всего 35 лет.

«В течении нескольких недель я спал урывками, пытаясь найти тот магический принцип, который привел бы в порядок всю груду накопленного за 15 лет материала. И вот в одно прекрасное утро, проведя бессонную ночь и отчаявшись найти решение, я, не раздеваясь, прилег на диван в кабинете и заснул. И во сне мне совершенно явственно представилась таблица. Я тут же проснулся и набросал увиденную во сне таблицу на первом же подвернувшемся под руку клочке бумаги».

ВЕДУЩИЙ:

Капитаны подойдите к столу. Остальные игроки могут помогать капитану, только после моей команды. Время на это задание дается столько, сколько вы накопили в течение всей игры. Выигрывает та команда, которая уложится во временные рамки и даст правильный ответ.

 Вопрос

Перед каждой командой лежат карточки с химическими элементами нужно из них составить фрагмент периодической таблицы, т.е. расположить элементы в таком порядке, так как они стоят в периодической системе.

(Время)

Заключение .

Ведущий: На этом мы с вами заканчиваем наше путешествие по таблице Д.И.Менделеева. Сегодня мы вспомнили   о  деятельности великого ученого, о различных химических элементах. Прошу жюри объявить победителя.

Личности Д.И.Менделеева, его творчеству посвятили  свои стихотворения: поэт С.Щипачев.                             «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых  до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

есть просто газ легчайший – водород,

Есть просто кислород, а вместе это -

Июльский дождь, от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно – бурые растворы брома,

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

Тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу –

Глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,

Будь то железо, медь или гранит –

Все страшную космическую силу,

Закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

Туда, где замкнут мирозданья круг,-

И что приписывалось раньше богу,

Все будет делом наших грешных рук

А.Чивилихин

И каждый знак её взлелеяв

Суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев

В природе понятое им…

Снег падает. Весь мир заснежен,

Но вечно движется к весне.

Исчислен, разделён и взвешен –

Вещают знаки на стене

 НАГРАЖДЕНИЕ

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные вопросы по разделу "Кулинария" (5,6 класс). Вопросы по материаловедению (5,6 класс).

Контрольные вопросы по разделу "Кулинария". (5,6 класс).  Проверь себя. Вопросы по материаловедению. (5,6 класс)....

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

презентация типы вопросов (общий вопрос)

презентация типы вопросов (общий вопрос)...

Разработка урока "Специальные вопросы и вопросы к подлежащему"

Тема: Специальные вопросы и вопросы к подлежащему с                    глаголом can.Цель....

Вопросы для проведения компьютерного тестирования (среза знаний) по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 30 вопросов.

Даннуюработу можно использовать в каяестве теста по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и в виде компьютерного тестирования и в бумажной версии. Предназначена для проведен...

Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 5 класса.Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 6 класса.

Контрольные вопросы по предмету "Грамматика русского языка" для 5-6 классов состоят из пятнадцати вопросов каждая. Целью этих работ является проверка ЗУН по  изучаемой дисциплине в течении данног...