Главные вкладки

    Конспект урока биологии (7 класс) на конкурс "Учитель здоровья России - 2013"
    план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

    Мититаниди Ирина Николаевна

    Конспект урока биологии (7 класс) на конкурс "Учитель здоровья России - 2013" по теме "Путешествие в мир клетки" (Строение животной клетки).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_mititanidi_i.n.doc651 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Путешествие в мир клеток» (урок в 7 классе). 

                                                                     Так клетка, кажется мала,

                                                                     Но в микроскоп взгляните:

                                                                     Ведь это целая страна…

    Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

    Цель урока:

    пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

    Задачи:                                                                                                      

    образовательные:

    -создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;

    - обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки

    - проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;

    -создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

    Развивающие:

    -развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

    -развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

    -развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

    Воспитательные:

    - формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

    - пропагандировать здоровый образ жизни;

    - воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

    Личностные УУД:

    -внутренняя позиция школьника;

    -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    -самоанализ и самоконтроль результата;

    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Познавательные УУД:

    -поиск и выделение необходимой информации;

    -применение методов информационного поиска;

    -способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

    Коммуникативные УУД:

    -формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

    -умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Регулятивные УУД:

    -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    -коррекция;

    -оценка.

    Методы:

    словесный – беседа на основе знаний учащихся;

    наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;

    практический – работа с интерактивными тренажерами;

    исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;

    Методические приемы:

    логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;

    организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;

    технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.

    Оборудование: компьютер, персональные компьютеры, цифровые микроскопы, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, интерактивный конструктор «Растительная и животная клетка».

    ХОД УРОКА.

    1. Организационный этап. (5 минут). (Слайд 1)

    Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, ноутбук, лабораторные принадлежности, цифровой микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,…

    1.Психологический настрой. (Слайд 2).

    Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

    Возьмитесь за руки и повторяйте: (слайд 3)

    Мы – умные!

    Мы – дружные!

    Мы – внимательные!

    Мы – старательные!

    Мы отлично учимся!

    Все у нас получится!

    2. Постановка темы, цели урока. (Слайд 4,5).

    В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.

    Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков.

    -Как вы думаете, что он увидел? (растительные клетки).

    Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоит растительная клетка.

    Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.

    3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. (Слайд 6,7,8)

    (На доске надпись: КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)

    - Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.)

    Именно клетка составляет основу любого организма, независимо от его структуры.

    - Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать, строение животной клетки, чем отличается клетка растения от клетки животного.)

    Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока?  

    1. Узнать строение и функции органоидов животной клетки.

    2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки.

    3.Научиться распознавать органоиды  по внешнему виду, находить черты сходства и различия животной и растительной клеток.

    Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому.

    Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ»!!! (Слайд 9,10)

    - А зачем нужно знать строение клетки.(Ответы учеников)

    Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Злокачественные изменения, приводящие к развитию раковых опухолей, возникают тоже на уровне клетки. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое — волнующее, таинственное, неизвестное.

    Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?

    (Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).)

    Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одно из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.

    II. Актуализация знаний.(6 мин).

    1. Фронтальный опрос учащихся (слайд 11,12).

    Игра «Цепочка».

    Каждый ученик получает две карточки с вопросом и ответом, которые не подходят друг к другу. Игру начинает любой ученик, он читает вопрос вслух и ждет ответа. Ученик, у которого есть ответ, читает его и предлагает свой вопрос. Итак, до тех пор, пока не закончатся все карточки.

    Предложенные вопросы для игры «Цепочка»

    Предполагаемые ответы

    1.Назовите основные части клетки…

    Ядро, цитоплазма, ядро.

    2.Что примыкает у растительных клеток с внешней стороны мембраны…

    Клеточная оболочка, она состоит из целлюлозы.

    3.Как называются части клеток, расположенные в цитоплазме…

    Органоиды.

    4.Этот органоид клетки содержит клеточный сок, с растворёнными в нем питательными веществами…

    Вакуоль.

    5.Органоиды растительной клетки, которые содержат хлорофилл…

    Хлоропласты.

    6.Какую функцию выполняют хлоропласты…

    Участвуют в образовании органических веществ в процессе фотосинтеза.

    -Строение какой клетки мы повторили? (Растительной) (слайд 13).

    -Как вы догадались? (Наличие пластид зеленого цвета – хлоропластов,

    Наличие вакуолей с клеточным соком,

    Прочная клеточная стенка из целлюлозы).

     

    2. Модель растительной клетки).(слайд 14,15, 16).

    - Следующее задание у доски собрать модель растительной клетки. С чего мы начнем собирать клетку? (с оболочки, чтобы показать ее границы, отделить от внешней среды).

    Назовите структуру растительной клетки. (ядро, митохондрии, вакуоли, хлоропласты,

    III. Введение новых знаний с опорой на опыт детей. (12 мин) Слайд 17, 18).

    Все части растения состоят из клеток. Они разнообразны по форме и размерам, выполняют разные функции. Внутри клеток есть органоиды, о которых мы с вами говорили при изучении курса биологии в 6 классе: аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, ядро, митохондрии, цитоплазма, мембрана и другие.

    Все ли клетки имеют одинаковый набор органоидов? От чего это зависит?

    Существуют ли такие органоиды, которые есть в каждой клетке? На эти вопросы мы сейчас ответим, проведя небольшое исследование. Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.

    1. Лабораторная работа (11 мин). Слайд 19,20,21)

    Цель:

    Сравнить особенности клеток растений и животных.

    Ход работы:

    1. Приготовить временный препарат кожицы лука. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом пинцетом снять часть кожицы лука и поместить ее в раствор йода. После этого накрыть полученный препарат покровным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения растительной клетки.

    2. Приготовить временный препарат буккального эпителия ротовой полости человека. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом стеклянной палочкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло. Полученный препарат накрыть предметным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения животной клетки.

    3. Сделать общий вывод из работы. (Таким образом, посредством сравнения клетки лука и животной клетки под микроскопом, я убедился  в справедливости одного из основных положений  клеточной теории о единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют ____________________строение. Только в клетке растений имеется _______________________, ____________________, ____________. Только в животной клетке имеется ____________________.

    Но сначала мы повторим правила техники безопасности во время проведения лабораторной работы.

    Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.

    Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте???

    1. Просмотр видеофрагмента: Строение животной клетки (1 мин) (Слайд 22)

    Сегодня на уроке мы говорим о сложном строении клетки. И, наверно, не задумываемся о том, что когда-то эти знания добывались по крупицам, и было время, когда люди впервые произнесли слово «клетка».

    Оказывается, мы стоим с вами на пороге великого открытия. Только оно было сделано еще в 19 веке. И произнося, казалось бы, такую простую фразу: «Организмы имеют клеточное строение», мы формулируем одно из положений клеточной теории, основоположниками которой являются зоолог Теодор Шванн и ботаник Матиас Шлейден. (Слайд 23)

    Нами проведены наблюдения растительных и животных клеток, результаты которых подтверждают положения клеточной теории.

    Знания, накопленные с использованием клеточной теории, широко используются в различных отраслях человеческой деятельности.

    IV.Физминутка.( 3 мин) (Слайд 24)

    V.Первичное закрепление нового материала. (Слайд 25,26)

    1. Работа с интерактивным тренажером: (3 мин)

    - Проверь себя.

    - Собери животную клетку.

    VI.Закрепление изученного.

    1. Работа по учебнику (стр. 26) Вставьте пропущенное слово. (2 мин) (Слайд 27,28)

    ... — структурная и функциональная единица всех живых организмов.

    Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной прозрачной оболочкой.

    Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - …. В цитоплазме располагаются многочисленные .... .

    Важнейшим органоидом клетки является .... , которое хранит наследственную информацию. Энергетический центр клетки … .

    Термины: цитоплазма, митохондрия,  клетка, мембрана, ядро, органоиды.

    Обменяйтесь листами, проверьте тест, выставив оценку соседу по парте.

    0 ошибок - «5»

    1,2,3 ошибки – «4»

    4,5 ошибки – «3»

    2.Театрализованное представление: (7 мин.) (Слайд 29.)

    Учитель: Сейчас мы посмотрим театрализованное представление, подготовленное учениками вашего класса, и постараемся помочь решить проблему героям «клеточного государства». (Учащиеся должны ответить на вопрос, кто самый главный в клетке).

    АВТОР:

    В царстве, что ни дать, ни взять,
    В микроскопе лишь видать,
    Приключилась небольшая
    Раз история такая.
    У себя собрав совет,
    Царь потребовал ответ:
    Кто в его сторонке малой
    Самый главный из вельмож?
    Кто бы, что ни говорил,
    Царь подумал и решил -
    Не жалеючи наград,
    Оценить сей важный вклад.
    Все вокруг засуетились -
    Каждый хочет доказать,
    Что работа в государстве
    Без него враз может встать.

    ЯДРО:

    Я сейчас вопрос задам вам,
    Дайте на него ответ!
    Что для пользы государства
    Сделал каждый конкурент?

    КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ:

    .Всех вокруг я заверяю,
    Роль я важную играю,
    У меня есть свой завод.
    Ежегодный оборот
    Составляет много тонн.
    В государстве важен он.
    Я в мембранные структуры
    Упакую всякий хлам,
    Позже от него избавлюсь,
    Если повезет - продам.
    Запасаюсь всем, чем надо,
    Забиваю свой же склад,
    И за это я имею
    Очень скромненький оклад.

    МЕМБРАНА:

    Заявляю без обмана —
    Всех важнее я - мембрана!
    Я на страже государства
    День и ночь стою без сна
    И его оберегаю, без прикрас скажу —
    Одна!
    Чтобы не иссякла влага,
    Чтобы не пробрался враг,
    И поэтому сегодня
    Не представлю я бумаг!
    Здесь и так уже все ясно,
    Что с мембраной все прекрасно,
    И пока на страже я,
    Спит спокойно вся страна.

    МИТОХОНДРИЯ:

    Для такого государства
    Ведь энергия нужна.
    Без энергии заводы — ерунда,
    Ни дать, ни взять.
    И мембране без нее же
    Как задачу выполнять?
    Все знают, без энергии
    Придет всему конец.
    Ее даст митохондрия,
    Работая, как ТЭЦ.

    РИБОСОМА:

    Я уже здесь всем знакома.
    Мое имя — Рибосома.
    Мы производим белок для строительства
    И строим. Для жителей и для правительства.
    Вклад в дела государства
    Мы вносим весомый —
    Все здания в клетке
    Построены Рибосомой.

    ХЛОРОПЛАСТ:

    Здравствуйте, здравствуйте, господа!
    Узнали? Узнали! Конечно же, да.
    Меня не узнать почти невозможно,
    Без нас государство почти безнадежно.
    Мы производим, без всяких хлопот
    Важный для всех газ — кислород.
    И углеводы, что скажем заранее,
    Важные очень продукты питания.

    ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ:

     Выступить должна успеть
    Эндоплазматическая сеть.

    Я буду краткой, все устали,
    Но я хочу, чтоб вы узнали,
    Что все перевозки от двери до двери
    Осуществляю совсем без потери.
    Заказ доставят в срок специалисты,
    Сработают четко, красиво и быстро.

    Конкурсанты совещаются.

    ЯДРО:

     Мы спорили долго и совещались,
    И, надо признаться, совсем растерялись.
    Выглядит каждый вполне убедительно,
    И список заслуг имеет внушительный.
    Время пришло награждать победителя.
    Может быть, в этом помогут нам зрители?

     Кто самый важный? Скажите скорее.
    Без вас разобраться мы не сумеем.

    Ученики дают ответы.

    АВТОР:

    Мне кажется, к выводу вместе пришли мы:
    Все очень важны и незаменимы.

    - Итак, подведем итог. Государство - это система, поэтому клетку мы тоже можем назвать системой и приходим к выводу (ученики вместе с учителем формулируют вывод): «Клетка - целостная система, в которой каждый органоид выполняет свои особые функции и поэтому является незаменимым».

    (Слайд 30)

    VII. Итог урока. (3 мин.)

    Учитель: отложите свои маршрутные листы на край стола, закройте учебники, и давайте проверим,  насколько хорошо вы запомнили материал новой темы.

    Какие клетки изображены на рисунках?

    Если органоид есть и в растительной и животной клетке – хлопаете в ладоши.

    Если только в растительной клетке – поднимаете руки вверх.

    Если только в животной клетке – встаете.

    (митохондрия, хлоропласт, цитоплазма, комплекс Гольджи, Эндоплазматическая сеть, вакуоль, рибосома, клеточный центр).

    Достигли мы с вами цели урока? (слайд 31)

    - оценка работы учеников во время урока.

    (Слайд 32)

    А теперь вернемся к теме нашего урока: клетка — живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу.

    …Так клетка, кажется, мала,

        Но в микроскоп взгляните:

        Ведь это целая страна…

    (Слайд 33)

    Рефлексия. (1 мин)

    В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.

    Домашнее задание. (3 мин.) (Слайд 34)

    Запишите домашнее задание. 1. (обязательное): Параграф 5

    2. (познавательное)   подготовить сообщение об открытии клетки

    3. (творческое) Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.

    (Слайд 35, 36)

    Урок окончен, всем СПАСИБО.

    Маршрутный лист: «Путешествие в мир клетки» ученика ___________________________

    Тема урока: ____________________________________________.

    Задание 1:  Лабораторная работа

    Ход работы:

    1 вариант.

    Приготовить препарат кожицы лука. 

    1. На предметное стекло нанести каплю йода.
    2. Сними часть кожицы лука и помести ее в каплю йода.
    3. Рассмотри под микроскопом
    4. Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения растительной клетки.

    2 вариант.

     Приготовить препарат эпителия ротовой полости человека (животной клетки). 

    1. На предметное стекло нанести каплю йода.
    2. Потом ложечкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло.
    3. Полученный препарат поместить под микроскоп и рассмотреть.
    4. Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения животной клетки.

    Сделай подписи к рисункам и вывод.

                                                   

    Вывод: Сравнив клетку лука и животную клетку под микроскопом, я убедился  в справедливости одного из основных положений  клеточной теории о единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют ____________________строение. Только в клетке растений имеется _______________________,____________________,___________________. Только в животной клетке имеется ____________________.

    Задание 2. Вставь нужные слова, используя учебник (стр.26) .

    1.___________— структурная и функциональная единица всех живых организмов.

    2.Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной прозрачной оболочкой.

    3.Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - _____________.

    4.В цитоплазме располагаются многочисленные _______________________.

    5.Важнейшим органоидом клетки является _____________, которое хранит наследственную информацию.

    6.Энергетический центр клетки _________________.

    Термины: цитоплазма, митохондрия,  клетка, мембрана, ядро, органоиды.

    Проверьте тест самостоятельно, выставив оценку соседу по парте:_______________________

    0 ошибок - «5»

    1,2 ошибки – «4»

    3,4 ошибки – «3»

    Задание 4. Определи свое настроение.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

    Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

    Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

    Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

    Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

    Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

    Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

    Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

    План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».

    Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...

    Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

    Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...