Информационные технологии в обучении биологии
статья по биологии по теме

Куприянова Светлана Геннадьевна

В статье описывается опыт работы автора по использованию информационных технологий в учебном процессе на примере предмета "Биология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_informatsionnye_tekhnologii.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ББК 74.262.8

Куприянова Светлана Геннадьевна

(Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кинеля)

Информационные технологии в обучении биологии

В статье рассматриваются вопросы применения отдельных элементов информационных технологий на уроках биологии.

Some elements of computer technology using in Biology classes are considered in the article.

Педагогический процесс в настоящее время требует от учителя поиска новых, более эффективных  технологий.

В современном обществе каждому человеку необходимо умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках. Отличительной чертой современной системы образования является использование большого разнообразия информационных технологий. Основной структурно – сетевой единицей информационной технологии является компьютер. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта изучения.

 Главная цель  работы педагога – заинтересовать  учащихся, повысить уровень их познавательной активности, привить любовь к предмету. Кроме того, учитель должен сформировать у школьников интерес к поиску информации в разных источниках, умение обрабатывать и анализировать ее. Изучение биологии – интереснейшее и увлекательное занятие. Но биология – довольно сложный предмет, так как учащимся приходится запоминать большое количество понятий, правил, закономерностей. Уроки можно проводить в форме рассказа или беседы, используя для объяснений имеющиеся наглядные пособия: таблицы, плакаты, муляжи. Но, как показывает опыт, эффективность усвоения знаний на таких уроках невысока. Информационные технологии позволят сделать уроки более содержательными, интересными для всех учеников и значительно повысить уровень качества знаний.

Использование информационных технологий в обучении биологии можно осуществлять в разных направлениях:

Первое направление: работа с мультимедийными учебниками и энциклопедиями, которые разработаны по всем курсам биологии. Материал в них изложен доступно, наглядно, с применением анимаций, видеофрагментов, трехмерных моделей, фотографий. Формированию устойчивого интереса к изучению биологии способствует работа учащихся с электронными атласами по курсам ботаники и зоологии (под ред. д.б.н. В. Р. Дольника, д.б.н. М. А. Козлова и д.б.н. И. В. Черепанова). Компьютерный курс «Экология» способствует формированию экологической культуры школьников, помогает  знакомить учащихся с основными понятиями и современными проблемами экологической науки, закономерностями  и принципами функционирования экосистем.  С особым интересом школьники работают по электронным учебникам «Виртуальная школа  «Кирилла  и  Мефодия»  (разделы  «Растения.  Бактерии.  Грибы» -  6  класс, «Человек и его здоровье» - 8 класс). На таких уроках учащиеся получают инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы и записать их в рабочей тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные надо найти и занести в предложенные таблицы.

Пример инструктивной карточки.

Тема «Строение клетки» (6 класс)

  1. Читай текст, рассматривай иллюстрации и пояснения к ним.
  2. Сделай схематический рисунок строения клетки и укажи названия органоидов.
  3. Выпиши названия органоидов и укажи их функции, используя таблицу:

Название органоида

Функции

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Запиши в тетрадь ответы на вопросы:

- Какие виды пластид тебе известны?

- В каких частях растения находятся хлоропласты?

- Почему в старых клетках вакуоли крупнее, чем в молодых?

- Могут ли одни пластиды превращаться в другие? (приведи примеры).

      5. Сдай тетрадь на проверку.

      6. Выполни   тестовое   задание,    предлагаемое   электронным   учебником,   и        

          результат покажи учителю.

Второе направление: разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда рисунков, фотографий, которые помогают иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке.                                                       

Третье направление: подготовка собственных презентаций уроков. По ряду тем курса можно разрабатывать  презентации с использованием CD «Медиатека Кирилла и Мефодия по биологии»  и ресурсов Интернет.  Такая работа дает широкий простор творчеству и позволяет спланировать урок так, как хотелось бы учителю. У учеников  появляется желание помочь педагогу в создании презентаций к новым темам.

Четвертое направление: разработка тренажеров, заданий и тестов для контроля знаний.    

Пример тестовой работы по теме «Приспособленность рыб к жизни в воде»

(7 класс)

Внимательно читайте утверждения. В графе «Ответы» напротив утверждений ставьте знаки: «+», если утверждение верно; «-», если утверждение неверно. Работайте индивидуально.

Утверждение

Ответ

1.

Рыбы – это животные.

2.

Большинство рыб имеют двустороннюю симметрию тела.

3.

Плавники – органы движения рыб.

4.

Все рыбы хищники.

5.

Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

6.

Органы дыхания большинства рыб – легкие.

7.

Ноздри – часть дыхательной системы рыб.

8.

Сердце у рыб двухкамерное.

9.

У рыб замкнутая кровеносная система.

10.

Рыбы – гермафродиты.

11.

Отделы тела рыб: голова, шея, туловище, хвост.

12.

У многих рыб есть наружное ухо.

13.

Дельфины – это рыбы.

14.

Слова «приспособленность» и «адаптация» - синонимы.

15.

В экосистемах рыбы – консументы.

Проверить.

                                                                                                      Ваша оценка:

Cо времени начала использования в учебном процессе информационных технологий уровень качества знаний  учеников по биологии стабильно растет . В 2002-2003 уч. году он составил 76%, в 2003-2004 уч. году – 78%, а в 2005-2006 уч. году – 82%.

В 2006 году среди учащихся 5 – 11 классов было проведено психологическое исследование «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» по методике Ч. Д. Спилберга. Исследование проводилось фронтально – с группами учащихся. Согласно результатам анкетирования, большинство учеников 5-11 классов имеют высокий (64%) и средний (25%) уровень познавательной активности по биологии. Девяносто один процент опрошенных учащихся не испытывают никаких отрицательных эмоций, связанных с изучаемым предметом.

 У учеников обнаруживается устойчивый познавательный интерес к изучению биологии, они активно работают над проектами, готовят доклады, занимаются исследовательской деятельностью. Среди них есть победители олимпиад, лауреаты окружных, областных и российских конкурсов и конференций.

Работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность и создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Работа в среде информационных технологий приучает школьников понимать смысл каждой операции, её взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе[2].    

Проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя большой подготовительной работы, но все затраты окупаются повышением у школьников мотивации к обучению, развитием у них пространственного воображения. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний. Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью и красочностью.

Библиографический список

  1. Бородкина, Г. В. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса/                        Г. В. Бородкина, Г. И. Бограш. – М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1997. 150 с.

     2. Каминский, В.  Ю.  Использование  образовательных  технологий   в  учебном

  процессе // Завуч. – 2005. – №3. – С. 4 – 14.

     3. Полякова, Н.  В.   Перспективные   школьные   технологии  //  Завуч. – 2005. –

         №5. – С. 38 – 56.                  

Контактные телефоны:   дом. 6-14-94

                                          сот. 8-927-20-38-611

Куприянова Светлана Геннадьевна   ______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в обучении биологии

Показать  возможности использования информационных технологий на уроке биологии. Можно применить для выступлений на заседаниях предметных методических объединений....

Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии.

В данной статье речь  пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии в спортивной школе-интернате....

Обобщение опыта работы на тему «Использование информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии»

Острая необходимость гуманизации всех сфер жизни нашего общества, благоговение перед Жизнью как наивысшей ценностью на Земле выдвигают сегодня биологию на ведущую роль в гуманизации образования и восп...

« Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии»

Доклад на МО  на тему " Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии"...

презентация по курсу виртуальной стажировки: "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"

Презентация п оитогам виртуальной стажировки  "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"...

Методика использования средств информационных технологий в обучении биологии

Автор предствляет методику использования средств информационных технологий в обучении биологии...

Статья "Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии"

В данной статье речь  пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии....