Опорно - двигательная система
план-конспект урока (биология, 9 класс) по теме

Чирик Наталья Аркадьевна

Обобщающий урок по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oporno_-_dvigatelnaya_sistema.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" "Береги здоровье смолоду"

 

Задачи:

Образовательная: 

  • Познакомить учащихся с критериями здоровья человека;
  • Охарактеризовать факторы, разрушающие здоровье человека;
  • Углубить знания о строении и значении скелета человека;
  • Сформировать знания о причинах появления изгибов позвоночника в течение жизни.
  • Рассмотреть основные критерии правильной осанки тела.
  • Рассмотреть методику определения искривлений позвоночника и заболевания нарушений осанки тела.
  • Охарактеризовать методы профилактики искривлений позвоночника.

Развивающая: 

  • Развивать умения анализировать факторы окружающей среды, нарушающие здоровье человека.
  • Развитие лаконичной эмоциональной биологической речи.
  • Развитие и владение научной медицинской терминологией.
  • Развивать умения готовить электронные презентации.
  • Развивать повышенный интерес к биологии и медицине.

Воспитательная: 

  • Показать актуальность данной проблемы в рамках Приоритетного национального проекта развития общества.
  • Воспитание патриотического сознания – гордость за российских ученых: А.Д. Сахарова и И. П. Павлова.
  • Формирование в сознаниях учащихся отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье человека.
  • Пропаганда здорового образа жизни.

Средства обучения:

Таблицы:

  • Скелет человека;
  • Появление изгибов позвоночника;
  • Виды нарушений правильной осанки тела;

Презентации: 

  • Определение нарушений изгибов позвоночника.
  • Причины нарушений правильной осанки тела.
  • Профилактика нарушений правильной осанки тела.

Вступительная часть урока

Какие вы знаете пословицы о здоровье человека?

“Здоровая душа в здоровом теле” русская пословица;
“Богатство нации – это ее здоровье” А.Д. Сахаров;
“Здоровье дороже денег” русская пословица;
“Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам” А.В. Суворов;
“Правильная осанка – залог твоего здоровья” И.П. Павлов.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного телесного и социального благополучия.

Факторами, определяющими здоровье человека, являются:

  1. Наследственность – 15%
  2. Качество окружающей среды – 20%
  3. Состояние здравоохранения – 15%
  4. Главным фактором является образ жизни самого человека – 50%

Критерии здоровья человека: 

  1. Психические (эмоции, мышление, память, внимание, сон) 
  2. Духовные (интерес к науке, обучению, технике, искусству) 
  3. Физические (состояние систем органов, самих органов, тканей) 
  4. Социальные (питание, жилище, условия труда и отдыха) 

Факторы, нарушающие здоровье человека: 

  1. Вредные привычки (алкоголь, табакокурение, наркотики, беспорядочные половые связи) 
  2. Нарушение режима питания.
  3. Нарушение личной гигиены (уход за полостью рта, волосами, ногтями, кожей) 
  4. Нарушение гигиены умственного труда.
  5. Инфекционные заболевания и окружающая среда.
  6. Нарушение правильной осанки тела.

На этом уроке мы рассмотрим только один из факторов, нарушающих здоровье человека – нарушение правильной осанки тела и ее последствия.

   Осанка человека связана с особенностями строения скелета каждого конкретного человека, поэтому прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о формировании осанки повторим строение скелета.

Работа по слайду “Скелет человека”.

Задание 1: Обозначьте части скелета.

 Проводится взаимопровер

ка и оценка друг друга.

Задание 2: Выберите из предложенных суждений правильные

1.Опорно – двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.

2. Костная ткань состоит из живых клеток и твердого межклеточного вещества.

3. Клетки костной ткани располагаются в костях упорядочено.

4. Хрящи образованы эпителиальной тканью.

5.Череп человека неподвижно соединен с позвоночником.

6.Все кости соединены при помощи суставов.

7.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях не меняется.

8.Изгибы позвоночника обеспечивают вертикальное положение тела.

9.Кости лицевого отдела черепа формируются раньше, чем мозгового.

10.Все кости покрыты плотной сросшейся с ними оболочкой – надкостницей.

11.Стопа образована костями предплюсны, плюсны  и костями (фалангами)  пальцев.

12.Костная ткань – это разновидность эпителиальной ткани

13.Костный шов – вид неподвижного соединения костей.

14.Скелет верхних конечностей состоит из плечевой кости, локтевой, лучевой и костей кисти.

15. Правильная осанка не возникает сама по себе, ее необходимо формировать с раннего детства.

Проведите самопроверку и оцените себя.

Правильные ответы:1, 2, 3, 7, 8, 10, 11, 13, !4, 15.

Задание 3: Установите соответствие:

1.минеральные вещества 2.органические вещества.  3. вода.  4. губчатое строение.             5. надкостница.  6. кость без полости.  7.трубчатое строение.  8. подвижное соединение.  9. полуподвижное соединение.  10. неподвижное соединение.

А. Придают кости упругость.

Б. Придают кости твердость.

В. Придают кости легкость.

Г.Придают кости прочность, твердость и упругость.

Д. Способ соединения костей черепной коробки.

Е. Способ соединения костей в суставе.

Ж. Способ соединения позвонков.

З. Растущий слой кости.

И. Особенности строения длинных костей.

К. Особенности строения плоских костей.

Правильные ответы: А – 2; Б – 1; В – 4, 7; Г – 1, 2; Д – 10; Е – 8; Ж – 9; З – 5; И – 7; К – 6.

Вопросы: 1. Сколько костей в скелете человека?

  1. Чем представлен опорно – двигательный аппарат?
  2. Какие функции выполняет опорно – двигательный аппарат человека?

Скелет человека включает более 200 костей. Вместе с мышечной системой и суставами скелет образует опорно-двигательный аппарат человека. Он выполняет опорную функцию, заключает в себе костный мозг, служит хранилищем важнейших минералов, защищает внутренние органы от механических повреждений.

При движении скелет выполняет лишь пассивную роль, тогда как активная роль осуществляется мышцами, прикрепленными двумя концами к разным костям. Масса скелета составляет в среднем 1/5-1/7 массы тела.

Вопрос: Какие типы скелета выделяют?

Выделяют осевой скелет, в который входит череп, позвоночный столб, кости грудной клетки и добавочный скелет, объединяющий кости верхних и нижних конечностей.

Позвоночный столб формируется в процессе эмбрионального развития вокруг спинного мозга: образуется костный канал, в котором находится спинной мозг.

Позвоночный столб выполняет одновременно несколько функций: 

  1. Защищает спинной мозг;
  2. Является опорой для мышц, органов и тканей туловища,
  3. Поддерживает голову,
  4. Участвует в образовании стенок грудной и брюшной области таза.

Строение:

Вопросы: 1. Из какого количества позвонков состоит позвоночный столб?

2. Какие отделы в нем выделяют и сколько позвонков входит в их состав?

Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков. Различают 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков. Сросшиеся крестцовые и копчиковые позвонки образуют соответственно крестец и копчик. Размеры и масса позвонков увеличивается сверху вниз в связи с возрастающей на них нагрузкой. Позвоночный столб у новорожденного почти прямой.

 Работа по слайду - картинке “Появление изгибов позвоночника”.

В процессе роста и развития в первый год жизни позвоночник приобретает физиологические изгибы (выпуклости): 2 изгиба в переднем и 2 в заднем направлении. Выпуклость называется лордозом, а вогнутость кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.

Появление изгибов связано с прямохождением. По мере приобретения ребенком двигательных навыков позвоночник подвергается значительным физическим нагрузкам, которые связаны с силой земного тяготения. Ребенок пытается поднять голову - появляется шейный лордоз. Это первая антигравитационная реакция организма, она наблюдается в начальные три месяца жизни. Ребенок начинает лазить и сидеть – появляется грудной кифоз, вторая антигравитационная реакция, которая формируется в шесть месяцев. Ребенок делает попытки ходить – возникает поясничный лордоз, он проявляется в 9-11 месяцев, и полностью этот вид лордоза формируется к 6-7 годам. Изгибы позвоночника вместе с межпозвоночными дисками придают ему пружинистость и эластичность.

3. Работа с раздаточным материалом (Памятка урока)).

Учащиеся сами, пользуясь данными информации из раздаточного материала, дают определение осанки тела и ее критериям. Учитель контролирует работу учащихся.

Осанка – непринужденное привычное положение тела человека стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.

Нормальная осанка человека характеризуется следующими признаками: 

  1. Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры.
  2. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.
  3. Изгибы позвоночника умеренно выражены.
  4. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются.
  5. Грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая.
  6. Живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый.
  7. Одинаковая длина нижних конечностей.
  8. Правильное положение стоп.

При отклонении от этих характеристик, наблюдаются патологические изменения в строении позвоночника, при этом нарушаются его физиологические изгибы. Врачи-ортопеды выделяют три основных изменения физиологических изгибов позвоночника.

Сообщения учащихся “Виды искривлений позвоночника”.

Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Упругость позвоночника при этом повышена

Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца.

Лордоз – нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом живот становится выпуклым, появляется его округлость При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков. В подростковом возрасте чаще всего встречается левосторонний и правосторонний грудной сколиоз. Это заболевание особенно сильно прогрессирует в период роста и развития организма. Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ученик теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбиться, а затем, когда мышцы позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол.

 Работа с компьютером.  ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ СКЕЛЕТ №1)

Просмотр презентации “Определение правильной осанки тела”.

Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника.

Определение лордозов.

Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена.

Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника.

Определение кифозов.

Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Методика определений бокового искривления позвоночника.

Определение сколиозов.

Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне.

 Работа с компьютером. Просмотр презентации.

“Причины нарушения правильной осанки тела”.

Причины возникновения искривлений позвоночника врачи-ортопеды обычно делят на три группы.

1. Искривления позвоночника, возникающие в младенческом возрасте, при этом действие родителей по отношению к ребенку опережают его физическое развитие, они рано начинают его садить, при этом горбится спина ребенка, так как мышцы еще не до конца сформировались и как следствие нарушается грудной изгиб позвоночника, рано начинают учить ходить, возникает не только искривление поясничного изгиба позвоночника, но и деформация ног. Такие действия родителей по отношению к ребенку ведут к нарушению его осанки и к возникновению заболеваний позвоночника.

2. Искривление позвоночника может возникнуть из-за перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез, механических травм скелета, тяжелой формы рахита или ожирения.

При заболевании рахитом нарушается обмен фосфорно-кальциевых солей в организме, происходит деформация грудной клетки и конечностей, нарушение суставно-связочного аппарата, замедляется рост организма. Причины возникновения рахита – это дефицит витамина "Д" в организме, который образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей на тело или поступает при употреблении рыбных и молочных продуктов. В нашем регионе человек испытывает недостаток инсоляции солнечных лучей, что и способствует возникновению заболевания у детей подросткового возраста.

При ожирении происходит нарушение обмена веществ, при этом процесс образования жира преобладает над процессами его распада. Жир откладывается в подкожной клетчатке, сальных и других тканях. При ожирении наблюдается задержка роста, психического развития, повышение артериального давления. 37% подростков, страдающим ожирением имеют искривление позвоночника в грудном или поясничном отделе.

3. Искривление позвоночника может возникнуть в школьный период, когда окостенение скелета только на 65% и опорно-двигательный аппарат еще пока не сформирован.

Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются

Во всех школах кабинетная система, и подростки, у которых рост колеблется от 146- 164 см сидят за партами, которые не соответствуют их росту. Ученики приспосабливаются к этим партам, позвоночник постоянно имеет прогибы в грудном отделе, в результате меняется осанка и формируется грудной кифоз позвоночника.

Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое, у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника.

Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. В течение исследовательской работы проводилось взвешивание ученических рюкзаков и сумок у подростков. Взвешивание проводилось на трех параллелях: в 7-х , 8-х и 9-х классах. Средний вес одного рюкзака у учащихся класса от 4,900кг до 7,200кг, к этому весу добавляется вес сменной обуви от 0,6кг до 0, 8 кг. В нем 5-6 учебников, дневник, рабочие тетради, письменные принадлежности, атлас, альбом. Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.

Искривление позвоночника возникает у девочек в процессе раннего ношения обуви на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины. Все это приводит к изменению прогиба поясничной части позвоночника и, соответственно, к сдавливанию межпозвоночных дисков. Формируется лордоз поясничного отдела позвоночника.

Большое значение для формирования правильной осанки имеет постель, на которой спит подросток. Кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело лежит на такой постели, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а подвывихи или искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются. Мягкая постель способствует нарушению правильной осанки.

Эмоциональное состояние человека способствует правильному положению тела. Голова поднята плечи развернуты спина ровная.

Развитию позвоночных искривлений может способствовать неправильное или не сбалансированное питание. Необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор. Это, в первую очередь, молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло. Необходимо употреблять рыбопродукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Все это способствует укреплению костно-мышечной ткани.

Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном подростковом возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Очень много времени подросток проводит за компьютером или просмотром телепередач. Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы.

Последствия нарушений правильной осанки тела 

  1. Затрудняет работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта.
  2. Уменьшается жизненная емкость легких,
  3. Снижается обмен веществ.
  4. Появляются головные боли, повышается утомляемость.

Работа с компьютером. Просмотр презентации.

Профилактика нарушений правильной осанки тела.

Любое заболевание, в том числе и нарушение осанки тела, легче предупредить, чем заниматься его лечением. Заботиться об осанке тела ребенка необходимо с рождения.

  1. Для этого надо правильно научить ребенка ползать, вовремя учить сидеть и ходить. В ранние периоды жизни ребенка необходимо проводить закаливание, массаж мышц и всего туловища, а также конечностей, принимать ванны.
  2. Постепенно с возрастом ученик должен самостоятельно заниматься физкультурой и спортом, развивать свою мускулатуру и скелет. Для правильного формирования осанки и тела разработаны специальные упражнения, которые хорошо развивают опорно-двигательную систему. Положительно влияет на развитие позвоночника ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика, прогулка на свежем воздухе.
  3. Необходимо следить за рационом питания подростка,
  4. У него должна быть в меру жесткая постель, удобная одежда и обувь.
  5. Необходимо правильно организовать рабочий уголок ученика, должно быть хорошее освещение комнаты,
  6. Ученические парты должны быть удобными и соответствовать росту ребенка.
  7. Портфель ученика не должен быть перегружен.

 Творческая работа учащихся. Работа по таблице №4

На листе бумаги формата А4 учащиеся рисуют памятки и подписывают к ним пояснения.

За образец используют памятки, которые демонстрируются на доске. Лучшие памятки оцениваются ребятами и поощряются учителем.

Подготовить памятки (можно нарисовать) по темам: (темы на компьютерном слайде) 

  1. Пропаганда здорового образа жизни. (физкультура и спорт - любые виды) 
  2. Пропаганда правильного сбалансированного питания, (в рационе кефир, молоко, йогурт, творог).
  3. Ношение обуви на низком каблуке.
  4. Правильная организация и освещение рабочего уголка.
  5. Ученические парты соответствуют росту подростка.
  6. Правильное ношение школьного портфеля
  7. Правильная постель подростка.
  8. Правильная походка.
  9. Эмоциональное состояние человека.

Памятки учащиеся защищают, как свои творческие проекты, при этом учитель способствует ситуации успеха.

Вывод:

Красота человека должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе и уверенность в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника внутренние органы. Добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом.

Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь!

Будьте стройны, красивы и здоровы.

Список литературы: 

  1. Борисов Г.Б. "В мире подростка" Москва, издательство "Медицина" 1988г. стр120;132.
  2. Васильев З.А. "Резервы здоровья" Санкт-Петербург, изд. "Медицина" 1981г, стр187-190.
  3. Вилков А.С. "Глазами ортопеда" газета "Сургутский вестник" февраль 2003г.
  4. Геппе Н. А. "Детские болезни" Москва, издательство "Русский врач" 1997 г. стр. 50-53
  5. Гласс Дж. "Жизнь до 180 лет" Москва, издательство "Физкультура и спорт" 1991 г. стр. 35-39
  6. Гогулан М.Ф. "Попрощайтесь с болезнями" Москва, издательство "Советский спорт" 1994 г. стр. 69-74
  7. Горен М.И. "Путь к здоровью и долголетию" Москва, издательство "Медицина" 1992 г. стр. 192-193
  8. Гукасова Н.А. "Лечебная физкультура в системе комплексного лечения сколиоза", Москва, "Медицина" 1987г. стр. 195.
  9. Дубровский В.И. "Лечебная физическая культура" Москва изд. "Владос" 1999г., стр. 280, стр. 39-60.
  10. Козьмин А.Ш., Кон И.И. "Сколиоз" Москва, изд. "Медицина" 1984г.
  11. Корниенко И.А., Кузнецова Л.В. "Школьники с избыточным весом" Москва, издательство "Педагогика" 1998 г. стр. 26-31, 58-59
  12. Корнилов Н.В. "Травматологическая и ортопедическая помощь в поликлинике". Санкт-Петербург, изд. "Гиппократ" 1994г. стр. 272-275.
  13. Моль Х.Н. "Семь программ здоровья" Москва изд. "Физкультура и спорт" 1991г., стр.15; 36; 51.
  14. Мусалатов Х.А. Юмашев Г.С. "Травматология и ортопедия" изд., Москва, "Медицина" 1995
  15. Нордемар Р. "Боль в спине" Москва изд. "Медицина" 1991 г. стр. 31; 58.

Приложение.

Биология. Животные. 7 класс.

 

Презентации к урокам:

- Размножение земноводных.

- Многообразие кишечнополостных.

Разработки уроков:

- Млекопитающие   конспект урока.

- Урок "Зоология - наука о животных", Презентация к уроку часть 1, часть 2.

Проверочные работы:

- Контрольная работа по теме "Хордовые животные". 

- Биологический диктант часть -1 (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие).

 

Презентация к уроку
"Биосинтез белка"
Волкова М. Е.

Конспект урока
"Биосинтез белка, регуляция транскрипции и трансляции"
Волкова М. Е.

Презентация к уроку
"Регуляция транскрипции и трансляции"
Волкова М. Е.

Презентация к уроку
"Группы мышц"
Фуникова О. В.

Конспект урока
"Группы мышц"
Фуникова О. В.

Презентация к уроку
"Биосинтез белка"
Волкова М. Е.

Конспект урока
"Биосинтез белка, регуляция транскрипции и трансляции"
Волкова М. Е.

Презентация к уроку
"Регуляция транскрипции и трансляции"
Волкова М. Е.

Презентация к уроку
"Группы мышц"
Фуникова О. В.

Презентация к уроку
"Биосинтез белка"
Волкова М. Е.

Конспект урока
"Биосинтез белка, регуляция транскрипции и трансляции"
Волкова М. Е.

Презентация к уроку
"Регуляция транскрипции и трансляции"
Волкова М. Е.

Презентация к уроку
"Группы мышц"
Фуникова О. В.

Экспериментальный этап

 

1. Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке:

  • “Строение клеток кожицы чешуи луковицы репчатого лука” (1-я команда),
  • “Строение клеток листа элодеи” (2-я команда).

2. Выполнение лабораторной работы. Необходимо обнаружить жиры в растительной клетке и доказать опытным путем наличие крахмала – 1-й команде, наличие жира – 2-й команде в клетках растительных организмов (вызываются по одному ученику от каждой команды).

Тем временем, остальным учащимся предлагаются кроссворды, где зашифрованы названия органоидов растительной и животной клетки, а вместо определений – рисунки этих органоидов. По выполнению задания работы сдаются в жюри ,которое подводит итог этого этапа и общий итог урока.

3. Кроссворд “Клетка”

По вертикали:

7. Составная часть клетки
8. Часть микроскопа улавливающая свет
9. Часть клетки в которой находятся хромосомы
10.Часть микроскопа, с помощью которой регулируют расстояние до препарата
11. Наружная часть клетки
12. Полость между клетками

По горизонтали: 

1. Бесцветные тельца клетки
2. Увеличительный прибор
3. Углубление в оболочке клетки
4. Часть микроскопа, куда помещают препарат
5. Полость в клетке, заполненная клеточным соком
6. Фамилия ученого, впервые обнаружившего клетки

Результаты сдаются жюри.

4. Карточка-задание (выбрать правильный ответ):

Правила работы с микроскопом

Этап работы

Выполнение работы

Правильный ответ (+)

Оценка правильности выполнения этапа(+)

1.

Приготовление микроскопа:

1. Жидкость не выступает за края покровного стекла.
2. Жидкость выступает за края покровного стекла.

 

 

2.

3. Под покровное стекло попали пузырьки воздуха.
4  Под покровное стекло не попали пузырьки воздуха.

 

 

3.

Установка микропрепарата:

5. Штатив повернут “от себя”.
6. Штатив повернут “к себе”.

 

 

4.

Настройка микроскопа:

7. Поле зрения микроскопа ярко освещено.
8. Поле зрения микроскопа неярко освещено.

 

 

5.

9. Изображение четкое.
10. Изображение нечеткое.

 

 

5. Какие утверждения верны?

– Все клетки живых организмов имеют ядро.
– В митохондриях образуются бели.
– Все клетки живых организмов имеют пластиды.
– Хромосомы находятся в ядре.
– Некоторые вирусы имеют клеточное строение
– Пиноцитоз – это процесс поглощения плазматической мембраной твердых частиц вещества.
– Клетка это целостная система.

6. Расшифруйте названия органоидов клетки (2 балла):

РОДЯ, ЛАПАЦТОИМЗ, ХРОМОАСМ, ВЬКУАЛО, ОЛОКАЧОБ, ПЛИТАДЫС

7. Каких из названных органоидов в клетке нет? (2 балла)

РЫОП, АКОЛОЧБО, ЖЛЕКМЕТКИНИ, ЯРОД, РЯДШЫКО

8. Вставьте пропущенные буквы:

Ц–ТОПЛАЗМА, В–КУОЛЬ, М–ТОХОНДРИЯ, ЛИЗ–СОМА, Ф–ГОЦИТОЗ, ЭНД–ПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ С–ТЬ, Р–БОС–МА, –ДРО.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

                                       Тест.

Установите соответствие:

1. Кости стопы.  2. Кости голени. 3. Кости предплечья. 4. Лобная кость. 5.Ключица.

 6. Кость плеча. 7. Ребра. 8. Теменная кость. 9. Лопатки. 10. Бедренная кость.

11.Кости кисти. 12. Тазовые кости. 13. Грудина.

А. Что относится к мозговому отделу черепа?

Б. Что относится к грудной клетке?

В. Какие кости образуют плечевой пояс?

Г. Какие кости образуют  скелет свободной верхней конечности?

Д. Какие кости образуют пояс нижней конечности?

Е. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?

Ж. Какие кости образуют тазобедренный сустав?

З. Какие кости образуют коленный сустав?

И. Какие кости образуют плечевой сустав?

К. Какие кости образуют локтевой сустав?

Л. Какие кости длинные трубчатые?

М. Какие кости особенно развились в связи с прямохождением?

Н. Какие кости человека особенно развились в связи с физическим трудом?

О. Какие кости самые широкие?

Правильные ответы: А – 4, 8; Б – 7, 13; В – 5, 6, 9; Г – 3, 6, 11; Д – 10, 12; Е – 1, 2, 10;

Ж. – 10, 12; З – 2, 10; И – 5, 6, 9; К – 3, 6; Л – 2, 3, 6, 10; М – 1, 2, 10; Н – 11; О – 12.

                                 Тест

    Вместо точек напишите соответствующие слова или определения.

  1. Полное или частичное нарушение целостности кости называют…
  2. Изменение стопы, при которых уплощается свод, называют…
  3. Сустав – это…
  4. Плотную, сросшуюся с костью оболочку, обеспечивающую питание и рост кости в толщину, называют…
  5. Повреждение кости без нарушения целостности кожи называют…
  6. Стойкое смещение суставных костей, при котором головка одной кости выходит из суставной сумки другой, называют…
  7. Привычное положение тела при ходьбе или стоянии называют…
  8. Мышцы, противоположные по функциям разгибателям, называют…
  9. Искривление позвоночника называют…

Правильные ответы:

1 – перелом. 2. – плоскостопие. 3 – подвижное соединение костей. 4 – надкостница. 5 – закрытый перелом  6вывих.  7 – осанка.  8 – сгибатели (антагонисты).  9.  скалиоз.

                              Тест.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Человек в течение дня делает до 30 тысяч шагов. Сколько это километров?
  2. Название «мышца» произошло от слова «мускулюс». Что оно означает?
  3. От каких анатомических факторов зависит сила мышц?
  4. Какие условия обеспечивают лучший результат работы и меньшую утомляемость мышц человека?
  5. Физические нагрузки следует подбирать с учетом возраста и пола. Физические возможности в подростковом возрасте ограничены. Почему?
  6. Когда – то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай». Почему они так считали?
  7. Лордоз, кифоз. Какой еще существует изгиб позвоночника?
  8. Какие 4 важных двигательных качества развиваются и совершенствуются в спорте и труде?
  9. Какие мышцы лучше развиты у детей: сгибатели или разгибатели?

Ответы: 1. – 10 км.  2. – мышь.  3 – от количества мышечных волокон, образующих мышцу.   4. – определенный ритм.  5. – недостаточное развитие мышц.  6 – при беге нормально функционирует и развивается организм в целом.  7 – сколиоз.  8 – Сила, Ловкость, скорость, выносливость.  9 – сгибатели.

           Допишите предложения:

  1. Опорно – двигательный аппарат представлен…
  2. В состав кости входят вещества…
  3. Органические вещества кости обеспечивают ее…
  4. Неорганические вещества придают костям…
  5. Среднюю часть длинной кости называют…
  6. Головку трубчатой кости называют…
  7. В красном костном мозге образуются…
  8. Рост кости в длину происходит за счет деления клеток…
  9. Скелет человека состоит из….костей.
  10.  Соединения костей скелета могут быть…
  11. Скелет человека делят на …
  12. Скелет головы состоит из отделов:…
  13. Грудная клетка образована….
  14. Позвоночный столб состоит из…позвонков.
  15. Скелет свободной верхней конечности состоит из…
  16. Скелет свободной нижней конечности состоит из…
  17. Известно 3 вида мышечной ткани…
  18. Сокращение мышц в организме осуществляется…
  19. Согласованная работа мышц сгибателей и разгибателей связана с чередованием процессов…
  20. Способность в течение определенного времени выполнять максимальное количество работы называют…
  21. При длительной работе без отдыха развивается…
  22. Чем больше нагрузка, тем быстрее развивается…
  23. Постоянное нарушение рабочей позы может привести к искривлению позвоночника…
  24. Искривление позвоночника, направленное выпуклостью вперед, называется…
  25. Боковое искривление позвоночника называется…
  26. Искривление позвоночника, направленное выпуклостью назад, называется…
  27. При уплощении свода стопы развивается…
  28. Утомление проходит скорее работоспособность восстанавливается раньше при…

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Опорно-двигательная система"

Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Опорно-двигательная система" . Форма: тестовые задания различного вида....

Открытый урок и презентация "Опорно-двигательная система"

Я всегда думала над тем, как наладить более тесную связь между средним звеном и начальной школой и, таким образом, проложить тропинку в мир науки.С 2008 г. являюсь председателем МО естественных ...

Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....

Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека».

Изучение влияния физических упражнений на органы и системы органов, укрепление здоровья: двигательная активность входят в состав обязательного минимума содержания основной образовательной программы Че...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека»

Конспект урока биологиив 8 классепо теме: «Роль двигательной активностив развитии опорно-двигательной системы человека»...