Педагогический проект "Моя инициатива в образовании"
проект по биологии по теме

Жукова Елена Андреевна

Педагогический проек на тему «Повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин в рамках системно - деятельностного подхода»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин в рамках системно - деятельностного подхода»

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись  системы образования. В настоящее время  активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов второго поколения, в связи с чем старая парадигма школьного воспитания подверглась резкой критике, что привело к разрушению системы воспитания учащихся и сужению целевой направленности общего образования до задач системно - деятельностного подхода формирования современного выпускника школы.

Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

В последнее время все чаще подчеркивается значительный воспитательный потенциал содержания современных учебных дисциплин, которые сегодня являются практически единственным полем приложения воспитательного воздействия, осуществляемого через их содержательные и процессуальные характеристики. Каждый из блоков дисциплин, представленных в учебном плане школы, дает возможность получения:

  • нравственного, эстетического, физического, правового, гражданского, экономического воспитания (гуманитарный блок);
  • умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин);
  • трудового во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе, как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.

Об актуальности  проблемы повышения воспитательного потенциала учебных дисциплин свидетельствует большое внимание  отечественных ученых: Н.Г.Алексеева, В.П.Беспалько, А.С.Вострикова, И.Н.Голицына, О.С.Гребенюк, А.А.Зенкина, А.В.Комарова, В.Кроль, Е.И.Машбиц.  

Проблемы социализации и социального воспитания детей, подростков и юношества представлены в трудах А.В.Мудрика, Б.А.Титова, Д.И.Фельдштейна, А.Б.Фоминой, и др.

Характеристика социально-профилактических аспектов работы в молодежной и подростковой среде, обоснование условий реализации воспитательного потенциала обучения содержится в трудах С.Л.Рубинштейна, И.И.Соковни, Б.А.Титова, Г.И.Щукиной и др.

Проблемам мониторинга воспитательной деятельности высших учебных заведений свои исследования посвятили В.И. Андреев, В.А. Кальней, М.В. Николаев, С.В. Шитов и др.

Однако, имеет место нерациональный отбор базового компонента школьного образования в учебных планах, государственных образовательных стандартах и примерных учебных программах, что обусловливает их слабую гуманитарную и воспитательную насыщенность, заниженную нравственно-психологическую и ценностно-формирующую направленность учебного процесса.

Таким образом, при всей актуальности рассматриваемой темы хотелось бы отметить следующие противоречие: между потребностью повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса и умением видеть значимость данной дисциплины в воспитании личности в целом.

Цель проекта – выявить, определить и обосновать комплекс мер по изменению воспитательного потенциала школьников в процессе изучения курса «Биология».

Гипотеза исследования: определение воспитательного потенциала учебной дисциплины «Биология» будет зависеть от следующих условий:

- рабочая программа урока «Биология» будет основываться на принципы  системно - деятельностного  подхода;

  • в процессе преподавания биологии будут учитываться принципы средового воспитания;
  • создана ситуация проживания и интериоризации опыта учащимися;
  • изменена познавательная активность и уровень мотивации к уроку биология.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить существующие концепции содержания образования и концептуальные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
  2. Выделит и обосновать педагогические условия реализации воспитательного потенциала естественнонаучных дисциплин в процессе формирования личности школьника.
  3. Экспериментально проверить изменение познавательной активности и уровень интереса к предмету «Биология».
  4. Разработать и провести занятия с учетом педагогических условий, влияющие на воспитательный потенциал учебной дисциплины «Биология».

Объект исследования – учебно-воспитательная деятельность в школе.

Предмет исследования – педагогические условия, влияющие на воспитательный потенциал учебной дисциплины.

Методологическая база: общенаучные положения и принципы средового подхода (Ю.С. Мануйлов, Ю.С.Бродский, Л.И.Новикова, М.В.Шакурова, И.В.Кулешова, Л.А.Пикова, А.В.Гаврилин, Д.В.Григорьев, Н.Л.Селиванова); концепции общей и педагогической инноватики (К. Ангеловски, Ю. Вооглайд, В.М. Дунченко, В.А. Кан-Калик, М.Ю. Климова, Н.И. Лапин, Б. Мор, Л.С. Подымова, А.И. Пригожий, Э. Роджерс, Б.В. Сазонов, Н.В. Степанов, B.C. Толстой, И. Шумпетер, Р.Н. Юсуфбекова и др.); теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.).

Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:

-анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме

-наблюдение за процессом реализации учебно-воспитательных программ в школе;

-анкетирование учащихся, беседы с учащимися, родителями, учителями;

-диагностирование уровня познавательной активности и интереса у изучаемому предмету;

- обучающий эксперимент.

Мониторинг результатов осуществляется по следующим показателям:

  1. повышения среднего балла ученика по предмету
  2.  повышение уровня интереса к изучаемому предмету (методика определение уровня интереса к предмету (Г.Н.Казанцева))
  3. изменение познавательной активности ученика (анкета по определению познавательной активности учащихся (А.А.Горчинская))
  4. изменения уровня терминальных и инструментальных ценностей (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича)

Состав участников проекта:

-обучающиеся  5-11 классов МБОУ гимназии № 10 г. Челябинска;

- учителя-предметники, администрация гимназии;

-  Клавдиенко З.М., психолог школы.

Значимость педагогического проекта заключается в том, что разработаны занятия с учетом педагогических условий, влияющие на воспитательный потенциал учебной дисциплины «Биология» в рамках средового подхода.

Взаимосвязь обучения, воспитания и воспитательной системы школы.

Особенности учебно-воспитательного процесса в школе обусловлены функционированием его как крупного учебно-научно-инновационного комплекса многоуровневого образования, который предоставляет обучающемуся право самостоятельного выбора образовательной траектории в соответствии с его личными способностями, обеспечивает более высокую социальную защищенность учащейся молодежи, повышает её мотивацию к продолжению образования, позволяет сделать среднее образование более доступным в территориальном аспекте, повысить качество общенаучной и профессиональной подготовки выпускаемых специалистов.

Правильное понимание самого процесса обучения включает необходимые характеристики:

1) обучение есть специфическая человеческая форма передачи общественного опыта: посредством орудий и предметов труда, языка и речи, специально организованной учебной деятельности передается и усваивается опыт предшествующих поколений;

2) обучение невозможно без наличия взаимодействия ученика и учителя, без наличия «встречной» активности учащегося, без его соответствующей работы, называемой учением. «Учение – это труд, полный активности и мысли», – писал К.Д. Ушинский.

3) обучение – это не механическая прибавка к уже имевшимся психологическим процессам, а качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики и личности ученика. При усвоении (как высшей стадии обученности) происходит как бы перенос знаний извне вовнутрь (интериоризация), отчего изучаемый материал становится как бы собственным достоянием личности, её принадлежащим и ею открытым.

Таким образом, обучение – это целенаправленное, заранее  спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

В современном законе «Об образовании» воспитание рассматривается как «целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности, оказание молодежи помощи и жизненном самоопрелелении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создании условий для самореализации личности».

Таким образом, под  воспитанием в школе понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного нравственного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.

В последние годы российские педагоги попытались переосмыслить сущность процесса воспитания, и основной потенциал делаться на воспитании как управлении процессом развития личности. Это управление осуществляется и реализуется в образовательно-воспитывающей среде. И,  естественно, говоря о воспитании в таком контексте, мы не можем не обратиться к термину воспитательная среда.

По мнению И.Д. Демаковой, одной из важных задач воспитательной деятельности является создание воспитательного пространства.

Воспитательное пространство обитания учащихся как целостное, интегрированное образование имеет сложную многоуровневую и многокомпонентную структуру. Компоненты среды обитания определяются структурой человека и, соответственно, потребностями и интересами, лежащими в основе индивидуальной активности. При определении этих компонентов мы основывались на пирамидальной модели человека, предложенной А.И.Синюком (Рис. 1).

В соответствии с этой моделью основными компонентами школьной среды обитания выступают:

  • область телесного существования, решающая проблемы биотического функционирования;
  • область психической (в широком смысле) деятельности школьников, связанная с эмоционально-волевой активностью человека;
  • область разумной деятельности, включающая в себя, в том числе, формальную и неформальную учебную деятельность;
  • область духовной деятельности.

Каждый из компонентов обозначенной среды обитания обеспечивает формирование у учащихся соответствующей культуры: телесной, душевной, разумной и духовной.

Уровни воспитательной деятельности объективно задаются характером индивидуальной деятельности школьников с учетом включенности этой деятельности в школьный воспитательный процесс.

Высшим уровнем, в данном случае, можно считать специально организованную воспитательную деятельность, которая, должна строиться с учетом достижений педагогической науки и практики. Необходимость корректного, педагогически выверенного управления центральной (высшей) составляющей общей воспитательной деятельности определяет обозначение ее как системной составляющей воспитания.

Жизнедеятельность учащихся далеко не ограничивается системной областью школьной воспитательной среды. Следующий (по степени формализованности) уровень воспитательной деятельности представлен различного рода клубами по интересам, секциями, кружками и т.п. Сами по себе обозначенные элементы воспитательной системы являются внутренне организованными и педагогически управляемыми. Вместе с тем, они не объединяются в единую структуру и связаны между собой скорее комплексно, а не системно, что, собственно, и определяет название этого уровня воспитательной деятельности.

Еще менее формализованной является стихийно организованная на базе школы досуговая деятельность, включающая в себя групповые дискотеки, вечера отдыха, музыкальные тематические беседы и т.п. Оказывая ощутимое воспитывающее действие, такого рода деятельность практически не управляется и, некоторым образом, выпадает из поля педагогического влияния. Отсюда и ее название - периферийная деятельность.

Самым внешним, последним, уровнем воспитывающей учащихся деятельности является невидимая педагогу индивидуально-личностная деятельность. Это область «интимного» товарищеского или семейного взаимодействия, именующаяся теневой (педагогически невидимой) областью.

Представленная четырехкомпонентная и четырехуровневая модель воспитательной деятельности с методологической точки зрения служит основой для научно-педагогического проектирования интеграционных воспитательных процессов. Однако выявление структуры интеграции воспитательной деятельности требует рассмотрения еще и некоторых аспектов социальной структуры внутри вузовского функционирования. С этик позиций можно говорить о следующих видах деятельности:

  • индивидуально-личностная воспитательная деятельность. По отношению к этой «системе координат» любая (даже коллективная) деятельность, осуществляемая за пределами школы, может считаться индивидуально-личностной.
  • Внутригрупповая деятельность. Здесь имеется в виду деятельность внутри классного коллектива.
  • клубная деятельность, выходящая не только за рамки классного коллектива, но и за рамки курса или школы.
  • Проектная деятельность объединяет усилия школьников одного класса и может иметь не только внутри школьный, но и региональный характер. Такого рода деятельность еще можно назвать «горизонтальной».

Все обозначенные виды школьной деятельности могут быть использованы (и используются) для решения определенного типа воспитательных задач. В связи с этим в современных условиях должна происходить переориентация среднего образования со знаниевой парадигмы подготовки выпускника школы к такому типу образования, в котором делается акцент на самообразовании, самовоспитании, самоуправлении, социализации.

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Усиление воспитывающей функции дисциплин учебного цикла согласуется со стратегией модернизации школьного образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.

Модернизация системы школьного образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление молодежи, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.

Преподавание учебных дисциплин целесообразно строить на ряде общих принципов. Принципы гуманизации и гуманитаризации:

Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода. Современная теория и практика обучения может внести свой вклад в развитие сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем.

Гуманитаризация образования преследует две основные и взаимосвязанные цели: во-первых, с ее помощью стремятся преодолеть “частичность” студента, его одномерность, задаваемую вузовской подготовкой; во-вторых, с помощью гуманитаризации стремятся заложить у студента основы гуманистического мировоззрения. Другими словами, гуманитаризация рассматривается как способ приобщения к духовным ценностям цивилизованного мира.

 Соответственно объединяя эти два принципа обучения, напрямую связанных с воспитательным потенциалом всех учебных дисциплин, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению молодежи в диалог разных культур.

Построение образовательных курсов с учетом принципа экологизации связанного с целостностью, отражением в образовании единства природы и общества, "мира человека" и природы самого человека, способствующего развитию у ученика чувства ответственности за окружающий мир.  

Экологизация образования рассматривается как характеристика тенденции проникновения идей, понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины, подготовка экологически грамотной личности.

  Деятельность является важнейшим фактором по формированию экологической культуры личности. Она проявляется в изучении, оценке и охране окружающей среды своего края и осуществляется в органической взаимосвязи теоретической и практической форм деятельности и всех ее видов - учебы, игры, труда, отдыха, общественно-полезной.

 Принципы внешней и внутренней дифференциации. Дифференциация обучения - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.), характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются. Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутригрупповая).

Дифференциации обучения не предполагает негативных последствий, так как обязательным является учет индивидуально-типологических особенностей личности, что приспосабливает учебный процесс к студенту. Однако наряду с содержанием дифференциация обучения имеет и форму, в которой реализуется на практике. Это могут быть группы углубленного изучения предметов, профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия, и т.д.

Указанные пути активизации воспитательных процессов скорее нужно рассматривать не как отдельные составляющие воспитательной активности школы, а как неразрывно связанные компоненты одного процесса. Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

2. Условия повышения воспитательного потенциала учебных дисциплин.

Мы понимаем, что роль образовательной среды учебного заведения и ее воспитательного потенциала исключительно важна, но при этом не любая среда способствует развитию человека творческого, духовно-нравственного, а в учреждениях профессионального образования — способствует профессиональному развитию специалиста.

Разрешить противоречие между тенденцией полнее использовать возможности среды и отсутствием соответствующих технологий и призвана концепция средового подхода в воспитании, т.е. способа организации среды и оптимизации ее влияния на личность студента. В таком смысле это условие реализации и важное дополнение к существующему инструментарию воспитательной системы является ключевым.

На уровне обыденного сознания средовой подход есть отношение человека к среде и среды к учащимся. В научном плане он представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности специалиста. В инструментальном плане - система действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата (Ю.С.Мануйловым).

Среда рассматривалась в качестве не только "главного рычага воспитания" в "большом" педагогическом процессе (В.Н.Шульгин), но и условия изучения учащегося. К ключевым понятиям являются: стихия, ниша; образ жизни (в значении способа бытия и способа достижения цели); личность как объект и субъект воспитания; средообразовательное действие.

Среда с функциональной точки зрения определяется нами как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и "осредняет" личность. При этом осреднять - значит типизировать. Посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. Опосредовать означает преломлять, влиять, в смысле облагораживать, обогащать, оздоравливать и пр. Так как средовой подход мотивирован целью в значении желаемого результата, то важно определиться с понятиями "личность" и "тип личности". Личность в подходе отождествляется с содержанием того, чем обладает и владеет ребенок, с тем, что он имеет и умеет или желает "иметь и уметь".

Поэтому очень важно в процессе проведения занятий моделировать деятельность, погружающую учащихся в реальные условия (среду).

Следующие понятие «ниша», которое понимается как, конкретное пространство возможностей, позволяющее учащимся удовлетворять свои потребности. Условно ниши можно подразделить на: природные, социальные, культурные. Это понятие раскрывается в лабораторно-практических занятий через проигрывание учащимися социальных ролей при решении различных задач.

Под «стихией» понимается внешне не организованная, ничем не сдерживаемая (хотя, возможно, и управляемая) сила, действующая в природной и общественной среде в виде какого-либо движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения, захватывающих импульсов, возбуждающих вибраций и пр. Стихия обладает принуждающей, подчиняющей, формирующей силой, она детерминирует выбор учащимися возможности саморазвития.  

«Образ жизни» - это способ бытия. Образ жизни способствует достижению поставленных целей; в этом проявляется педагогическое значение понятия. Подкрепляется это понятие, на занятиях, за счет формирование у учащихся познавательной активности и повышения уровня интереса к изучаемому предмету.

Понятие «действие» определяется как рабочий ход движения к чему-либо, характеризуется предметным содержанием, способом осуществления и формой выражения (В.П.Зинченко). Действия подразделяются на диагностирующие, проектирующие и продуцирующие педагогический результат.

Средовое проектирование - это, по существу, моделирование среды и средообразовательного процесса, необходимое для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Его основу составляют прогнозирование разрешающих возможностей среды, конструирование ее надлежащих значений, моделирование средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений, планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий.

Средовое продуцирование воспитательного результата выражает саму суть подхода как технологии формирования и развития типа личности через среду, превращаемую действиями субъекта управления в средство воспитания, а значит, может влиять на повышение воспитательного потенциала учебной дисциплины, в данном случае дисциплины «Биология». Учитывая, что тип личности есть продукт взаимодействия учащегося со средой, а сама среда - производное средообразовательных действий.

Основными субъектами образовательной среды школы являются учитель и ученик. Именно их взаимоотношения, взаимовлияния, взаимодействия и создают неповторимую среду школы.

Учитель - прежде всего представитель определенной культуры, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то учитель одновременно - человек высокого уровня воспитанности и как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием. В качестве ученого-мыслителя, представителя науки он является мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом. Учителю школы свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность к себе.

Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не  может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС. Ему, преподавателю, необходимо перестать быть носителем знаний.  Нужно ставить  перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача  из задач.

Таким образом, образовательная среда школы обладает большим воспитательным потенциалом, непосредственно влияет на профессиональное становление будущих специалистов, и от того, какими характеристиками обладает образовательная среда, зависит успешность и эффективность этого  процесса. Педагогическому составу, психологической службе, организаторам воспитательного процесса в школе необходимо целенаправленно создавать такую среду, которая была бы основана на уважении личности каждого школьника, динамичности, наличии выбора, возможностей для индивидуального развития, активности всех субъектов образовательного процесса, креативности, референтности, благоприятной психологической атмосфере.

3. Алгоритм построение урока «Биология» в рамках реализации средового подхода в воспитании школьников.

Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения  предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом  темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни  человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем  их многократного  употребления для решения задач  с использованием  этих знаний. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» (А.А. Леонтьев) мы достигаем сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем  необходимых  всем людям знаний, которые усваиваются при многократном  их использовании) и курса  биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники).

Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром  для дальнейшей деятельности. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем  более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей  изученных понятий с новым учебным материалом.

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в  процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения  версий школьников учитель просит  проверить их правильность с помощью  учебника. В этом случае  появляется  мотивация  к чтению, ведь текст в учебнике  читается для проверки истинности  собственных высказываний.

Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее  важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса  используется доступная для учеников ситуация.  Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения, исследовательские проекты.

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. 

Вначале  учитель предлагает ученикам  ответить на репродуктивные  вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки  усвоения материала новой темы.

Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют  лабораторную работу или решают задачи.

В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания  для объяснения  окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен  и на него уходит много времени.  При обсуждении работ надо найти то общее, что  является главным содержанием  изучаемой темы, а кроме того, поделится  особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы, здания практического характера.

  Приоритетно формой работы на уроках биологии является организация следующих видов деятельности:

1. познавательной деятельности, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента;

- приобретение умений различать факты, гипотезы, причины и следствия, доказательства;

-приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

-выявление характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

 2. информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее;

 - отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

 - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).

 3. рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;

объективное оценивание своих учебных достижений;

учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

     Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития, воспитания и социализации школьников.

Заключение

В настоящее время, когда происходит смена одних учебных программ на другие, необходимо грамотно и методически структурировано подходить к организации учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому в своей проекте я сделала акцент на средовой подход.

Поскольку построение занятий на принципах уманизации, гуманитаризации, экологизации и внешней и внутренней дифференциации с применением средового подхода создает в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, формирует целостную воспитательную систему и качественно повышает уровень готовности выпускников школ к жизненному самоопределению, а значит, повышается воспитательных потенциал образовательного процесса, и каждой учебной дисциплины.

Приложение

Методика определение уровня интереса к предмету (Г.Н.Казанцева)

1.Назови из всех изучаемых предметов твои самые:

А) любимые_________________________________________________

Б) нелюбимые_______________________________________________

2.Подчеркни доводы, характеризующие свое отношение к предмету ботаника. Допиши недостающие.

Люблю предмет, потому что

Не люблю предмет, потому что

Данный предмет интересен

Данный предмет не интересен

Нравится, как преподает учитель

Не нравится, как преподает учитель

Предмет нужно знать всем

Предмет не нужно знать всем

Предмет нужен для будущей работы

Предмет не нужен для будущей профессии

Предмет легко усваивается

Предмет трудно усваивается

Предмет заставляет думать

Предмет не заставляет думать

Предмет считается выходным

Предмет не считается выходным

Требует наблюдательности, сообразительности

Не требует наблюдательности, сообразительности

Предмет требует терпения

Предмет не требует терпения

Предмет занимательный

Предмет не занимательный

Товарищи интересуются этим предметом

Товарищи не интересуются этим предметом

Интересны отдельные факты

Интересны только отдельные факты

Родители считают этот предмет важным

Родители не считают этот предмет важным

У меня хорошие отношения с учителем

У меня плохие отношения с учителем

Учитель часто хвалит

Учитель редко хвалит

Учитель интересно объясняет

Учитель не интересно объясняет

Получают удовольствие при его изучении

Не получают удовольствие при его изучении

Знания по предмету необходимы для поступления в университет

Знания по предмету не играют существенной роли для поступления в университет

Предмет способствует развитию общей культуры

Предмет не способствует развитию общей культуры

Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

Просто интересно

Просто неинтересно

3.Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.

  1. Это мой долг.
  2. Хочу быть грамотным.
  3. Хочу быть полезным гражданином.
  4. Не хочу подводить свою группу.
  5. Хочу быть умным и эрудированным.
  6. Хочу получать полные и глубокие знания.
  7. Хочу научиться самостоятельно, работать.
  8. Все учатся, и я – тоже.
  9. Родители заставляют.
  10. Нравится получать хорошие оценки.
  11. Чтобы похвалил педагог.
  12. Чтобы одногруппники со мной дружили.
  13. Для расширения умственного кругозора.
  14. куратор заставляет.
  15. Хочу учиться.

Анкета по определению познавательной активности учащихся (А.А.Горчинская)

  1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по ботанике?

А) Да

Б) Иногда

В) Нет

  1. Что тебе нравиться, когда задан вопрос «на сообразительность»?

А) «Помучиться», но самому найти ответ

Б) Когда как

В) Получить готовый ответ от других

  1. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

А) Постоянно много

Б) Иногда много, иногда ничего не читаю

В) Читаю мало

  1. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

А) Всегда нахожу на них ответ

Б) Иногда нахожу на них ответ

В) Не обращаю на них внимание

  1. Что ты делаешь, когда узнаешь на занятиях что-то новое?

А) Стремишься с кем-нибудь поделиться этим (с близкими, друзьями)

Б) Иногда хочется поделиться этим с кем-нибудь

В) Ты не станешь об этом рассказывать


Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Инструкция: Сейчас Вам будет предъявлен список из 18 ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной строчке. Внимательно изучите ценности и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место".

Ценности - Список А

Ранг

1

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3

здоровье (физическое и психическое);

4

интересная работа;

5

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8

наличие хороших и верных друзей;

9

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

15

счастливая семейная жизнь;

16

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17

творчество (возможность творческой деятельности);

18

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).


Ценности - Список Б

Ранг

1

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2

воспитанность (хорошие манеры);

3

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4

жизнерадостность (чувство юмора);

5

исполнительность (дисциплинированность);

6

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7

непримиримость к недостаткам в себе и других;

8

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16

честность (правдивость, искренность);

17

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18

чуткость (заботливость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя инициатива в образовании

«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»...

Проект "Моя инициатива в образовании" Клуб "Скажи жестокости нет"

Клуб родителей, детей и педагогов "Скажи жестокости нет". Цель данного проекта: 1. Разработка практических механизмов, способов и методов взаимодействия субъектов клуба "Скажи нет жестокости" через фо...

Моя инициатива в образовании

Сегодня, когда ребенок приходит в школу на его пути обучения стоит очень много трудностей: помимо того, что он должен усвоить общеобразовательные предметы, со 2-го года обучения начинается иностранный...

Моя инициатива в образовании

Сегодня, когда ребенок приходит в школу на его пути обучения стоит очень много трудностей: помимо того, что он должен усвоить общеобразовательные предметы, со 2-го года обучения начинается иностранный...

Инициатива в образовании

моя инициатива в образовании....

Педагогический проект "Моя инициатива в образовании"

Материал можно использовать для работы учителям-предметникам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования при организации внеурочной и воспитательной работы с воспитанниками 5-11 кл...