Урок по теме "Земноводные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Шевцова Галина Николаевна

Урок по теме "Земноводные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zemnovodnye.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Земноводные - обитатели суши и воды

(по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина)

 Цель:

- формирование  представления  “земноводные” как более высокоорганизованного класса позвоночных животных;

- формирование представлений об  особенностях  внешнего  и внутреннего строения, связанных с жизнью на суше и воде;

-формирование  коммуникативных умений;

-  формирование умения работать с учебником, таблицами, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы;

- развитие логического мышления, памяти;

Задачи:

1. Познакомить учащихся с общей характеристикой класса земноводных, с их многообразием, происхождением, значением в природе.

2.Развивать интерес к проектной и  исследовательской деятельности.

3.Воспитывать интерес к изучению данного класса животных, гуманное отношение к природе.

4. Формировать  и развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие  способности  в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, при работе с различными источниками информации.

Оборудование : живые объекты (шпорцевые лягушки), чучело рыбы, скелеты рыбы и лягушек, таблицы для заполнения учащимися, модели сердца, головного мозга, пищеварительной системы земноводных, таблицы «Земноводные», презентация по теме "Земноводные",  презентации проектов  учащихся, видеофрагменты по темам проектов ,записи голосов лягушек. интерактивный дидактический материал "Размножение амфибий".

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний .

Мы приступаем к изучению животных класса земноводные.

Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

Каких животных будем изучать?

 Вспомним, что обозначают  термины: боковая линия, желудочек, позвоночник, мозг, рефлекс?

Почему класс назван земноводные?  

Земноводные – слово русское, происходит от названий сред жизни этих животных, которые занимают наземную и водную среды жизни.

Другое название “амфибии”. Амфибии – греческое слово, переводится  как двоякоживущие.

На уроке будем заполнять таблицу о земноводных «Общая характеристика земноводных».

Какие животные являются предками амфибий?

Предки амфибий- это кистепёрые рыбы латимерия и рипидистия.

3.Изучение нового материала.

Знакомство с живыми объектами (шпорцевые лягушки).

ПОКАЗ ЖИВОГО ОБЪЕКТА.

 Рассказ о шпорцевых лягушках

Рассмотрим внешний вид лягушки.

 Из каких частей состоит ее тело?  

 Это голова, туловище и конечности.

Почему  на голове у лягушки крупные большие глаза?

Они имеют веки подвижные, чтобы защитить глаз от высыхания.(появились слезные железы). Ноздри (хоаны)расположены на  голове впереди глаз – это орган обоняния.

Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение?  

 Чтобы, не вылезая из воды дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в окружающем пространстве.) Ноздри снабжены клапанами,  которые открываются и закрываются в такт дыханию.  В воде клапаны закрыты, на суше открыты.

 Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. Среднее ухо – орган  слуха расположен на голове, закрыт глубокой мембранной  перепонкой, снабжен специальной косточкой усиливающей звуковые колебания.

 Как слышат лягушки на суше?

По почве звуки воспринимаются с помощью костей конечностей и мышц через кости черепа и передаются во внутреннее ухо. Но у золотых лягушек нет внешнего и среднего уха. Восприятие идет через лёгкие. Ёщё не выяснили как звуки попадают во внутреннее ухо.

Научившись прилично слышать,  земноводные первые из наземных животных приобрели голосовой аппарат кожаные мешки - резонаторы (прослушать запись).

Что можете сказать о форме туловища и конечностей? 

Сравните с форму тела и строение конечностей рыбы и лягушки.

Что можете сказать о коже амфибий?

Кожа голая. Кожа земноводных  богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, иногда бывает ядовитой (яд пумилио, яд жабы аги -индейцы, древолаза). Не спешите  гладить лягушку.  Что,  защищает лягушек  от более крупных врагов, это используют  и  охотники,   и  медики,  и  колдуны,  и  домохозяйки  (для  хранения  молока,  чтобы не прокисало в теплом помещении).  Задохнётся ли лягушка, если воздух не будет поступать в ноздри и рот?

Лягушки дышат на суше с помощью легких. Дышать кожей можно лишь, когда она влажная. 

-В какой сказке упоминается лягушачья кожа? («Царевна-Лягушка»)

 Оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка» в которой лягушка сбрасывает кожу, - не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как ни берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее  4 раз в году. Старую кожу земноводные съедают.

Как питаются лягушки? Опишите механизм ловли добычи амфибиями.

Питаются только движущимися насекомыми. Свою добычу  они поджидают неподвижно сидя в укромном месте. Заметив насекомое, лягушка выбрасывает  широкий и липкий язык. Жертва к нему прилипает. Язык молниеносно выскакивает изо рта. Лягушка «стреляет» языком только по движущимся насекомым.

Пища проталкивается при помощи глаз и языка.

 Лягушек называют первыми слюнтяями планеты, т. к. у них   у первых наземных животных  появились слюнные железы. Смазка – слюна нужна для смачивания сухой пищи, Но она пока еще не содержит пищеварительных ферментов.

Какие приспособления у земноводных к водной среде?

К  водной среде:

- наличие плавательной перепонки, между пальцами

- кожное дыхание.

Как приспособились амфибии к наземному образу жизни?

К наземной среде:

- влажная кожа, обеспечивающая дыхание

- ноздри,

- веки – защита глаз от засорения и высыхания

- барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха

- свободные конечности для передвижения.

Скелет земноводных.

Сравните скелет рыб и скелет амфибий.

Чем отличается скелет головы рыбы и земноводных?

Сравните строение позвоночника рыб и амфибий.

Что можете сказать о конечностях лягушек и рыб. 

Вывод:

В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником,  отсутствием рёбер, шейный отдел делает подвижным череп, в черепе лягушки меньше костей, нет жабр, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями, служащими для амортизации.

 Изучение внутреннего строения земноводных. 

Давайте и мы рассмотрим, как устроена лягушка внутри и попробуем выяснить, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.

РАБОТА УЧАЩИХСЯ С ПОДВИЖНОЙ СХЕМОЙ  ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ДОСКЕ (работа в парах).

Сравните пищеварительную систему амфибий и рыб.

Пищеварительная система  во многом сходна с пищеварительной системой рыб, имея тот же тип строения.

Скажите, как же устроена пищеварительная система рыб?

 Ротовое отверстие, глотка, пищевод, желудок, печень и поджелудочная железа, кишечник, анальное отверстие.

Вывод:

- питается беспозвоночными, которых ловит при помощи липкого языка;

- во рту лягушек на верхней челюсти 100 зубов и 20 на нёбе, на нижней челюсти зубов нет;

-пища смачивается слюной;

-кишечник дифференцирован, в нём заметно выделяется 12-перстная кишка (переваривание пищи), тонкая кишка (переваривание и всасывание), толстая (скапливаются остатки пищи), прямая кишка и её расширение клоака.

РАЗМИНКА( под музыку релакс).

Восстановим дыхание и здесь начинаем беседовать о дыхании лягушки.

А теперь закройте глаза и представьте себе, что сидит в траве лягушка, за которой вы наблюдаете. Представьте, что вы целый час  следите за неподвижной лягушкой. Так  быстро колеблется её горло. Давайте попробуем узнать какая связь между грудной клеткой и дыханием.  Сделайте  глубокий вдох чувствуете как грудная клетка расширяется, а теперь откройте глаза и сделайте выдох и грудная клетка возвращается на место.

А теперь тихо садитесь, и скажите о  чём это говорит?

Это говорит о том,  что грудная клетка учувствует в процессе вдоха и выдоха, расширяют мышцы грудную полость и воздух устремляется в лёгкие. Такой процесс называется – всасывающий. 

А вот лягушки этим процессом воспользоваться не могут. Как же дышат лягушки?

- органы дыхания земноводных (лёгкие и кожа). Лёгкими дышат  только на суше с помощью мышц, а кожей и в воде и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу.

-личинки дышат жабрами

- поверхность лёгких небольшая.  Лёгкие мешкообразной формы.(Отличие от рыб)

Кровеносная система амфибий.

Что можете сказать о кровеносной системе амфибий?

Если посмотреть на изображении, какие изменения кровеносной системе можно сразу увидеть?

 Для более активного использования нового органа дыхания земноводные в процессе эволюции  обзавелись дополнительной перегородкой в сердце, оно стало 3-камерным, 2 круга кровообращения (2 предсердия и 1 желудочек).

Несмотря на наличие 2-х кругов  кровообращения, у лягушки существует система целесообразного распределения крови, в разной степени обогащённой кислородом, между лёгкими, внутренними органами  и мозгом.

РАБОТА С ПОДВИЖНОЙ СХЕМОЙ  СЕРДЦА  НА ДОСКЕ И НА МЕСТАХ ( индивидуальная работа).

Сравните строение  выделительной системы рыб и амфибий.

Какие изменения произошли в строении выделительной системы?

Выделительная система тесно связана с кровеносной системой. Она состоит из пары почек, мочеточников и мочевого пузыря. Кровь приносит  в почки  жидкие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам поступает в клоаку, оттуда в мочевой пузырь, а затем после наполнения через клоаку удаляется наружу.

- Просмотр интерактивного дидактического материала о размножении и развитии земноводных.

Какие стадии в своём развитии проходят амфибии?

Вывод:

- раздельнополые

- размножаются в условиях избытка влаги

-оплодотворение наружное

- развитие с превращением

Для чего лягушки устраивают в тёплые весенние вечера квакающие  «концерты»? 

Есть ли проявление заботы о потомстве уамфибий?

Личинки лягушек древолазов забираются на спину своим родителям , там и растут. Самец повитухи  обматывается икрой нескольких самок в виде кокона и остается на время неподвижен. Курносые лягушки вынашивают свою икру в желудке, а волосатые - во рту, у пипы (учебник) на спине кратеры с крышечками. Жабы бывают живородящие . Беременность жабы 9 месяцев.

Вот так сложно работает организм земноводных на примере -  лягушки. Такая работа, обеспечивающая жизнь животному, находится под контролем нервной системы,

-Какие изменения произошли в ЦНС у амфибий по сравнению с рыбами?

  Новое качественное развитие получили органы чувств - органы зрения, слуха,  обоняния. Воздушная среда дала большие возможности для ориентировки в пространстве.

Имеется 5 отделов головного мозга. Имеется 2 полушария и обонятельный центр в переднем мозге . Возникают зрительные бугры в среднем мозге.  Промежуточный мозг сходен  у рыб и земноводных. Мозжечок стал меньше по объёму. Спинной мозг имеет большую массу, утолщён с двух сторон, т.к. появились конечности. Масса мозга 100-240 грамм.

РАБОТА С ПОДВИЖНОЙ СХЕМОЙ "СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА".(на доске, местах)

ВЫВОД: Масса глаз лягушки в два раза превышает массу мозга, передний мозг развит сильнее ( большие полушария), мозжечок развит слабее, развито внутреннее и среднее ухо, обоняние, осязание по наземному типу

Есть ли у лягушки безусловные и условные рефлексы?

Рефлексы- условные (приобретённые) и безусловные (врождённые) (примеры)

Можно ли  выработать условные рефлексы у лягушек?

ФИЗМИНУТКА

ПРОЕКТ, выполненный учащимися по теме "Возникновение и угасание условных рефлексов"

Представление проекта с помощью презентации и видеосъёки.

1.Если бы вместо мяса и водоросли использовали другой предмет, то эксперимент прошёл так же?

2.Какие результаты получились бы, если мясо висело бы неподвижно на каком -то расстоянии от лягушки или лежало бы на дне?

Эксперимент, выполненный учащимися по теме "Безусловные рефлексы и роль в жизни лягушек" (оборонительный рефлекс)

Представление эксперимента с помощью видеосъёмки.

1.Как реагирует лягушка на сильный звук и другие необычные раздражители (соль, кислота, электрич.ток)?

2.Можно ли назвать этот рефлекс самосохранением?

Сейчас послушаем защиту проекта "В защиту незаслуженно гонимых земноводных".

Защита проекта на основе литературных источников и интернет ресурсов.  (2уч-ся)

Как  вы  считаете,   за  что  же  люди  не  любят  лягушек,  жаб  и  им  подобных?

Давайте перечислим ассоциации, которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными.

 скользкие

 холодные

 страшные

 мерзкие

 неожиданно прыгают

 из-за них бывают бородавки.

Лягушкам не повезло. Правда в далёкие  времена некоторые народы считали лягушек причастными к сотворению мира. Считалось , что жабам доступен мир реальный и мистический. Их находят и в пирамидах и в захоронениях фараонов.

Врачеватели готовили из жаб лекарство  от разных болезней, совали в рот больному, чтобы излечить, из жаб делали талисманы, привязывали их живых или сухих к телу. Их закапывали в землю для хорошего урожая. Но те времена прошли. "Мокрая, скользкая, холодная..."

Давайте докажем, что лягушки не заслуживают такого  отношения

1. Литературные произведения.

2.Пословицы,загадки, поговорки и приметы, легенды(лягушка богатства) и поверья.

3.Открытия в науке.

4.Музыкальные произведения (релаксация, песни, пьесы).

5.Кинофильмы, мультфильмы, рисунки забавных лягушат)

6.Памятники

7.Лягушки- врачевательницы.

8.Лягушки из бумаги -оригами, рисунки лягушек современными художниками

9.Дорожные знаки.

10. Свои поделки.

Обсуждение результатов исследований.

1. Всегда ли верны приметы и поверья связанные с лягушками, как вы думаете?

2.Лягушка- это животное  очень часто используется для проведения исследований. Это больно и негуманно. Как решается эта проблема?

3.Проводились ли опыты по вживлению жабр людям?

4.Закрепление Составление синквейна.

Земноводные.

холоднокровные, позвоночные

прыгают, откладывают, впадают

Первые вышли на сушу

Амфибии.

РЕФЛЕКСИЯ  (под музыку релакс)

Какого цвета выбрали бы лягушку оригами?

Что понравилось на уроке?

Что нового узнали о лягушках?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выставление отметок и оценок.

Выберите себе задание.

1.Подготовить сообщения :отряд Безногие, отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые.

2.Сообщение по теме: "Лягушкины рекорды".

3.Охрана земноводных, Красная книга.

Работа по карточкам:

Земноводные - это…животные, жизнь которых связана как с…, так и с… . На голове её заметны 2 выпученных глаза, защищённых… . Лягушка дышит … воздухом, который попадает в её организм через… .Кожа у всех земноводных всегда ….., благодаря жидким слизистым выделениям кожных….. Земноводные с … температурой тела. Органами дыхания служит … и … . В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называют брассом. Одним из приспособлений является … между пальцами стопы.

Вопросы расширяющие кругозор учащихся:

- А знаете ли вы почему глаза лягушки называют удивительными?

(Масса глаз лягушки в два раза превышает массу мозга.  Глаза участвуют в  проглатывании пищи. Когда пища попадает лягушке в рот, специальные мышцы втягивают  глазные яблоки в ротовую полость, и они проталкивают пищу в рот) устраивают в тёплые

- Для чего лягушки устраивают в тёплые весенние вечера квакающие  «концерты»? (для привлечения самок)

- Как называются первые земноводные? (ихтиостегиды)

 Земноводные  –  это  поистине  удивительные  создания.  Если  бы животным  давали патенты за изобретения, то амфибии по праву первыми бы их получили.

-Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и, «вдохнули полной  грудью»  живительный  воздух  нашей  планеты  (правда,  в  процессе  дыхания  у амфибий участвует и кожа).

-  Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было  ног.  Ноги  земноводных  имеют  суставы  и  закреплены  в  теле  с  помощью  поясов конечностей.

-  Земноводные научились поворачивать голову  – у них  есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.

-  Они первыми начали мигать – чтобы  защитить  глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.

-  Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на  суше можно было легко  глотать  сухую добычу,  потребовалась  смазка  –  слюна.  Однако  она  не  содержит  пищеварительных ферментов.

-  Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое  гибкой  мембраной  (барабанной  перепонкой)  и  снабженное  специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний.

Живая  природа  с  незапамятных  времен служила человеку источником вдохновения в его стремлении к техническому прогрессу и неслучайно в 1960 г. родилась наука бионика.

Бионика  –  наука,  изучающая  возможности  применения  в  технике  принципов организации и работы живых организмов.

Некоторые признаки земноводных давно заинтересовали  ученых-биоников.  

На  основе  этих  особенностей  были  сконструированы  электронные приборы (например, электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами) и ряд  других  предметов. Один  из  них  находится  у  меня  в  черном  ящике.  В  конструкцию этого  предмета  за  основу  была  взята  особенность  строения  задней  конечности  лягушки. Впервые сконструирован в 1929 г. французом Луи де Корле. Что это за предмет?  (Ласты для подводного плавания.)

 Многие люди брезгливо относятся к амфибиям, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время численность представителей этого небольшого класса (чуть более 4000 видов) продолжает сокращаться. Уже более 260 видов занесено в Международную Красную книгу. Загрязнение природной среды бытовыми  и промышленными отходами  приводит в некоторых случаях к 100% гибели икры, большого количества личинок и взрослых особей. Неумеренный выпас скота снижает численность некоторых лягушек.  А сколько этих животных гибнет под колёсами транспорта и просто уничтожается населением. Неблагополучно обстоят дела и с земноводными в нашей республики . Многие из них занесены в Красную книгу. На экран проецируются фотографии этих видов: зеленой жабы, обыкновенной чесночницы, краснобрюхой жерлянки, учитель кратко рассказывает о каждом из них.  Поэтому возник вопрос об охране амфибий.

Во многих странах изданы специальные законы, запрещающие истребление земноводных.   Так в некоторых странах с интенсивным автомобильным движением устраивают под автострады специальные тоннели, по которым могут передвигаться лягушки, меняющие места обитания. Ребята, вы тоже должны оберегать амфибий.

       Например, создав искусственные укрытия (это могут быть небольшие ямки, чем-либо накрытые  - черепицей, корой), вы не только привлечёте жаб в сады, но и будете способствовать их охране.

Я думаю, что после этого урока мнение о земноводных у вас изменится, потому что все признаки земноводных,  которые  могут  вызывать  у  людей  неприязнь  и  отвращение,  являются необходимыми приспособлениями к среде обитания.  

4.Закрепление Составление синквейна

Земноводные

холоднокровные, позвоночные

прыгают, откладывают, впадают

Первые вышли на сушу

Амфибии

Земноводные.

2. Голые, влажные.

3. Прыгают, квакают, плавают.

4. Земноводные – первые наземные животные.

5. Амфибии.

Земноводные.

 Зеленые, неуклюжие.

Прыгают, плавают, квакают

Уничтожают вредителей сада и огорода.

Польза

Задание «Да» или «Нет»

1. Постоянная температура тела.

2. Температура тела зависит от температуры окружающей среды.

3. Обитают  только в воде.

4. Обитают на суше и в воде.

5. Имеют 2 круга кровообращения.

6. Дыхание жаберное.

7. Один круг кровообращения.

8. Сердце 2-х камерное.

9. Дыхание легочное и кожное.

10. Сердце 3-х камерное.

11. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.

12. Кожа влажная, покрыта слизью.

13. Развитие происходит без превращения.

14. Развитие с метаморфозом.

 

Домашнее задание. Д/з   § 24.  Заполнить таблицу « Приспособление земноводных к жизни в воде и на суше»

         Предположите, откуда пошло слово “лягушка”. Подготовить сообщения  «Лягушкины рекорды»

Темой сегодняшнего урока является строение и жизнедеятельность зем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...