Мастер-класс по составлению синквейна
методическая разработка по биологии по теме

Панюкова Надежда Павловна

 

      Каждый педагог стремится к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только в использовании традиционных форм обучения, но и нетрадиционных, инновационных технологий. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над синквейном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sinkveyny.zip1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Большелуг

                     

  Мастер-класс по составлению синквейна.

   

  Панюкова Надежда Павловна

учитель химии и биологии МОУ» СОШ»

 с.Большелуг Корткеросского р-на

 Республики Коми.

 

2013год

Каждый год в нашей школе проходит традиционный праздник «День школы». В программе этого праздника были запланированы внеклассные мероприятия. В 9 классе был проведен мастер-класс по составлению синквейнов.

Цели:

-поддержание устойчивого интереса к изучению химии и биологии.

-продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке.

Задачи:

-узнать, что такое  «синквейн»

- познакомиться с правилами составления синквейна

- попытаться самим учащимся составить синквейны

- оформить составленные синквейны в виде стенгазет в целях повышения интереса к занятию.

      Каждый педагог стремится к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только в использовании традиционных форм обучения, но и нетрадиционных, инновационных технологий и т.д.

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над синквейном.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в учебном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, сложно. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтеза и анализа полученной информации.  

    Перед занятием класс был разделен на группы с помощью цветных жетонов, на обратной стороне которых были написаны слова: весна, школа, химия, биология  (День школы проходил в конце марта).

Вначале учащиеся узнали, что такое «синквейн», познакомились справилами составления синквейна.

    В начале 20 века форму синквейна  (пятистрочная стихотворная форма ) разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими поэтическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли  в ее посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году. Существует несколько разновидностей синквейна:  традиционный, обратный, зеркальный, дидактический и т.д. Дидактический  синквейн  развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, анна содержательной.

 Правила составления синквейна

1 стока – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка  - три слова, глаголы, описывающие  действия в рамках темы;

4 строка – фраза из нескольких слов, выражающее отношение к теме;

5 строка – одно слово ( ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Примеры синквейнов:

Любовь

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Биология

Актуальная, интересная.

Развивается, учит, описывает.

Изучает все аспекты жизни.

Наука.

Познакомившись с правилами составления синквейна, ребята сами попытались составить их на выбранные слова, обсудили свои синквейны в группах, наиболее удачные прочитали  вслух, отобрали для газеты.

Вот некоторые синквейны, составленные учащимися:

Весна

Долгожданная, чудесная.

Приходит, оживляет, согревает.

Одно из времен года.

Прекрасно!

Весна

Ранняя и теплая.

Будоражит, окрыляет, вдохновляет.

Пробуждение от спячки.

Время года.

Школа

Близкая, родная

оценивает, учит, проводит.

Школа – путевка в жизнь.

Учитель.

Химия

Чудесная, опасная.

Исследует, изучает, взрывает.

Наука о различных веществах.

Опыт.

Химия

Органическая, неорганическая.

Развивается, познается, обучает.

Предмет учебный в каждой школе.

Урок.

Реакция

Химическая, внезапная.

Идет, взрывается, шипит.

Создатель новых веществ.

Процесс.

В дальнейшем работа шла в группах. Каждая группа оформила свою газету, используя составленные синквейны, краски «экологические»  (см. приложение1), рисуя пальцами рук. В каждой группе были свои художники, редакторы, оформители и т.д.  

Оформленные газеты были вывешены в кабинете химии для всеобщего обозрения.

Итоги мастер-класса:

- Наблюдая за детьми  было видно, что им очень интересно. Кроме умения составлять синквейны они получили эмоциональный заряд. Ребята увлеченно рассматривали друг у друга газеты, читали синквейны, фотографировались.

- Учащиеся научились составлять синквейны. И это умение сейчас используется на уроках химии и биологии  в 6-11 классах.

На первых порах не все учащиеся справляются с подобным занятием. Связано это с недостаточным словарным запасом, индивидуальными особенностями школьника. Но при систематическом использовании синквейна ребята начинают свободно овладевать этим приемом. Расширяется словарный запас. Таким образом, синквейн является одним из методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста, формой свободного творчества.

            Литература:

- Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.

- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников; журнал «Логопед» №5 (2005).

- Ягодин Г.А. Педагогические технологии на уроках биологии. Биология. Приложение к газете «Первое сентября» - 2010 №16.

Приложение 1

Рецепт ярких «экологических» красок:

1 столовая ложка муки

1 стол. ложка соли « Экстра»

1 стол. ложка растительного масла

Немного гуаши  соответствующего цвета

 Тщательно размешать, разбавить водой до консистенции сметаны. Можно рисовать пальцами руки, салфеткой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения».

Разработка учебно-методического материала для проведения городского  Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт.  МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в...

Правила составления синквейна.

Правила составления синквейна....

презентация "Мастер-класс по составлению синквейна"

Презентация содержит 10 слайдов, помогающих наглядно продемонстрировать, как составляется синквейн....

Мастер - класс «Составление синквейна»

Составляем синквейн. Учимся писать особенные стихи.Мастер -  класс. «Составление синквейна» Цели проведения:-        Обогащает словарный запас....

мастер-класс "Формирование навыков составления практико-ориентированных задач"

Содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны главным образом для усвоения учащимися математических отн...

Статья "Составление синквейна на уроках химии. Конструктор синквейна"

Учитель делится опытом составления синквейна на уроках химии. Рассматриваются разнообразные формы работы с синквейном. Предлагаются конструкторы синквейнов по темам: азот, фосфор, сера, алюминий....