Главные вкладки

    мастер-класс "Формирование навыков составления практико-ориентированных задач"
    методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8 класс)

    Лукьянчикова Любовь Ивановна

     Содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны главным образом для усвоения учащимися математических отношений, для овладения эффективным методом познания - моделирование, для развития способностей, интереса учащихся к математике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_seminare.docx23.45 КБ
    Файл moy_master-klass_1.pptx669.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя школа №5 им.И.П. Волка» г. Курска

    Мастер – класс «Формирование навыков составления текстовых задач практико- ориентированного характера»

    Учитель математики: Лукьянчикова Любовь Ивановна

    1 слайд.

    Добрый день, уважаемые коллеги.

    2 слайд.

    Как вы думаете, какой основной вопрос задают учащиеся при изучении многих тем особенно в старших классах?

    Правильно. «Зачем мне это надо и где я смогу это применить на практике?»

    А мы, учителя, должны утвердить их во мнении, что знания, даже, казалось бы, на первый взгляд ненужные, могут пригодиться для решения жизненных задач.

    3слайд.

    Что от школы  требует Основной Государственный Стандарт обучения?

          Выпускник должен уметь обучаться в течение всей своей жизни. Т.е., дав в руки ребенка алгоритм решения задач, а еще лучше, научив его еще и составлять задачи, мы внутренне мотивируем его на приобретение новых знаний.

    А как выдумаете, какие задачи, хотят решать учащиеся? Жизненные, в которых можно извлечь выгоду или пользу.

    4 слайд.

    Поэтому тема нашего мастер - класса «Формирование навыков составления текстовых задач практико – ориентированного характера».

    5 слайд.

    Практико-ориентированные задачи я условно разделила:

    - профориентационные задачи (с биологическим, географическим, кулинарным и т.д. уклоном);

    - задачи на движение;

    - экономические задачи.

    Мы остановимся на экономических задачах.

    6 слайд.

    При составление экономических задач можно воспользоваться такой условной классификацией: задачи, в которых есть цифровой набор, но нет описательной части; задачи, в которых частично отсутствует условие; задачи, в которых нет числовых данных.

    7 слайд.

    1 тип задач, в которых есть математические данные, но нет словесного  описания.

    В каких темах можно предложить детям составить такие задачи?

    Например, « Сравнение натуральных чисел», «Решение задач методом математического моделирования»,  «Проценты».

    Я предлагаю вам по набору данных составить задачу для 5-го класса (1 группа), для 6-го класса(2 группа); для 7-8 го класса(3-я группа).

    8 слайд.

    5 класс.

    Набор данных: 47руб 50коп. 200руб.

    6 класс.

    Набор данных: общая масса 400г, масса одного компонента 160г, другого в 2 раза меньше массы третьего компонента.

    7 класс.

    Набор данных: 1800000руб. 12%.

    А теперь я предложу вашему вниманию свои варианты задач.

    9 слайд.

    5 класс.

    Мой вариант задачи. Жизненная ситуация: мы ходим в магазин, в кафе. И часто нам приходится подсчитывать хватит ли у нас денег за приобретенный товар.

    Одна порция мороженного в кафе стоит 47 рублей 50 копеек. Хватит ли денег Лизе, если у нее 200рублей, а она пригласила 3-х своих подруг; если «да», то сколько денег у нее останется?

    10 слайд.

    6 класс.

    Мой вариант задачи:

    Соня решила приготовить летний салат из огурцов, помидоров и редиски, масса которого 400г. Масса помидоров 160г. Сколько надо взять редиски, если ее нужно в 2 раза меньше, чем огурцов? Чем можно заменить редиску, если вы ее не любите. Рассчитайте стоимость такого салата, воспользовавшись данными из Интернета.

    11 слайд.

    Мой вариант задачи. Жизненная ситуация: в настоящее время мы можем позволить себе купить жилье, воспользовавшись кредитом банка.

    На приобретение квартиры Клиент взял в банке кредит  1800000 руб. на 2 года под 12% годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через 2года выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

    Понятно, что такая задача – упрощенная модель реальной ситуации. Но она формирует кредитную грамотность.

    12 слайд.

    2 тип задач – задачи с частичным отсутствием условия.

    Ситуация, приближенная к реальной.

    Условие: Семья из 2-х взрослых и 2-х детей отправляется на отдых за границу. Им нужно добраться с Курского вокзала до аэропорта Домодедово. Из города в аэропорт ездят:  такси, рейсовый автобус, аэроэкспресс. Проложить экономически выгодный маршрут с учетом пробок на дорогах. В таблице отсутствуют скидки. Придумать или найти с помощью Интернета варианты скидок.

    ВИД ТРАНСПОРТА

    СТОИМОСТЬ

    1-ый вариант СКИДКИ

    2 –ой вариант СКИДКИ

    ТАКСИ

    1400 руб. за машину

    РЕЙСОВЫЙ АВТОБУС

    400руб. с человека

    АЭРОЭКСПРЕСС

    500руб. с человека

    Мои варианты скидок: какие -то я придумала, а какие-то взяла из официальных источников.

    ВИД ТРАНСПОРТА

    СТОИМОСТЬ

    1-ый вариант СКИДКИ

    2 –ой вариант СКИДКИ

    ТАКСИ

    1400 руб. за машину

    -

    -

    РЕЙСОВЫЙ АВТОБУС

    400руб. с человека

    20%  на ребенка

    Семейный билет на 2-х взрослых и 1-го ребенка -  950руб

    АЭРОЭКСПРЕСС

    500руб. с человека

    По акции «Любимый город» представляется скидка  250 рублей с тарифа «Стандарт» при покупке билета на поезда «Аэроэкспресс» в стационарных кассах ООО «Аэроэкспресс» и при предъявлении авиабилета, подтверждающего вылет/прилет из аэропорта города-победителя

    Подобные задачи встречаются во Всероссийских проверочных работах. И чтобы дети не испытывали затруднения при их решении, их надо готовить заранее.

      13 слайд.

    3 тип задач – задача, в которых нет числовых данных.

    Набор данных. Жизненная ситуация: ремонт квартиры. Необходимо облицевать кафельной плиткой ванную комнату.

    Задание:

    1. Нарисовать план ванной комнаты. Найти площадь пола и стен.
    2. Выбрать вариант понравившейся плитки.
    3. Посчитать какое количество плитки оптимального размера потребуется, учитывая нецелые куски.
    4. Найти прейскурант цен в нескольких магазинах.
    5. Найти оптимальный вариант выбора плитки для облицовки ванной комнаты.
    6. Можно еще добавить прейскурант цен мастера по облицовке.

    Конечно, такая задача требует большого количества времени и ее лучше давать в качестве творческой работы. Понятно, что с этой задачей справиться не каждый ученик 5-го, а возможно и 6-го класса. И конечно нужно быть готовым к нестандартным ситуациям:

    1. Плитка продается в пачках, на которых может быть указано не количество плиток, а количество квадратных метров.
    2. Цена плитки также идет за квадратный метр.
    3. А еще мне понравилось, ученики моего класса нашли вариант заказа плитки поштучно через Интернет.

    14 слайд.

        Закончить наш мастер-класс мне хочется словами доктора педагогических наук Михаила Николаевича Скаткина, который жил вначале 20 века:

    «Математические задачи – ужасно интересная вещь, а если уметь их решать, то можно получить удовольствие от процесса решения»

    Задачи практико – ориентированного характера показывают прикладной характер математически, активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике как к предмету. Развитие у школьников умений решать и составлять практико-ориентированные задачи следует рассматривать как один из способов формирования у них функциональной грамотности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Зачем мне это надо? Где я применю это в жизни?

    Слайд 3

    Задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

    Слайд 4

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА Учитель математики Лукьянчикова Л.И.

    Слайд 5

    Практико-ориентированные задачи: - задачи на движение; - экономические задачи. - профориентационные задачи ( с биологическим, географическим, кулинарным и т.д. уклоном);

    Слайд 6

    Экономические задачи Цифровой набор без словесного описания Частичное отсутствие данных Без числовых данных

    Слайд 7

    Составьте задачу по следующему цифровому набору: 5 класс : 47руб 50коп; 200руб . 6 класс : общая масса 400г, масса одного компонента 160г, другого в 2 раза меньше массы третьего компонента . 7 - 8 класс : 1800000руб. 12%. 1 тип – в условии только цифровой набор

    Слайд 8

    5 класс: Одна порция мороженного в кафе стоит 47 рублей 50 копеек. Хватит ли денег Лизе, если у нее 200 рублей, а она пригласила 3-х своих подруг. Если «да», то сколько денег у нее останется? Мои варианты задач.

    Слайд 9

    6 класс: Соня решила приготовить летний салат из огурцов, помидоров и редиски, масса которого 400 г. Масса помидоров – 160 г. Сколько надо взять редиски, если ее нужно в 2 раза меньше, чем огурцов? Чем можно заменить редиску, если вы ее не любите? Рассчитайте стоимость такого салата, воспользовавшись данными Интернета

    Слайд 10

    7 класс: На приобретение квартиры Клиент взял в банке кредит 1800000 руб. на 2 года под 12% годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через 2года выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

    Слайд 11

    2 тип – условие с частичным отсутствием данных Дополните задачу данными. Можно воспользоваться Интернетом. Условие: Семья из 2-х взрослых и 2-х детей отправляется на отдых за границу. Им нужно добраться с Курского вокзала до аэропорта Домодедово. Из города в аэропорт ездят: такси, рейсовый автобус, аэроэкспресс. Проложить экономически выгодный маршрут с учетом пробок на дорогах.

    Слайд 12

    ВИД ТРАНСПОРТА СТОИМОСТЬ 1-ый вариант СКИДКИ 2 –ой вариант СКИДКИ ТАКСИ 1400 руб. за машину РЕЙСОВЫЙ АВТОБУС 400руб. с человека АЭРОЭКСПРЕСС 500руб. с человека - - 20% на ребенка По акции «Любимый город» представляется скидка 250 рублей с тарифа «Стандарт» при покупке билета на поезда «Аэроэкспресс» в стационарных кассах ООО «Аэроэкспресс» и при предъявлении авиабилета, подтверждающего вылет/прилет из аэропорта города-победителя Семейный билет на 2-х взрослых и 1-го ребенка - 950руб По акции «Любимый город» представляется скидка 250 рублей с тарифа «Стандарт» при покупке билета на поезда «Аэроэкспресс» в стационарных кассах ООО «Аэроэкспресс» и при предъявлении авиабилета, подтверждающего вылет/прилет из аэропорта города-победителя

    Слайд 13

    3 тип – без числовых данных Условие: Ремонт квартиры. Необходимо облицевать кафельной плиткой ванную комнату. Задание : Нарисовать план ванной комнаты . Найти площадь пола и стен. Найти по Интернету вариант понравившейся плитки. Посчитать какое количество плитки потребуется, подобрав оптимальный вариант размера плитки с учетом нецелых кусков. Найти прейскурант цен в нескольких магазинах. Найти оптимальный вариант выбора плитки для облицовки ванной комнаты. Можно еще добавить: найти прейскурант цен мастера по облицовке.

    Слайд 14

    «Математические задачи – ужасно интересная вещь, а если уметь их решать, то можно получить удовольствие от процесса решения» Доктор педагогических наук Михаил Николаевич Скаткин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

    Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

    Презентация к открытому уроку «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики»

    Данная презентация -- неотъемлемая часть открытого урока по теме «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики», с которой урок интересен, увлекателен и ...

    Методические рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности

    Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследов...

    Практико–ориентированный проект «Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»

    Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...

    Программно-методический комплекс «Конструктор алгоритмов» как своеобразный алгоритмический «Кубик Рубика», ориентированный на отработку навыка составления алгоритмов решения задач, развития логического и алгоритмического мышления учащихся (в индивидуа

    Многие годы работая учителем информатики, я на собственном опыте убедилась, как тяжело даётся детям навык и умение логически мыслить, создавая алгоритмы решения различных задач (и не только на уроке и...

    ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ «ЖИВЫЕ» ЗАДАЧИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

    в данной статье вводится понятие «практико-ориентиро­ванные «живые» задачи, рассматриваются вопросы использования этих задач в программировании. В школе учат не решению проблем с...