МОДЕЛЬ обобщения передового педагогического опыта (ОППО) работы педагога по одной из проблем
учебно-методический материал по биологии по теме

Панкратова Елена Игоревна

Модель обобщения передового педагогического опыта по теме "Технология проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ

 обобщения  передового педагогического опыта (ОППО) работы педагога по одной из проблем

Компонент

Содержание

1.

Название темы

Технология проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС.

2.

Аннотация

Настоящая программа ориентированна  на учащихся пятых  классов и позволяет достичь реальных результатов путём целенаправленного изменения всего уклада школы, включения в этот процесс педагогов, родителей и всего персонала школы, без активного участия которых немыслимы необходимые изменения в обучении и поведении учащихся. Рабочая программа учебного курса по биологии для 5 класса  составлена на основании авторской программы  В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова и реализуется с использованием учебника В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс».

      Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.      

3.

Актуальность проблемы

Профессиональной  проблемой становится проблема необеспеченности программами общего, среднего образования и новыми требованиями к результатам освоения программ. Данная  программа имеет принципиально новую схему реализации в соответствии с новыми образовательными стандартами второго поколения. Работа по данной программе помогает детям стать более  внимательными к чувствам других, повышает уровень самопринятия, усиливает позитивное отношение к себе, снижает уровень тревожности и, как следствие, создаёт условия для улучшения  физического и психического здоровья. Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.  

4.

Анализ изученной литературы по проблеме

Нормативно – правовые основы программы: 

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях      прав ребенка в РФ».
  3. Федеральный закон «об образовании».
  4. Устав ОУ.
  5. ФГОС

Учебники Федерального перечня:

  1. Пасечник В.В. Биология 5 класс. Бактерии.     Грибы. Растения. Учебник М.: «Дрофа», 2012.
  2. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь. М.: «Дрофа», 2012.

Программы:

  1. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература:

1. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Дрофа, 2002.

2.  Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии (о растениях, грибах и лишайниках).

М.: Просвещение, 1996.

3. Я познаю мир: детская энциклопедия: растения/ автор Л.А. Багрова.

– М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.

4.  Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6-9 классы.- М.: Вентана – Граф, 2004.

5.  Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Раздел «растения, грибы, лишайники»: Дидактические материалы к учебнику 6-7 кл. М.: Просвещение, 1996.

6.  Галушкова Н.И.   Биология.  Бактерии, грибы, растения.

6  класс:  Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: Учитель, 2005.

7.   Дубинина Н.В., Пасечник В.В.   Биология.  Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику  В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя. –  М.: Дрофа, 2001.

8. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. - М.:  Творческий  центр, 2002.  

9.Гуленкова М.А. Дидактические материалы по биологии. 6-7 кл. М.: просвещение, 1997.

10.  Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие.- М.: Эксмо, 2005.

11.  Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии.

 6 класс.- М.: Экзамен, 2005.

Интернет-ресурсы:

1. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

3.  www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4. www.km.ru/education -Учебные материалы и   словари

5.

Определение предмета и задач обобщения опыта

Предмет: рабочая  программа по биологии для 5 класса в условиях внедрения ФГОС.

Задачи:

  • классифицировать и описать структурные элементы рабочей программы.
  • создать модель технологии проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС.

6.

Анализ целей, задач работы педагога

Цели и задачи курса:

1. Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

2. систематизировать знания учащихся  об объектах живой природы, общими методами ее изучения, учебными умениями,  которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;

3. начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

4.  развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

5.  начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, здорового образа жизни, ценностного отношения к природе и человеку.

 

7.

Описание системы взаимодействия педагога и учащимися

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч, 1 ч в неделю.

    Материал курса разделен на четыре главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук, методами изучения природы, разнообразием живой природы, средами обитания и экологическими факторами.

      Первая глава «Клеточное строение организмов» знакомит учащихся с увеличительными приборами, правилами работы с ними, вовлекает в исследовательскую деятельность, формирует представление о клетке и её жизнедеятельности. Следующие главы «Царство Бактерии, Грибы и Растения» формируют первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, грибов и растений, о роли растений в биосфере и жизни человека, об основных этапах развития растительного мира. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

      Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

     Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

8.

Описание и анализ полученных показателей в деятельности

  Технология проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС включает:

  • осмысление;
  • выбор УМК, авторов учебного курса;
  • изучение и коррекция целей и задач курса;
  • основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету, связь с внеурочной деятельностью;
  • общую характеристику учебного процесса: методов, форм обучения и режима занятий;
  • логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана на разных ступенях образования;
  • описание новых результатов освоения учебного предмета;
  • перечень содержательных линий предмета;
  • создание тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности;
  • обеспечение условий обучения по этой дисциплине;
  • систему оценки достижений учащихся;
  • разработку дидактического обеспечения.

         

9.

Выводы, заключение по представленному обобщению опыта

Результат: выход программы.

 Основная образовательная программа основного общего образования  будет реализоваться образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность  будет организована по направлениям развития личности в таких формах, как кружки, факультативы, краеведческая работа, научно-практические конференции,  олимпиады.

   Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовая модель обобщенного педагогического опыта

Тема: Развитие мышления школьников Идея: Развитие мышления школьников в процессе решения физических задач Содержание ИПМ 1. Сведения об авторе.4ИПМ 2. Условия формирования опыта. 5ИПМ 3. Те...

Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства

В выступлении раскрываются все аспекты самообразовательной деятельности педагога....

Базовая модель обобщенного педагогического опыта

ТЕМА ОПЫТА:Реализация краеведческого принципа в преподавании географииИДЕЯ ОПЫТА:Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся при реализации краеведческого подхода...

Базовая модель обобщение педагогического опыта "Спортизация уроков волейбола"

На основе эксперементальной деятельности сравнить уровень учащихся систематически занимающихся  волейболом...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Представление инновационного педагогического опыта "Профориентационная работа-одно из направлений социализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей"

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Выбор профессии является одним из м...