Базовая модель обобщенного педагогического опыта
учебно-методический материал по географии на тему

ЧИРИКИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

ТЕМА ОПЫТА:

Реализация краеведческого принципа в преподавании географии

ИДЕЯ ОПЫТА:

Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся при реализации краеведческого подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazovaya_model_opo.doc550 КБ

Предварительный просмотр:

Чирикина Ирина Николаевна

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ

ОБОБЩЕННОГО  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ЧИРИКИНОЙ ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ,

УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

муниципального общеобразовательного учреждения

«Рылёвская средняя общеобразовательная школа»

Одоевского района Тульской области

ТЕМА ОПЫТА:

Реализация краеведческого принципа в преподавании географии

ИДЕЯ ОПЫТА:

Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся при реализации краеведческого подхода

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ

ИПМ 1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ___________________________________________стр. 3

ИПМ 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА___________________________ стр. 3-4

ИПМ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА

        3.1. Актуальность опыта________________________________________________стр. 5

        3.2. Теоретическая база опыта__________________________________________стр. 6-8

        3.3. Литература______________________________________________________ стр. 7-8

ИПМ 4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

        4.1. Использование краеведческого материала на уроках географии как эффективный способ познания родного края______________________________________________с тр. 8-14

        4.2. Практические работы на местности  как один из эффективных методов географического исследования_____________________________________________ стр.14-17

4.3.Экскурсии – высшая форма наглядности при  исследовании географического объекта_________________________________________________________________стр. 18-19

        4.4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся, основанная на краеведческом материале_________________________________________________стр. 19-23

  1. Кружок «Юный географ» как форма углубленного изучения истории и географии своего края____________________________________________________с  тр.23-28

4.6. Походы, поездки и экскурсии – эффективный способ самообразования учителя_________________________________________________________________стр. 28-29

4.7.Информационные технологии на уроках и во внеурочной деятельности______________________________________________________ стр. 29-34

ИПМ 5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА _________________________________стр. 34-36

        

ИПМ 1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЧИРИКИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, 1974 года рождения

Образование: высшее. Окончила Тульский педагогический колледж № 1 по специальности учитель начальных классов (1993 год), естественнонаучный факультет Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого по специальности учитель географии (2003 год). Курсы повышения квалификации – 2006 год, 2008 год.

Педагогический  стаж: 14 лет, по преподаваемой дисциплине – 11 лет, как заместитель директора по воспитательной работе – 10 лет.

Имею I квалификационную категорию.

Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Рылёвская средняя общеобразовательная школа» Одоевского района Тульской области.

Нагрузка:  1 ставка заместителя директора по воспитательной работе,  10 часов уроков географии в 6-10 классах, 4 часа риторики в 5-8 классах, кружок «Риторик» (9 класс), руководитель школьного методического объединения классных руководителей. Дополнительная нагрузка: кружок «Юный  географ», спортивная секция «Волейбол».

Общественная работа: заместитель председателя профкома первичной профсоюзной организации работников образования муниципального общеобразовательного учреждения «Рылёвская средняя общеобразовательная школа», депутат и секретарь  Собрания депутатов муниципального образования  Восточно-Одоевское Одоевского района Тульской области

Награды: грамоты комитета по образованию Одоевского района, Департамента образования Тульской области, Министерства образования РФ.

ИПМ 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

На формирование предлагаемого к обобщению опыта повлияли следующие факторы:

  1. Особенности образовательного учреждения.

Становление и развитие педагогического опыта происходило в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Рылёвская средняя общеобразовательная школа» Одоевского района тульской области. Директор школы – Еганова Валентина Михайловна, заслуженный учитель России.

В настоящее время  в школе создано11 классных коллективов и 2 дошкольные группы. Комплектование классов осуществляется с учетом территориального принципа, субъективного опыта и социального заказа родителей. Учебно-воспитательный процесс организован в 1 смену при пятидневной рабочей неделе и продолжительности уроков 40 минут. С 10 класса ведется профессиональное обучение по специальности тракторист-машинист.

В школе работают 22 педагога, средний возраст которых составляет 37 лет. Педагогический коллектив в настоящее время работает над проблемой  «Формирование творческого потенциала учащихся через уроки и внеурочную деятельность». Основными направлениями работы педагогического коллектива для решения данной проблемы являются:

        - Формирование всесторонне развитой, физически и духовно здоровой личности учащихся и воспитанников;

        - Совершенствование учебно-воспитательного  процесса через работу методических объединений, педагогические советы, внеклассные мероприятия;

        - Активизация краеведческой,  исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время;

        - Участие в районных и областных творческих конкурсах.

  1. Систематическое изучение научно-популярной, методической и дидактической литературы по вопросам организации эффективной учебно-воспитательной работы, активизации познавательной деятельности, реализации краеведческого и экологического принципа на уроках географии и во внеурочное время играет большую роль в моем самообразовании, приводит к повышению результативности.
  2. Изучение опыта коллег, совместная работа с коллегами по вопросам активизации познавательной деятельности, использования различных форм и методов обучения на уроках и во внеурочное время, исследовательской деятельности учащихся, использования богатого краеведческого материала. В нашем коллективе много творчески работающих учителей, общение с которыми всегда обогащает и вдохновляет на поиск  новых, более совершенных форм и методов работы с детьми.  Знакомство с передовым педагогическим опытом коллег осуществляется через работу районного методического объединения учителей географии и курсы повышения квалификации.
  3. Мои личные наблюдения,   поиск путей поддержания у учащихся интереса к преподаваемому предмету, их активности на уроках и во внеурочное время, развития любознательности, активной жизненной позиции помогли мне сделать вывод о том, что эффективность обучения растет,  если учащийся знает,  зачем ему это нужно, если четко определяет для себя цели учения, если есть возможность применить теоретические знания в обстановке, близкой к реальной, практической ситуации, используя при этом элементы самостоятельной исследовательской деятельности.

ИПМ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.

3.1. Актуальность опыта.

Современное развитие человечества характеризуется глобальными противоречиями между сущим и должным. Разрыв теории с практикой все больше приводит к тому, что ребенок не может применять в жизни знания, полученные в школе. Актуальность моего опыта определяется уже тем, что реализация краеведческого подхода  есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. В этом отношении, значение краеведческого материала в преподавании всех учебных предметов общеобразовательной школы, а в особенности географии,  трудно переоценить. Воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом. В наше время усиливается угроза разрушения памятников истории и культуры, осложняется организация их эффективной охраны. Между тем, большую помощь в охране памятников могут оказать школьные краеведческие кружки. Умело поставленная учебно-воспитательная работа  создает предпосылки для нравственного воспитания подрастающего поколения. Краеведческое воспитание становится активной формой работы учителя, так как оно играет действенную роль в методике преподавания предмета,  нравственном и эстетическом воспитании учащихся, возрождении духовности.                                            

 Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной земле Тульской. Сегодня все больше регионов нашей страны создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данный опыт - обобщение многолетней систематической работы по реализации краеведческого подхода в преподавании географии. Актуальность моего опыта усиливается в связи с отсутствием в нашем селе культурных центров,  крупных исторических и краеведческих музеев, слабостью и несистематичностью краеведческого просвещения, осуществляемого средствами массовой информации, отсутствием курса краеведения в школе, а также слабой материально-технической базой.

3.2. Теоретическая база опыта

В условиях современного общества краеведение – важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с обучающими и воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера. О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в XVII в. Я.А. Коменский, в XVIII-IX вв.– Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А.Дистервег и другие педагоги. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в русской педагогической литературе появились во второй половине XVIII века. В 1761 году М.В. Ломоносов писал о привлечении «малых, а особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Делались попытки обосновать педагогическую ценность ознакомления учащихся со своей ближней «родиной» – краем (Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мириево, В.Ф. Зуев). Эти идеи нашли отражение в Уставе народных училищ, составленном под руководством Янковича в 1786 году и в Уставе народных училищ 1804 года.   В 1862 Н.X. Вессель предложил ввести в школе специальный учебный предмет «отчизноведение», в содержание которого он включил элементы местной географии, естествознания и истории и видел в нем базу для последующего образования. К.Д. Ушинский, называя подобный предмет «отечествоведением» (1863), связывал с ним не только первоначальное знакомство с элементами географии, истории и естествознания, но и изучение родного языка, развитие речи детей; выступал за широкое использование местного материала в обучении. В изучении родного края К.Д. Ушинский видел одно из средств патриотического воспитания школьников. Авторами первых в России методических рекомендаций по родиноведению были Н.Х. Вессель («Местный элемент в обучении», «Учитель», 1862. № 17-19) и К.Д. Ушинский, включивший методические рекомендации по использованию местного материала в книгу для учащихся «Родное слово» (1864). В 1862 был издан первый русский учебник географии с элементами краеведения (П.Н. Белоха, «Учебник всеобщей географии»). Термин «краеведение» в педагогической литературе впервые появился в работе историка-методиста В.Я. Уланова («Опыт методики истории в начальной школе», 1914) и в выступлении учителя И.Н. Манькова на одном из съездов учителей (1914). Под краеведением понималось изучение школьниками уезда и губернии («второго концентра края»), более важная роль отводилась «родиноведению», в основе которого должны были лежать наблюдения учащихся. Подобное деление на «родиноведение» и краеведение характерно для русской педагогической мысли начала ХХ века, и первых лет советской школы (Е.А. Звягинцев, С.А. Аржанов, В.Е. Глуздовский и др.). В середине 20-х годов термин «краеведение» утвердился в советской педагогической литературе, включив в себя смысловое значение «родиноведения».

М. И. Калинин говорил: «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма, но ведь это воспитание начинается с углублённого познания своей родины». Он советовал «в начальной школе ребят знакомить с местной географией». «Это позволит им более сознательно отнестись к географии всей страны, а кроме того сделает их любовь к Родине живой и непосредственной».

Новизна опыта состоит в:

-    осознании педагогами значимости формирования краеведческой культуры школьников;

-  сочетании традиций и инноваций;

- создании программы элективного курса;

-   применении информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности;

-     усилении практической направленности в образовании.

Адресная направленность

Представленный педагогический опыт может быть использован в работе  с учащимися 6-11 классов как начинающих, так и опытных творчески работающих учителей предметов естественно-научного цикла в системе общеобразовательных учреждений.

Трудоемкость опыта заключается:

-  в изучении большого объема литературы по проблемам реализации краеведческого принципа в преподавании географии;

-  в постоянной работе по самообразованию и повышению личного педагогического мастерства;

-  в организации разнообразных видов деятельности учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе.

3.3. Литература

  1. Богуславский В.В. Тульские древности: Энциклопедический словарь-справочник / Под общей ред.В.И. Крутикова. – Тула: издательство «Русский лексикон», 1995. – 287 с.
  2. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений области / Е.Л. Горбунов. – Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2005. – 221с.
  3. Горбунов Е.Л., Ошевский С.Д.  Социальная  география Тульской области: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений области / Е.Л. Горбунов, О.Д. Ошевский.  – Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2001. – 175 с.
  4. Добрынин М.А. Научно-методическое руководство по краеведению / М.А. Добрынин //  География в школе. – 2005. – № 1. – с. 76-79.
  5. Малышева Г.А. Школьное географическое краеведение / Г.А. Малышева // География в школе. – 2004. – № 4. – с.73-78.
  6. Методические рекомендации к полевой практике по общему землеведению / Сост. Ж.Н. Шалимова. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1998. –50 с.
  7. Мир воды глазами тульских школьников: Методический сборник творческих работ и учебно-исследовательских проектов по изучению и охране водных объектов и проблемам рационального водопользования / Сост. Н.Е. Шиширина, Т.П. Ихер, Е.Н. Владимирова. – Тула: ЗАО «Гриф и К», 2007. – 296 с.
  8. Митрофанова Ю.В. Образовательные интернет-проекты в приобретении опыта творческой деятельности (на примере изучения географии родного города) / Ю.В. Митрофанова // География в школе. –2005. – № 1. – с.43-46.
  9. Пусть будет мир зеленым!: Методический сборник исследовательских и творческих работ школьников и педагогов / Сост. Е.Н. Шиширина, Т.П. Ихер и др./ Под общей редакцией Т.П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006. –172 с.
  10. Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего / Сост. Е.Д. Андреева. – М.: Институт Наследия, 2007. – 386 с.
  11. Учебные материалы по географии Тульской области: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы / Сост. О.В. Бурова и др. – М.: Издательство МГУ, 2003. –56 с.
  12. Экономическая география Тульской области: Учебно-методический комплекс / Сост. Е.Л. Горбунов, И.И. Трикозенко. – Тула: ТО ИРО, 1995. –58 с.

ИПМ 4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

  1.  Использование краеведческого материала на уроках географии как эффективный способ познания родного края.

«На земле нет края лучше того,
        где ты родился и вырос.»

(Габит Мусрепов)

Начальный курс физической географии целиком строится на краеведческой основе. Он содержит много общих географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Формирование понятий происходит легче, если учащиеся обладают представлениями, полученными из знакомой действительности родного края. Лучшему усвоению учебного материала способствуют уроки в природе.

Особое место занимает изучение плана и карты. Карта как источник географических знаний, ее понимание школьниками строится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, села, района).

На уроках, проводимых на природе, учащиеся учатся ориентироваться на местности, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, видят живые, очень знакомые ориентиры. На первых уроках организовываю ежедневные наблюдения учащихся за погодой. Понятие о климате и климатообразующих факторах формируется на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменений, получаемых в результате систематических наблюдений. Это позволяет делать на уроках выводы об основных характерных чертах климата края. Сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных типах климата.

В сентябре провожу экскурсию на природу для наблюдения за формами поверхности и водами своей местности. Это комплексная экскурсия. На ней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей школы и с имеющимися в нашей местности прудами и источниками. Обращаю внимание на уникальность местного рельефа, смену повышенных и низких мест. Рассказываю о  холмистом рельефе нашей местности, объясняю процессы его образования и развития его отдельных форм, показываю породы, слагающие рельеф. Знакомясь с водами своей местности, учащиеся на экскурсии усваивают процессы происхождения подземных и поверхностных вод, связь их с рельефом.

Так прочнее усваиваются основные понятия о водах суши. Раздел «Гидросфера» начинаем с вопросов о водах нашей местности.

В 7-8 классе также имеются возможности для сбора и использования конкретного краеведческого материала, но носят они ограниченный характер. Работа направлена на усовершенствование и развитие умений учащихся по чтению планов местности, по работе с картами разных масштабов и содержания, по составлению на основе их комплексных описаний природы различных территорий.

Продолжаем вместе с учащимися наблюдения за погодой.  Провожу экскурсию, на которой изучаем взаимодействие природных компонентов и подвожу  учащихся в выводам о природных различиях и к понятию о зональности. Изучая географическое положение материков и определяя координаты их точек, можно установить, какие места расположены на одинаковой широте и долготе с нашей местностью и чем отличается географическое положение изученной территории от родного края. Продолжается работа по охране природы.

В 9-10 классе продолжаем экскурсионное изучение родного края. Изучаем природно-территориальные комплексы, знакомимся с хозяйственной деятельностью населения. Большая часть краеведческого материала собирается при изучении местного производства.

Практические работы по экономико-географическому анализу и расчетам выполняем на местном статистическом и производственном материале. Учащиеся учатся обрабатывать статистические данные, графически оформлять их, работать с экономической картой и др. Сбор материала и изучение местного производства происходит при прохождении производственной практики, на экскурсиях, посредством индивидуальных и групповых заданий, встреч и бесед с руководством предприятий, членами коллективов, путем получения данных в плановых отделах предприятий,  в библиотеках. Очень много дает учащимся практика, связанная с сельскохозяйственными работами. Участвуя в этих работах, они знакомятся с местным сельским хозяйством и его отраслями, техникой, учатся определять выгодность различных отраслей хозяйства с учетом затрат труда и средств на производство продукции и т.д. В курсе экономической географии зарубежных стран раскрываются связи края с другими государствами. В географических темах ставятся вопросы охраны и благоустройства окружающей среды.

Школьникам всех возрастов присуще желание путешествовать. В такой склонности детей (как и взрослых) к путешествию заключены огромные возможности педагогического воздействия. Ученики наблюдают и исследуют не только достопримечательности своей местности, но и совершают поездки в другие города, где получают широчайшую информацию по разным областям экономики и культуры, расширяют свой кругозор. Овладевают исследовательскими учениями и навыками. Этот вид деятельности имеет большое значение в формировании патриотических черт личности учащихся и развитии положительных эмоций и чувств.

Приложение 1.

Урок - соревнование «Обобщение материала по теме «Природа Тульской области»

Цели урока:

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний   учащихся в рамках темы «Природа Тульской области»;
  • содействовать развитию умений общаться;
  • организовать деятельность сильных учащихся по самостоятельному применению знаний;
  • активизировать познавательную активность учащихся;

Развивающие:

  • обеспечить развитие памяти, внимания, логического мышления;
  • обеспечить развитие у учащихся умений работать в коллективе;

Воспитательные: -

- развитие кругозора учащихся;

  • формирование географической картины мира.

Оборудование: школьные принадлежности, карта Тульской области. Доска: карта «Тульская область», схема «путешествия», табло для счета.

За несколько дней до игры учащимся предлагаю разделиться на команды по интересам, придумать себе название, девиз и выбрать командира. Каждая команда получает задание: сделать рекламный компьютерный проспект-презентацию  одного из природных объектов, расположенного на территории Тульской области.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Постановка темы и целей урока.

-        Тема нашего сегодняшнего урока - обобщающее повторение по теме «Природа Тульской области». Цель нашего урока - закрепить основные знания и умения, полученные по этой теме. Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас занять места в ваших экипажах и совершить увлекательное путешествие по маршруту. Я желаю вам удачи и победы.

3.        Деление на команды.

Деление происходит заранее, так как учащиеся получают домашнее задание. В экипажах выбираются командиры, придумывают себе название.

4.        Обозначение правил игры.

-        Сегодня    мы еще раз совершим путешествие по нашему родному краю. Родина! Как глубоко и волнующе это слово! Вспоминаются слова К. Г. Паустовского: «Я не променяю Среднюю  Россию   на  самые   прославленные  и   потрясающие  красоты   земного   шара.   Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки». Сегодняшняя игра покажет, кто же лучше знает природу своей малой родины. Перед вами на доске маршрут нашего путешествия. В каждом конкурсе будут определены задания и правила. Счастливого пути!!!

5.        Проведение игры.

1 конкурс - Что лишнее?

Каждая команда получает логический ряд. Ваша задача — определить, что объединяет объекты в каждом ряду и найти лишнее слово. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если же экипаж не смог ответить, соперники могут попытать удачу и в случае правильного ответа получить дополнительные 0,5 балла.

  1. команда: Рязанская, Орловская, Московская, Курская, Липецкая области;
  2. команда: Ленинский, Щекино, Новомосковск, Алексин, Кимовск;

1 команда: овраги, речные долины, балки, дюны, карстовые воронки;

 2 команда: оползневый, карстовый, эрозионный, эоловый, антропогенный рельеф;

  1. команда: гипс, каменная соль, каменный уголь, фосфориты, строительный камень;
  2. команда: железные, медные, цинковые, никелевые, оловянные руды;
  1. команда: реки: Упа, Крушма, Непрядва, Волоть, Непрейка;
  2. команда: почвы подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, пойменные.

2 конкурс - «В подземном царстве»

        В этом конкурсе задание следующее: на контурной карте Тульской области расположить условные знаки полезных ископаемых в соответствии с районами их распространения. За каждый правильно расставленный знак команда получает по 1 баллу.

Каждая команда получает по два значка условных знаков, изображающих гипс, каменную соль, бурый уголь, глины, известняк.

3 конкурс - «Почемучка»

        Каждой команде будет задано по 4 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если же команда не смогла ответить на вопрос или ответила неправильно, право ответа может перейти к другому экипажу. В случае правильного ответа они получают 0,5 балла.

  1. команда: Почему на территории Тульской области образовались моренные гряды?
  2. команда: Чем можно объяснить широкое распространение на территории Тульской области
    оврагов и балок? 1 команда: Чем можно объяснить продолжительные оттепели зимой на территории Тульской области?

2команда: Почему в западной части Тульской области количество осадков больше, чем в
восточной? 1 команда: Чем можно объяснить наличие болот на территории Тульской области? 2 команда: Почему черноземы плодороднее серых лесных почв? 1 команда: Почему большая часть области подвержена эрозии? 2команда: Чем можно объяснить наличие на территории Тульской области запасов каменной соли?

4 конкурс - «Путаница»

        Каждая команда получает одинаковый набор слов. Ваша задача - выбрать из перечисленных объектов те, которые имеются на территории Ленинского района. За каждый правильно выбранный объект команда получает 1 балл.

Непрейка, Волоть, Упа, Крушма, Черепетское водохранилище, Непрядва, Окско-Упинское плато, Воловское плато, город Тула, федеральная автомагистраль «Крым», федеральная автомагистраль «Дон», город Щекино, Ясная Поляна, Поленово.

5 конкурс - Сезоны года.

Каждая команда получает кроссворд, связанный с сезонами года, с названиями месяцев.
Ваша задача - разгадать его в течение 5 минут. Та команда, которая отгадает больше слов, получает 1 балл. Если же командой кроссворд разгадан полностью, экипаж получает дополнительный балл.        

5

9

А

6

С

П

З

Е

2

4

Р

А

Н

1

Д

3

С

Е

М

7

8

Т

Ф

Е

Н

О

Л

О

Г

И

Я

Е

К

О

Л

Ь

Р

Р

Ю

Б

В

А

Я

О

О

А

Л

Р

Р

Б

Б

В

З

Ч

Ь

Ь

А

Р

Р

Е

О

Л

Ь

Ь

Й

К

Ь

  1. Какой месяц получил прозвище «бокогрей»?
  2. В каком месяце ночь длиться до 17 часов?
  3. Этот месяц согласно народному календарю называют груднем, листогноем.
  4. Самый известный «майский» певец.
  5. Этот месяц - снегогон - снег изгоняет, водою славится.
  6. Какое явление природы считают началом осени?
  7. Какая птица первой прилетает в Тульскую область с приходом весны?
  8. Самый теплый, самый богатый на осадки месяц.
  9. В каком месяце наступает «бабье лето»?

6 конкурс - «Бюро путешествий» (домашнее задание)

Каждый экипаж за несколько дней до игры получил творческое задание: сделать рекламный проспект одного из природных объектов, расположенного на территории Тульской области. Учитывается оригинальность, ваше творчество.

  1. Подведение итогов игры.
  2. Награждение победителей.
  3. Итог урока.

  1.         Практические работы на местности  как один из эффективных методов географического исследования.

В настоящее время все больше школ  и педагогов начинают заниматься со школьниками исследовательской деятельностью. В практику нашей школы давно  вошло проведение полевых практикумов. Данная работа приобщает  учащихся к поисковой научно-исследовательской работе, основанной на краеведении. Геологические исследования  способствуют углублению полученных знаний на уроках. В полевых условиях развиваются жизненные и производственные навыки, расширяется кругозор, создаются условия для укрепления физического и морального здоровья детей.

Основополагающими методами при проведении практических работ на местности являются такие методы географических исследований, как сравнительно-описательный, экспедиционный и картографический. Основными задачами, которые решаются при организации полевых работ являются:  закрепление теоретических знаний, полученных в классе, выработка навыков наблюдения за географическими явлениями и процессами, развитие географического мышления, умение выявлять и анализировать взаимосвязи между отдельными компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека. Во время таких практических занятий учащиеся не только овладевают методикой полевых исследований, но и непосредственно соприкасаются с объектом исследования и  самой природой, что позволяет лучше понять и усвоить материал. Практические работы на местности – один из базисных компонентов в накоплении географических представлений для региональной географии, способствующий расширению краеведческих знаний.

Данный вид работы мои ученики очень любят. Во-первых, потому, что ни один другой метод не предоставляет им столько самостоятельности, во-вторых, здесь никак не обойтись без творческой деятельности (а какой ребенок не любит творить?), да еще и можно все потрогать руками, прикоснуться к реке, оврагу, лесу.

Полевые практические работы провожу в каждом классе: «Ориентирование на местности», «Измерение высоты Солнца над горизонтом», «Ориентирование по Солнцу», «Характер водоемов своей местности», «Описание почв своей местности», «Растительный мир родного края», «Геоморфологические исследования оврага», «Работа с метеоприборами. Микроклиматические наблюдения»,   и т.д.  

Большим  подспорьем в организации практических работ на местности стало получение  в рамках приоритетного национального проекта «Образование» таких учебно-наглядных пособий, как коллекции горных пород, мерного комплекта, компасов. Неоспорима роль в проведении метеорологических исследований полученной электронной метеостанции, подключаемой к компьютеру,  в которую входят все необходимые для проведения метеорологических наблюдений электронные приборы. Данные пособия сделали ориентирование на местности и наблюдения за погодой еще более увлекательным процессом.

Приложение 2

Конспект практической работы на местности

«Геоморфологические  исследования оврага» (8 класс)

Задания:

  1. Дайте оценку физику-географических условий района исследования:
  1.  Географическое положение.
  2. Геологическое строение
  3. Рельеф
  4. Почвы
  5. Климат
  6. Растительный и животны мир.
  1. Исследуйте форму рельефа, выполнив необходимые морфометрические измерения и детальное изучение.
  2. Сделайте геоморфологическую карту иссмледуемой формы рельефа.
  3. Сделайте вывод об экологической ситуации в районе исследования.

Пояснения к заданиям.

  1. План проведения исследования оврага:
  1.  Обойти вокруг оврага.
  2.  Измерить длину оврага.
  3.  Оценить его ширину и длину в точках наблюдения (количество точек наблюдения зависит от длины оврага.
  4.  Ознакомиться с характером растительности  по склонам и днищу оврага.
  5. По необходимости овраг разбить на отдельные участки (верхний, средний, нижний) для изучения.
  1.  План детального изучения формы рельефа (на примере оврага):
  1.  Сделать глазомерную съемку местности вдоль бровки оврага.
  2.  Определить тип оврага (склонный, верховой, вторичный, донный).

Донные овраги – овраги, расположенные в днищах балок.

Склонные  овраги – овраги, расположенные на берегах реки.

  1.  Определить, действующий это  овраг или нет; выводы обоснуйте.

Действующий овраг характеризуется активной эрозийной деятельностью: крутыми незадернованными склонами, наличием водостока. Действующий овраг является водосборником.

  1.  Определить плотность оврага на исследуемом участке по формуле:

h = N / F , где h – количество оврагов, приходящееся на единицу площади,

                       N – общее количество оврагов,

                       F –площадь участка.

  1.  Снять морфометрические параметры оврага:

- ширина днища ( рис. 22)

- глубина оврага (рис. 23)

- крутизна склонов (рис. 24)

           2.6. Построить геоморфологический профиль оврага (рис.25).

            На профиле отметить экспозицию склона, вещественный состав, экзогенные зоны.

           2.7. Определитьь форму профилей оврага (ложбина, лощина, корытообразная,   трапецевидная, V-образная, сложная).

           2.8. Определить форму склонов (прямые, выпуклые, вогнутые, ступенчатые, бугристые; с выемками, с воронками, с промоинами, с оползнями и т.д. )

           2.9 Описать днище оврага.

          2.10. Составить геоморфологическую карту оврага (рис.26).

Рис. 26. Геоморфологическая карта оврага Свинтицкого

Рис. 25. Геоморфологический профиль оврага по линии А-Б

  1. Экскурсии – высшая форма наглядности при исследовании географического объекта края.

«Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение,

что прекрасный ландшафт имеет такое огромное

 воспитательное влияние на развитие молодой души,

 с которым трудно соперничать влиянию педагога... что день,

проведённый ребёнком посреди рощ и полей...

стоит многих недель, проведённых на учебной скамье»... 

(К.Д. Ушинский)

Педагогическая теория и практика подтверждают, что экскурсионная форма школьной работы обладает большой учебно-воспитательной эффективностью. Экскурсии применяются с большим успехом в преподавании разных школьных наук,  а в преподавании географии применение её просто необходимо. Едва ли можно указать другой школьный предмет, который в такой бы степени нуждался в использовании экскурсий, как география. Поэтому в обучении географии экскурсия является одним из важных средств для    формирования у учеников географических представлений и реальных понятий. За применение экскурсии в учебно-воспитательной работе высказывались выдающиеся педагоги. Н. И. Новиков (1744—1818) так говорил об обучении школьников: «Водите их в дома и житницы крестьянина, в работные дома художников и рукодельцев, показывайте им там, как обрабатываются многоразличные богатства земли»... «Это даёт обильный материал для размышлений, для развития разума и воображения географии. Благодаря экскурсии достигается высшая форма наглядности преподавания географии. Экскурсия создаёт условия для развёртывания учебной самодеятельности учащихся. Правильно организованная экскурсия должна сопровождаться посильным самостоятельным исследованием географического объекта самими учениками. Это активизирует педагогический процесс. Ещё К. Д. Ушинский порицал школу за то, что она заставляет детей целыми часами неподвижно сидеть, сложа руки, «требующие деятельности». Неподвижное сидение в классе угнетающе действует на психику учеников. Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение.

Экскурсии провожу  достаточно часто. Такие экскурсии как: «Наблюдение за явлениями и объектами природы»,  «Особенности вод своей местности»,  (6 класс), «Проблемы охраны и преобразования природы. Экологическая культура населения» (7 класс), «Почвы и почвенные ресурсы Тульской области и нашей местности», «Изучение форм поверхности, характера залегания горных пород, ознакомление с водными ресурсами, их использованием и охраной» (8 класс), «Факторы размещения отраслей АПК» (9 класс)  очень нравятся школьникам. Такая форма работы  побуждает детей к  поисковой, исследовательской деятельности. Ничто так не сближает меня с моими учениками, как экскурсия. Она разбивает лёд отчуждённости, робости учеников в отношениях к учителю и в то же время предоставляет мне возможность познакомиться с учениками в других условиях, отличных от классной обстановки. Экскурсия укрепляет любовь к ученикам и располагает, привязывает их к учителю. Всё это создаёт весьма благоприятные условия для проведения учебно-воспитательной работы. Экскурсия оживляет, усиливает познавательный процесс у детей, развивает их наблюдательность.

Экскурсии на сельскохозяйственные и промышленные предприятия Одоевского района (ООО «Тюринский», Одоевский маслодельный завод, Одоевский хлебокомбинат, Арсеньевский мясокомбинат), а также Тульской области  (Кондитерская фабрика «Ясная Поляна», Тульский оружейный завод, Косогорский металлургический завод и т.д.) содействуют профориентации школьников, помогают им легче понять такие сложные понятия как: предприятие, кооперирование, производительность труда, специализация и т.д.

Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляем  в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом. Результаты экскурсий и наблюдений ложатся в основу исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Приложение 3.

Экскурсия «Изучение форм поверхности, характера залегания горных пород, ознакомление с водными ресурсами, их использованием и охраной» (6 класс)

Тема: Изучение форм поверхности, характер залегания пород, ознакомление с водами, их использованием и охраной.

Цель: Научить учащихся самостоятельно работать, приобретать опыт творческой деятельности через краеведческую направленность в области географии.

Задачи: 

1. Отработать навыки ориентирования по компасу и Солнцу, сформировать представление о формах рельефа, горных породах и водах окрестности г.Черепаново
2. Показать изменения равнины под воздействием внешних процессов, использование её в хозяйственной деятельности, воспитывать чувство любви к родной природе.
3. Развивать наблюдательность, умение пользоваться приборами, фиксировать природные объекты и явления.

Оборудование 

  1. Бригадное снаряжение: лопата, шест, две рейки, верёвка с грузом, рулетка, колышки, верёвка, нивелир.
  2. Индивидуальное снаряжение: планшет с компасом, чистые листы для чертежей, карандаш, резинка, линейка.

Ход экскурсии:

Место остановки.

Что изучается

Содержание наблюдений

Практические работы

Выводы

Остановка № 1

Луг у  Свинтицкого леса

Ориентирование по компасу и Солнцу

Устройство компаса. Ориентирование по компасу. Определение сторон горизонта. Определение азимута по компасу.

Человек должен уметь ориентироваться на местности.

Остановка № 2

Вершина холма

Формы земной поверхности

Какая форма рельефа характерна для нашей местности. К какому типу равнин относится равнина, на которой расположено село Рылёво

Село Рылёво расположено на холмистой равнине на высоте 320 метров над уровнем моря. Это одно из самых высоких мест Среднерусской возвышенности

Остановка № 3

Траншея глубиной 2 метра

Изучение обнажения

Какими породами сложена данная равнина и как они залегают

Для равнины характерны осадочные горные породы, залегающие слоями.

Остановка № 4

Овраг

Изучение оврага

Измерение, описание оврага по плану:1. Где находится. 2. Сухой овраг или имеется ручей на дне? 3. Какова глубина оврага?

Овраг находится на дне балки в лесу, на дне протекает ручей, глубина оврага – 4 м.

Остановка № 5

Пруд на окраине села (недалеко от Лесной улицы)

Изучение водного объекта

Как образовался водный объект, какими водами питается, как используется в хозяйственной деятельности человека

Создан антропогенным путем. Питается грунтовыми водами, ручьями. Используется как водопой в животноводстве.

Остановка № 6

Колодец на Лесной улице

Изучение колодца

  1. 1.Местонахождение колодца.
    2. Подходы к колодцу.
    3. Сколько метров от колодца до ближайшего дома?
    4. Сколько метров от поверхности земли до воды?
    5. Определить запас воды в колодце; каковы вкус, запах, прозрачность и её жёсткость.

Находится на территории села Рылове. Подходы к колодцу свободны, удобны. От колодца до ближайшего дома 102 метра. От поверхности земли до воды – 1,5 м. Достаточный запас воды. Вода без запаха, прозрачная, вкусная, мягкая.

Каждое задание выполняется учащимися индивидуально.

На последней остановке маршрута подводятся итоги экскурсии.

Домашнее задание: закончить оформление рисунков и составить описание оврага, пруда, колодца, обнажения. На следующем уроке сдать отчёт

  1. Исследовательская и проектная деятельность учащихся, основанная на краеведческом материале

«Посмотрите, сколько любознательности,

сколько жадного стремления к исследованию

 высказывают дети.

Как охотно они обращаются к природе,

с какой радостью изучают все действительное,

а не призрачное, как их занимает всякое живое явление»

(Н.Л. Добролюбов)

Исследовательский интерес – это своеобразный многоаспектный сплав мысли, воли, внимания, эмоций, воображения. В исследовательской деятельности выявляются и реализуются потенциальные возможности обучающихся, формируются познавательная активность и интерес к учению – инновационное поле, способствующее оптимальному переходу к креативным уровням интеллектуальной активности. Для гармоничного развития личности необходимо создание развивающей исследовательской среды. Этому служат общешкольные, районные, областные конференции, конкурсы, мастер-классы, акции, защиты научных проектов. В течение  многих лет целенаправленно работаю над формированием исследовательской культуры обучающихся. Инновацией является на современном этапе обучения технология проектной деятельности.  Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути. География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для исследовательских и проектных работ  огромен.

         Работа на местности, углубленное изучение родного края, объектов культурного и исторического наследия легли в основу многих исследовательских и проектных работ учащихся. Работы наших учащихся не раз отмечались высокой  оценкой  на областном конкурсе детских эколого-творческих работ «Не забудем братьев наших меньших» (Чирикина Алина), областном экологическом марафоне, посвященном 20-летию аварии на Чернобыльской АЭС (Патов Иван), областной экологической олимпиаде. Учащиеся нашей школы – постоянные участники жизни и деятельности областного экологического лагеря «Зелёный мир», их исследования постоянно отмечаются грамотами и дипломами областного экологического центра. А такие  статьи как «Испейте водицы из нашей криницы» (Гирдюк Степан, Маслова Виктория), «Пруды села Рылёво» (Акулина Дарья) и экологическая сказка «Бездонный колодец» (Чирикина Алина) опубликованы в методическом сборнике по изучению и охране водных объектов Областного эколого - биологического центра.

Особое внимание уделили мы со своими ребятами исследовательской работе  «Физико-географический обзор села Рылёво» и «Село моё родное», в которых отразились вопросы истории заселения, геологического строения территории, рельефа, климата, внутренних вод, демографии, культуры, экологии  нашей малой родины (с. Рылёво, с. Стояново). Данные работы  были представлены на областной эколого-краеведческий конкурс «По Тульскому краю с добрыми помыслами» в номинации «Есть на Тульской земле города» и отмечены дипломами I и  II степени.

В нашем поселке проживают более 50 агулов – выходцев из республики Дагестан. Трудно складывались отношения между русскими и дагестанцами, были времена нетерпимости по отношению друг к  другу. Но они сейчас позади.. В нашей школе учатся ребята - агулы. Но уже никто не делит их на своих и чужих, мы живем вместе одной семьей.  Да, мы разных национальностей, разного вероисповедания, но мы - люди, для которых важны и ценны такие понятия как совесть, честь, дружба, любовь, мечты, традиции. А разве у этих понятий можно определить национальность? Именно этим понятиям в прошлом учебном году мы посвятили проектную работу «Свои  чужие» (Авторы Генджаев Шамсудин, Котова Мария). Нам очень хотелось в данной работе показать, как складывались отношения между русскими и агулами. Показать причины их переселения, рассказать о культуре и традициях народа, живущего с нами бок о бок. Ведь  наши культурные  традиции становятся общими, как стала общей земля - небольшое село Рылево Тульской области, соединившее и примирившее представителей двух национальностей: русских и агулов.

Совсем недавно приняли активное участие в областном конкурсе по православному краеведению «По святым местам», где в номинации «Тульских куполов златоглавье» представили проектную работу «Анастасов мужской монастырь», посвященную возрождению замечательного памятника древнерусского зодчества 17 века – мужского Анастасова монастыря, расположенного в нескольких километрах от нашего села, охраняемого как архитектурный памятник государственного значения. Работа была отмечена дипломом областного эколого-биологического центра, а автор работы   Маслова Виктория успешно выступила с её презентацией на областной конференции – гостиной «По святым местам». А в областном конкурсе мини-проектов «Чтобы краше стал наш край» Алина Чирикина заняла II  место.

В условиях современной кризисной экологической ситуации и депопуляции населения всех административных районов тульской области особенно актуально становится определение степени и характера влияния экологической ситуации на демографические процессы в области.

Поэтому особой гордостью считаю наше с ребятами авторское эколого-демографическое районирование Тульской области. Данный вариант районирования создавался на обширном теоретическом материале о демографии и экологии Тульской области. Мы использовали не только готовые картосхемы, но и составляли свои авторские, отражающие современные демографические процессы населения (рождаемость, смертность естественное движение, уровень заболеваемости и т.д.). К сожалению, данная работа не была ещё представлена на суд областного жюри, т.к. не соответствовала темам проводимых конкурсов. Но мы надеемся, что все еще впереди.

                В данный момент совместно с учащимися подбираем материал к исследовательской работе по теме: «Геоморфологические исследования форм рельефа своего края», выполняем необходимые морфометрические измерения и детальное изучение форм рельефа, включая изучение экологической ситуации в районе исследования. На основе накопленного материала будет составлена карта «Рельеф нашего края». Работа продолжается…

Приложение 3.

Таблица «Участие в областных конкурсах исследовательских и проектных работ за последние 3 года»

Исследовательские работы учащихся

На какой конкурс представлены, в каком году

Результаты

  1. «Не забудем братьев наших меньших» - Чирикина Алина

  1. «Испейте водицы из нашей криницы» - Гирдюк Степан, Маслова Виктория
  2. «Пруды села Рылёво» - Акулина Дарья
  3. Экологическая сказка «Бездонный колодец»

  1. «Физико-географический обзор села Рылёво» - Габибуллаев Рамин, Гирдюк Артемий

Областной конкурс детских эколого-творческих работ «Не забудем братьев наших меньших», 2006 год

Областной конкурс творческих работ учащихся «Мир глазами тульских школьников», 2007 год

Областной эколого-краеведческий конкурс «По Тульскому краю с добрыми помыслами» (номинация «Есть на Тульской земле города»), 2005 год

Грамота областного экологического центра

Презентация на областной научно-практической конференции «Испейте водицы из нашей криницы»

Публикация статей в методическом сборнике по изучению и охране водных объектов областного эколого - биологического центра «Мир воды глазами тульских школьников»

II место

Проектные работы учащихся

На какой конкурс представлены, в каком году

  1. «Село моё родное» - Гирдюк Степан

  1. «Свои  чужие» -  Генджаев Шамсудин, Котова Мария
  2. «Анастасов мужской монастырь» - Маслова Виктория

  1. Мини-проект «Детская площадка моей мечты» -  Чирикина Алина

Областной эколого-краеведческий конкурс «По Тульскому краю с добрыми помыслами» (номинация «Есть на Тульской земле города»), 2005 год

Областной конкурс проектных работ «Свои чужие»

Областной конкурс по православному краеведению «По святым местам».

Областной конкурс мини-проектов «Чтобы краше стал наш край»

I место

Презентация работы на областной конференции «Крещенская гостиная. По святым местам»

II место

  1.  Кружок «Юный географ» как форма углубленного изучения истории и географии своего края

        География, современная экология, краеведение, туризм и педагогика тесно переплетаются в рамках единого образовательного процесса.  Реализация краеведческого принципа в моей практике  осуществляется также и через туристско-краеведческую деятельность учащихся во время работы кружка «Юный географ».

Кружок «Юный географ» в нашей школе работает с 2000 года. За это время несколько раз менялась его рабочая программа.  Но все - же главной целью занятий кружка было и остаётся связь теоретических знаний учащихся с практикой, умение применить те или иные знания в реальных жизненных ситуациях. Занятия на кружке способствуют расширению кругозора, углубленному изучению истории и географии, а также оздоровлению и организации активного отдыха детей. В последнее время большое внимание уделяю совершенствованию методик исследовательской и проектной деятельности учащихся, а также использованию в работе информационно-коммуникативных технологий.        Формы работы кружка самые разные: теоретические занятия по изучению основ топографических знаний, по изучению природы и истории своего края; практические работы в аудитории (приложение) и на местности; мини-экспедиции; соревнования по спортивному туризму, однодневные походы и экскурсии по родному краю с целью изучения географических объектов, объектов исторического и культурного наследия Одоевского района; создание презентаций, исследовательские и проектные работы.

        Занятия проводятся на основе рабочей программы, составленной мной с учетом возрастных особенностей детей, их интересов.

        Разнообразие форм работы позволяет кружковцам развивать свои творческие способности, духовно и физически обогащаться. Большим плюсом считаю и то, что родители учащихся – активные участники экспедиций, походов и экскурсий, а также партнеры при работе над проектными и исследовательскими работами своих детей, которые не раз получали высокую оценку на районных и областных конкурсах.

        Результат работы кружка по туристическому направлению – участие в одном из любимых мероприятий школьной детворы, родителей, учителей, выпускников школы - школьном слете туристов, который является давней доброй традицией (в этом году этому мероприятию исполнится 34 года), а также ежегодное участие в многодневном районном слете туристов, где наши учащиеся постоянно являются призерами.

Приложение 4.

Тематическое планирование занятий кружка «Юный географ»

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

1

Вводное занятие.

1

Беседа

2

Основы топографических знаний.

Работа с топографической картой:

  • Изучение условных топографических знаков
  • Определение азимута
  • Определение расстояний и направлений

2

Рассказ

Практическая работа

3

Ориентирование на местности.

1

Практическая работа на местности

4

Соревнования по спортивному ориентированию.

2

Соревнование

5

Общие сведения о природе Одоевского района.

Достопримечательности Одоевского района.

1

Рассказ

Сообщения учащихся

6

Экскурсия в Одоевский краеведческий музей.

3

Выездное занятие

7

Создание презентации «По памятным местам моего района»

1

Практическая работа

8

Мини-экспедиция по реке Упе с посещением архитектурных памятников прошлого:

  • Покровской церкви (с. Болотское);
  • Дома Мирковичей (д. Николо-Жупань).

12

Однодневный поход

9

Экскурсия в Анастасов мужской монастырь.

3

Выездное занятие

10

Духовное и культурное наследие посёлка Одоева. Путешествие  по Одоеву. Посещение памятников исторического и культурного наследия.

8

Однодневный поход

11

Охрана окружающей среды. Экологическая ситуация Одоевского района.

1

Дискуссия

12

Создание презентации «Мой край родной»

2

Практическая работа

13

Теоретические основы проектной и исследовательской работы. Цели и задачи исследования. Выбор объекта и темы исследования.

1

Рассказ

14

Структура исследовательской и проектной работы. Требования к написанию. Составление плана исследовательской и проектной работы. Методы сбора информации и систематизация теоретического материала.

2

Беседа

Практическая работа

15

Изучение объектов исследования.

12

Мини-экспедиция

16

Презентация исследовательских и проектных работ

2

Научно-практическая конференция

17

Подготовка к слету туристов:

  • Закрепление работы по топографической карте (занятие 3)
  • Определение высоты дерева
  • Организация бивуака
  • Первая медицинская помощь
  • Лекарственные растения
  • Техника контрольно-комбинированного маршрута
  • Техника полосы препятствий

6

Практическая работа

18

Слет туристов

8

Соревнования по спортивному туризму

Приложение 5.

Программа элективного курса «Земля Одоевская»

1. Вводное занятие.

Знакомство с учащимися. Постановка целей и задач занятий. Правила безопасности труда и поведения на занятиях.

2. Географическое положение и особенности рельефа Одоевского района.

Дата образования Одоевского района. Географическое положение. Границы с другими районами области. Площадь Одоевского района. Особенности рельефа. Максимальные и минимальные высоты. Строение земной коры. Геологические процессы на территории района. Древнее оледенение и действие ледников. Изменение рельефа в настоящее время. Горные породы в земной коре на территории Одоевского района.

Практическая работа: Описание географического положения. Определение географических координат п. Одоева, с. Рылёво Построение диаграммы «Сравнения площади Одоевского района с другими районами Тульской области». Характеристика рельефа. Сбор образцов горных пород и составление коллекции. Мини-экспедиция к ближайшему обнажению и его описание. Создание презентации «Рельеф Одоевского района».

3. Погода и климат.

Климат Одоевского района. Температурный режим. Среднегодовое количество осадков. Времена года в Тульской области. Приборы для измерения температуры, давления. Облака и облачность. Ветер, наблюдение за ветром, скорость ветра. Типы погод. Обработка наблюдений за погодой. Определение средних температур. График хода температур. Живые «барометры погоды».

Практическая работа: Расчет средних температур суток, месяца, года. Составление графика хода среднесуточной и среднемесячной температур. Построение графика атмосферного давления. Построение и анализ диаграмм количества осадков. Построение розы ветров. Составление краткой характеристики климата по плану.

4. Внутренние воды Одоевского района.

Реки Одоевского района. Водный режим рек. Типы питания. Упа– самая крупная река Одоевского района. Подземные воды.

Практическая работа: Составление диаграммы сравнительной длины рек Одоевского района. Составление описания реки. Описание одного из ближайших источников. Создание презентации «Путешествие по реке Упе». Исследовательская работа «Пруды села Рылёво»

5. Почвы Одоевского района.

Почва – верхний плодородный слой земли. Почвенный разрез, описание слоев. Типы почв: дерново-подзолистые, серые лесные, дерновые пойменные. Использование почв и их истощение.

Практическая работа: Описание почвенного разреза по плану. Составление коллекции почв.

6. Растительный и животный мир .

Лесообразующие породы. Типы лугов. Редкие и охраняемые растения. Животный мир и охотничье-промысловые ресурсы. Охрана и восстановление растительного и животного мира. Заказник  «Тульские засеки».

Практическая работа: Сбор гербариев травяных растений. Составление «Красной книги» Одоевского района. Экскурсия в Северо-Одоевское лесничество, Одоевский краеведческий музей. Создание презентации «Органический мир Одоевского района».

7. Взаимосвязи компонентов природы.

Определение природного комплекса. Природные и антропогенные компоненты природного комплекса. Влияние рельефа, климата, микроположения, почв. Взаимное влияние компонентов природного комплекса друг на друга. Влияние хозяйственной деятельности человека на компоненты природы.

Практическая работа: Составление плана местности природных компонентов своего района с помощью глазомерной съемки. Описание природных компонентов своей местности по плану. Исследовательская работа «Физико-географический обзор села Рылёво».

8. Население Одоевского района.

История заселения Одоевского района.  Современная численность населения Одоевского района. Населенные пункты района. Половозрастной состав населения. Этнический и религиозный состав населения.

Практические работы: Построение диаграмм «Изменение численности населения Одоевского района», «Возрастной состав населения Одоевского района», «Религиозный состав населения Одоевского райлна».  Сбор материала и оформление стенда (альбома) о знаменитых людях, родина которых Одоевский район. Создание презентации «Население Одоевского района». Проектная работа «Люди земли Одоевской».

9. Одоевский район: прошлое, настоящее и будущее.

Основание п. Одоева и первые поселения Одоевского района. Промыслы и ремесла земли Одоевской. Филимоновская игрушка.  Духовно-культурные ценности земли Одоевской. Памятники. Основные улицы п. Одоева. Промышленные предприятия. Экологическая обстановка Одоевского района.

Практические работы: Написание сочинения-эссе «Мой край: прошлое, настоящее и будущее». Создание презентации «Культурно-историческое наследие Одоевского района». Проектные работы «Анастасов мужской монастырь», «Жила-была игрушка».

10. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы объединения за год в целом и каждого учащегося в отдельности. Проведение срезов знаний в игровой форме. Научно-практическая конференция, защита проектов.

4.6. Походы, поездки и экскурсии – эффективный способ самообразования учителя

  • Основную роль в школьном краеведении играет учитель. Прежде всего, он сам должен быть краеведом. Поэтому успешные результаты школьного географического краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать этим своих учеников. И это в ровной мере обязательно  для всех учителей.
  • Без достаточно полного знания своего края  ни один учитель не может проводить краеведческую работу в школе. Необходимо повседневная систематическая подготовка, постоянное и разностороннее изучение своего края. Только  тот учитель географии сможет привить ученикам прочные навыки наблюдений, измерений, описания природы, общества, научить  приемам обработки собранного материала,  кто сам исходил свой край вдоль и поперек, описывал обнажения,  вынимал почвенные монолиты, сам собирал коллекции горных пород и гербарии, изучал промышленные предприятия.
  • Благодаря моему участию в работе районного методического объединения учителей географии, которым руководит опытный и увлеченный педагог К.М. Максименко, я стала участником выездных семинаров и экскурсий по достопримечательным местам, по промышленным предприятиям области. За последние несколько лет мы посетили Ясную Поляну, Крапивенский музей под открытым небом, Планетарий в городе Калуге. Но особенно ценно то, что нам удалось собственными глазами увидеть процесс производства на таких предприятиях области, как кондитерская фабрика «Ясная Поляна», Пивоваренная компания «Балтика», Черепетская ГРЭС, Косогорский металлургический завод. При изучении хозяйства Тульской области приобретенные во время посещения предприятий знания,  а также привезенные  фотографии и  экспонаты делают уроки более насыщенными, а при рассказе о сложных технологических процессах – более понятными для учеников.
  • Огромное значение для моего самообразования имеют мои личные путешествия и поездки по России. Это не только дает мне возможность познакомиться с природой, культурой, населением того или иного региона, расширить свой кругозор, но и потом на уроках, используя видеоматериалы, фотографии, проспекты, сувениры,   в полном объеме и более интересно рассказать ученикам о том или ином уголке нашей страны. Москва, Рязань, Курск, Орёл, Воронеж, Волгоград, Смоленск, Одесса, Туапсе, Новороссийск, Ялта, Анапа - вот далёко не полный список городов, где мне удалось побывать. Я могу поделиться с учениками своими впечатлениями от увиденного крайнего Севера  в республике Коми (г. Воркута), степей Калмыкии (Элиста), гор Кавказа  в республике Дагестан и Грузии.  Совсем недавно в составе группы лучших учителей района я побывала в экскурсионной поездке в городе Санкт-Петербурге, а летом 2006 в составе женской сборной Тульской области по волейболу стала участницей Всероссийских летних сельских олимпийских игр в республике Удмуртия. Считаю, что активный образ жизни, путешествия по стране  – неотъемлемая  составляющая учителя географии. Это неоспоримый багаж знаний и эмоций.
  • 4.7. Использование информационно-коммуникативных технологий  при изучении географии родного края

Всем известно, что процесс информатизации направлен на повышение качества общего образования. Как скоро эта цель будет достигнута, сегодня говорить еще рано. Но одно с уверенностью можно сказать, что внедрение ИКТ позволит ликвидировать границу между сельским и городским учеником, между учителем городской и периферийной школы.

Для нашей сельской школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способностью актуализировать полученную  с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы  сельского учителя разных стратегий обучения школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Уроки с использованием ИКТ стали для нас, сельских учителей и сельских школьников, стали привычны не так давно.   Но, не смотря на это, нами накоплен достаточный опыт в данном направлении.

В школе  есть свободный выход в Интернет, компьютерный класс, поэтому большое  внимание   уделяю применению информационно-коммуникационных технологий как на уроках, так и во внеурочное время.. Компьютерные технологии позволяют создать деятельностный подход при изучении учебного материала, значительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать учащимся аккуратные, четкие образцы оформления заданий, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности.

Демонстрация материалов

В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые содержат помимо гипертекста высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение. Такие средства принято  называть  учебными электронными  мультимедиа-изданиями.

Наш кабинет географии снабжен следующими электронными продуктами:

   Электронные учебники:

  1. Петрова Н.Н. Начальный курс географии. 6 класс.
  2. Душина И.В., Пятунин В.Б, Летягин А.А. География  материков и океанов. 7 класс
  3. Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин Б.В., Таможня Е.А. «География России. Природа и население». 8 класс.
  4. Дронов В.П., Пятунин В.Б., Таможня Е.А., Роготень Н.Н. «География России. Хозяйство и регионы» 9 класс
  5. Максаковский В.В., Пятунин Б.В., Таможня Е.А., Роготень Н.Н. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс

Электронные энциклопедии

  1. Страны мира. Географический справочник.
  2. Интерактивный географический атлас.

На теоретическом этапе урока изучение нового материала сопровождаю показом схем, слайдов, географических объектов, карт, снимков, графиков,  диаграмм из электронных учебников, что позволяет направить внимание учащихся на  самые важные  моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить материал,  более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса.

Очень  удобны заложенные в электронных учебниках видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами (например, извержение вулкана, землетрясения, цунами, и др. природные явления), которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование диктора тоже дает возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся. Компьютерная лекция по сравнению с традиционной имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов (информационных объектов).  Для того чтобы учащиеся лучше запоминали материал, можно продублировать основные моменты лекции средствами мультимедиа, используя в них наглядный материал. Одним из важных моментов такого урока является возможность самих учащихся определить темп работы. Видео- и фотоматериалы, введенные в урок, развивают образное мышление, формируют географические представления.

  При изучении экономической географии Тульской области   в 9 классе маленькую, но все - же роль сыграет пособие «География России. Хозяйство и регионы», в остальных  учебных электронных мультимедиа-изданиях при изучении географии своего края возможно использование только словаря терминов и понятий.

 Использование программы Power Point для презентаций, посвященных изучению родного края.

В продаже трудно найти электронные учебники по изучению Тульской области. Мы нашли выход, как внедрить в уроки изучения своей области или своей местности информационно-коммуникативные технологии. Для этого активно используем программу Power Point и созданием собственные обучающие  продукты – презентации. Презентация - увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, она  как  своеобразный план урока, отражающий его  логическую  структуру, и как  фрагмент на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение, изучение  нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: концентрация внимания, включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала, повышение интереса к изучению предмета, а также возрастание мотивации к учебе.

Приложение 6.

Таблица. «Авторские презентации по теме «Изучение родного края»»

Тема урока

Название презентации

Класс

1

«Рельеф своей местности»

«Прогулка по равнине»

6

2

«Климат своей местности»

«Наши весна, лето, осень и зима»

6

5

«Внутренние воды Тульской области»

«Путешествие по реке Упе»

8

6

«Почвы и почвенные ресурсы Тульской области»

«Почвы тульской области»

8

7

«Население Тульской области»

«Демография Одоевского района»

9

8

«Достопримечательности Тульской области»

«Достопримечательности Одоевского уезда»

9

Показ процессов или явлений

Географические процессы, о которых учащиеся  должны иметь представление,  разнообразны  и многочисленны. Компьютер же дает уникальную возможность увидеть процесс своими глазами. Видеоролики, отображающие географические процессы или явления, и  анимации есть форма моделирования реальных событий, фактов, научных данных. Собранные в видеоролик отдельные кадры составляют  образную модель, дающую  определенное представление об оригинале. При помощи видеоролика  (звукозрительной модели)  можно выделить те стороны объекта, изучение  которых поможет  сделать вывод о его сущности. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал  представлен ярко и увлекательно в виде  разнообразных носителей информации: иллюстраций,  видеофрагментов,  компьютерной анимации, слайдов, текстов,  сопровождаемых словами учителя или диктора, музыкой, что способствует  мотивации учебной деятельности учащихся.

Проверка знаний

Одна из наиболее важных функций мультимедиа-учебника - это контролирующая. В разделах «Тесты» и «Практика» помещены  задания для проверки  знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок. В ходе работы при  возникновении  ситуации затруднения учащийся получает  подсказку в виде разъяснения термина,  ссылки на  конкретный  учебный материал, выбор  варианта решения, набора пропущенных в шаблоне элементов. Таким образом, деятельность учащегося  корректируется и направляется в нужном направлении.

Сегодня, когда широко внедряется практика Единого Государственного Экзамена по устным предметам, современному учителю  необходимо научить детей работать с тестами. В электронных учебниках эта возможность предусмотрена. Здесь заложены тестовые работы по каждой теме, в нескольких вариантах.

К сожалению, для проверки знаний при изучении Тульской области, остается довольствоваться только самостоятельно созданными тестами, но мы надеемся, что вскоре мы сможем найти в продаже и электронный  учебник по изучению Тульского края.

Использование Интернет

Образовательные ресурсы Всемирной паутины мне полезны для поиска дополнительной и обновленной  информации о своем крае в процессе подготовки к урокам; для поиска  информации учащимся в процессе подготовки различного рода  творческих работ (докладов, рефератов, деловых игр, учебных конференций и т.п.) в процессе подготовки исследовательских и проектных работ.

Использование Интернет увеличивает  познавательную активность  ребят, делает  учебную деятельность необычной и интересной. К тому же  дети  учатся понимать, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный.

 Подготовка и выполнение ученических исследовательских работ

Совершенно особая форма работы – организация совместной исследовательской деятельности. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, благодаря чему, в частности:

  • прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;
  • развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
  • формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

Исследовательская проектная деятельность с использованием ИКТ позволяет учащимся  приобрести дополнительные знания в интересующей их предметной области, научиться планированию собственной познавательной деятельности, овладеть основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК.

Подготовка к олимпиадам

При подготовке к олимпиадам активно используем Интернет или тесты электронных учебников. Тесты выполняются теми учащимися, с которыми идет подготовка к олимпиадам. Тесты позволяют увидеть допущенные ошибки и исправить их при повторном выполнении.  Выдается и статистика ответов, что дает возможность выбрать наиболее успешных учащихся для выступления на олимпиадах и  позволяет достичь хороших   результатов.

После включения в уроки средств мультимедиа интерес учащихся к географии  значительно вырос, 60 % школьников назвали географию  в числе любимых предметов, а свою деятельность на уроках географии - «интересной и увлекательной».

Получив современное, качественное, географическое в том числе, образование выпускники школы продолжают обучение в престижных высших учебных заведения г. Тулы и Москвы. (Тульский государственный университет, Тульский государственный  педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Московская Академия предпринимательства, Российский государственный аграрный университет).

ИПМ 5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результатами работы считаю:

  1. Позитивную динамику качества обученности учащихся по классам;

Приложение 7.

Диаграмма «Качество обученности учащихся по классам за последние 3 года»

Успеваемость учащихся 6-10 классов по предмету бывает обычно выше среднешкольного показателя.  За последние три года качество обученности по географии составило в 2004-05 учебном году в среднем 66,4%, в 2005-06 учебном году – 71,4 %, в 2006-07 учебном году – 84, 4%.

  1. Итоги внутришкольного контроля;

Приложение 8.

Диаграмма «Итоги внутришкольного контроля знаний учащихся

по географии »

Итоги внутришкольного контроля в виде общественного смотра знаний и проверочных работ ежегодно подтверждают качество обученности по географии. Так в результате внутришкольного контроля в 20062007 учебном году 37 % учащихся 6-10 классов показали отличные знания, 48 % - хорошие, и лишь 15 % - удовлетворительные.

  1. Результаты итоговой аттестации

Многие учащиеся 9-11 классов выбирают географию для итоговой аттестации, показывая хорошие результаты. Так, в 2004-2005 учебном году 60 % сдававших экзамен учащихся сдали экзамен на «4» и «5», а в 2006 – 2007 году – 100% сдававших получили отметку «5».

  1. Участие в районных олимпиадах;

Приложение 9.

Таблица «Участие учащихся школы в районных олимпиадах»

Год

Фамилия, имя участника

Результат

2003-2004 учебный год

Габибуллаев Рамин

II  место

2004-2005 учебный год

Патов Иван

IIIместо

2005-2006 учебный год

Патов Иван

III место

2006-2007 учебный год

Полякова Татьяна

III место

Ежегодно мои ученики с удовольствием принимают участие в районных олимпиадах по географии и занимают призовые места.

  1. Участие в областных конкурсах и конференциях.

См. Приложение 4. (стр.)

Такие результаты, накопленный опыт работы, обобщение его на районном уровне, а также  всесторонняя помощь коллег позволили мне принять участие в районном конкурсе «Учитель года-2006» и занять первое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта

Тема: Развитие мышления школьников Идея: Развитие мышления школьников в процессе решения физических задач Содержание ИПМ 1. Сведения об авторе.4ИПМ 2. Условия формирования опыта. 5ИПМ 3. Те...

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Базовая модель обобщение педагогического опыта "Спортизация уроков волейбола"

На основе эксперементальной деятельности сравнить уровень учащихся систематически занимающихся  волейболом...

Базовая модель обобщение педагогического опыта "Спортизация уроков волейбола"

«Формирование спортивной культуры учащихся общеобразовательного учреждения»...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....