Разработка урока в 6-м классе, раздел "семя" урок № 1 "строение семян"
план-конспект урока по биологии на тему

Антонова Наталья Николаевна

Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать представление о значении семян в жизни растений; продолжать формировать у учащихся навыки и проведения лабораторных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_semyan_6.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представляю вашему вниманию собственные разработки  уроков в 6-ом классе. Из части «строение и жизнедеятельность растений», включающий блок «органы цветковых растений»,  раздел «семя» урок № 1 «строение семян»;

                                                                    № 2 «Условия прорастания семян»;

                                                    № 3 «Состав семян».

При планировании учебного процесса я придерживаюсь следующих действий:

  • Осуществление целеполагания: определяю цель и задачи изучения темы
  • Ознакомление с требованиями программы к содержанию основных знаний и умений по теме: какие основные понятия, законы, теории надо знать, что должны уметь ученики в результате изучения темы
  • Спланировать задачи и содержание данного урока, выделив необходимое время на изучение каждого раздела, продумав промежуточные связи
  • расположить основные этапы урока (опрос, изучение нового, закрепление, проверка усвоения, домашнее задание) в наиболее рациональной последовательности
  • Избрать оптимальное сочетание методов обучения
  • Выбрать рациональное сочетание форм организации учебной работы школьников на уроке – общеклассных, групповых и индивидуальных
  • Подобрать содержание и методы домашней работы учеников
  • Оценить эффективность избранного варианта обучения.

Урок № 1.

Тема урока: «Строение семян»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать представление о значении семян в жизни растений; продолжать формировать у учащихся навыки и проведения лабораторных работ.

Задачи:

  1. Образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  2. Обогащение запаса знаний о строении и жизнедеятельности растений;
  3. Познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
  4. Развитие речи у учащихся;
  5. Формирование коммуникативных навыков;

Ход урока:

1 – этап - Организационный момент

До урока – подготовка класса к работе. Поставить заранее парты для запланированной лабораторной работы. (Схема приведена ниже). Тема работы «Внешнее и внутреннее строение семени». подготовить материал для лабораторной работы. Запись на доске темы урока, подготовка таблиц «строение и прорастание семян фасоли», «строение и прорастание семян кукурузы»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2 – этап - Актуализация знаний ( фронтальный и индивидуальный опросы)   =         5 минут

  • Для индивидуального опроса подготовленные карточки с вопросами предыдущей темы «Клеточное строение растений, вещества растений»:
  • Что такое вещество, для чего клеткам необходима вода, для чего растениям необходимы органические вещества, в каких частях растений чаще всего содержится большое количество сахаров, для чего растениям нужна клетчатка, для чего растения запасают белки и жиры в семенах.
  • На доске один ученик рисует цветковое растение и обозначает органы цветкового растения.
  • Вспомнить с детьми по рисунку учащегося на доске, какие органы относятся к вегетативным, а, какие к генеративным?
  • Собрать карточки с индивидуальной работой.

3 – этап – Начало изучение нового материала – Осмысление = 5 минут

Не следует объяснять всю программу темы. Достаточно показать учащимся дерево за окном, лимон в горшке, или на таблице (подсолнечник, фасоль или другие растения). спросить из чего выросли все эти растения – и маленький подорожник и высокое дерево. А теперь когда дети ответили, что из семени, можно открыть тетради и записать новую тему «Строение семян». После этого предлагаю учащимся рассмотреть положенные на каждый стол гербарий с различными семенами.

Беседа: учитель – ученик:

А какой различной формой могут быть семена! Вспомните, какой формы семена яблока , груши? (Дети отвечают) Семена каких растений имеют похожую форму?  А семена каких растений имеют форму шара?(Дети отвечают: горох, вишня) Некоторые семена имеют специальные крючки, как семена череды и лопуха. Для чего им нужны эти крючки?( Дети отвечают) Различные выросты и крючки им нужны, чтобы прикрепляться к животным и таким образом перемещаться на новые места обитания. А у некоторых растений есть пуховые выросты. У каких растений семена опушены?(Дети отвечают: одуванчик , хлопчатник). А для чего семенам этих растений нужны такие специфические выросты?(Дети отвечают). Семена этих растений распространяются ветром. А семена некоторых растений имеют специальные крылышки, как, например, семена клена и ясеня. Для чего семенам нужны эти крылышки? ( Дети отвечают, тоже для распространения при помощи ветра).

Подводим итоги, вспоминаем определения: что такое цветок, плод, семя – выводим определение.

В тетрадь записать определение семени. Семя – это орган полового размножения и расселения растений.

4 – этап – Практическое изучение нового материала. Практическая работа  =  20 минут

Перед началом работы необходимо напомнить о правилах техники безопасности.

Зарисовки и записи будем делать в тетради.

Цели: Рассмотреть внешние и внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений, продолжать формировать навык выполнение биологического рисунка.

Оборудование: Сухие и размоченные семена фасоли и кукурузы; лупа; препаровальная игла; пинцет.

Учитель:

У нас сегодня четыре группы .

Будем рассматривать сухое и размоченное семя фасоли.

Перед вами на столе кроме семян и лабораторных приборов лежат листочки с ходом работы.  Приложение - Лабораторная работа

После работы детей, вывешиваю таблицу внешнего  и внутреннего строения семени фасоли и с детьми начинаю подписывать части семени по наводящим вопросам.

Какой формы ваше семя? (Дети отвечают).

Какого цвета ваше семя? (Дети отвечают).

Чем покрыто семя с наружи? (Дети отвечают). Плотной оболочкой. Эта оболочка называется кожурой. Как вы думаете зачем она нужна (Дети отвечают). Для защиты.

Размеры сухого и размоченного семени? (Дети отвечают).

Что происходит при нажатии на семя? (Дети отвечают).

Что вы видите на кожуре? (Дети отвечают).  Рубчик- помогает учитель – след от места прикрепления семени к стенке плода. Семявход – через него внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Теперь посмотрим на раскрытое семя.

Сколько половинок у вас получилось? (Дети отвечают). Две. Объяснение учителя, что это семядоли. Растения которые имеют две семядоли называются –двудольными. На таблице показать растения с одной семядолей. Объяснить, что семядоли это первые листья зародыша у двудольных растений. Рассматриваем зародыш, находим зародышевый побег представлен зародышевым стеблем и зародышевой почкой, находим зародышевый корень. Так же все это показываю на таблице с  однодольным растением.

Обратить внимание детей на таблицу с семенем кукурузы, показать эндосперм. В тетради записать определение – эндосперм это запас питательных веществ. В таких семенах (однодольных растений) кожура окружает эндосперм, внутри которого находится зародыш.

5 этап – Групповая рефлексия = 8 минут

Каждая группа в течение 1 минуты кратко рассказывает о своем фрагменте в общей картине. 1 группа о внешнем строении двудольного растения (кожура, рубчик, семявход).

3 группа расскажет о внешнем строении семени однодольного растения (кожура, покровы плода, семявход)

2 группа о внутреннем строение двудольного растения (семядоли, зародыш, зародышевая почка, зародышевый корень, зародышевый стебель).

4 группа расскажет об эндосперме ( в каких растениях есть эндосперм, что это такое, из чего состоит).

6 этап – Закрепление знаний – Тестирование = 5 минут

  1. Запасные вещества в созревшем семени могут содержаться:
  1. в эндосперме;
  2. в семядолях зародыша;
  3. в эндосперме и зародыше;
  4. все варианты верны;
  1. Для семян растений класса однодольных, в отличие от семян растений класса двудольных, характерно наличие:
  1. зародыш с двумя семядолями;
  2. зародыш с одной семядолей;
  3. эндосперм;
  4. сочной кожуры;
  1. Созревшие семена, не имеющие эндосперма, свойственны:
  1. луку репчатому;
  2. фасоли обыкновенной;
  3. перцу сладкому;
  4. все семена имеют эндосперм;
  1. Семядоли, выполняющие защитную, запасающую и фотосинтезирующую функции, характерны:
  1. для гороха посевного;
  2. Для дуба черешчатого;
  3. для фасоли обыкновенной;
  4. все варианты верны;

7 – этап – Информация о домашнем задании = 2 минуты

 Сделайте небольшой  доклад о различных способах распространения семян, приведите примеры.

Параграф учебника И.Н. Пономаревой § 10.

Лабораторная работа

Помните о правилах техники безопасности!

  1. Рассмотрите данные вам семена используя лупу – зарисуйте размоченное семя.
  2. Обратите внимание :

Внешние признаки (форма, цвет, разница в размерах)

Что происходит при нажатии на семя?

  1. Попробуйте снять кожуру с сухого и размоченного семени.  Возможно ли это? Легко ли это сделать? Что вы там увидели?
  2. Попробуйте раскрыть размоченное семя на две половины. Возможно ли это?
  3. Зарисуйте.
  4. Подпишите вместе с учителем части семени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока биологии для 6 класса: прорастание семян.

Данный материал является примером урока-практикума. на котором учащиеся не только демонстрируют и углубляют свои теоретические знания по теме "Семя. Его строение и значение для растения", но и практик...

Презентация к уроку биологии в 6 классе. Условия прорастания семян

Презентация предназначена для проведения урока биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"...

Открытый урок по сельхозтруду 8 класс Тема: «Посев семян томатов».

Тема: «Посев семян томатов».Цель: Обобщение и систематизация  знаний по теме «Выращивание томатов», способствующих профориентации и социальной адаптации учащихся для...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...