Рабочая программа элективного курса по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Ермошина Любовь Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_biologiya9_kl.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка, Ивантеевского района, Саратовской области»

             «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

____________/Щербинина Е.А./

«28» августа  2013г.                                                                                          

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

____________/Джавадова Н.В./

Приказ № 122 от «28» августа  2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Здоровье человека и окружающая среда» для учащихся 9 класса

                                                              Корсаковой Любови Ивановны,

                                                        учителя биологии, экологии,

 второй квалификационной категории

                                                             МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

                       

       Рассмотрено:

на Методическом Совете

Протокол № 1 от «28» августа 2013 года.

Руководитель МС: __________/Свечникова Е.Н./

2013 – 2014 учебный год

Аннотация

Цель курса:

- показать значимость здоровья для современного общества, научить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; показать, как много зависит от нашего  внимательного отношения к своему организму.

Задачи курса:

- формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;

- развитие знаний о гигиене;

- создание условий для формирования позитивного отношения к своему здоровью и окружающих.

Пояснительная записка.

Данная программа составлена для предпрофильного курса  в 9-х классах и рассчитана на 14часов.

Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.

Программой предусмотрено проведение уроков-практикумов, тестирование, проведение игровых занятий.

Программа предусматривает теоретическую и практическую части.

Практическая часть занятий направлена на формирование у учащихся умений и навыков определения симптомов некоторых заболеваний и оказания первой медицинской помощи. Успешное овладение материалом курса позволит учащимся научиться наблюдать за работой собственного организма, измерять некоторые важные биологические константы организма.

Работа на занятиях даст возможность познакомиться с теми видами деятельности, которые характерны для людей, работающих в области медицины, биологии, экологии, что в немалой степени поможет более сознательно отнестись к выбору профиля в 10, 11 классах и специальностей после окончания школы.

Условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает использование активных и интерактивных методов и приёмов наряду  с традиционными формами проведения занятий.

В программе  заложены следующие составляющие: образовательная, просветительская, воспитательная, профориентационная.

Элективный курс    способствует валеологизации образовательного процесса.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы и методы: объяснение и рассказ, показ видеофильмов, подготовка рефератов и сообщений, оформление тематических стендов, практические работы, лабораторные эксперименты, исследования, игры, тренинги. Теоретические, практические, и видеозанятия чередуются в ходе обучения.

 При получении зачета учитывается:

  • Посещение занятий
  • Полнота и правильность выполнения промежуточных заданий по темам
  • Выполнение исследовательских, творческих заданий
  • Решение итогового теста по спецкурсу
  • Выполнение зачетной работы по проблемам здоровья и выступление на итоговом занятии.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • свои права при обращении в лечебное учреждение;
  • наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;
  • хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;
  • влияние наркотических средств (никотин,  алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;
  • основные требования к охране труда;
  • значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
  • что такое рациональное питание;
  • влияние отравляющих веществ на организм человека;
  • о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:
  • о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;
  • заболевания, передающиеся половым путем;
  • об организации поведения и психики человека;
  • о психических процессах (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, эмоции); свойствах личности (индивидуальность, темперамент, воля, самооценка), навыках общения и разрешения конфликтов; состоянии окружающей среды в конкретной местности; влиянии окружающей среды на здоровье человека; мерах по улучшению качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

  • оказать первую помощь при травмах;
  • приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
  • составить рацион питания;
  • ухаживать за собственным телом ( кожей, волосами, ногтями);

На сегодняшний день сохранение и укрепление  здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы,  стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают  пагубное влияние на состояние человека.

В связи с  этим возрастает роль химии и биологии как учебных предметов  в расширении представлений учащихся  о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных  жизненных ситуациях. Актуальность и важнейшая социальная значимость  проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения  предполагает создание    элективного курса  " Экология человека".

Учебно-методическое обеспечение курса

Видеофильмы и видеофрагменты, таблицы и плакаты об отрицательном влиянии вредных привычек на организм человека; учебный видеофильм «Правильное питание – залог здоровья»; таблица энергозатрат при разных видах деятельности; таблицы калорийности пищевых продуктов; таблицы химического состава основных пищевых продуктов; нормативные таблицы освещенности помещений.

Оценивание знаний

Средства оценивания: графическое, табличное, символическое, рейтинговое и др.

Способы оценивания: оценивание учителем, взаимное оценивание учеников, самооценивание.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- свои права при обращении в лечебное учреждение;

- наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;

- хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;

- влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;

- основные требования к охране труда;

- значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;

- что такое рациональное питание;

- влияние отравляющих веществ на организм человека;

- о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:

- о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;

- заболевания, передающиеся половым путем;

Учащиеся должны уметь:

- оказать первую помощь при травмах;

- приготовить и использовать элементарные антисептические средства;

- составить рацион питания;

- подсчитывать эффект суммации действий.

Содержание программы.

Введение. Что изучает валеология. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Тест «Мой образ жизни».

 Факторы здоровья.

  1. «Еда - мой друг или враг?» Значение пищи и пищеварения. Экологическичистые продукты. Витамины. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
  2. Нормы питания. Диеты. Режим и культура питания.   Рациональное питание. Вред и польза диет.   Голодание. Христианский пост. Биодобавки

3) Что такое хорошо и что такое плохо. Привычки вредные и полезные. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства.

4)Здоровое тело—продукт здорового рассудка. Зависимость здоровья от физических нагрузок  и двигательной активности; гиподинамия. Тренировки. Тренировочный эффект. Бодибилдинг.

5) В здоровом теле—здоровый дух. Зарядка как фактор здоровья. Нарушение  осанки и плоскостопие — основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.

6) Слагаемые здоровья. Иммунитет. Наследственные заболевания. Закаливание. Выработка механизмов, повышающих адаптации. Укрепление иммунитета.

7) Жизнь без стрессов и конфликтов—жизнь без болезней. Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых  состояний. Эмоции положительные  и  отрицательные. Тип темперамента.

8) Наши органы чувств. Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.

9) Лекарственные средства. Яды. Лекарственные средства и их воздействие на организм. Нормы и правила приёма лекарственных средств. Вред самолечения. Лекарственные растения. Яды пауков, насекомых и змей; их разрушающее действие на организм.

10) Шум –медленный убийца. Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.

11) Итоговое занятие «Круглый стол»

Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.

Методические рекомендации.

Практическая работа № 1.(Занятие 3)  Расчёт  калорийности пищи.

Учащимся предлагаются  таблицы калорийности продуктов и энергозатрат  в зависимости от вида деятельности. Нужно рассчитать калорийность своего рациона. Используя  данные о дневных энерготратах (1900ккал) и энергетической ценности суточного рациона (2300 ккал) сделать вывод о своём рационе и режиме питания.

Практическая работа № 2  (Занятие 5) Выявление нарушений осанки  и плоскостопия.

Измерить сантиметровой лентой расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча (отступив на 3-5 см вниз от плечевого сустава) со стороны груди и спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число близкое к 1 или больше—значит нарушений нет. Если полученное число меньше 1—осанка нарушена.

-Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между спиной и поясницей проходит кулак—осанка нарушена; если ладонь – в норме.

На лист бумаги встать мокрой ногой. Контуры следа обвести карандашом. Соединить центр пятки и центр третьего пальца прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию—плоскостопия нет.

Практическая работа № 3.(Занятие 10) Определение остроты слуха.

Приближайте механические часы к уху, пока не услышите звук.

Приложите часы плотно к уху отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.

Измерьте в первом и втором случаях линейкой расстояние, найдите среднюю величину сравните со стандартным показателем (15-20 см), сделайте вывод.


Календарно-тематический план, как структурное подразделение рабочей программы

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

Форма проведения

Образовательный продукт

Оборудование

1.

Здоровье доступно каждому(введение)

1

Лекция

Формулирование тем для дальнейшего изучения в группах и подготовки отчетного проекта. Примеры тем для исследования:

1. Режим дня и здоровье человека.

2. Рациональное питание.

3. Личная гигиена как фактор влияющий на здоровье человека.

4. Влияние вредных привычек на здоровье.

Компьютер, проектор,

презентация

2.

Факторы здоровья.

1

Семинар

Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп.

Компьютер, проектор,

презентация

3.

«Еда  - мой друг или враг?»

1

Семинар

Составление анкеты для проведения анкетирования учащихся и учителей о соблюдении режима дня. Обработка результатов анкетирования.

Определение индивидуального ритма работоспособности.

Компьютер, проектор,

презентация

4-5.

Нормы питания. Диеты.

2

Семинар

Определение суточного расхода энергии.

Определение суточной калорийности питания.

Составление индивидуального суточного меню согласно основным принципам здорового питания.

Компьютер, проектор,

презентация

6.

« Что такое хорошо и что такое плохо»

1

Семинар

Определение количества минеральных солей в суточном рационе.

Определение содержания основных витаминов в суточном рационе.

Компьютер, проектор,

презентация

7.

Здоровое тело-продукт здорового рассудка.

1

Беседа

Расчет коэффициента аэрации и кратности обмена воздуха для оценки эффективности искусственной вентиляции воздуха в помещении.

Компьютер, проектор,

презентация

8.

В здоровом теле- здоровый дух.

1

Беседа

Подсчет токсических веществ в сигаретном дыме.

Компьютер, проектор,

презентация

9-10.

Слагаемые здоровья

2

Пресс-конференция

Составление схемы «Слагаемые здоровья»

Компьютер, проектор,

презентация

11-12

Жизнь без стрессов и конфликтов - жизнь без болезней.

2

Практическое занятие

Оформление проектов.

Компьютер, проектор,

презентация

13-14

Наши органы чувств.

2

Конференция

Защита проектов

Компьютер, проектор,

презентация

Всего :

14 часов

Литература

1.Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – Москва, изд. «Наука», 1992. 2.Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., Медицинская валеология,  Москва, изд. «Наука» 2000

3.Блинова К.Ф. «Ботанико- фармакогностический словарь» - Москва, изд. «Высшая школа»,1990г.

4.Грин.Н,.Стаут У «Биология» т.1-3.- Москва, изд. «Мир» 2000 г.

5.Донецкая Э.Г. «Актуальные вопросы биологии.», Саратов изд. «Лицей», 2009 г.

6.Журнал «Биология в школе» №№ 1-8, 2006-2010год.

7.Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. – Москва, Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.

8.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и     психология здоровья в школе/ М.: АРКТИ, 2006

9.Орлов. Б.Н.,   Д.Б. Гелашвили «Ядовитые растения и животные СССР» Москва, изд. «Высшая школа», 1990г.

Ресурсы Интернет: http://med-lib.ru - Большая медицинская энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"

Цель: создание ориентационной и мотивационной основыдля осознанного выбора медицинского профиля обучения Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов дея...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Программа разработана  с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы»  Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...