Методическая разработка урока для 7 класса по теме "Эволюционные изменения кровеносной системы и крови"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Набатова Анна Валерьевна

Разработка урока для 7 класса с использованием технологии Web-квест, примененной для выполнения лабораторной работы. Разработка содержит ссылку на созданный мной сайт для выполнения лабораторной работы.  Приложение 1 представляет собой рабочий лист ученика. Приложение 2 - разработка для интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evolyutsiya_krovenosnoy_sistemy.docx860.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок для 7 класса по теме:

"Эволюционное изменение кровеносной системы. Кровь"

с использованием информационно - коммуникационных технологий.

Цели урока:

Предмтно-дидактическая: Создать условия для понимания закономерностей эволюции кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих.

Деятельностная: Развитие исследовательской деятельности учащихся.

Задачи урока:

Личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к познанию.
  2. участие в совместной (коллективной) деятельности; умение самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками.
  3. формирование целостного мировоззрения.

Предметные:

  1. знакомство с эволюцией кровеносной системы.
  2. определение групп животных с замкнутой и незамкнутой кровеносными системами.
  3. установление зависимости строения сердца от сложности организации животного.
  4. изучение состава крови, функции клеток крови.

Метапредметные:

  1. развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли;
  2. развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  3. развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку или по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты;
  4. самонаблюдение, самоконтроль, самооценка в процессе коммуникативной деятельности;
  5. развитие пользовательских умений работы с компьютером и сетевыми сервисами.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала 

Вид урока: комбинированный.

Дополнительный материал к уроку: Сайт, разработанный мной

https://sites.google.com/site/krovavyjdetektiv/

Оборудование: компьютерный касс, проектор, экран, микроскоп, микропрепараты крови лягушки и человека.

Этап урока

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке, сообщить о цели урока. Техника безопасности при работе в компьютерном классе и во время лабораторной работы на уроке биологии.

3 мин

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Инструктивный метод.

Актуализация опорных знаний.

Повторить пройденный материал, сконцентрировать внимание учащихся, подготовить к изучению нового материала.

7 мин

Подготовка к учебной познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, формирование познавательных мотивов методом опроса, работы с карточками и беседы.

Изучение нового материала

Знакомство с эволюцией кровеносной системы. Определение групп животных с замкнутой и незамкнутой кровеносными системами.

Установление зависимости строения сердца от сложности организации животного.

15 мин

Рассказ учителя, позволяющий обобщить уже имеющиеся знания.

Самостоятельная работа с учебниками, тетрадью. Беседа

Лабораторная работа

Web-квест

Выяснение причин теплокровности животных.

10 мин

Поиск ответа на проблемный вопрос в сети Интернет и при выполнении лабораторной работы

Обобщение и систематизация знаний

Проверить уровень усвоения материала по теме урока.

5 мин

Выступления учащихся. Беседа. Составление Вывода.

Рефлексия

1 мин

Беседа

Домашнее задание

Дать задание, направленное на закрепление знаний.

2 мин

Запись на доске и в дневниках. Консультация по выполнению.

Подведение итогов урока

Дать анализ овладения знаниями и способами деятельности

2 мин

Анализ работы учащихся

План урока

Ход урока:

1. Организационный момент:

Перед входом в класс учитель раздает карточки разного цвета с целью разбивки учеников на пары для выполнения  лабораторной работы.

Приветствие учащихся. Инструктаж по технике безопасности при работе в компьютерном классе и во время лабораторной работы.

2. Актуализация знаний:

Часть учеников работают с карточками - эволюция дыхательной и пищеварительной систем.

Оставшиеся учащиеся работают устно по вопросам:

  • Почему обмен веществ - важнейший признак жизни?
  • С какими процессами связан обмен веществ?
  • Какое строение имеет пищеварительная система птиц?
  • В чем сложность строения пищеварительной системы млекопитающих?

3. Изучение нового материала:

Беседа о значение кровеносной системы, в процессе которой устанавливается,  что эти знания уже есть, так как знакомство с многообразием животных мы всегда начинали с особенностей строения в связи с образом жизни. Постановка проблемного вопроса, о преимуществе теплокровности. Организация самостоятельной работы учеников с тетрадями и учебником.  Заполнение таблицы:

Таблица 1:  Особенности строения Кровеносной системы

Систематическое положение

Строение сердца

Круги кровообращения

Тип Кольчатые черви

Класс Рыбы

Класс Земноводные

Класс Пресмыкающиеся

Класс Птицы

Класс Млекопитающие

После заполнения таблицы и обсуждения результатов проводится устный тренинг по цепочке:

  1. Сердце - это...
  2. Артерия - это …
  3. Вена - это …
  4. Капилляры – это …
  5. Артериальная кровь – это …
  6. Венозная кровь - это …
  7. Смешанная кровь - это …

Во время тренинга ученики, например 1 колонки, друг за другом выходят к доске, выполняя интерактивный тест (Приложение 2). После устного тренинга, проверяем правильность выполнения теста на интерактивной доске.

4. Лабораторная работа Web-квест: Используется сайт разработанный мной. (Приложение 3)

Продолжаем выяснять причины теплокровности животных. Первую - строение сердца и несмешиваемость крови - ученики установили на предыдущем этапе урока, вторую - открывают в ходе лабораторной работы.  Ученики рассаживаются согласно полученным карточкам к  ПК и микроскопам. Внимательно знакомятся с заданием, выбирают роль и приступают к работе. Учитель с помощь интерактивной доски, знакомит с содержанием сайта, обязательно показывая и прочитывая вместе с учениками задание. По мере необходимости помогает составить план работы и консультирует по ходу ее исполнения.

Роли:

1. Теоретик - находит на сайте и анализирует информацию о цвете и составе крови.

2. Лаборант - отвечает за проведение лабораторного исследования:

Ход лабораторной работы :

1. Исследуйте микропрепарат №1  под микроскопом.
2. Опишите форму и строение эритроцитов, сделайте рисунок. На рисунке подписать название всех найденных клеток.
3. Рассмотрите микропрепарат №2  под микроскопом. Зарисуйте увиденное, подпишите найденные клетки.
4. Сравните эритроциты, используя подсказки на сайте, заполните таблицу.

Таблица2: Эритроциты

Признаки сравнения

Эритроциты №1

Эритроциты №2

Цвет

Размеры

Форма

Количество 
(в поле зрения)

Наличие ядра

После выполнения своего исследования необходимо ознакомить с его результатами своего напарника и вместе сделать необходимые выводы. Активное участие в общем обсуждении результатов даст дополнительные баллы.

5. Обобщение и систематизация знаний:

Обсуждение результата лабораторной работы и установление всех причин теплокровности. Составление вывода о причинах усложнения строения кровеносной системы в связи с особенностями среды обитания и образом жизни животных.

6. Рефлексия:

- В ходе урока я понял...

- Я не понял...

- Мне было трудно...

7. Домашнее задание:

8. Подведение итогов урока.

В процессе работы ученики набирают определенное количество баллов:

Правильно выполненная работа лаборанта    -  3 балла

Правильно выполненная работа теоретика    -  2 балла

Можно заработать дополнительные баллы за участие в обсуждении вопросов темы:

1 выступление - 1 балл

активное участие  - 2 балла

Баллы переводятся в оценки по следующей схеме:

2-3 балла     - "3"

4-5-баллов   - "4"

6-7 баллов   - "5"

        

Приложение 1

Тема урока: "Эволюционное изменение кровеносной системы. Кровь"

Функции кровеносной системы:

1._____________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

Таблица 1:  Особенности строения Кровеносной системы

Систематическое положение

Строение сердца

Круги кровообращения

Тип Кольчатые черви

Класс Рыбы

Класс Земноводные

Класс Пресмыкающиеся

Класс Птицы

Класс Млекопитающие

Лабораторная работа. Таблица2: Эритроциты

Признаки сравнения

Эритроциты №1

Эритроциты №2

Цвет

Размеры

Форма

Количество 
(в поле зрения)

Наличие ядра

Вывод:

1._____________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Приложение 2

расставить животных в соответствующие графы таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка уроков с ЭОР на тему "Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС"

Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....