презентация к уроку "Слуховой анализатор"
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Ручкина Ольга Валерьевна

Презентация содержит учебный материал к уроку "Слуховой анализатор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slukhovoy_analizator._organ_ravnovesiya.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 14 им. В.Г Короленко Слуховой анализатор. Орган равновесия. Учитель: Ручкина О.В.

Слайд 2

Обучающие: сформировать знания о слуховом анализаторе и органе равновесия; освоить основные правила гигиены органов слуха; Развивающие: развивать логическое и аналитическое мышление; уметь анализировать информацию; Воспитательные: воспитать уважительное отношение к своему здоровью. Цели урока:

Слайд 3

Анализаторы Анализаторы – это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и а нализирующих различные внешние и внутренние раздражения.

Слайд 4

Периферический отдел (рецептор) Проводниковый отдел (чувствительные нервы) Центральный отдел (специальные зоны коры больших полушарий) Части анализатора

Слайд 5

Два уха обеспечивают бинауральный слух, т.е. слышание двумя ушами. Это позволяет определить направление звука . Анализатор слуха Человек способен различать боле 400 000 разных звуков.

Слайд 6

физическая физиологическая Характеристика звука частота сила звуковой спектр высота громкость тембр

Слайд 7

Сила звука измеряется в децибелах. Вот некоторые звуки, оцениваемые в этих единицах: 0 - абсолютная тишина 10 - шелест падающих с дерева листьев 20 - шепот 30 - звуки в тихом жилом квартале 40 - тиканье будильника 50 - почти бесшумный автомобиль 60 - обычная беседа 70 - максимальная громкость телевизора 80 - шум машинок в большом машинописном бюро 90 - шум, издаваемый большим грузовиком 100 - интенсивное дорожное движение 110 - рок-музыка в исполнении оркестра 120 - гром 130 - мотор без глушителя 140 - работающий двигатель реактивного самолета Если вы обсуждаете эту книгу со своим коллегой, то голос звучит с силой 60 децибел.

Слайд 9

Части уха Строение Функции Части уха Строение Функции Наружное ухо Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка Защитная (выделение «серы»). Улавливает и проводит звуки. Звуковые волны колеблют барабанную перепонку, а она – слуховые косточки. Среднее ухо Слуховые косточки ( молоточек, наковальня, стремечко), Евстахиева труба Слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку.

Слайд 10

Внутреннее ухо Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью, заполненной жидкостью и кортиев орган. Орган равновесия (вестибулярный аппарат): 3 полукружных канала, отолитовый аппарат Слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются в слуховую зону коры больших полушарий. Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий; ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела

Слайд 11

Строение отолитового аппарата 1 – отолиты, 2 – отолитовая мембрана, 3 – волоски рецепторных клеток, 4 – рецепторные клетки, 5 – опорные клетки, 6 – нервные клетки лабиринт 3 полукружных канала, заполненных жидкостью Отолитовый аппарат, заполненный желеобразной массой Ускоренное движение Движение жидкости в лабиринте Рецепторные клетки Повороты и наклоны головы Смещение отолитов Рецепторы вестибулярного аппарата находятся в лабиринте Строение лабиринта Орган равновесия

Слайд 12

Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано: 1. Внутренними изменениями Повреждение слухового нерва Нарушение передачи импульса в слуховую зону коры Образование «серной» пробки в наружном слуховом проходе Нарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху Экология и гигиена слуха

Слайд 13

2. Внешними факторами Экология и гигиена слуха Патогенные микроорганизмы (воспаление среднего уха) Сильные резкие звуки (разрыв барабанной перепонки) Попадание в наружный слуховой проход инородных тел и насекомых (клещ, оса) (повреждение барабанной перепонки, отек среднего уха ) Постоянные громкие шумы (потеря эластичности барабанной перепонки

Слайд 14

1. Пытаться достать посторонние предметы из ушного прохода самостоятельно. 2. Слушать очень громкую музыку. 3. При сильных, резких звуках держать рот закрытым. 4. При сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора НЕЛЬЗЯ:

Слайд 15

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. Орган слуха позволяет человеку различать звуки и шумы. 2. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. 3. Наружное и среднее ухо разделено перепонкой овального окна. 4. В полости среднего уха расположены улитка и орган равновесия. 5. Нервные импульсы по слуховому нерву поступают в затылочную долю коры больших полушарий и анализируются.

Слайд 16

Установите, в какой последовательности располагаются органы слухового анализатора, через которые звуковые колебания достигают рецепторов органа слуха: А) наружное ухо Б) перепонка овального окна В) слуховые косточки Г) барабанная перепонка Д) жидкость в улитке Е) рецепторы органа слуха

Слайд 17

Почему при подъеме и посадке самолета предлагают леденцы? Каково значение органа слуха и вестибулярного аппарата?

Слайд 18

Список литературы Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед . вузов / М.Р.Сапин , З.Г.Брыксина . – 4-е изд., перераб . и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с. Шустанова Т.А. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ГИА.//4-е издание – Р.н /Д., 2012. – 539 с. http://analizator.ucoz.ru/index/0-7 http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/s_sens_sluh.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз

Маршрутный лист к уроку по теме «Анализаторы. Зрительный анализатор (строение). Предупреждение глазных болезней, травм глаз». I.  При работе с текстом мультипроектора выполните за...

Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»

Цель урока:  повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.Тип урока: систематизации и обобщения изученного ...

Презентация к уроку "Анализаторы"

Данная презентация подготовлена для вводного урока по теме "Анализаторы"...

Презентация по теме "Анализаторы"

Презентация к уроку "Анализаторы"...

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"

Презентация "Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов"...

урок "Анализаторы. Слуховой анализатор"

Открытый урок"Анализаторы. Слуховой анализатор"...

Презентация "Ухо. Слуховой анализатор"

Презентация "Ухо. Слуховой анализатор" (для обучающихся с нарушениями слуха)...