Рабочая программа по биологии, 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе типовой программы Бровкиной Е.Т. и Сонина Н.И. по учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» за 7 класс Н.И. Сонина и В.Б.Захарова из расчета 2 ч. в неделю. В 7-ом классе учащиеся продолжают развивать основные биологические понятии. Содержание данного курса устанавливает взаимосвязи предметов биологического цикла, а также взаимосвязей с химией, физикой, экологией. Проведение лабораторных работ и самонаблюдений способствует развитию самостоятельности учащихся. В данном курсе учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и их классификации. Живые организмы изучают начиная от простых одноклеточных и заканчивая сложными. Ребята знакомятся с происхождением, общими свойствами, особенностями строения и жизнедеятельности. Также большое значение уделяется практическому значению биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе типовой программы Бровкиной Е.Т. и Сонина Н.И. по учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» за 7 класс Н.И. Сонина и В.Б.Захарова из расчета 2 ч. в неделю.

В 7-ом классе учащиеся продолжают развивать основные биологические понятии. Содержание данного курса устанавливает взаимосвязи предметов биологического цикла, а также взаимосвязей с химией, физикой, экологией.

Проведение лабораторных работ и самонаблюдений способствует развитию самостоятельности учащихся.  В данном курсе учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и их классификации. Живые организмы изучают начиная от простых одноклеточных и заканчивая сложными. Ребята знакомятся с происхождением, общими свойствами, особенностями строения и жизнедеятельности.

Также большое значение уделяется практическому значению биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Содержание:

I.        Введение                                                                                                 – 3ч.

II.      Царство Прокариоты                                                                              - 3 ч.

III.    Царство  Грибы                                                                                       – 4 ч.

IV.    Царство Растения                                                                                    – 16 ч.

V.     Царство  Животные                                                                                 – 39 ч.

VI.    Царство Вирусы                                                                                       - 1 ч.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Основные черты сходства и отличия животных и растений.
  • Особенности индивидуального и исторического развития организмов.
  • Основные виды животных и растений своей местности.
  • Биологические и экологические особенности животных и растений своей местности.
  • Связь особенностей внешнего строения и образа жизни организмов со средой обитания.
  • Роль организмов в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды.
  • Значение организмов в природе и жизни человека.
  • Основные этапы развития органического мира.
  • Организмы, находящиеся под охраной.

              Учащиеся должны уметь:

  • Распознавать системы органов и органы, находить связь между строением и функциями.
  • Соблюдать правила поведения в природе.
  • Определять принадлежность организмов к систематическим группам.
  • Пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение.
  • Применять биологические знания при выращивании растений.
  • Составлять план параграфа, работать с текстом и рисунками учебника, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц, готовить краткие сообщения.

Тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Кол

час

Тип

урока

Основные знания.

Основные умения.

Экскурсии.

Практич работы.

Контроль.

Примечание

Введение

Ознакомить учащихся с многообразием живых организмов, уровнями организации живого, причинами многообразия; свойствами живой природы, с уровнями организации жизни, учением Ч.Дарвина (основные положения), наукой систематикой и основами классификации живых организмов.

Урок 1

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

1

Изуч нов матер

З особенности живых организмов уровни организации

живого

У отличать живое от неживого.

Урок 2

Ч.Дарвин о происхождении видов.

1

Лекция

З основы учения Ч.Дарвина о происхождении видов.

У отличать искусственный и естественный отбор

Фронт опрос

Урок 3

Многообразие организмов и их классификация 

1

Комбенир

З понятия систематики, основные таксономические единицы

У приводить примеры классификации организмов

Какие утв верны

3 ч

Царство Прокариоты

Ознакомить учащихся с многообразием прокариот, происхождением, общими свойствами, особенностями строения и жизнедеятельности  как безъядерных организмов. С их подцарствами (Настоящие бактерии, Архебактерии и Оксифотобактерии), особенностями организации их основных представителей; ролью бактерий в природе и значением в жизни человека, его хозяйственной деятельностью.

Урок 4

Общая характеристика и происхождение прокариот.

1

Изуч нов матер

З строение бактериальной клетки, передвижение, питание, размножение.

У раскрывать особенности организации прокариота

Самост работа

Урк 5

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, их роль в природе и практическое значение.

1

Комбенир

З роль бактерий в природе и в жизни человека

У определять бактерии по принадлежности к подцарствам

Тест

Ур 6

Подцарство Оксифотобактерии 

.

1

Самост работа

З роль в природе и практическое значение

У обосновывать принадлежность бактерии к царству прокариот

Самост работа

4 ч

Царство Грибы

Ознакомить учащихся с характерными признаками царства Грибы, отличающими его от других царств (Прокариоты, Растения, Животные), его классификацией, с тремя отделами (Настоящие грибы, Оомицеты, Лишайники) и особенностями организации их основных представителей, их ролью в природе и жизни человека, его хозяйственной деятельности; продолжить формирование умений сравнивать изученные грибы между собой и с представителями других царств, различать их, обосновывать принадлежность к отделу, царству, объяснять их роль в природе.

Урок 7

Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе и  жизни человека.

1

Изуч нов матер

З многообразие видов, распространение, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе.

У узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов.

Какие утв верны.

Урок 8

Отдел Настоящие грибы.

1

Комбенир

З представителей классов Зигомицеты и Аскомицеты, их роль в природе и жизни человека

У сравнивать представителей разных классов; обосновывать принадлежность к классу и отделу.

Биолог диктант

Урок 9

Отдел Оомицеты Классы Базидиомицеты, Несовершенные грибы.

1

Комбенир

З  особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов

У  характеризовать роль грибов в природе

Выращивание мукора.

Работа с табл

Урок 10

Отдел Лишайники 

1

Комбенир

З  особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, роль в природе и практическое значение

У узнавать лишайники; обосновывать их принадлежность к данному отделу

Изуч строения лишайников.

Выращивание мукора.

16 ч

Царство Растения

Ознакомить Уч-ся с характерными признаками Царства Растения (фотосинтез, наличие клеточной стенки, пигментов, неограниченный рост), отличающими его от других царств живой природы, с многообразием видов растений, средой их обитания, приспособлениями к условиям жизни, ролью в природе, практическим значением, а так же с основами систематики растений; продолжить формирование умений узнавать изученные виды растений в гербарии, на таблицах, рисунках, наблюдать за их ростом и развитием; сравнивать растения разных систематических групп между собой, делать выводы, объяснять роль растений в природе и их практическое значение.

Урок 11

Общая характеристика царства Растения.

1

Изуч нов матер

З характерные признаки царства Растения, особенности строения, жизнедеятельность растительного организма

У сравнивать растения между собой, узнавать растения и обосновывать их принадлежность к царству растений.

Самост работа

Урок 12

Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей

1

Комбинир

З характерные признаки строения и жизнедеятельности водорослей.

Особенности размножения и развития водорослей

У отличать растения от бактерий, грибов и лишайников. Сравнивать, делать выводы об особенностях организации

Тест

Немые карточки

Урок13- 14

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

2

Конфиренция

З отличительные черты организации водорослей.

У узнавать изученные водоросли; обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу

Сообщение

Фронт опрос.

Урок 15

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

1

Комбинир

З особенности организации высших растений, общие признаки основных отделов.

У раскрывать особенности организации высших растений.

Самост работа

Урок 16

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности

1

Изуч нов матер

З распространение, места обитания, питание, размножение мхов.

У узнавать представителей моховидных, обосновывать более сложную организацию мхов.

Изучение мха кукушкина льна на натур объхекте

Какие утв верны

Урок 17

Отдел Плауновидные Отдел Хвощевидные..

1

Комбинир

З особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.

о сравнению с мхами.

У сравнивать, делать выводы о более сложной организации плаунов

У узнавать изученные плауны, хвощи; обосновывать их принадлежность к подцарству высших растений.

Раб с табл. Индивид задание

Урок 18

Отдел Папоротниковидные. Значение папоротников в природе, практическое значение

1

Изуч нов матер

З особенности строения и жизнедеятельности папоротников.

Роль в природе и практическое значение

У сравнивать, обосновывать принадлежность растений к отделу Папоротниковидные

Делать выводы о значении папоротников в природе и практической деятельности человека.

Работа с табл.

Индивид задание

Урок 19

Отдел Голосеменные.

1

Изуч нов матер

З особенности строения и жизнедеятельности голосеменных.

У узнавать виды голосеменных, сравнивать их между собой, делать выводы о более сложной организации голосеменных.

Изучить побег сосны

Беседа

Урок 20

Многообразие голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

1

Комбинир

З многообразие видов, особенности их распространения, роль в природе и практическое значение.

У сравнивать, делать выводы о принадлежности разных видов хвойных к отделу голосеменных, обосновывать их роль в природе.

Гербарий

Сообщения.

Тест

Урок 21

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение.

1

Комбинир

З покрытосеменные – наиболее высокоорганизованные растения.

У наблюдать, узнавать цветковые растения, объяснять их более высокую организацию по сравнению с голосеменными растениями.

Самост работа

Урок 22

Размножение покрытосеменных растений.

1

Комбинир

З особенности полового и бесполого размножения, значение размножения.

У узнавать покрытосеменные, обосновывать их более сложную организацию по сравнению с голосеменными растениями.

Работа с рис.

Урок 23

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных.

1

Изуч нов матер

З характерные признаки семейства розоцветных, их роль в природе и жизни человека.

У сравнивать растения между собой, обосновывать их принадлежность к данному семейству

Гербарий

Сост табл

Урок 24

Семейства крестоцветные и пасленовые.

1

Комбинир

З характерные признаки семейства крестоцветных и пасленовые, их роль в природе и жизни человека.

У сравнивать растения разных семейств, находить характерные признаки.

Гербарий

Сост табл

Урок 25

Клсс Однодольные. Семейство Злаковые. Лилейные.

1

Изуч нов матер

З особенности однодольных растений, значение злаковых в природе и жизни человека.

 Особенности растений семейства лилейные, значение в природе и практическое значение

У узнавать представителей семейства злаковых обосновывать их роль в природе

Гербарий

Сост табл

Урок 26

Обобщающий урок по темам: Царства Прокариоты,

Грибы, Растения. 

1

Контр раб

З повторить и обобщить значения об особенности организации данных организмов.

У узнавать и сравнивать между собой представителей разных царств.

Тест

39

Царство Животные.

Создать представление о царстве Животные – группе организмов с гетеротрофным типом питания, активным передвижением, наличием у большинства организмов нервной системы, регулирующей процессы обмена в-в, и энергии; показать разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, а также роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; ознакомить с основами систематики животных; продолжить формирование умений узнавать изученные виды животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, делать вывод о принадлежности к той или иной систематической категории; устанавливать их место и роль в природе, а также практическое значение.

Урок 27

Общая характеристика царства животных.

1

Изуч нов матер

З особенности строения и жизнедеятельности животных; многообразие видов животных и сред их обитания.

У составлять сравнительную характеристику растительных и животных организмов.

Фронт беседа

Урок 28

Особенности организации простейших.

1

Изуч нов матер с элем прак раб

З особенности строения и жизнедеятельности простейших.

У составлять и использовать схемы.

У объяснять, сравнивать.

Изучение одноклеточных под микроскоом

(демон-но)

Какие утв верны.

Урок 29

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека.

1

Конфиренц

З роль одноклеточных в биоценозах и в жизни человека.

У раскрывать связь животных со средой обитания.

Изучение мела под микроскопом

Изучение простейших в сенном настоею

Сообщ. Беседа.

Урок 30

Губки как примитивные многоклеточные животные.

1

Изуч нов матер

З организацию многоклеточных животных, особенности строения и жизнедеятельности губок.

У дать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности в ходе эволюции.

Сост табл.

Урок 31

Особенности организации кишечнополостных.

1

Комбинир

З особенности строения и жизнедеятельности гидры, о соответствии строения клеток многоклеточных организмов выполняемым функциям.

У сравнивать одноклеточных с многоклеточными, находить признаки усложнения.

Самост раб

Урок 32

Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы.

1

Комбинир

З особенности строения и жизнедеятельности Сцифоидных и Коралловых полипов.

У выяснять особенности организации колониальных форм коралловых полипов

Работа с табл.

Урок 33

Многообразие кишечнополостных, значение в природе и жизни человека.

1

Конфиренц

З значение полипов в природных сообществах и для человека.

.

У распознавать кишечнополостных на рисунках и таблицах

Сообщ.

Урок 34

Особенности организации плоских червей.

1

Изуч нов матер

З особенности строения и жизнедеятельности плоских червей.

.

У выявлять черты более высокой организации плоских червей

Индивид задание. Карточки

Урок 35

Плоские черви – паразиты.

1

Комбинир

З особенности строения и жизнедеятельности червей – паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви.

У обращать внимание на отличие в строении и жизнедеятельности  свободно живущих и паразитических плоских червей.

Тест

Урок 36

Тип круглые черви.

1

Изуч нов матер

З особенности организации круглых червей, многообразие их видов.

У выявлять черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими.

Какие утв верны

Урок 37

Тип кольчатые черви.

1

Изуч нов матер

З особенности организации кольчатых червей.

У выяснять роль кольчатых червей в природных сообществах и значение в жизни человека.

Строение и поведение дождевого червя.

Самост работа

Урок 38

Класс Многощетинковые кольчатые черви.

1

Изуч нов матер

З многообразие видов.

У доказать приспособление к среде обитания представителей данного класса.

Работа с табл

Урок 39

Класс Малощетинковые кольчатые черви.

1

Изуч нов матер

З особенности строения кольчатых червей.

У распознавать представителей кольчатых на рисунках, таблицах и в природе.

Работа с табл

Урок 40

Особенности организации Моллюсков.

1

Леция

З особенности происхождения моллюсков, организацию их строения и жизнедеятельности.

У определить усложнение организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными.

Определение возраста моллюска по их раковинам.

Тест

Урок 41

Многообразие моллюсков, их значение в природе.

1

Конфер

З систематику моллюсков и значение их в биоценозах.

У выявлять черты приспособленности моллюсков к среде обитания.

Сообщ. Фронт опрос.

Урок 42

Особенности строения и жизнедеятельности Членистоногих.

1

призентация

З особенности строения и жизнедеятельности членистоногих.

.

У выявлять характерные черты строения и жизнедеятельности

Изучение внешнего строения членистоногих (работа с коллекцией)

Самост работа

Урок 43

Класс Ракообразные.

1

Комб с элем призент

З многообразие ракообразных, особенности их строения и жизнедеятельности.

У раскрывать особенности строения ракообразных

Изучение внешнего строения рака.

Работа с табл

Урок 44

Класс Паукообразные.

1

Комб с элем призент

З особенности строения и жизнедеятельности паукообразных как первых наземных животных.

.

У выявлять черты усложнения организации в связи с выходом на сушу

Работа с табл

Урок 45

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

1

Конфиренция

З многообразие паукообразных, их роль в природе.

У раскрывать связь животных со средой обитания

Сообщ. Фронт опрос.

Урок 46

Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

1

Комб с элем призент

З особенности организации насекомых.

У выявлять усложнения систем организмов в ходе эволюции.

Изучение внешнего строения насекомых (по коллекции)

Самост работа

Урок 47

Размножение и развитие насекомых.

1

З понятие «половой диморфизм», преимущество внутреннего оплодотворения, типы постэмбрионального развития насекомых.

У различать стадии развития насекомых

Тест

Урок 48

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

1

Комбинир

З многообразие насекомых, роль в природе.

У выявлять черты примитивного строения у первичнобескрылых и черты усложнения у крылатых.

Сообщ . Сост таблю.

Урок 49

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих.

1

Комбенир

З многообразие и роль в водных природных сообществах.

У доказывать относительность приспособленности

Какие утв верны.

Урок 50

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

1

Самост работа

З особенности строения и жизнедеятельности хордовых животных и их классификацию.

У систематизировать, решать проблемные вопросы.

Самост работа

Урок 51

Класс Рыбы.

1

Комб с элем призент

З особенности организации рыб как водных позвоночных.

У выявлять роль рыб в природе и жизни человека.

Изучение внешнего строения рыб.

Изучение внутреннего строения рыб.

Индивид задания.

Урок 52

Основные группы рыб.

1

комбинир

З классификацию рыб.

У раскрывать характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб.

Сравнит характеристика.

Урок 53

Класс Земноводные.

1

Комб с элем призент

З особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде.

У выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение строения скелета лягушки.

Сост табл

Урок 54

Многообразие земноводных, их роль в природе.

1

Ролевая игра

З многообразие и классификацию амфибий.

У выяснять значение амфибий в природе.

Сообщ. Фронт опрос.

Урок 55

Класс Пресмыкающиеся.

1

Комб с элем призент

З особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

У раскрывать их происхождение.

Беседа

Урок 56

Многообразие и роль в природе, практическое значение рептилий.

1

Призентация

З познакомиться с многообразием, роль рептилий в природе и жизни человека.

У выявлять черты приспособленности птиц к сезонным явлениям природы.

Сообщ.

 Индивид задания.

Урок 57

58

Класс Птицы. Внутреннее строение.

2

Комб с элем призент

З основные особенности организации птиц, их распространение.

У  выявлять черты приспособленности птиц к сезонным явлениям природы.

Изучение внешнего строения птиц (на примере чучело).

Изучен6ие строения скелета птиц.

Сост табл.

Урок 59

Особенности организации птиц, связанные с полетом.

1

Лекция

З усложнения в строении систем внутренних органов, связанных с полетом.

У выявлять черты приспособленности птиц к полету.

Строение перьев птиц.

Изучение строения яйца птиц.

Тест

Урок 60

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека.

1

Ролевая игра

З общую характеристику птиц, основные ландшафтные виды птиц Бурятии.

У распознавать виды птиц Бурятии

Экскурсия наблюдение за птицами своей местности

Самост работа

Урок 61

62

Класс Млекопитающие.

2

Комб с элем призент

З особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих.

У доказывать относительный характер приспособленности.

Работа с табл.

Урок 63

Сумчатые и первозвери.

1

Лекция с элем беседы

З особенности размножения и развития сумчатых млекопитающих.

У распознавать представителей сумчатых и первозверей на рисунках, таблицах и в природе.

Тест. Разверн вопр

Урок 64

Плацентарные млекопитающие.

1

Комбинир

З основные отряды плацентарных.

У выявлять черты усложнения размножения и развития плацентарных по сравнению с сумчатыми.

Индивид задания по карточкам.

Урок 65

Обобщающий урок «Особенности организации животных».

1

Контр раб

У обобщить и систематизировать знания об особенностях организации животных, о многообразии видов

Какие утв верны.

Урок 66

Царство Вирусы.

1

Изуч нов темы.

З историю открытия вирусов, их особенности, роль в жизни человека.

У раскрывать механизм взаимодействия вируса и клетки.

Самост работа

Резервное время 2 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...