Рабочая программа 6-9 класс
рабочая программа по биологии на тему

Ларина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6-9_klassy.doc422 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

ПРИНЯТА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании кафедры

Зам. директора по УВР

приказом директора  

МБОУ СОШ №1

___________________________

______________/________

от «__»______20__г. №___

Зав. кафедрой

         ФИО

________________/__________

«___»__________20__г.

Б.Н. Воробьев __________        

протокол от «__»____20__г. № __  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

6 -9 классы

                                                                             

                                                                                         Разработана

                                                                                                Шмыревой Т.Ю.,

                                                                                                    учителем биологии

2013

ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

для 6—9 классов общеобразовательных учреждений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа систематического курса биологии для основной школы (6—9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии. 
   

   Содержание программы систематического курса биологии для основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. 
     

 Концептуальной основой систематического курса биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса. 
     

 Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. 
   

   Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. 
     

Цель программы – усвоение минимума содержания основных образовательных программ основного общего образования по биологии, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования

Задачи программы.

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Достижению целей и задач способствуют особенности программы по биологии в основной школе:

  • увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;
  • усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;
  • усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;
  • расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения у учащихся.

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:


     
«Бактерии. Грибы. Растения» - 35 или 70 часов (6класс);

«Животные» - 70 часов (7класс);

«Человек и его здоровье» - 70 часов (8класс);

«Введение в общую биологию» - 70 часов (9класс).

Содержание тем учебного  курса

6 класс

(70 часов, 2 часа в неделю).

Введение (3часа)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Биоразнообразие Тульской области. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. История изучения и охраны природы Тульской области.

Экскурсия

  • многообразие живых организмов, освоения явления в жизни растений и животных.

Лабораторные работы

  • фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе;
  • ведение дневника наблюдений.

Раздел 1

Клеточное строение организмов (4 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «Ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

Лабораторные работы:

  • устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними;
  • рассматривание клеток с помощью лупы;
  • приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Раздел 2

Царство Бактерий (2 часа)

Бактерии, их роль в природе и в жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий из распространение в природе. Инфекционные заболевания Тульской области, их профилактика.

Раздел 3.

Царство Грибы (5 часов).

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Узловский дрожжевой завод. Грибы-паразиты Тульской области. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы Тульской области. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Разнообразие лишайников Тульской области.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы:

  • рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом;
  • изучение строения тела шляпочных грибов.

Раздел 4

Царство Растения (8 часов)

Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их среда обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей Тульской области. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов Тульской области. Среда обитания. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Многообразие папоротников. Хвощей и плаунов Тульской области. Голосеменные, их строение. Разнообразие голосеменных Тульской области. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Отличительные особенности деревьев и кустарников Тульской области.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Лабораторные работы:

  • знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей;
  • изучение строение мха (на примере местных видах);
  • изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Раздел 5

Строение и многообразие покрытосеменных растений (12 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня и видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Лиственные деревья и кустарники Тульской области. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация внешнего и внутреннего строение, строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле, строение листа, макро- и микростроение стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

Лабораторные работы:

  • изучение строение семян двудольных и однодольных растений;
  • виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы;
  • изучение видоизменений побегов (корневище, клубень, луковица);
  • изучение строение цветка.

Раздел 6

Жизнь растений (13 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Почвы Тульской области, повышение их плодородия. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значения воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными питательными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование, передвижение органических по лубу.

Лабораторные работы:

  • передвижение воды и минеральных веществ по древесине;
  • вегетативное размножение комнатных растений;
  • определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия:

  • зимние явления в жизни растений Тульской области.

Раздел 7

Классификация растений (12 часов)

Основные систематические категории: вид, род, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения Тульской области, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности) Лекарственные растения Тульской области.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа:

  • выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

  • ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 8

Природные сообщества (7 часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений Тульской области. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества Тульской области и их типы. Охраняемые природные территории Тульской области. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества Тульской области и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа:

  • изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

  • природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Раздел 9

Развитие растительного мира (2 часа)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. История развития растительного мира на территории Тульской области. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Тульской области. Красная книга.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Резерв времени – 2 часа

7 класс

(70 часов, 2 часа в неделю).

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа).

Правила работы в биологической лаборатории. История изучения животных. Методы изучения животных: эксперимент, наблюдение, описание, измерение биологических объектов. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. Царство животных.

Раздел 1
Многообразие животных (38часов).

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.


Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные.
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1 «Внешнее строение дождевого червя».

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих на примере ракообразных».

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих на примере представителей отрядов насекомых».

 Тип хордовые. Класс ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4 « Выявление особенностей внешнего строения в связи с образом жизни».

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №5 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». 

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №6 «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

Экскурсия №1 «Изучение многообразия птиц. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны».

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения млекопитающих». Лабораторная работа №8 «Изучение внутреннего строения млекопитающих». Лабораторная работа №9  «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)».

Демонстрация видеофильма.

Раздел 2
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у  животных (13часов)


Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Процессы жизнедеятельности животных: дыхание (органы дыхания),  органы пищеварения (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), органы выделения, транспорт веществ (кровь), обмен веществ и  превращение энергии, размножение  (органы размножения), продления рода, рост, развитие, движение, раздрожимость. Органы чувств, нервная система. Поведение животных (инстинкт, рефлекс, элементы рассудочного поведения).

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа №11 «Изучение особенностей различных покровов тела». Лабораторная работа №12 «Наблюдение за поведением животных».
Лабораторная работа №13 «Наблюдение за ростом и развитием животных».

                                                                     Раздел 3
                                   
Индивидуальное развитие животных (3часа).

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа №14 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

Раздел 4.
Развитие животного мира на Земле (4часа).

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных в процессе эволюции на примере позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Многообразие животных – результат эволюции.
Лабораторная работа №15 « Распознавание животных разных типов».
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

                                                                  Раздел 5.
                       Закономерности размещения животных на Земле (2часа).

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Сохранение биологического разнообразия животных как  основа устойчивости биосферы.  
Лабораторная работа №16 « Выявление приспособлений животных к среде обитания». Экскурсия №2 «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза». Экскурсия №3 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных».

                                                                 
   Раздел 6.
                        Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4часа).


Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Домашние животные. Сельскохозяйственные животные Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Животные – возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Охрана животного мира. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия №4 «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных».

Лабораторная работа №17 «Распознавание домашних животных». 

8 класс
(70 часов, 2 часа/неделю)

Введение (1ч.)

Науки, изучающие организм человека. Методы изучения, их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Раздел 1

Тема 1.1 Происхождение человека (3 ч)

      Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. 
      Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. 
      Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. 
      
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.

Раздел 2.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека (58ч.)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1ч.)

      Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов. Лабораторная работа: «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

Тема 2.2. Клеточное строение организма.

Ткани (5ч.)

Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции.
Процессы жизнедеятельности организма человека.
      
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека. 
      
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др. 
      
Лабораторная работа: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.»

                 Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (2ч).

Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Демонстрации: таблицы «Строение нервной системы», «Строение мозга», модели и срезы головного мозга.

Лабораторная работа: «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс»

                                 Тема 2.4. Нервная система человека (5ч.)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

 Демонстрации:  таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. 

Лабораторные работы:

 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении».

«Изучение строения головного мозга (по муляжам).

 

Тема 2.5. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч).

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Лабораторная работа: «Измерение массы и роста своего организма»

Тема 2.6. Опорно-двигательная система (7 ч).

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы: «Микроскопическое строение кости».

«Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)».

«Утомление при статической и динамической работе».

«Выявление нарушений осанки».

«Выявление плоскостопия (выполняется дома)».

«Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки».

 

                                        Тема 2.7. Внутренняя среда организма (3ч).

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

 

Тема 2.8. Кровеносная и лимфатическая системы организма(6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы: 

«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. Измерение кровяного давления»

«Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку».

 

Тема 2.9. Дыхательная система(4 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторная работа: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Определение частоты дыхания».

.

Тема 2.10. Пищеварительная система(7 ч).

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторные работы: 

«Действие ферментов слюны на крахмал».

«Изучение действия ферментов желудочного сока на белки».

Тема 2.11. Обмен веществ и энергии(3 ч).

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы: «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».

 

 

Тема 2.12. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч).

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Лабораторная работа: «Измерение температуры тела».

Тема 2.13. Выделительная система (1ч).

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

 

Тема 2.14. Анализаторы (5 ч).

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа : «Изучение изменения размеров зрачка. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

Тема 2.15. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч).

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Раздел 3

Тема 3.1. Индивидуальное развитие организм (5 ч).

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Раздел 4.

Тема 4.1. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих (1ч).

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохолождение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Тема 4.2. Человек и окружающая среда (2ч).

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. 
 
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях». 
Лабораторная работа: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека».

9 класс
(70 часов, 2 часа/неделю.)

Введение. Биология в системе наук (3 ч)

      Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
      
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Глава 1. Молекулярный уровень (9 часов).

Уровни организации живой материи. Биополимеры, их особенности строения,  функции , роли в живых организмах, примеры биополимеров. Углеводы. Белки. Липиды.  Биологические катализаторы.  АТФ. Витамины. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.

Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи»

Глава 2. Клеточный уровень (14 часов)

           Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
      Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.  Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
      Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ  энергии в клетке.  

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
      

Лабораторные работы:
  «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

Глава 3 . Организменный уровень    (14 часов)

 Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Биогенетический закон. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
      
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

      Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
      Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
      Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
      Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
      Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
      

Демонстрации:модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
      

      Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
      
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
      
 

Глава 4. Популяционно-видовой уровень  (2 часа)

Вид. Критерии вида. Биологическая классификация. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.

Лабораторная работа № 5«Изучение морфологического критерия вида»

Глава 5. Экосистемный уровень (5 часов)

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

                             Глава 6. . Биосферный уровень    (4 часа)

 Среды жизни. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живых организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
      
Практические работы:
      
• Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
      • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
      • Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
      • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
      
Экскурсия:
      
• Среда жизни и ее обитатели.

Глава 7. Основы учения об эволюции   (9 часов)

      Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
      . Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
      Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
      Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
      
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Глава 8. Основы селекции и биотехнологии (3 ч)

      Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
      
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Глава 9. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

      Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
      
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Экскурсия:  • История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).     

Учебно-тематический план

6 класс

п/п

Темы и количество часов

Общее

                 В том числе

экскурсии

              ЛР

1

Введение

3

1

2

2

Царство Бактерий

1

3

Царство Грибы

4

2

4

Царство Растения

6

3

5

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1

6

Жизнь растений

2

1

7

Классификация растений

10

1

1

8

Природные сообщества

6

1

1

9

Развитие растительного мира

2

10

Резерв

1

Всего

35

4

9

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

П/П

Темы

Общее кол-во часов

В том числе

экскурсии

ЛР

1

Введение

1

2

Биоразнообразие Тульской области

1

История изучения и охраны природы Тульской области

1

1

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных

1

2

Царство Бактерий

1

Инфекционные заболевания Тульской области, их профилактика.

1

3

Царство Грибы

4

2

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы Тульской области

1

1

Узловский дрожжевой завод

1

1

Грибы-паразиты Тульской области

1

Разнообразие лишайников Тульской области

1

4

Царство Растения

6

3

Многообразие водорослей Тульской области

1

1

1

Многообразие мхов Тульской области

1

1

Многообразие папоротников, хвощей и плаунов Тульской области

1

1

Разнообразие голосеменных Тульской области

2

Отличительные особенности деревьев и кустарников Тульской области

1

5

Строение и многообразие покрытосеменных растений

1

Лиственные деревья и кустарники Тульской области

1

6

Жизнь растений

2

1

Почвы Тульской области, повышение их плодородия

1

Зимние явления в жизни растений Тульской области

1

1

7

Классификация растений

10

1

1

Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий

5

Морфологическая характеристика злаков и лилейных

2

Важнейшие сельскохозяйственные растения Тульской области, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

1

1

Лекарственные растения Тульской области

1

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте

1

1

8

Природные сообщества

5

1

Характеристика основных экологических групп растений тульской области

1

1

Растительные сообщества Тульской области и их типы

1

Охраняемые природные территории Тульской области

1

Влияние деятельности человека на растительные сообщества Тульской области и влияние природной среды на человека

1

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

1

1

9

Развитие растительного мира

2

История развития растительного мира на территории Тульской области

1

Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Тульской области. Красная книга

1

10

Резерв

1

Всего

35

4

9

7 класс

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

л/р

экскурсии

1

Введение.

Общие сведения о мире животных

2

-

-

2

Многообразие животных

38

Простейшие.

2

Тип губки.

1

Тип Кишечнополостные

1

-

Тип Плоские черви

1

-

-

Тип Круглые черви

1

-

Тип Кольчатые черви

2

1

Тип Моллюски

2

1

Тип Иглокожие

1

-

-

Тип членистоногие. Класс Ракообразные.

1

1

-

Класс Паукообразные.

1

-

-

Класс Насекомые

5

1

-

 Тип хордовые. Класс ланцетники. Надкласс рыбы

5

1

-

Класс Земноводные

1

1

-

 

Класс Пресмыкающиеся

2

-

-

Класс Птицы

4

1

1

Класс Млекопитающие

4

3

-

3

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у  животных

13

3

-

4

Индивидуальное развитие животных

3

1

5

Развитие животного мира на Земле

4

1

6

Закономерности размещения животных на Земле

10

1

2

7

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

4

1

1

Всего

70

17

4

8 класс

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

л/р

1

Введение

1

 

2

Происхождение человека

3

3

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека (58ч.)

4

Общий обзор организма

1

1

5

Клеточное строение организма. Ткани

5

1

6

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

2

1

7

Нервная система человека

5

2 

8

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

1 

9

Опорно-двигательная система

6

 5

10

Внутренняя среда организма

3

1 

11

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

3 

12

Дыхательная система

4

1 

13

Пищеварительная система

7

 2

14

Обмен веществ и энергии

3

1 

15

Покровные органы. Теплорегуляция

3

 1

 16

Выделительная система 

1

-

17

Анализаторы

5

1

18

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

-

19

Индивидуальное развитие организм 

5

-

20

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

1

-

21

Человек и окружающая среда

2

1

Всего

70

22

9 класс

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

л/р

экскурсий

1

Введение

3

-

2

Уровни организации живой природы

3

Глава 1. Молекулярный уровень

9

1

4

Глава 2. Клеточный уровень

14

-

5

Глава 3 . Организменный уровень

14

-

6

Глава 4. Популяционно-видовой уровень

2

1

-

7

Глава 5. Экосистемный уровень

5

-

8

Глава 6. . Биосферный уровень

4

-

1

9

Глава 7. Основы учения об эволюции

9

-

-

10

Глава 8. Основы селекции и биотехнологии

3

-

-

11 

Глава 9. Возникновение и развитие жизни на Земле

5

-

1

Резервное время. Подготовка к экзаменам.

2

Всего

70

2

2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

      В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать
      • 
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; 
      • 
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; 
      • 
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; 
      
уметь: 
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; 
      • 
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 
      • 
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; 
      • 
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 
      • 
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; 
      • 
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 
      • 
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; 
      • 
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); 
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; 
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; 
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; 
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; 
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник М.: «Дрофа», 2010.

2.       Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко.- М.: «Дрофа», 2009. - 80с.

3. В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для

   общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009.

4. Латюшин В. В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В. В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2012.- 144с.

5. Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2001

6.  Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2007. - 336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

7.      Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 96 

8. А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.;

9. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.

10. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. -192с.

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

  1. http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых
  2. http://zooclub.farpost.com -  - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****
  4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****
  5. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****
  6. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****
  7. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
  8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
  9. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****
  10. http://animals.mega.net.kg/  - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
  11. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****
  12. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****
  13. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****
  14. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****
  15. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****
  16. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****
  17. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****
  18. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.****
  19. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****
  20. http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.
  21. http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
  22. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.****
  23. http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.****
  24. http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).***
  25. http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.***
  26. http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.***
  27. http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.***
  28. http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***
  29. http://www.dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия.***
  30. http://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.***
  31. http://paleontology.narod.ru/ - Этот сайт создан для того, что бы рассказать как развивалась жизнь на Земле. Какие животные обитали на нашей планете.***
  32. http://www.darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.***
  33. http://www.insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии.***
  34. http://www.zoohall.com.ua/findex.php?page=http://zoohall.com.ua/flora/komn_rastenia/spr/cupressus.htm - зоологический сайт
  35. http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...