Открытый урок по биологии "Цветы- земной красы начало"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

 Мокова Залина Ауладиновна

«Чтобы жить нужны солнце, свобода и маленький цветок Г.Х. Андерсон. «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна.» Жан Дорст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       

                         Цветы - земной  красы  начало.

Учитель биологии МКОУ СОШ №1 с.п. Нартан Бариева З.А.

    Цель: сформировать знания о биологическом многообразии цветковых растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; воспитать у учащихся любовь к родной природе, развить наблюдательность и интерес к окружающему миру.

    Форма мероприятия: коллективное творческое дело с элементами викторины.

    На доске написаны слова: «Чтобы жить нужны солнце, свобода и маленький цветок Г.Х. Андерсон. «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна.» Жан Дорст.

    Учитель. Сегодняшний урок посвящен одному из самых удивительных и совершенных творений природы – цветам. Они заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем.

    Цветы…Сколько восторженных, трепетных строк сложили о них поэты! Сколько прекрасных нестареющих полотен посвятили им художники! Цветы нужны людям и в праздники, и в будни. Они делают нашу жизнь радостней, пробуждают в человеке любовь к добру.

Г.К. Суворов

Цветы, цветы... Как много их,

И розовых и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях,

Цветы, цветы...

Везде, везде мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля...

    Цветам принадлежит важная роль в улучшении окружающей человека среды. Они снижают содержание СО2  в воздухе, обогащают О2, повышают влажность, выделяют фитонциды, смягчают производственный шум, уменьшают запыленность, участвуют  в процессах почвообразования, регуляции климата, служат биологической основой существования жизни на Земле, и наконец, они оказывают благотворное эмоциональное воздействие.

    Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Сколь мрачным строгим, почти печальным, было бы все живое на Земле без них.

    Для того чтобы не оскудела, не меркла, а расцветала и крепла земная краса, необходимо не только любоваться цветами, знать их названия, систематическое положение, охранять их. Надо уметь их выращивать и ухаживать за растениями.

    Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет сберечь и приумножать волшебное царство флоры - земной красы начало.Ученики заранее получили задание подготовить сообщения о легендах, сказаниях, посвященных цветам, о значении лекарственных растений, о защите цветов. Класс мы разделили на небольшие группы - «знатоков природы». Сегодня мы посетим историческую оранжерею, ботанический сад, мастерскую лекарственных растений, постараемся разобрать причины исчезновения многих редких растений и разработать меры по их защите.    

    Итак, сначала мы посетим историческую оранжерею и узнаем легенды, предания, мифы о цветах.

  Ученик.  Роза.  С древнейших времен роза вызывала восхищение, ей поклонялись, ей обожествляли. Ее называют царицей цветов.

    Античная мифология связывает появление розы с рождением богини мудрости Афины, а аромат и декоративные качества ее - с Амуром, сыном богини любви, Афродиты. Однажды пируя на Олимпе, боги пили вино бессмертия – нектар. Амур опрокинул сосуд с божественным напитком, и тот, попав на лепесток розы, придал ему и аромат, и неповторимость.

    В древней Элладе роза была посвящена самой Афродите. Одна из легенд гласит, что когда у берегов Кипра из морской пены возникла несказанно прекрасная Афродита, то зима пришла в ярость от зависти, а потом решила сотворить нечто не менее прекрасное. Вот почему роза соперничает с богиней красоты.

    Розу римляне посвятили богине любви – Венере. Однажды богиня, как повествует легенда, гуляла в саду на Олимпе. Задумавшись, она остановилась у единственной в Эдеме розы, кончиком пальца случайно дотронулась до веточки и укололась шипом. Вскрикнув от неожиданной боли, красавица посмотрела на палец – там краснела капелька крови. Не успела она рассмотреть ее, как капелька скатилась вниз и превратилась в благоухающую розу.

    Этим цветком награждали лучших римских воинов. Существовало поверье, что роза вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов воины надевали венки из роз.

    Розу не зря называют  «милосердной царицей». Во все века ей приписывали целительные чуда – качества. Лепестки прикладывали к лицу, чтобы придать ему юношескую свежесть.

    О целебных свойствах рассказывается в одной старинной поэме прославленного врача Арнольда:

…Право, цветком из цветков по заслугам считается роза;

Все  превосходит  цветы  ароматом  она  и  обличьем.

Но  не  одним  ароматом  и  видом  она  в  состоянье

Радовать нас, а полезна обильем целительных качеств;

…Множество мазей различных нуждается в розовом соке:

Розы  сухой  порошок при  болезнях  во  рту  помогает,

Втертый без примесей всяких, лишь с медом одним в сочетании,

Жар унимает любой, если тертой наложена сверху

Свежая  роза  иль  если  с  медовою  пьется  водою.

Делают масло из розы и  « розовым» масло зовется,-

Помощь при разных болезнях, а равно и в случаях многих…

    Второй ученик  Подснежники – лат. название  Galanthus, кабардинское название – ажэгъумэ – это изящные, тоненькие и такие смелые, нежные и вместе с тем необыкновенно сильные! Именно они первыми мужественно вступают в единоборство с суровой зимой, предвещая наступление весны. Много легенд и сказок сложено о цветке, как бы воплощающем в себе чистоту, стойкость и верность. Вот одна из них. Богиня Флора раздала цветам костюмы для карнавала. Подснежнику достался белый. Снег тоже захотел принять участие в веселье, но у него не было наряда. И тогда маленький неприметный подснежник поспешил ему на помощь. С тех пор они неразлучны - снег и «снежный цветок». Согласно другой легенде, когда Адама и Еву изгнали из рая, шел снег. Ева очень замерзла. Чтобы ее согреть, несколько ажурных снежинок превратились в цветки подснежника – вестника тепла, символ надежды на лучшее будущее.  

    Подснежник воспет во многих народных песнях. К его образу обращались     Пушкин, Блок, Есенин.

         На поле дохнуло ветром вешним,

         Ивы  распустились  за  прудом

         У тропинки маленький подснежник

         Загорелся,  синим  огоньком.

         Закачался, слабенький и гибкий,

         Удивленно  радуясь  всему,

         И в ответ с приветливой  улыбкой

         Солнце наклоняется к нему. 

                                                       С.П.Красиков

         Еще лежит  в  канаве снег, а  я  уже  синею,

         Растаял снег, весна идет, и  я являюсь с нею.

         Зеленый лист еще в лесу берез не  оживляет,

         И всю цветочную красу весна во мне являет.

         Мне дни недолгие даны, но счастье пью я жадно,

         И быть избранником весны мне любо и отрадно.

                                                        Н. Холодковский

Ботаник. Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осенне–зимне–весенняя  вегетация. Цветут они рано весной, летом надземные их части отмирают, остается лишь подземные видоизмененные побеги – луковицы, клубни, корневища. Подснежники много лет способны  обходиться без пересадки, естественно возобновляясь. Луковицы их ядовиты и не повреждаются грызунами. Подснежник очень широко используется в лекарственных целях.

Учитель. Благодаря чему подснежник был отнесен к лекарственным растениям?

Лекарь. Содержание алкалоида нивалина (галатамина) обуславливает использование подснежника в лекарственных целях. Алкалоиды снижают активность холинэстеразыфермента, усиливающего нервную возбудимость в организме, что важно для лечения миастении, миопатии, невритов, полиневритов, остаточных явлений после детского паралича. Нивалин применяется также при хирургических операциях как антикурарное средство, чтобы не нарушалась передача импульсов в нервно – мышечных тканях.   Третий ученик .  Василек 

        Васильки, васильки средь рядов пожелтевшего хлеба,  

        Васильки, васильки, как безоблачный полдень, ясны.

        Видно, что  на  землю  упали  осколочки  неба,

        Заставляя нас вспомнить забытые  песни  весны

Именно эти цветы взял с собой в кабину самолета Валерий Чкалов, отправляясь в 1937г. в полет через Северный полюс в Америку. С.А.Есенин посвятил им эти стихи:

         Я не люблю цветы с кустов,

         Не называю их цветами,

         Хоть прикасаюсь к ним устами,

         Но не найду к ним нежных слов.

         А только тот люблю цветок,

         Который врос корнями в землю,

         Его люблю я и приемлю

         Как северный наш василек.Когда-то, очень давно, гласит греческая легенда, жили на земле кентавры- полулошади - полулюди. Мудрейшим из них считался Хирон, прославившийся большими познаниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая битва, и отправленная стрела, пущенная врагом, тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб. Ему удалось отыскать растение, которое помогло залечить рану, всем теперь известный василек синий, представитель семейства сложноцветных (астровых).

    Согласно украинской легенде все выглядело по-другому. Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше вместе жить. Русалка звала Василия в милые ее сердцу прохладные воды, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Они долго спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок- василек. Она надеялась, что василек рано или поздно придет в ее водяной дом, но так и не дождалась: василек крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями.

    Ботаник.  Латинское название василька синего - Centaurea ceanus, кабардинское название - бжэдэхъупэж. Только таким - голубым, синим – представляется нам василек. И почти никому, кроме специалистов, не приходит в голову, что васильки бывают иных окрасок. У многочисленных родственников василька синего, а их более 500 видов, выходцев из Азии, Северной Америки, цветки от снежно – белых, розовых, красных, до темно – лиловых.

    Василек занесен к нам вместе с рожью и стал постоянным спутником ржаного поля. Правда, борясь с сорняками, мы стараемся не пускать это растение на поля. Не вызывает сомнения факт, что большое количество семян васильков способно угнетать рост злаков. А между тем доказано, что если к 100 семенам ржи добавить одно семя василька, то рожь будет расти лучше. У василька есть интересные особенности. Одна из них  распространение семян путем самостоятельного передвижения (иными словами – ползком). На верхушке узкой, блестящей семянки василька есть небольшой хохолок – это основной орган передвижения семян. Намокая, он сокращается, а высыхая – удлиняется. При последовательном сокращении и удлинении волосков семянка двигается.

     Учитель.  Как было сказано в древнегреческой легенде, василек спас от смерти Хирона. Действительно ли василек обладает такими лечебными свойствами?

      Лекарь.  На самом деле василек не способен залечивать тяжелые раны, однако лекарственной силой и в самом деле обладает. В его соцветиях находятся вещества центаурин и цианин, способные избавить от простуды и некоторых глазных болезней. В народной медицине васильки издавна используются как тонизирующее желудочное и горькое средство при нарушении пищеварения. В научной медицине василек применяют при поздних токсикозах беременных, заболеваний почек и мочевых путей (нефрит, пиелонефрит, цистит).   

     Четвертый ученик.      Ландыш – символ чистоты, любви, печали. Кто не знает этот чудесный, природой взлелеянный цветок?  Конечно, он красив. Конечно, у его цветков приятный запах. И все – таки, многие задают себе вопрос: почему ландыш так знаменит и почему о нем сложено столько легенд? Украинская легенда рассказывает, что ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси цветок связан с именами Садко и Любавы – своим появлением он якобы обязан слезам царевны, пролитым, когда ее разлюбил удалой купец. У древних скандинавов ландыш был цветком богини восходящего солнца, в честь него зажигались костры и устраивали праздники. В Норвегии ландыш с древности считался цветком богини утренней зари – Остары. Во Франции еще до начала ХХ века каждое первое воскресенье устраивался праздник с гуляниями и танцами. Молодые люди, приглашая девушку на танец, преподносили ей бутоньерку из цветков ландыша. Если девушка благожелательно относилась к пригласившему ее юноше, она обменивалась с ним бутоньеркой. Если же кавалер был ей не по нраву, то его подношение просто выбрасывалось.  Ландышем с древних времен интересовались садоводы: известно, что еще в 1 веке до н.э этот цветок вместе с розами и левкоями разводили египетские садоводы.

    Белоснежный душистый ландыш был любимым цветком Дмитрия Менделеева, Софьи Ковалевской, Валерия Брюсова и композитора Петра Чайковского, который даже сложил о нем стихи:

          О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

          Другие есть цветы роскошней и пышней,

          И  ярче  краски  в  них, и  веселей  узоры,

          Но прелести в них нет таинственной твоей

                    Не знаю. Но  меня  твое  благоуханье,

          Как винная струя, и  греет и  пьянит,

           Как музыка, оно стесняет мне дыханье

          И, как огонь любви, питает жар, манит…

Учитель.  Я тоже хочу прочитать стихи С. Маршака о ландыше.

Чернеет  лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

 Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

          Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все благоуханье

Он отдал горькому цветку.

А теперь давайте вспомним строение ландыша.

Ботаник.  Латинское название ландыша майского Cоnvallarıa majalus, кабардинское название – къэлэрдэгу. С верхушки стройного стебелька свешиваются бутоны, а ниже – похожие на кувшинчики цветки. Цветок опыляется пчелами и шмелями. После опыления завязываются и зреют плодики. Их поедают птицы, а семена ландышей «путешествуют» в их желудках на большие расстояния и таким способом распространяются. У ландыша всего два листа и длинное подземное корневище. Ландыши ядовиты. Накормленный ими скот гибнет. У человека при отравлении появляется тошнота, иногда бывают судороги, потеря сознания.

Учитель.  Ландыш – это цветок, который очень часто  используется в парфюмерии и косметологии, а имеет ли ландыш какое – либо значение в медицине.

Лекарь.  Несомненно, ландыш относится к лекарственным растениям. Для химического состава ландыша характерны, прежде всего, два ценных гликозидаконваллотоксин и конвалломарин, которые относятся к группе сердечноактивных гликозидов. Кроме того, в ландыше представлены алкалоиды, крахмал, яблочная и лимонная кислоты, эфирные масла. Последние нужны в парфюмерии и косметике, служат непременным компонентом самых изысканных духов.

     Народная медицина советует делать ванны из отвара ландыша  при ревматизме, помогает он также при заболеваниях горла, нервных расстройствах, для лечения глаз.     В научной медицине ландыш применяют как сердечное средство. Выяснилось, что хрупкие цветки, подобно маленьким волшебникам, регулируют деятельность сердечной мышцы, снимают приступы, успокаивают сильное сердцебиение и нервное возбуждение.

    Кроме того, цветки ландыша выделяют фитонциды, которые действуют тонизируще на нашу нервную систему. Вы, вероятно, замечали, как легко дышится в комнате, где есть цветущие ландыши. У вас улучшается настроение, повышается работоспособность.

     Учитель.  Да, действительно! От одного только запаха ландыша улучшается настроение. Удивительно, как этот маленький цветок может помочь при таких серьезных заболеваниях, связанных с деятельностью сердечной мышцы и нервной системы. А теперь, давайте поговорим о не менее ценном и красивом цветке – о ромашке.  

    Пятый ученик.     Ромашка – это самый известный цветок, на котором испокон веков молодые девушки гадали про любовь. Вс.Рождественский написал стихи про ромашку:

          Вся в белое наша поляна одета,

          Качает цветки ветерок на лету.

          Ромашки… Ромашки…Я знойного лета

         Без вас и представить себе не могу.

А стихи С. Кирсанова тоже можно отнести к ромашке, поскольку этот цветок обладает удивительными лекарственными свойствами:

          Я не степью хожу-

         Я хожу по аптеке,

         Разбираясь в ее травяной картотеке.

        Бесконечная степь – ты природой написанный мудрый рецепт.

Ботаник. Ромашка - латинское название – Маtrıcarıa chamomılla, кабардинское название къанзидзэ.

    Ромашки бывают разные. Когда их собирают на лугу, всегда стараются сорвать цветы покрупнее. На мелкие внимания не обращают, а между тем как раз они и есть настоящие ромашки. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, отдаленно напоминающему запах яблок. Из-за этого запаха древние римляне дали ей имя «низкое яблоко». Также есть ромашка, которая не издает запаха, она называется ромашка непахучая. И та и другая ромашки ароматны, содержат эфирные масла. Ромашка – лекарственное растение, настой из нее – хороший антисептик для полоскания горла и промывания ран.

    Лекарь.  В ромашке содержатся хамазулен и азулен, которые обладают противовоспалительными свойствами, также ослабляют аллергические реакции организма и усиливают регенерацию тканей. Препараты из соцветий

Ромашки аптечной предназначены для полоскания рта и горла при ангинах, катарах дыхательных путей и стоматите, гастрите, колике, как средство, повышающее аппетит, желчегонное, спазмолитическое при желудочных коликах. Препараты из ромашки лекарственной прописывают и в случае язвенной болезни желудка, и как противоглистное средство, применяют при мигрени, бессоннице, малярии, запорах, зубной боли, при заболеваниях печени, почек. В косметической практике настоем ромашки аптечной и ромашки душистой рекомендуют мыть волосы для придания им мягкости, блеска, для их укрепления.

Шестой ученик. Лилия-символ  чистоты  и целомудрия. Нежные и  строгие

их  формы  приносят людям эстетическое наслаждение. Прославившийся  

в веках  великолепный сад афинской красавицы   Афины  утопал в розах,

гиацинтах, нарциссах, однако первенство в нем принадлежало лилии.

  Лилия получила свое название от древнегреческого слова “ли-ли”, что в

буквальном  смысле обозначает “белый-белый”.

  На Руси белая лилия считалась символом непорочности и чистоты, поэтому их часто дарили невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.

   Древние мифы приписывают ей божественное происхождение. Она считалась символом надежды, ее  изображение  чеканилось на монетах. Букеты лилии были  неотъемлемыми атрибутами церемоний, посвященных  Диане и Юноне, и свадебных обрядов- голову невесты обязательно украшали венчиком из лилий.  

  Изображение лилий найдено на фресках, созданных еще 3500лет тому назад

на острове Крите: там она служила эмблемой местной богини, почитавшейся

рыбаками, моряками и охотниками.

    Белая лилия традиционно ассоциируется с историей Франции: она красова-  

лась  на скипетре  первых  французских королей, на королевской  печати и на

монетах. С  правления Людовика VII Франция начали называть королевством лилий.

    На Руси, кроме белой лилии, была известна также  другой  вид – дикая  сибирочка – сарана. Согласно  легенде Сарана  будто бы выросла из сердца  казака, погибшего при завоевании  Сибири Ермаком, и с  тех пор цветок с    

  (причудливо загнутыми оранжевыми) обладает  магическими свойствами,  

переданными  ей казаком, - вселяет в воинов храбрость и стойкость.

    Культивировать лилию в России начали при Петре I. Издавна  цветы и

луковицы сараны служили лекарством, которое  возвращало  бодрость  больным, улучшало их аппетит, тонизировала организм. Луковицы тигровой  

лилии широко используют в гомеопатии.            

 Седьмой ученик. Касатик, петушок, радужка – ласковые имена ириса, щедро раскрашенного природой в самые разные цвета: розовые, бронзовые,  

сиреневые, лимонные и даже почти  черные. Недаром в переводе с греческого “ирис означает”  радуга. Древние греки посветили  этот цветок Ириде – быстроногой посланнице  богов, олицетворяющий радугу. История цветка уходит вглубь веков. Его возделывали в садах  египетских  фараонов, в Греции  или засаживали  целые поля. В Японии  ирисы, листья  которых  

похожи  на мечи, символизировали  мужество и успех в  жизни, поэтому они стали знаком праздника возмужания мальчиков, до сих пор отмечающего 5 мая.

    В  Европе  ирис наравне с лилией служил  эмблемой  королевской  власти.

В  народной медицине ирисом  лечат  пневмонию, ангину, отеки, а также инфицированные  раны, язвы, выводят  веснушки.                

Восьмой Ученик .

Примула лекарственная. 

Примул называют ключами весны. Золотисто – и лимонно – желтые  поникающие цветки  первоцветов, примул, собранные на верхушке  стройного цветоноса, действительно напоминают  связку ключей , которую,

по преданию, обронила Весна, торопясь побыстрее пробудить землю от зимней  спячки.

    В  некоторых  странах   им  приписываю  фантастические  способности. С  помощью первоцвета  якобы  находили  путь к  сокровищам, отыскивали  клады. В Англии  сложена  сказка  об этом  волшебном  растении, о том ,как  во  время  дождя  гномы  укрываются  в  его  цветках. Человек, который  услышит их  пение, будет  жить  долго в радости и благополучие.                                            

    Не меньше, чем декоративностью, славится  она своими  целебными свойствами, распознанными  еще  с незапамятных времен. Так,  греки прозвали примулу “цветком двенадцати  богов”  и считали  ее  лекарством  от всех  болезней.

     Легенды недаром указывали  на чудодейственность первоцветов. Вряд ли надо доказывать, что весной наш организм испытывает острую потребность в

витаминах. И вот тогда–то, когда нет еще ни овощей, ни ягод, к людям приходит первоцвет – примула лекарственная, целебный посланник природы.        

      Учитель. С чем же  связана  целебная  сила примул ?                                                                                                                        

Лекарь. В листьях примулы сосредоточены каротин и витамин С – их гораздо больше,чем у других дикорастущих трав.Два листочка обеспечивают необходимую для взрослого человека суточную дозу аскорбиновой  кислоты.

Редкая  и очень ценная особенность первоцвета заключается в том ,что при быстром высушивании при (120-130) листья его сохраняют до 95% витамина С; порошок из таких листьев чрезвычайно стоек и не теряет витаминной ак-  

тивности  в течение года. Богат первоцвет  углеводами, эфирными маслами, органическими кислотами. Из него готовят препараты, причем абсолютно нетоксичные, которые применяют при ревматизме и головных болях. Испо-

льзуется в ветеринарии. Кроме того, сложные эфиры салициловой кислоты, содержащиеся в корнях примулы, способствуют отхаркиванию, помогают при коклюше, бронхите, астме, простудных заболеваниях, гриппе. Листья и корни примулы используют  в кулинарии для приготовления супов, салатов, специй.    

 Девятый ученик. Шафран.

    Кое – где еще лежит снег, не распустились почки на деревьях, а на проталинах, соревнуясь с подснежниками, зацветает “золотой цветок”, “красящий цветок”,- шафран. Этот цветок не боится утренних заморозков, ни весеннего снега.

     Не только красота издавна привлекала людей к шафрану. Цветки, вернее, длинные рыльца цветков содержат вещество, окрашивающее ткани, кожу, продукты в яркий оранжевый цвет. Шафран -сильный краситель. Двух  рылец бывает достаточно, чтобы три литра воды приобрели стойкую окраску.

     Еще вавилонские. Индийские и персидские правители носили выкрашен-  

ную шафраном обувь и одежду. Шафран  очень ароматен, вкус пряно-горьковатый, приятный, поэтому его используют и в кулинарии.                                                              перебрать примерно  200тыс.цветков. Поэтому и цена на них высока. Недаром говорится: “Дорогой, как шафран.”

    Во многих странах мира шафран используют для окраски и ароматизации кондитерских изделий, а также при производстве сыра, колбас и ликеров. Нужен он и в парфюмерии, входит в состав румян, помады, лосьонов.

     Рыльца цветков имеют лекарственные значение. Их применяют  как  боле-  

утоляющее, противосудорожное, сердечное, мочегонное средство, при болезнях печени, для глазных примочек.  

    Десятый ученик. Иван-да-марья.

   Научное  название –фиалка трехцветная. Согласно греческой мифологии, дочь Зевса Прозерпина была похищена владыкой царства мертвых Плутоном.  

В память о себе она успела бросить на землю несколько цветков, которые держала  в руках. Среди них была и фиалка.

    Согласно другой легенде, прекрасная дочь титана Атласа, спасаясь  от преследования бога солнца Апполона, обжигавшего ее своими лучами, прев-  

ратилась в фиалку. Этот цветок является эмблемой Афин.        

      Фиалка- наша природная красавица – многолетнее морозостойкое  травя-  

нистое растение, украшающее как приусадебные участки, так и комнаты зимой. Она обладает лекарственными свойствами. Ее применяют при кашле, коклюше, одышке, бронхиальной астме, успокаивающе действует при истерии, сердцебиении, нервном возбуждении и бессоннице.    

Учитель. Сегодня мы рассмотрели только небольшое количество цветов, которые имеют лекарственное значение. Царство цветущих растений таит в себе громадные возможности оказать человеку помощь в его борьбе за здоро-                    

вье и долголетие. Конечно же, ценность мира цветков требует соответствую- щего обращения с ними и соответствующих знаний. Это касается также сбора, заготовки лекарственного сырья.

  Ученик. Сейчас  уже  ясно  всем,  что  природу надо  охранять. Но понятие  “природа” довольно общее. Мы не можем охранять ее всю, но можем бережно относиться ко всему  живому, окружающему  нас. Цветы дарят людям красоту, учат доброте, лечат нас, служат убежищем для маленьких букашек и бабочек. А судьба растений нередко зависит от нашего пове-

дения. Растения реагируют на  “фактор вытаптывания ”.Сколько у нас сейчас

лесов и рощ  вытоптанных, с тропинками и тропками, проложенными вдоль и поперек! В таких лесах мало цветов и грибов не найдешь, да и деревья в них вымирают. А как часто приходится видеть: несут люди из леса букетики – кто маленькие, хорошо подобранные букетики, кто большие охапки. Цветки  

быстро вянут, их выбрасывают. Иногда считают, что сбор цветов –безобид-

ное занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше и по видовому составу, и по количеству. Сорванные растения не смогут дать семян – ведь они только цветут, а значит, не успеют дать продолжение роду. каждый человек сам должен твердо следовать правилу - возвращаться домой без сорванных цветов. Пусть они растут на лесной поляне или опушке.  

   Учитель.  Люди очень часто не умеют правильно собирать цветы, в резуль-

тате чего многие из них погибают. Давайте рассмотрим общие правила сбора и сушки лекарственного сырья,

  Ученик. 

Ценные химические соединения, называемые действующими веществами,

Накапливаются в растениях неравномерно в течение года, и поэтому собирать лекарственное   сырьё  надо тогда , когда оно наиболее богато этими веществами .

   Как  правило,  в  надземных частях-листьях , травянистых стеблях, цветках         больше  всего полезных компонентов в период цветения. Корни и корневища представляют  интерес  для медицины поздней осенью, после увядания  над-  

Земной части растений, или ранней весной, начала роста.

    Листья, траву  и   цветки собирают  только в сухую погоду , лучше  с  

утра, после того как высохнет роса. Вымоченные дождём или покрытые  ро-

сой , они нередко  при сушке чернеют и быстро портятся.

      Листья предпочтительно обрывать вручную ,    выбирая  полностью развившиеся , но  обязательно зелёные, не повреждённые.

     При сборе травы обычно срезают растение ножницами  у основания.

Корни  и корневища выкапывают преимущественно осенью или  конце   лета.                              

     Все эти правила нужно обязательно учитывать при сборе  лекарственного                                 сырья. В противном случае цветы не будут иметь своего лекарственного зна-  чения.

  Может быть, вместо букета ты привезешь домой фота пленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать тебе о встрече с приятным.

  Учитель. Каждый вид животных или растений – это уникальное творение природы. Человечество должно стремиться к сохранению всего видового

многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли

увидеть эти чудеса.

  А теперь я предлагаю вам решить следующие экологические задачи.

1.Через Кавказский заповедник ходили туристические тропы. Однако, несмотря на то, что туристы ходили только определенным маршрутом, на привалы и ночлеги останавливались только в строго определенных местах, пропуск их в заповедник был воспрещен. Предположите, чем руководствовались работники заповедника при перекрытии туристических троп?

Предполагаемый ответ:  Заповедник- это участок территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного использования, на которых сохраняется в возможно более естественном состоянии весь природный комплекс. В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности. Туда не допускаются даже туристы.

2. На луг, богатый растительностью (разнотравье) в течение нескольких лет выпускали пастись скот. В результате уменьшилось количество видов, на лугу стали преобладать злаки и осоки, лютики и герань, появились кочки. Назовите причины таких изменений?

Предполагаемый ответ: Растения реагируют на «фактор вытаптывания», в результате интенсивного выпаса скота ухудшается состояние почвы и многие растения уже больше не произрастают на этом месте.

Учитель: Я предлагаю вам определить перечень мер по охране цветковых растений.

Предполагаемые ответы:

  1. Необходимо запретить сбор диких цветковых растений в целях продажи; выработать меры наказания для нарушителей и осуществить строгий контроль в местах возможной торговли.
  2. Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения редкие и занесенные в Красную книгу.
  3. Создавать микрозаказники в лесничествах с целью охраны конкретных видов растений.
  4. Культивировать редкие растения в ботанических садах и питомниках.
  5. Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.

Учитель: А теперь, давайте вспомним, что такое Красная книга?

Ученик: Красная книга- перечень видов животных, растений, грибов, лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли и которые нуждаются в охране. Красный переплет не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Первая Международная Красная книга появилась в 1966г. В Красную книгу России внесены такие цветы, как адонис, гвоздика, ландыш, лилия, медуница, пион, хохлатка, кувшинка и многие другие.

Б. Дубровин «Красная книга»

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга- Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно

Красная книга, Красная книга!

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле:

Исчерпаемы все океаны,

исчерпаемо все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Охранять от опасности нужно,

Защищать у людей на виду

Чистоту, бескорыстье и дружбу,

И доверие, и доброту.

И скорее под звездною синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите,

В эту книгу внесите человека всех наций и рас.  

Учитель: А теперь, я предлагаю подвести итоги и ответить на следующие вопросы:

  1. За цветком какого растения в джунглях охотятся подобно тому, как охотятся за дикими животными? (орхидеи)
  2. Название какого растения в переводе с латинского означает «звезда»?(астра)
  3. Родовое название этого растения «Центауре»? (василек)
  4. Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (тюльпан)
  5. Какие цветы росли у Кая и Герды? (розы)
  6. Любимый цветок немецкого поэта В.Гете? (Фиалка)
  7. Какой цветок является вестником тепла? (подснежник)
  8. Символ чистоты, любви, печали? (ландыш)
  9. Цветок, на котором гадают? (ромашка)
  10. Символ чистоты и целомудрия? (лилия)

11.Этот цветок можно назвать королевой сада. Однако сорвать его не так просто.( роза)

12. Нежно пахнущий, имеющий пышные, богатые соцветия белого, розового, бордового цветов (пион)  

13. цветок желтого цвета, носящий имя юноши из греческой мифологии, умершего от любви к себе (нарцисс)                                  

Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на загадки:

 1.  Их видимо-невидимо                    2. Выглянул цветочек в полутьме

   Не сосчитаешь их!                               лесной- маленький разведчик,

   И кто их толь ко выдумал-                  посланный весной.

   Веселых, голубых?                           Пусть еще над лесом властвуют снега

  Должно быть оторвали                  Раз пришел разведчик- то придет весна!

   От неба лоскуток,                                                                   (подснежник)

  Чуть-чуть поколдовали

   И сделали цветок!(незабудка)

3. Всем бы ты цветок хорош,                4. Носит тот цветочек  

Да зачем ты портишь рожь!                     Желтый сарафанчик;

Приходи-ка лучше в сад,                         Подрастет нарядится

 Вот обрадуешь ребят! (василек)           В беленькое платьице-  

                                                                    Легкое, воздушное,

                                                                    Ветерку послушное.(Одуванчик)

       

         5.Золотая серединка, и лучи идут кругом,-

      Это, может быть,  картинка

     Солнце в небе голубом?  

      Нет, не солнце на бумажке,-

     На лугу цветет... (ромашка)

6.Сам страдалец, он не прочь

И чужой беде помочь.

Может верно послужить,

Если кто поранится:

Стоит листик приложить-

Ранка и затянется (подорожник)

Учитель: Наш урок я хочу закончить  стихами.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыша в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нет!

Чтоб могли леса расти,

И сады, и реки.

Все живое береги

Ты на этом свете!

Ученик

 М. Дудин

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики...

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий...

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье,

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике  природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу-

Всех судеб связующие нити

Берегите Землю... Берегите!

Учитель Я хочу призвать всех последовать словам М. Дудина и беречь Землю- наш общий дом! Мир цветов, окружающий нас, многообразен и удивителен! Будем же беречь волшебное царство флоры- земной красы начало!

 

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....

эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"

Задачи:1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.2. Развитие познавательного интереса.3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка....

Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".

Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....

"Успешные люди" открытый урок 10 класс алгебра и начала анализа

Представлена презентация для открытого урока в 10 класск, подготовка ЕГЭ, различные виды тестов по алгебре и началам анализа...

открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл

Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....

Программа кружка "Цветы - земной красы начало"

Программа "Цветы - земной красы начало" создана для обучающихся 5-6 классов. Эту программу можно использовать для организации внеурочной деятельности по биологии....