Программа кружка "Цветы - земной красы начало"
методическая разработка (5, 6 класс)

Программа "Цветы - земной красы начало" создана для обучающихся 5-6 классов. Эту программу можно использовать для организации внеурочной деятельности по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________Е.В. Макаренкова

Утверждаю

директор МБОУ «Пречистенская средняя школа» __________________Н.В. Мелентьева

ПРОГРАММА

кружка «Цветы – земной красы начало»

для обучающихся 5-6 классов

Учитель биологии, химии 

высшей категории

Корешкова Ирина Александровна

с. Пречистое

2019-2020 г.г.

Паспорт программы

Наименование программы

«Цветы – земной красы начало»

Основание для разработки программы

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Разработчик программы

Учитель высшей категории Корешкова И.А.

Цель программы

формировать экологическую культуру  и  развивать личность ребенка неравнодушного к судьбе природы.

Задачи программы

  • Подготовить высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию во всех сферах жизни;
  • Развивать творческую разносторонне развитую личность;
  • Дать обучающимся глубокие и прочные знания основ биологических наук, привить интерес и любовь к природе, научить бережно относиться к ней;
  • Изучить многообразие цветочно-декоративных растений, использовать их для озеленения помещений образовательного учреждения и интерьера своего жилища

Исполнители основных мероприятий

Учитель высшей категории Корешкова И.А.

Участники  программы

Обучающиеся 5-6 классов

Система организации контроля  за ходом реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы.

Куратор Программы – заместитель директора по УВР Макаренкова Е.В.

Время реализации программы

2019-2020 г.г.

Основные направления реализации программы

Составление рабочей программы:

1.Планируемые результаты обучения

2.Содержание программы

3. Тематическое планирование

Формы и виды деятельности

- практическая работа:

- экскурсия,

- эвристические беседы;

- занятие-игра;

- индивидуальная и групповая работы;

- составление презентации о работе кружка;

- создание мини-проектов

Ожидаемые результаты реализации программы

1.формирование основ ухода за комнатными и цветочно-декоративными растениями открытого грунта;

    2. формирование умений проводить наблюдения, ставить простые биологические эксперименты;

3. формирование основ экологической культуры, правил поведения в природе; любви к природе;

4. формирование основ умения по аранжировке растений, ландшафтному дизайну;

5. формирование навыков, позволяющих самостоятельно добывать знания.

6. повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;

7. развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

8. развитие исследовательских способностей;

9. развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

       Пояснительная записка

  В современном мире экологические проблемы приобретают первостепенное значение и воспитательная роль данной программы очень важна, если мы говорим о необходимости формирования экологического мышления у детей и подростков.  

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.  

Обучаясь по этой программе, дети будут иметь возможность поближе познакомиться с удивительным многообразием  мира цветов. Программа предполагает деятельностный подход к формированию экологической культуры  не только у детей, но и у их родителей и педагогов.

         Озеленение помещений в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет. Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в классах, коридорах и рекреациях школы. Озеленение улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.

         Работа направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, правил ухода за ними. В ходе реализации программы  ребята знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений, комнатных растений, их биологическими особенностями; приобретают навыки ухода за растениями, учатся ведению наблюдений за их ростом и развитием, приобщаются к труду. Работа направлена на воспитание любви к живой природе.

Актуальность

          Актуальность программы в том, что в настоящее время ритм сегодняшней жизни человека, искусственная индустриальная среда, в которой мы живем создают дисбаланс природной и социальной сред.  Поэтому важным является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.  В ходе реализации программы решаются важные учебно-воспитательные задачи, формируется сознательное отношение к труду, развивается эстетический вкус, происходит вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую работу и у них развивается устойчивый интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Целесообразность программы:

-  дополнение и расширение знаний по естественно-биологическим дисциплинам, полученным в школе;

- формирование экологической культуры и грамотности обучающихся в процессе изучения цветочно-декоративных растений;

- позволяет убедиться в возможностях человека управлять ростом и развитием растений.

В основу программы были положены следующие концепции и подходы:

  • природосообразность;
  • личностно ориентированный подход;
  • культуросообразность;
  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
  • сотрудничество и ответственность;
  • сознательное освоение обучающимися материала;
  • систематичность, последовательность и наглядность обучения

 Цель: формировать экологическую культуру  и  развивать личность ребенка неравнодушного к судьбе природы.

Задачи:

  • Подготовить высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию во всех сферах жизни;
  • Развивать творческую разносторонне развитую личность;
  • Дать обучающимся глубокие и прочные знания основ биологических наук, привить интерес и любовь к природе, научить бережно относиться к ней;
  • Изучить многообразие цветочно-декоративных растений, использовать их для озеленения помещений образовательного учреждения и интерьера своего жилища

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты:

Обучающийся научаться:

- ухаживать за комнатными растениями;

- раскрывать роль  цветочно-декоративных растений в практической деятельности людей;

- различать по внешнему виду, схемам и описанию реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе и на пришкольной территории;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- применять методы биологической науки для изучения растительных организмов;

- проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, уход за ними;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов;

- знать меры борьбы с вредителями и болезнями растений;

- составлять букеты и цветочные композиции;

- озеленять и благоустраивать территории, освоить основы ландшафтного дизайна

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать приемы работы с определителями растений;
  • основам исследовательской и проектной деятельности, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;
  • находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

Содержание программы:

Введение (1ч).

Знакомство с планом работы кружка, целями и задачами, массовыми мероприятиями. Вводный инструктаж по ТБ с обучающимися.

Экскурсия по пришкольной территории.

Комнатные цветочно-декоративные растения.  (6часов).

Значение  цветочно-декоративных растений в жизни человека Ознакомление с комнатными цветочно-декоративными растениями, используемыми для озеленения школы и пришкольной территории. Тропические и субтропические культуры. Красивоцветущие комнатные культуры. Декоративнолистные растения. Оформление жилых помещений.

Практические работы:

Работа с различными источниками по изучению комнатных  растений.

Цветочное оформление школьных коридоров.

Биологические особенности комнатных растений и уход за ними (12 часов).

Влияние освещенности, температуры, влажности на комнатные растения. Классификации комнатных растений, биологические особенности каждой группы. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями, сроки  и техника его проведения. Виды удобрений – органические, минеральные, естественные, искусственные. Комплексные удобрения. Жидкая корневая подкормка. Внекорневая подкормка. Вредители и болезни цветочно-декоративных растений и вред, причиняемый ими. Насекомые – переносчики вредителей. Наиболее распространенные вредители. Защита растений от грибов. Загнивание корней и корневой шейки. Инфекционные болезни. Меры борьбы с вредителями и болезнями. Основы гидропоники. Субстрат для укрепления корней. Выбор растений. Сосуды для гидропонного способа выращивания. Подготовка растений.

Практические работы:

Распознаванию комнатных растений. 

Изготовление этикеток-паспортов комнатных растений.

Уход за комнатными растениями школы (полив и  опрыскивание листьев, рыхление почвы в горшках и т.д.).

Жидкая корневая подкормка.

Изучение признаков болезней комнатных растений. Внешний осмотр растений.

Приготовление почвенных смесей.

Перевалка и пересадка растений. 

Работа с определителем вредителей и болезней.

Борьба с вредителями комнатных растений натуральными средствами. 

Правила цветочного этикета. Аранжировка (6 часов).

История букета. Формы букета. Правила построения букета и композиции. Аксессуары. Новогодняя аранжировка. Флористика. Язык цветов.  Цветочная азбука. Цветочный гороскоп. Растения-загадки. Аромотерапия.

Практические работы:

Составление букетов и композиций на новогоднюю тему.

Изготовление новогодних композиций из природного и искусственного материала. Участие в выставке «Вместо елки – букет».

Изготовление  слайд - фильма  «Растения и гороскоп».

Изготовление флористической открытки.

«Зеленая аптека на подоконнике»

Размножение комнатных растений  5ч

Основные горшки (глиняные и пластиковые). Емкости из других материалов. Разнообразие и формы емкостей для выращивания. Виды субстратов и их характеристики. Способы подготовки семян к посеву. Способы размножения. Семенное размножение. Особенности семенного размножения комнатных растений. Вегетативное размножение. Способы вегетативного размножения. Стеблевое и листовое черенкование. Деление куста. Корневые отростки. Отводки. Луковицы. Инструктаж по ТБ.

Практические работы:

Подготовки семян к посеву.

Черенкование комнатных растений (герань, традесканция, бегония).

Уход за черенками. 

Выращивание многолетних цветочно-декоративных  растений(8 часов).

Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных  растений. Преимущества многолетников перед однолетниками. Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников в зимний период. Кадочные растения. Родина кадочных растений. Посадка и пересадка. Горшки для растений. Подбор места для расположения растений, правильный уход. Зимнее содержание растений. Обрезка. Сказки, легенды, загадки, стихи.

Практические работы.

Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, других луковичных.

Уборка клубней георгинов.

Изготовление наглядных пособий: гербария цветочных растений, засушенных цветков и соцветий, коллекций семян многолетников и др.

Подготовка многолетников к выгонке (5 часов).

Виды защищенного грунта для выращивания цветов. Ускорение срока цветения. Выгонка. Цветоводство в оранжерее. Грунтовые цветочно-декоративные растения, используемые для выгонки, значение выгонки. Время посадки луковиц, высадки растений из грунта в горшки. Условия содержания растений до выгонки.

Практические работы:

Выбор многолетних цветочно-декоративных растений для выгонки. 

Подготовка луковиц тюльпанов к выгонке.

Декоративные деревья и кустарники (4часов).

Виды декоративных деревьев и кустарников, их биологические особенности. Назначение  питомника древесных и кустарниковых пород. 

Практические работы:

Ознакомление  с декоративными деревьями и кустарниками.

Сбор, хранение, стратификация семян.

Выращивание однолетних цветочно-декоративных культур (13 часов).

Биологические особенности однолетников. Способы выращивания распространенных однолетников. Условия, необходимые для выращивания рассады в помещении. Техника посева семян /правила посева, глубина заделки/. Понятие о почве, ее свойствах, плодородии. Планирование цветников виды клумб. Инструктаж по ТБ при работе с с/х инвентарем. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Глубина заделки семян. Инструктаж по ТБ. Агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практические работы:

Подготовка рассадных ящиков для посева однолетников.

Посев однолетников.

Изготовление наглядных пособий.

Подготовка проекта школьных цветников.

Разбивка цветников.

Подготовка почвы (перекопка) к посеву семян в открытый грунт.

Подготовка почвы к высадке рассады.

Высадка рассады в открытый грунт.

Уход за высаженной рассадой.

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Подготовка и посадка деревьев, кустарников.

Вегетативное размножение многолетников (4 часов).

Техника и сроки вегетативного размножения многолетников.  Требования к выполнению работ по вегетативному размножения многолетников в связи с особенностями их роста и цветения.

Практические работы

Деление кустов и корневищ многолетников.

Черенкование флоксов и георгинов.

Тематическое  планирование

Наименование разделов и тем

                           в том числе

Общее

количество

часов

Теоретичес

ких

Практических

 Введение           

4

2

2

1. Комнатные цветочно-декоративные растения

6

2

4

2. Биологические особенности комнатных растений и уход за ними

12

5

7

3. Правила цветочного этикета. Аранжировка

6

2

4

4. Размножение комнатных растений

6

2

4

5. Выращивание многолетних цветочно-декоративных растений

7

3

4

6. Подготовка многолетников к выгонке

5

3

2

7. Декоративные деревья и кустарники

4

2

2

8.Выращивание однолетних цветочно-декоративных культур

13

4

9

9. Вегетативное размножение многолетников

5

1

4

ИТОГО часов:

68

26

42

Возраст детей

    Программа ориентирована на средний школьный возраст (5 – 6 классы), когда ребенок любознателен и чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей как бережное отношение к окружающей среде.

Срок реализации

    Программа рассчитана на 2 года обучения – 68 часов.

Формы и виды деятельности:

- практическая работа:

- экскурсия,

- эвристические беседы;

- занятие-игра;

- индивидуальная и групповая работы;

- составление презентации о работе кружка;

- создание мини-проектов

Формы подведения итогов реализации программы:

           Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Это помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

     

       Ожидаемые результаты:

1. формирование основ ухода за комнатными и цветочно-декоративными растениями открытого грунта;

     2. формирование умений проводить наблюдения, ставить простые биологические эксперименты;

3. формирование основ экологической культуры, правил поведения в природе; любви к природе;

4. формирование основ умения по аранжировке растений, ландшафтному дизайну;

5. формирование навыков, позволяющих самостоятельно добывать знания.

6. повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;

7. развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

8. развитие исследовательских способностей;

     9. развитие коммуникабельности.

Литература, используемая учителемм для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Липецкого края. На рубеже тысячелетий. – Липецк, ООО «Факториал-принт», 2003
  2. Беккет К. Растения под стеклом. – М.: «Мир», 1988
  3. Белоус Ю.Н. Суккуленты начинающим и не только. – М.: Изд-во Эксмо; Донецк: Изд-во СКИФ, 2003
  4. Бибиков В.Ф., Бибиков Ю.А. Цветоводство. Мн.: Выш.шк., 1992
  5. Быховец А.И., Гончарук В.М. Комнатные и садовые растения. – Мн.: ООО «Харвест», 2004
  6. Волшебный мир цветов /Сост. Рукавчук Л.Н. – СПб.: BRA «МиМ-Экспресс», 1997
  7. Григоренко Ю.Н., Пушина М. А. Здравствуй, наш лагерь! – М.: Педагогическое общество России, 2004
  8. Дмитриев Ю.Д.  Занимательная биология. – М.:ИД «Дрофа», 1996
  9. Домбровский А.В. Метод проектов. Размышления собственными руками. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005
  10. Дополнительное образование и воспитание /журнал. №3, №10, №12. – ООО «Витязь», 2007
  11. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль: «Академия развития»,1997
  12. Мак-Миллан Броуз Ф. Размножение растений. – М.: «Мир», 1987
  13. Погребняк Л.П. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. - М., Центр педагогического образования, 2008
  14. Потапова С.П. Практикум по цветоводству. - М.: Колос, 1984
  15. Уроки детского творчества / Под ред. Дюминой Г. – М.: «Внешсигма», 1999
  16. Селевко Г.К. Научи себя учиться. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006
  17. Сидорова М.А. Европейская флористика. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007
  18. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. – М.: ЦГЛ, 2006
  19. Хессайон Д. Г. Все о болезнях и вредителях растений. - М.: «Кладезь-Букс», 2002
  20. Чувикова А. А., Потапов С. П., Черных Т.Г., Коваль А.А. Практикум по цветоводству. - М.: Колос, 1984

Литература, рекомендуемая для детей и  родителей по данной программе: 

  1. Азбука цветовода /Сост.Лявер Н. С.- Мн.: Парадокс,1999
  2. Бабенко В.Г., Алексеев В.Н., Дорохин Л.Н. Мифы и растения. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004
  3. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере. М.: «Агропромиздат»,1990
  4. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. М.: Просвещение, 1993
  5. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: «Высшая школа», 1992
  6. Лучник А.Н. Энциклопедия декоративных растений умеренной зоны. – М.: Институт технологических исследований,1997
  7. Миллер М.с. Лучшие комнатные растения. – М.: ЛАДА; ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД, 2004
  8. Немченко Э.П. Многолетние цветы в саду. – М.: ЗАО «Фитон+», 2001
  9. Новикова Е.Ф. Вдохновение: Аранжировка цветов. Флористика. – Мн:ПП «МЕТ», 1994
  10. Полунина В.Н., Капитунова А.А. Гербарий: Составление композиций и орнамента.- М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001
  11. Серпухова В.И., Тавлинова Г.К. Комнатные и балконные растения. - М.: Прейскурантиздат,1991
  12. Фролова Т.В. Цветоводство от А до Я. -  Ростов-на -Дону, «Феникс», 2002
  13. Хейц Х. Комнатные растения. Цветы в доме. Все о 200 самых популярных комнатных растениях. – М.: АСТ:Астрель, 2007
  14. Хессайон Д.Г. Все об альпинарии и водоеме в саду. – М.: «Кладезь-Букс», 2001
  15. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. – М.: «Кладезь-Букс», 2001
  16. Хессайон Д.Г. Все о газоне. – М.: «Кладезь-Букс», 2001
  17. Хессайон Д.Г. Все о  декоративных деревьях и кустарниках. – М.: «Кладезь-Букс», 2001
  18. Хессайон Д.Г. Все  о клумбовых растениях. – М.: «Кладезь-Букс», 2001
  19. Цветы мира /куратор серии И. Кошелев. – М.: Аванта , 2003
  20. Энциклопедия комнатного цветоводства /Сост. Головкин Б.Н. – М.: Колос,1993



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа для 11 класса, 2,5 часа. Колягин.

Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 11 класс. Учебник Колягин....

Программа факультативного курса «До начала основной химии» 7 классы

Предлагаемый пропедевтический курс рассчитан на учащихся  7 классов.  Поддерживаемая данным курсом «деятельностная пропедевтика» начальных химических понятий ориентирована на создание особой...

эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"

Задачи:1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.2. Развитие познавательного интереса.3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка....

Рабочая программа. Всеобщая история (XX- начало XXI в.) 11 класс. 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа по Всеобщей истории 11 класса соответствует требованиям составления материалов данной категории....

Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....

Рабочая программа курса Алгебра и начала анализа для 11 класса

Рабочая программа курса "Алгебра и начала анализа" для общеобразовательных школ к учебнику а. Н. Колмогорова...

Открытый урок по биологии "Цветы- земной красы начало"

«Чтобы жить нужны солнце, свобода и маленький цветок.» Г.Х. Андерсон. «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна.» Жан До...