Методические разработки по биологии
тест по биологии (8 класс) по теме

В разделе представлены тематическое планирование и разработки уроков биологии для 8-го класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 211

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
 «Опорно-двигательная система»

ФИО (полностью)

Дудник Светлана Евгеньевна

Должность

Учитель химии, биологии

Предмет

биология

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье Урок №7

Базовый учебник

Биология. Человек. Культура здоровья. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.

  1. Цель  урока: Закрепить знания  учащихся по теме с использованием технологию аргументированного суждения.

  1.    Задачи:

обучающие: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;

развивающие: - выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;

                           - используя технологию аргументированного суждения, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения;

воспитательные:  - воспитание  у  учащихся гигиенических навыков и понимания;

                                 - необходимости бережного отношения к своему здоровью

  1. Тип урока: обобщающий урок
  2. Формы работы учащихся: фронтальный опрос, групповая, индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, скелет человека.


13. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационная часть

Вступительное слово учителя

Заполнение технологических карт ученика

3

1.1.

Проверка знаний

Разминка

Участие во фронтальном опросе.

4

1.2.

Немой биологический диктант

Запись названия указанных костей скелета человека в технологической карте.

2

1.3.

Игра «Третий лишний»

Самостоятельная работа

2

2

Основная часть

Использование аргументированного суждения

Знакомство с технологией аргументированного суждения

5

2.1.

Работа в группах обсуждение результатов.

Ответы на вопросы с составлением аргументированных суждений.

Запись в технологической карте.

10

2.2.

Проведение динамической паузы

4

2.3.

Демонстрация оказания первой помощи при переломах. Обсуждение действий.

6

3

Заключительная часть

Подведение итога урока.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

-Что мы сделали для достижения поставленных целей?

-Довольны ли вы своим результатом?

-Где вам пригодится это умение?

6

3.1.

Выставление оценок.

Подсчет заработанных жетонов устного ответа.

3

3.2.

Домашнее задание.

Составить одно аргументированное суждение, используя материалы п.16-21.

2


Приложение к плану-конспекту обобщающего урока

«Опорно-двигательная система» 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

(карта, картина и др.)

Тип, вид ресурса

(цифровой, информационный и пр.)

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3

4

Приложение №1

Документ 1. План-конспект урока

Обобщающий урок  по теме: «Опорно-двигательная система».

Цели: 1. Закрепить знания  учащихся по теме, раскрыть условия  

            правильного  формирования скелета и мышц.

            2. Продолжить формирование навыков оказания первой помощи   при    

            повреждениях   скелета; формирование умений определять нарушения    

            осанки и выявлять плоскостопие.

            3. Воспитание  у  учащихся гигиенических навыков и понимания  

            необходимости бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • образовательная: повторить материал и оценить знания по теме: “Скелет и мышцы”;
  • развивающая: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;

используя технологию аргументированного суждения, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения;

  • воспитательная: профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.

Оборудование: компьютер, скелет человека.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Наш сегодняшний урок - заключительный по теме: «Опорно-двигательная система». Поэтому сейчас мы с вами должны закрепить основные понятия по теме, продемонстрировать свои знания.

Итак, начинаем.

Вопросы:

1. Какие органы относятся к опорно-двигательной  системе.

2. Каково значение ОДС?

а) опора телу; б) движение; в) форма тела; г) защита внутренних органов

д) участие в обмене веществ; е) место для крепления мышц; ж) защита головного спинного и костного мозга.

Разминка

1. Сколько изгибов у позвоночника? (4) 
2. Он придает туловищу определенную форму и выполняет опорную, двигательную и защитную функции
(скелет) 
3. Он делится на шейный, грудной, поясничный и копчиковый отделы
(позвоночник) 
4. Ребра спереди соединяются с …
(грудиной) 
5. Где располагается неподвижное соединение костей?
(в черепе) 

6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).

7. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).

8. Полости трубчатых костей заполнены . . . (костным мозгом).

9. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).

10. Мышцы прикрепляются к костям с помощью . . . (сухожилий).

11. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется . . . (статической).

12. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).

13. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).

Немой биологический диктант

(показываю  кости, а ученики записывают ответ в технологическую карту)

  1. Ключица                  

2. Тазовая кость             

3. Лобная кость

4. Нижняя челюсть         

5. Лучевая кость

Игра «Третий лишний» (вычеркните лишнее в каждом столбце)

Бедренная кость                       Запястье                           Лобная кость

Локтевая  кость                        Пясть                                Теменная кость

Большая берцовая                    Надколенник                    Височная кость

                                                   

Использование аргументированного суждения

Позиция - объяснение

Вопрос 1: Как вы думаете, у людей какого возраста кости подвергаются переломам чаще?

Ответ: Химический состав костей с возрастом меняется: у детей относительно больше содержание органических веществ, а у взрослых и пожилых - неорганических веществ.

Вопрос 2. Как вы думаете, за счёт каких особенностей строения кости обладают наряду с высокой прочностью относительной лёгкостью?

Вопрос 3: Как лучше нести груз: попеременно без отдыха правой и левой рукой или нести в одной руке, потом отдыхать и снова нести его той же рукой?

Ответ: Лучше попеременно правой и левой рукой, т.к. это активный отдых  (смена видов деятельности, интенсивная работа другой группы мышц во время отдыха первой). А полный покой – это пассивный отдых. Он менее полезен, чем активный.

Вопрос 4: До какого возраста происходит рост костей? Растут ли кости взрослого человека?

Ответ: Рост костей в длину прекращается в 22 года, но деление клеток костной ткани происходит всю жизнь: старые клетки разрушаются, новые образуются, происходит замена костного вещества. Срастание костей после перелома доказывает факт деления клеток и у взрослых и у детей.

Учитель: А теперь мы выясним, какую работу выполнять утомительнее.

Физминутка: 1. встать на пальцы стопы (на время),

                       2. через одинаковый промежуток времени подниматься и опускаться на пальцах стопы (продолжать на 30 сек. дольше).

Сделать вывод о статической и динамической работе:

Динамическая работа более эффективна и менее утомительна.

Работа в группах (запись в техн.картах), обсуждение результатов.

Вопрос 5: Как вы думаете, может ли опытный анатом по костям умершего человека  решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или вёл неподвижный образ жизни?

Ответ: Да. Степень развития определённых групп мышц у людей разных профессий различна. У пианиста более развиты мышцы пальцев кисти, у грузчика - другая группа и т.д.  Так как развитие мышц влияет на развитие костей скелета (образуются бугры, шероховатости), то можно определить по костям, какие мышцы были развиты в большей степени.

Вопрос 6. Какую помощь, прежде всего, необходимо оказать пострадавшему при переломе?

А сейчас вам предстоит продемонстрировать свои умения и навыки.

Ситуация.

Играя в теннис, человек упал и сломал пальцы на руке. Как правильно оказать первую  помощь?

Демонстрация: зажав мячик в кисте, забинтовать и подвесить на перевязь.

ИТОГ УРОКА  -  РЕФЛЕКСИЯ:

вопросы:

-Что мы сделали для достижения поставленных целей?

-Довольны ли вы своим результатом?

-Где вам пригодится это умение?

VI. Домашнее задание.

Составить одно аргументированное суждение, используя материалы п.16-21.

Документ 2. Технологическая карта ученика (2 варианта)

Обобщающий урок  по теме: «Опорно-двигательная система»

ученика (цы)________ класса МАОУ СОШ № 211

Ф.И._______________________________________

Вариант 1.

1. Немой биологический диктант (напишите название указанных костей)

  1. _________________________                

2. __________________________             

3. __________________________

4. __________________________         

2. Игра «Третий лишний» (вычеркните лишнее в каждом столбце)

Бедренная кость                       Запястье                           Лобная кость

Локтевая  кость                        Пясть                                Теменная кость

Большая берцовая                    Надколенник                    Височная кость

3. Составьте аргументированное суждение:

Вопрос: Как вы думаете, может ли опытный анатом по костям умершего человека  решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или вёл неподвижный образ жизни?

Позиция: Я считаю, что_____________________________________________

__________________________________________________________________

Объяснение: Потому, что ___________________________________________

__________________________________________________________________

Пример: Например,_________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Самостоятельная работа:

Вопрос:  Опору стопы составляет треугольник с вершинами, приходящимися на крайние кости плюсны и пяточную кость. Какие преимущества это дает?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Рефлексия.

Оценка работы на уроке:                количество жетонов устного ответа______

Теперь я знаю, как правильно формулировать свои мысли и доказывать собственную точку зрения.                                                                  1  2  3  4  5

Обобщающий урок  по теме: «Опорно-двигательная система»

ученика (цы)________ класса МАОУ СОШ № 211

Ф.И._______________________________________

                                                      Вариант 2.

1. Немой биологический диктант (напишите название указанных костей)

  1. _________________________                

2. __________________________             

3. __________________________

4. __________________________         

2. Игра «Третий лишний» (вычеркните лишнее в каждом столбце)

Бедренная кость                       Запястье                           Лобная кость

Локтевая  кость                        Пясть                                Теменная кость

Большая берцовая                    Надколенник                    Височная кость

3. Составьте аргументированное суждение:

Вопрос: Как вы думаете, может ли опытный анатом по костям умершего человека  решить, был ли тот спортсменом, грузчиком или вёл неподвижный образ жизни?

Позиция: Я считаю, что_____________________________________________

__________________________________________________________________

Объяснение: Потому, что ___________________________________________

__________________________________________________________________

Пример: Например,_________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Самостоятельная работа:

Вопрос:  Какие мышцы у человека развиты больше, чем у других млекопитающих? Поясните причины различий.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Рефлексия.

Оценка работы на уроке:                  количество жетонов устного ответа______

Теперь я знаю, как правильно формулировать свои мысли и доказывать собственную точку зрения.                                                                 1  2  3  4  5

Документ 3

Информационная карта используемой технологии

Тема: «Развитие критического мышления на уроках химии и биологии.

Технология аргументированного суждения»

Цель: Формирование умений использования технологии аргументированного суждения, позволяющей обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации и  создающей оптимальные условия для рефлексии учащихся.

Задачи:

  • Обобщение опыта  по использованию технологического приема на уроке;
  • Передача  своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • Совместная отработка методических подходов  и приемов решения поставленной  проблемы.

Алгоритм составления аргументированного суждения

с использованием ПОПС-формулы

PRES (Position – Reason – Example – Summary).  Автор -  Дэйвид Маккойд-Мэйсон

Суть каждого элемента

Ключевые слова

П – позиция

3

О – объяснение

П – пример

С – следствие

«Я считаю, что…»

«Мне кажется, что…»

«Я думаю, что…»

 «На мой взгляд…».

 

«Потому что …».

«Я могу это доказать это на примере …».

«Например…»

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…» «Поэтому …»



Предварительный просмотр:

Клетка: ее строение, химический состав и жизнедеятельность.

Вариант 1

А1. Что происходит под действием ферментов?

1) разрушение клеток

2) синтез и распад веществ в клетке

3) деление клеток

4) сокращение клеток

А2. Как называются постоянные части клетки, расположенные в цитоплазме, каждая из которых выполняет свои особые функции?

1) органоиды

2) мембраны

3) митохондрии

4) рибосомы

A3. В чем заключена наследственная информация организма?

1) в мембране                        3) в ядре

2) в цитоплазме                        4) в генах

А4. Где органические вещества подвергаются биологическому окислению?

1) в цитоплазме

2) в рибосомах

3) в митохондриях

4) в мембранах

В1. Закончите предложение.

У большей части всех клеток есть три главные составные части - это мембрана, ядро и …

В2. Каким образом реагируют на раздражение мышечные клетки?

С1. Как осуществляется обмен веществ между клеткой и внешней средой?

Клетка: ее строение, химический состав и жизнедеятельность

Вариант 2

А1. Какую форму имеют клетки?

1) круглую

2) квадратную

3) овальную

4) разнообразную

А2. Где располагаются хромосомы?

1) в мембране

2) в ядре

3) в молекуле ДНК

4) в цитоплазме

A3. Клетка получает кислород, воду, питательные вещества и удаляет продукты обмена через:

1)ядро

2) ядрышко

3) мембрану

4) цитоплазму

А4. Как называется вещество, способное в тысячи раз ускорять реакцию?

1) хромосома

2) катализатор

3) органоид

4) митохондрия

В1. Как называется способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией, определенной ее наследственностью?

В2. Где в клетке содержатся гены?

С1. Для чего служит эндоплазматическая сеть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....

Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии

Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Методическая разработка урока биологии в 11 классе

Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1.     Используя презентацию учащейся  11 класса выяснить, что изучает наука     эколог...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...