Урок: "Класс рыбы, общая характеристика."
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Антонова Елена Валерьевна

Разработка урока биологии в 7 классе "Классы рыбы ,общая характеристика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybkioffice_word.docx22.12 КБ
Файл rybkioffice_word.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

Характеристики урока (занятия)

 Уровень образования:  основное общее образование

 Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) 

 Класс(ы):  7 класс

 Предмет(ы):  Биология

 Цель урока:  Изучить общую характеристику хрящевых рыб,их многообразие и значение.

 Тип урока:  Комбинированный урок

 Учеников в классе:  20

 Используемые учебники и учебные пособия:  

1. Латюшин, Шапкин.  Биология "Животные"

2. Дополнительный материал по теме

 Используемая методическая литература:  

1. Учебное методическое пособие к курсу Биология "ЗООЛОГИЯ"

 Используемое оборудование:  

 КОМПЬЮТОР

Тема: «Кассы рыб, общая характеристика.»

Цели:

Изучить особенностям  строения   рыбы, связанные с обитанием в  водной среде.

Задачи: Образовательные:

выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

анализировать результаты наблюдений;

фиксировать их результаты;

сравнивать различные объекты;

выявлять сходство и различия объектов;

выделять общее и частное в изучаемых объектах;

сопоставлять характеристики разных объектов;

устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени;

Развивающие:

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы;

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Оценивать весомость приводимых доказательств;

Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач;

Анализировать собственную работу;

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)

Воспитательные:

Воспитание любви к природе;

Готовность учащихся к поступкам на благо природы;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Умение слышать и слушать чужое мнение.

УУД Личностные УУД:

Регулятивные УУД:  умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: выявление особенностей строения клетки, сравнение объектов, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты Предметные:

Знать:  особенности  внешнего строения рыбы связанного с обитанием в водной среде

Уметь: выполнять лабораторную работу, уметь ее оформлять, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с  раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

 Метапредметные:  Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

Основные понятия:  Признаки адаптации рыб к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, чешуя, плавники, боковая линия.

Межпредметные связи: Экология. География.

Ресурсы:

Основные:  УМК В.В. Пасечник

Дополнительные: мультимедийное Авторская презентация. Видиоролик. Зоовлажный препарат рыбы

Формы организации

учебной деятельности:  Фронтальная, индивидуально-групповая

Технология: проектная

      Ход урока
      
I. Актуализация знаний

утро у многих людей начинается с зарядки и мы с вами урок начнём с Зарядки.

Какой тип мы с вами изучаем? (хордовые)

Вставьте термины

Главные особенности типа хордовых - это, во-первых, наличие осевого …..       в виде лежащей над кишечником …..

Мы уже знаем, что  ……… не имеют головного мозга и, соответственно, у них нет черепа, поэтому их выделяют в группу бесчерепных хордовых

Хордовых животных, имеющих головной мозг, защищенный черепом, и вместо хорды позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков, объединяют в группу …….., или позвоночных.

1. хорды     2. скелета  3. черепных  4. ланцетники

  II. Изучение нового материала

Учитель:

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир , с некоторыми жителями этого мира вы хорошо знакомы, а об остальных вам предстоит узнать.

Отгадав   загадки,  вы назовёте жителей удивительного мира и тему урока.

Загадки: . « Крылья есть, а не летает?

Хищна и прожорлива, длинна и поворотлива

Полосатые бока, и клюёт на червяка

У маленькой скотинки сто монеток на спинке

« Крылья есть, а не летает

учащиеся называют тему урока и цель.

Тема урока «Классы рыб: общая характеристика»

цель урока: Изучить характеристику классов рыб

Учитель:

В этносах различных народов существует много пословиц и поговорок и сказок о  рыбах. Вспомните их.

Поговорки: Человек ищет, где лучше, а рыба – где глубже».

Чувствует себя ,как рыба в воде

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Нем . как рыба

Проблемный вопрос::  Почему в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными качествами? ( учащиеся отвечают выдвигают свои гипотезы

  • Гипотеза: «Если в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, рыбы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»

Сейчас мы с вами проведём исследование рыб, каждая группа будет выполнять исследование по инструктивной карте и заполнит свою часть таблицы, которую представит всему классу.

инструктивная карта

Экологи

1.Прочитай параграф

2.Заполни  графу в таблице:»Внешнее строение рыб  связанное с жизнью в  воде»

инструктивная карта

Ихтиологи

1.Прочитай параграф

2.Заполни  графу в таблице:»Передвижение рыб. Приспособления к передвижению»

инструктивная карта

Анатомы

1.Прочитай параграф

2.Заполни  графу в таблице:»Особенность покровов рыб»

инструктивная карта

Физиолог 1.Прочитай параграф 2.Заполни  графу в таблице:»Органы чувств у рыб»

»

Характеристика рыб

Внешнее строение рыб  связанное с жизнью в  воде

Передвижение рыб. Приспособления к передвижению

Особенность покровов рыб

Органы чувств у рыб

      

III. Осознание и осмысление нового материала

Лабораторная работа №7

«Внешнее строение и способ передвижения  рыбы»

Цель. Изучить внешнее строение и покров тела рыбы как приспособление к водной среде обитания.

План работы

Наблюдения

Вывод

1.Рассмотрите форму тела рыбы.

Как называется такая форма тела?

2. Понаблюдайте, как плавает рыба. Какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении?

3. Какова окраска  спины, боков, брюха рыбы?                                  

4. Посмотрите, движутся ли плавники, когда рыба стоит на месте. С помощью каких плавников рыба всплывает к поверхности или погружается вглубь

5. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы. Как они расположены? Какое значение имеет такое расположение чешуи?

ВЫВОД

«Люди наделили рыб  волшебными  качествами,  благодаря особенностям  строения , которые выделяют их из всего животного мира на земле, они  хорошо приспособлены к жизни в водной среде, имеют обтекаемую форму   тела, плавники, обеспечивающие движение рыбы в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.»

IV. Домашнее задание. Изучить параграф. Мини проекты: Отряды рыб

V. Рефлексия

1.Что узнали нового на уроке?

2. Что из урока вам наиболее запомнилось.

3. Полезна ли вам была информация , полученная на уроке.

VI. Оценка работы отдельных учащихся по сообщениям лидеров групп, групп в целом - учителем.

1.Если я чувствовал себя как «рыба в воде» - это синяя фишка.

 2.если как карась на крючке, или на сковородке- это синяя красная

3. а если как сом на дне, равнодушное- это  жёлтая фишка.                                                         

На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, а в ведёрко положите оценку, на которую вы поработали.

Использованная литература:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: Мысль, 1991.
  2. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.
  3. Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Лашкина Н. Игровые задания по зоологии. – «Биология», №15 2002г.
  5. Молис С. С. , Молис С. А. . Активные формы и методы обучения биологии. Животные. Москва: " Просвещение", 1988.
  6. Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Интернет-ресурсы
  1.  http://club-fish.ru/



Предварительный просмотр:

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

Характеристики урока (занятия)

 Уровень образования:  основное общее образование

 Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) 

 Класс(ы):  7 класс

 Предмет(ы):  Биология

 Цель урока:  Изучить общую характеристику хрящевых рыб,их многообразие и значение.

 Тип урока:  Комбинированный урок

 Учеников в классе:  20

 Используемые учебники и учебные пособия:  

1. Латюшин, Шапкин.  Биология "Животные"

2. Дополнительный материал по теме

 Используемая методическая литература:  

1. Учебное методическое пособие к курсу Биология "ЗООЛОГИЯ"

 Используемое оборудование:  

 КОМПЬЮТОР

Тема: «Кассы рыб, общая характеристика.»

Цели:

Изучить особенностям  строения   рыбы, связанные с обитанием в  водной среде.

Задачи: Образовательные:

выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

анализировать результаты наблюдений;

фиксировать их результаты;

сравнивать различные объекты;

выявлять сходство и различия объектов;

выделять общее и частное в изучаемых объектах;

сопоставлять характеристики разных объектов;

устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени;

Развивающие:

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы;

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Оценивать весомость приводимых доказательств;

Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач;

Анализировать собственную работу;

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)

Воспитательные:

Воспитание любви к природе;

Готовность учащихся к поступкам на благо природы;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Умение слышать и слушать чужое мнение.

УУД Личностные УУД:

Регулятивные УУД:  умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: выявление особенностей строения клетки, сравнение объектов, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты Предметные:

Знать:  особенности  внешнего строения рыбы связанного с обитанием в водной среде

Уметь: выполнять лабораторную работу, уметь ее оформлять, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с  раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

 Метапредметные:  Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

Основные понятия:  Признаки адаптации рыб к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, чешуя, плавники, боковая линия.

Межпредметные связи: Экология. География.

Ресурсы:

Основные:  УМК В.В. Пасечник

Дополнительные: мультимедийное Авторская презентация. Видиоролик. Зоовлажный препарат рыбы

Формы организации

учебной деятельности:  Фронтальная, индивидуально-групповая

Технология: проектная

      Ход урока
      
I. Актуализация знаний

утро у многих людей начинается с зарядки и мы с вами урок начнём с Зарядки.

Какой тип мы с вами изучаем? (хордовые)

Вставьте термины

Главные особенности типа хордовых - это, во-первых, наличие осевого …..       в виде лежащей над кишечником …..

Мы уже знаем, что  ……… не имеют головного мозга и, соответственно, у них нет черепа, поэтому их выделяют в группу бесчерепных хордовых

Хордовых животных, имеющих головной мозг, защищенный черепом, и вместо хорды позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков, объединяют в группу …….., или позвоночных.

1. хорды     2. скелета  3. черепных  4. ланцетники

  II. Изучение нового материала

Учитель:

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир , с некоторыми жителями этого мира вы хорошо знакомы, а об остальных вам предстоит узнать.

Отгадав   загадки,  вы назовёте жителей удивительного мира и тему урока.

Загадки: . « Крылья есть, а не летает?

Хищна и прожорлива, длинна и поворотлива

Полосатые бока, и клюёт на червяка

У маленькой скотинки сто монеток на спинке

« Крылья есть, а не летает

учащиеся называют тему урока и цель.

Тема урока «Классы рыб: общая характеристика»

цель урока: Изучить характеристику классов рыб

Учитель:

В этносах различных народов существует много пословиц и поговорок и сказок о  рыбах. Вспомните их.

Поговорки: Человек ищет, где лучше, а рыба – где глубже».

Чувствует себя ,как рыба в воде

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Нем . как рыба

Проблемный вопрос::  Почему в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными качествами? ( учащиеся отвечают выдвигают свои гипотезы

  • Гипотеза: «Если в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, рыбы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»

Сейчас мы с вами проведём исследование рыб, каждая группа будет выполнять исследование по инструктивной карте и заполнит свою часть таблицы, которую представит всему классу.

инструктивная карта

Экологи

1.Прочитай параграф

2.Заполни  графу в таблице:»Внешнее строение рыб  связанное с жизнью в  воде»

инструктивная карта

Ихтиологи

1.Прочитай параграф

2.Заполни  графу в таблице:»Передвижение рыб. Приспособления к передвижению»

инструктивная карта

Анатомы

1.Прочитай параграф

2.Заполни  графу в таблице:»Особенность покровов рыб»

инструктивная карта

Физиолог 1.Прочитай параграф 2.Заполни  графу в таблице:»Органы чувств у рыб»

»

Характеристика рыб

Внешнее строение рыб  связанное с жизнью в  воде

Передвижение рыб. Приспособления к передвижению

Особенность покровов рыб

Органы чувств у рыб

      

III. Осознание и осмысление нового материала

Лабораторная работа №7

«Внешнее строение и способ передвижения  рыбы»

Цель. Изучить внешнее строение и покров тела рыбы как приспособление к водной среде обитания.

План работы

Наблюдения

Вывод

1.Рассмотрите форму тела рыбы.

Как называется такая форма тела?

2. Понаблюдайте, как плавает рыба. Какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении?

3. Какова окраска  спины, боков, брюха рыбы?                                  

4. Посмотрите, движутся ли плавники, когда рыба стоит на месте. С помощью каких плавников рыба всплывает к поверхности или погружается вглубь

5. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы. Как они расположены? Какое значение имеет такое расположение чешуи?

ВЫВОД

«Люди наделили рыб  волшебными  качествами,  благодаря особенностям  строения , которые выделяют их из всего животного мира на земле, они  хорошо приспособлены к жизни в водной среде, имеют обтекаемую форму   тела, плавники, обеспечивающие движение рыбы в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.»

IV. Домашнее задание. Изучить параграф. Мини проекты: Отряды рыб

V. Рефлексия

1.Что узнали нового на уроке?

2. Что из урока вам наиболее запомнилось.

3. Полезна ли вам была информация , полученная на уроке.

VI. Оценка работы отдельных учащихся по сообщениям лидеров групп, групп в целом - учителем.

1.Если я чувствовал себя как «рыба в воде» - это синяя фишка.

 2.если как карась на крючке, или на сковородке- это синяя красная

3. а если как сом на дне, равнодушное- это  жёлтая фишка.                                                         

На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, а в ведёрко положите оценку, на которую вы поработали.

Использованная литература:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: Мысль, 1991.
  2. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.
  3. Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Лашкина Н. Игровые задания по зоологии. – «Биология», №15 2002г.
  5. Молис С. С. , Молис С. А. . Активные формы и методы обучения биологии. Животные. Москва: " Просвещение", 1988.
  6. Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Интернет-ресурсы
  1.  http://club-fish.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: "Класс Хрящевые рыбы"

Презентация  к уроку "Класс Хрящевые рыбы"...

Урок биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб."

Методическая разработка используется при изучении темы "Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы" на первом уроке в 7 классе. Урок дан  с лабораторной работой "Внешнее строение и  особенн...

Презентация к уроку биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика. Внешнее строение рыб".

В презентации показаны таблицы  о  внешнем строении рыб, об органах  передвижения, об  органах  чувств рыб. При закреплении  материала предлагается  кроссворд....

Урок: "Класс рыбы, общая характеристика."

Разработка урока  "Классы рыб общая характеристика"...

презентация "Надкласс рыбы общая характеристика и внешнее строение"

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 7 классе при изучении темы " Надкласс Рыбы. Общая характеристика". В презентации представлена информация об особенностях внешнего строен...

Презентация к уроку "Класс Хрящевые рыбы"

Развитие познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках биологии...

Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.

Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний  обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....