Календарно-тематическое планирование по биологии, 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по биологии, 9 класс. Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: ДРОФА; 2012 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Захарова Людмила Вениаминовна

                                                                                                         учитель биологии и химии

                                                                                                                МБОУ «СОШ  № 1» п. Ханымей

                                                                                                                              ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей

Календарно-тематическое планирование по биологии

9 класс

п/п

Тема раздела, главы

урока

Кол-во

час-ов

Основные термины,

понятия

Знания, умения и компетентности

Оборудование

Дата по плану

Дата факти

ческая

Дата по плану

Дата фактическая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 триместр

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле - 22 ч. (21 ч. +1 ч. Р.В.)

Глава 1. Введение. Многообразие живого мира (2 ч.)

1.

Инструктаж по охране труда. Введение. Биология – наука о жизни

1

Биология,

биологические науки

Знать определения понятий; практическое применение достижений современной биологии; биологические науки. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей

Т. Гомологичные и аналогичные органы, Зародыши хордовых животных

Гербарий растений

2.

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов

1

Жизнь, открытая система,

наследственность,

изменчивость,

упорядоченность,  постепенность,  последовательность

Знать определения понятий; свойства живого. Уметь различать процессы   обмена у живых организмов и в  неживой природе; выделять особенности развития живых организмов

Презентация

Опорная схема «Основные свойства живых систем»

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.)

3.

Становление систематики

1

Таксон, система, иерархия

бинарная номенклатура, уровни организации живой природы, царства живой природы. Видовое разнообразие

Знать определения понятий; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы.

Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

Т. Классификация растений

Опорная схема «Уровни организации живой природы»

4.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

Теория

Знать определения понятий. Уметь работать с учебной и научно-популярной литературой

Портрет Ж.Б.Ламарка

Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора  (3 ч.)

5.

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1

Эволюция

 

Знать определения понятий; выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином

Карта мира, презентация

6.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

Эволюция, искусственный отбор, порода, сорт

Объяснять причину многообразия   домашних   животных   и культурных растений

Т. Искусственный отбор, опорная схема, гербарий, рисунки, фотогра-фии (породы животных и сорта растений)

7.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями

Давать определения понятиям. Называть: основные   положения   эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Характеризовать сущность борьбы за существование; формы борьбы за существование

Опорная схема «Формы борьбы за существование», «Формы отбора»

Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора (3 ч.)

8.

Приспособление как результат эволюции

1

Приспособленность, мимикрия, маскировка.

Предупреждающая окраска. Физиологические адаптации

Знать определения понятий.

Называть основные типы приспособлений  организмов  к окружающей среде, приводить примеры. Объяснять относительный характер      приспособительных признаков у организмов

Т. «Адаптация животных, растений».

Презентация

9.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа 1 «Изучение приспособленности к среде обитания»

1

Адаптация

Приспособленность

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

Выявлять относительность приспособлений.

Т. с изображением конечностей и клюва птиц. Презентация, гербарий.

10

Физиологические адаптации

1

Физиологические адаптация    

Выявлять и описывать разные  способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособленности

Изображения животных, растений

Глава 5. Микроэволюция (2 ч.)

11

Вид, его критерии и структура

1

Вид, виды-двойники, ареал, критерии вида: морфологический, физиологический,  генетический,   экологический, географический, исторический

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии   вида. Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

Презентация

Опорная схема «Критерии вида»

12

Эволюционная роль мутаций

1

Популяция, мутация, микроэволюция

Называть признаки популяций. Приводить  примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида

Опорная схема

«Последовательность событий при видообразовании»

Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч.) (2 ч. +1 ч. Р. В.)

13

Главные направления эволюции

1

Биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Знать определения понятий. Называть и раскрывать сущность эволюционных направлений.  Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.

Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном уровне

Т. «Главные направления эволюции»

14

Общие закономер-ности биологической эволюции

1

Дивергенция

Конвергенция

Знать определения понятий. Иметь представление о закономерностях биологической эволюции

Т. Дивергенция и конвергенция

15

Контрольная работа 1 «Эволюция живого мира на Земле»

1

Задания в форме ЕГЭ

Глава 7. Возникновение жизни на Земле (2 ч.)

16

Современные представления о возникновении жизни

1

Гипотеза, коацерваты,

пробионты, абиогенез

Знать определения понятий. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира

Т. «Матричный синтез».

Презентация

17

Начальные этапы развития жизни

1

Автотрофы, гетеротрофы палеонтология, прокариоты

эукариоты, химическая эволюция, биологическая эволюция

Знать определения понятий. Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Называть сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимо-связи организмов и окружающей среды

Презентация

Глава 8. Развитие жизни на Земле (5 ч.)

18

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

1

Ароморфоз, фотосинтез,

половой процесс, идиоадаптация

Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое; ароморфозов у растений   и животных в протерозое

Презентация

Опорная схема «Геохронологи-

ческая таблица»

19

Жизнь в палеозойскую эру

1

Ароморфоз, идиоадаптации

Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое; ароморфозов у растений и животных в палеозое. Называть       приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу

Презентация

Опорная схема «Геохронологи-ческая таблица»

20

Жизнь в мезозойскую эру

1

Ароморфоз, идиоадаптации

Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое; ароморфозов у растений   и животных в мезозое

Презентация

Опорная схема «Геохронологи-ческая таблица»

21

Жизнь в кайнозойскую эру. Тестирование

1

Ароморфоз, идиоадаптации

Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в кайнозое; ароморфозов у растений  и животных в кайнозое

Презентация

Опорная схема «Геохронологи-ческая таблица»

22

Происхождение человека

1

Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза

раса    

Знать определения понятий; факторы   (движущие силы) антропогенеза. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск    биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека

Презентация

Опорная схема «Геохронологи-ческая таблица»

Раздел 2. Структурная организация живых организмов – 12 ч.

Глава 9. Химическая организация клетки (2 ч.)

23

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

Микро- и макроэлементы,

неорганические и органические вещества, вода,   минеральные соли

Знать определения понятий; макро- и микроэлементы. Называть неорганические вещества клетки.

Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов;

 роль воды; биологическое   значение   солей неорганических кислот

Опорная схема «Химические соединения живых организмов», «Неорганические вещества», «Минеральные соли»

24

Органические вещества, входящие в состав клетки

1

Белки, глобула, гормоны, ферменты, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, нуклеотид

Знать определения понятий;     пространственную структуру белка, функции белков. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко  используются в качестве источника энергии

Презентация.

Опорная схема

«Органические вещества», «Белки»

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3ч.)

25-26

Пластический обмен. Биосинтез белков

2

Ген, триплет, кодон, код генетический, транскрипция, антикодон, трансляция, избыточность, специифичность, универсальность  генетического кода. Принцип комплементарности

Знать определения понятий; называть свойства генетического кода; роль и-РНК,

т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода, транскрипции, трансляции. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме

Презентация

Опорная схема «Обмен веществ»

27

Энергетический обмен

1

Гликолиз, брожение

дыхание, биологическое окисление, этапы энергетического обмена

Знать определения понятий. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.  Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать  этапы энергетического обмена

Презентация

Опорная схема «Фотосинтез»

Глава 11. Строение и функции клеток (7 ч.)

28

Прокариотическая клетка

1

Прокариоты, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения

Знать определения понятий. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты прокариотической клетки. Описывать по таблице строение клеток прокариот; механизм  процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий

Презентация Опорная схема «Разнообразие бактерий по способу питания»

29

Эукариотическая клетка

1

Органоиды, цитоплазма,

цитоскелет, включения, клеточная мембрана,   рибосомы, аппарат  Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды

Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток эукариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции органоидов, включений.

Характеризовать   органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям

Презентация Опорная схема «Строение и функции органоидов клетки»

30

Инструктаж по ТБ. Лаб. работа 2 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

1

Эукариотические  клетки  растений, животных. Прокариотические клетки бактерий

Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток растений и животных. Работать с   микроскопом, изготовлять простейшие микропрепараты. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Сравнивать: строение    клеток растений, животных, бактерий и делать вывод на основе сравнения

Готовые микропрепараты

Кожица чешуи лука, предметные и покровные стекла, водный раствор иода, синие чернила, чайная ложка

31

Эукариотическая клетка. Ядро

1

Хромосомы, кариотип,

соматические клетки,

гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко

Узнавать и описывать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения и функций ядра

Презентация

Опорная схема «Строение и функции ядра»

32

Деление клеток

1

Митотический цикл, митоз,

интерфаза, редупликация, хроматиды, размножение

Знать определения понятий. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза

Презентация темы или фильм

Опорная схема «Фазы митоза. Деление клеток»

33

Клеточная теория строения организмов

1

Цитология, основные положения клеточной теории  Т. Шванна, М.Шлейдена

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура

Презентация

34

Контрольная работа 2 «Структурная организация живых организмов»

1

Задания в форме ЕГЭ

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 ч.

Глава 12. Размножение организмов (2 ч.)

35

Бесполое размножение

1

Размножение бесполое, вегетативное, гаметы, гермафродиты, клетки, митоз, почкование, спорообразование

Знать определения понятий. Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы   вегетативного размножения растений.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения

Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения

Презентация

Опорная схема «Бесполое размножение»

36

Половое размножение. Гаметогенез

1

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом, гаметы,

осеменение, оплодотворение

Знать определения понятий; строение половых клеток. Уметь сравнивать мужские и женские половые клетки, бесполое и половое размножение;  работать с учебной и научно-популярной литературой. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости

Презентация  

Опорная схема «Гаметогенез»

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч.)

37

Эмбриональный период развития

1

Онтогенез, эмбриогенез,

Дробление, гаструляция, органогенез

Знать определения понятий. Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек    (курение, алкоголизм, наркомания).

Презентация

Опорная схема

38

Постэмбриональный период развития

1

Постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз, старение

Знать виды постэмбрионального развития. Приводить примеры  животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

 Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять значение метаморфоза

Презентация 

Опорная схема «Постэмбриональ-ное развитие животных»

39

 Общие закономерности    

 развития. Биогенетический закон

1

Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер)

Знать закономерности развития. Уметь определять тип развития у различных животных

Т.«Зародышевое сходство позвоночных»

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов – 15 ч.

Глава 14. Закономерности наследственных признаков (8 ч.)

40

Основные понятия генетики

1

Генетика, ген, аллельные гены, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии, моногибридное скрещивание

 Знать определения понятий. Называть    

 признаки генов и хромосом. Характеризовать      

 сущность биологических процессов  

 наследственности и изменчивости. Объяснять роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода  Г.Менделя

Презентация

41

Гибридологический метод изучения насле-дования признаков Г.Менделя

1

Т. «Гибри-дологический метод»

42

Законы Г. Менделя

1

Гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещива-ние. Цитологические основы закономерностей

 Знать определения понятий. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм  

 неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: схему  

 моногибридного скрещивания; схему  

 анализирующего скрещивания и

 неполного доминирования  

Т.Моногибридное скрещивание

43

Дигибридное скрещивание

1

Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования.

Составлять и анализировать схему дигибридного скрещивания

Т. «Дигибридное скрещивание»

44

Сцепленное наследование генов

1

Сцепленные гены

Знать определения понятий. Уметь определять количество групп сцепления. Анализировать процессы, нарушающие сцепление генов.

Т. «Мейоз».

Презентация

45

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы

Знать определения понятий. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры и объяснять причины наследственных  заболеваний

 человека

Т.«Мейоз», «Наследование генов, сцепленных с полом».

Опорные схемы

                                                                            Количество часов за 2 триместр

                                                                                                                                                                                                                                   3 триместр

46

Взаимодействие генов

1

Аллельные гены,

суммарное действие

Знать определения понятий. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена

Т.Взаимодействие генов»

47

Инструктаж по ТБ. Практ. работа  «Решение генетических задач и составление родословных»

1

Законы наследования признаков

Объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий    от родительских форм у потомков.  Решать простейшие генетические задачи

Дидактический материал

Глава 15. Закономерности изменчивости (4 ч.)

48

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

Геном, изменчивость, мутаген, полиплоидия, мутации: генные, хромосомные, геномные.

Комбинативная изменчивость

Знать определения понятий; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости; виды наследственной изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях,  вызванных   мутациями, и мерах их профилактики

Т. «Наследственная изменчивость»

Опорные схемы «Классификация мутаций»,

«Формы изменчивости»

49

Фенотипическая изменчивость

1

Модификация, норма реакции

Знать определения понятий; примеры

ненаследственной изменчивости (модификаций). Уметь определять зависимости проявления нормы  реакции от условий окружающей среды. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Таблица «Фенотипическая изменчивость»

50

Инструктаж по ТБ. Лаб. работа 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационных рядов»

1

Изменчивость, вариационные ряды, вариационная кривая

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную)

Гербарий листьев растений одного вида

51

Контрольная работа 3

«Закономерности наследственности и изменчивости»

1

Задания в форме ЕГЭ

Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 ч.)

52

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

Селекция, порода, сорт, закон гомологических рядов наследственной изменчивости

Знать практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и  сортов растений, выведенных человеком. Объяснять: роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции, причину совпадения  центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль  биологии в практической деятельности людей и самого ученика

Презентация

Портрет Н.И.Вавилова.

Опорные схемы

«Задачи селекции», «Центры происхождения культурных растений»

53

Методы селекции растений и животных

1

Гетерозис, гибридизация, мутагенез, порода, сорт

массовый и индивидуальный отбор

Знать определения понятий; методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных

Презентация Опорная схема (дополнить) «Методы селекции»

54

Селекция микроорганизмов

1

Биотехнология, штамм

микробиологический синтез.

Знать определения понятий. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять  роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

Презентация

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 14 ч. (12+2 Р.В.)

Глава 17. Биосфера, ее структуры и функции Биосфера, ее структуры и функции (8 ч.)

55

Структура биосферы

1

Биосфера, экосистема. Компоненты и свойства биосферы

Знать определения понятий; признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы

Презентация

 

56

Круговорот веществ в природе

1

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, гумус, микроэлементы, фильтрация, трофический уровень, почвообразование      

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

Презентация

57

История формирования сообществ живых организмов

1

Биомы, флора, фауна

Знать основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов. Уметь объяснять эти влияния, приводить конкретные примеры

Т. «Геологическая история материков»

58

Биогеоценозы и биоценозы

1

Биогеоценоз, биоценоз, биомасса, популяция

Знать определения понятий; компоненты биогеоценоза; признаки  популяции; показатели структуры популяций  (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства   экосистемы. Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы

Презентация

59

Абиотические факторы среды

1

Абиотические, биотические, антропогенный факторы

Знать определения понятий. Приводить    примеры абиотических факторов, их многообразие. Уметь объяснять их влияние и значение в природе

Опорная схема «Экологические факторы»

60

Интенсивность действия факторов среды

1

Оптимум, предел выносливости организма, ограничивающий фактор

Знать определения понятий. Уметь объяснять зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности; уметь приводить примеры

Презентация

61

Биотические факторы среды

1

Конкуренция, хищничество, симбиоз,

паразитизм

Знать определения понятий. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия   организмов. Определять и характеризовать отдельные формы взаимоотношений

Т. «Ярусная структура лиственного леса»

62

Взаимоотношения между организмами

1

Нейтрализм, симбиоз,

антибиоз, нахлебничество, квартиранство, хищничество, паразитизм

Знать определения понятий. Иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений.

Уметь объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры

Презентация

Опорная схема

Глава 18. Биосфера и человек (6 ч.) (4 ч. + 2 ч. Р.В)

63

Природные ресурсы и их использование

1

Биосфера, ноосфера, антропогенный фактор.

экологический кризис

Знать определения понятий. Иметь представление об учении В.И.Вернадского о ноосфере. Уметь объяснять место и роль человека в биосфере; характеризовать природные ресурсы; приводить примеры их использования

Опорные схемы

 Презентация

64

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

1

Загрязнение воздуха,

пресных вод, Мирового океана, антропогенное изменение почвы, радиоактивное   загрязнение

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать      и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического   разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания  в  повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде

Презентация

65

Охрана природы и основы рационального природопользования

1

Рациональное природопользование,

экологические проблемы, парниковый эффект,    кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, «озоновые дыры»

Называть современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать:

деятельности человека в экосистемах;

влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Красная книга России.

Рисунки живых организмов, охраняющихся в ЯНАО

66-68

Повторение, обобщение знаний. Итоговая контрольная работа

3

Задания в форме ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...