открытый урок
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Открытый урок на тему Промысловое значение рыб. 7 класс . Использование интерактивной доски.Разнообразных форм работы на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок Промысловое значение рыб144 КБ

Предварительный просмотр:

Cабақтың тақырыбы:

Тема урока: «Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов».


Сабақтың мақсаты:

Цели урока:   раскрыть хозяйственное значение рыб, рассказать о влиянии деятельности человека на жизнь рыб, подвести учащихся к выводу о необходимости охраны, рационального использования и воспроизводства рыб, совершенствовать умения школьников, сравнивать полученные данные и работать с учебником.
 познакомиться с промысловыми отрядами: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; дать понятие  о значении  рыбного промысла.

Развивающие: продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания.

Воспитательные: формирование коммуникативных взаимодействий, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный

Основные формы и методы, использованные на уроке: индивидуальная, групповая работа, частично-поисковый.

 Оборудование: компьютер, интерактивная  доска, мультимедийный  проектор.

Ход урока

I.Орг. момент 1 мин

II. Актуализация знаний.  3 мин

      - Ребята, какую  тему  мы  изучили  на  прошлом  уроке?  

( Класс  Рыбы. Подкласс  Хрящевые  рыбы.)

     - Сейчас  я  задам  вам  несколько  вопросов,  а  вы  постараетесь  на  них  правильно ответить.

         

Фронтальный  опрос.

    1)Так какие же рыбы  называются  хрящевыми? ( Хрящевыми  

     называют рыб, у которых хрящевой  скелет.)

    2)Какие отряды  хрящевых  рыб  вам  известны? ( Отряды  Акулы,

    Скаты и  Химерообразные  или Химеры.)

    3)Назовите представителей  отряда  Акул ( Белая, сельдевая,

    полярная, тигровая, акула – молот.)

    4)Назовите  представителей  отряда  Скатов ( Хвостокол, орляк  

    пятнистый, манта, обыкновенный  электрический.)

    5) Какие  признаки  объединяют  акул,  скатов,  

    химер? (Хрящевой  скелет, отсутствие  жаберных  крышек, с

    каждой  стороны  головы 5-7 жаберных  щелей  и  

    плавательного  пузыря  нет.)

    6) Как  размножаются  хрящевые  рыбы? (Они  живородящие.)

III. Изучение нового материала.

Постановка проблемы.(4 мин)                                                                                                  Современный мир животных разнообразен. С момента появления первых организмов и до сегодняшнего времени история земли была наполнена превращениями,  не прерываясь ни на минуту. Вымирают одни. Появляются другие животные. Сам процесс вымирания был растянут во времени, и само вымирание было не всеобщим, а выборочным – например, динозавры, причем некоторые организмы не были затронуты. Так, например, рыбы. Рыбы появились на Земле более 450 миллионов лет назад. Они появились раньше динозавров, пережили динозавров, и существую, по сей день. Эти удивительные животные пережили метеоритные дожди и множество климатических изменений.  А в истории выделяют как минимум 5 временных точек, где происходили значительные исчезновения видов живых существ. Это так называемые "великие вымирания".

Возникает противоречие. Почему некоторые животные исчезли на земле, например, динозавры? А рыбы живы до сих пор? Почему же они тогда не вымерли вместе с динозаврами? Почему они не вымерли позднее, когда вымирали другие животные?

Какие гипотезы вы смогли бы выдвинуть, по данному вопросу?

Выдвижение гипотез детьми. После обсуждения выдвигаем общую гипотезу.

Гипотеза: мы предполагаем, что причины, позволяющие выжить, рыбам нужно искать в приспособленности  рыб к изменяющимся условиям существования.

Знали и промышляли осетровых с давних пор. Известно, что в Греции ни один званный обед не обходился без осетров. Из-за икры осетровых вспыхнула кровопролитная война между торговыми городами-государствами Венецией и Генуей. В домах богатых римских патрициев осетров подавали к столу на золотых блюдах, украшенных цветами. А в Китае право лакомиться осетровыми было привилегией членов императорской фамилии. Осетровых рыб называли на Руси красной рыбой. А ведь красного цвета в их окраске совсем нет. И мясо осетров бледно-розовое. Красными их называли за их прекрасные вкусовые качества,

  -Ребята,  сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  представителями  отрядов  промысловых  рыб.

   - А  что  означает  слово  прмысел? (Добывание  чего -  нибудь, добыча, охота.)

   - В нашем  случае  лов  рыбы.

   -Ребята,  а  что  означает  слово  промысловые? 

(Те, которые являются  предметом  промысла.)

  - Ребята  я для вас приготовила  небольшую информацию  об  отрядах  промысловых  рыб. Надо  внимательно  прочитать,  потому   что  эта  информация  нужна  будет  для  дальнейшей работы на уроке.

          1.Отряд  Осетрообразные  - живые  ископаемые, уцелевшая  ветвь  древней  группы  костно - хрящевых  рыб. Мясо осетровых  ценится  за  прекрасные  вкусовые качества. Икра  осетровых – очень  ценный  питательный  продукт. Тело  этих  рыб  голое, с  пятью  рядами  костных  пластинок .  Скелет  хрящевой,  тела  позвонков  не  развиваются – по  этому  признаку  они  примитивнее  акул, - но  хорошо  развита  хорда. Сильно  развиты  накладные  кости  к  крышке  черепа.  Осетрообразные – это  морские  и  пресноводные  проходные  рыбы  северного полушария.                                                                                                            Самая  крупная  из  осетровых - белуга,   живущая  в  Каспийском и Черном  - достигает 8м  длины  и  11-12ц  массы.  До таких  размеров  доживают  белуги  к  столетнему  возрасту.

Род осетров включаем 16 видом, у нас в стране встречается 8. Наиболее  известными  являются русский осетр  и  стерлядь. Все  они чрезвычайно ценные промысловые рыбы, но варварский вылов, загрязнение рек, плотины, перегородившие рыбе путь к нерестилищами,  привели к значительному снижению их численности.)

2.Отряд Лососеобразные.

    - Это морские, иногда глубоководные, но чаще всего проходные и пресноводные рыбы.

   - О  лососеобразных  нам  расскажет  …   (Семейство лососевых – проходные и пресноводные рыбы средних и крупных размеров. Тихоокеанские лососи:  кета, горбуша, чавыча, кижуч, нерка, сима – дают красную икру и прекрасное мясо. Все они идут в реки на нерест один раз в жизни. У атлантических лососей – семги и кумжи – брачный наряд не очень выражен. После нереста они не погибают и могут нереститься неоднократно. Семга нагуливается в северной части Атлантики, а на нерест идет в реки нашего Севера, реже в другие реки Европы до Португалии включительно. Кумжа легко переходит  к оседлой жизни в озерах и ручьях, становясь некрупной, яркоокрашенной форелью.)

  3. Отряд  Сельдеобразные имеет  большое  практическое  значение.  

     (Типичный представитель –  атлантическая сельдь.  Нагуливается атлантическая сельдь в Норвежском, Баренцевом, Северном морях, питаясь планктоном и ракообразными, достигает 40 см в длину. Нерестилища с каменистым грунтом, от 100 до 250 м глубины. В  Атлантическом  океане обитает  атлантическая  сельдь, которая нерестится у самого берега, приклеивая икринки к водорослям. Широко распространены и активно промышляются более мелкие сельдевые:  европейские  шпроты (они же кильки)  и более крупные - сардинеллы. Не менее известно семейство анчоусов: японский  анчоус,  уловы которого исчисляются  миллионами тонн.)

         (4. Отряд  Трескообразные– отряд  лучеперых  рыб. Объединяет  12  семейств и  около 750  видов. Длина  от  15 см  до 1, 8 м. Единственный  пресноводный  вид – налим.  Морские  трескообразные  предпочитают  придонные  биотопы  холодных  и  умеренных  вод. Многие  ведут  стайный  образ  жизни.

Один  из  самых  крупных  видов – атлантическая  треска,  которая  живет  до  30  лет, достигая  длины  1, 5 м и массы  более 40 кг.)

            5. Отряд Карпообразные– в  подавляющем  большинстве это обитатели пресных вод. У карповых нет зубов на челюстях, но развиваются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Это мирные рыбы, питающие водной растительностью, моллюсками, насекомыми, червями. По этой причине у них нет желудка, а только длинный кишечник.

Представители: сазан, лещ, карп.)

    6. Отряд Окунеобразные - огромная  группа насчитывающая свыше 9тыс. видов большинство которых находится в стадии биологического  процветания.. Речной окунь-рыба средней величины до 40см  с полосатой окраской тела характерной  для хищников - засадчиков.  Судаки -  крупные   до 130 см длиной и массой до 20 кг ценные промысловые рыбы Европы и Северной Америки. Судака у нас специально разводят, это типичные  окуневидные.  Представители  других  отрядов  могут  сильно  отличаться. Таковы  колюшки  с  мощными  колючками  на  плавниках, нередко в  броне  из  костных  пластинок. Для  своих  икринок  они  строят  гнезда, охраняемые  самцом.)

         - Большое  значение  для  промысла  имеет  подотряд    скумбреевидных.

 ( Наиболее  известны: скумбрии и  тунцы. Тунцы  могут  развивать  скорость  до  90  км/час,  при  плавании  их  температура  поднимается  на  несколько  градусов  выше  температуры  воды  в  тропиках.

     Камбала – ценная  промысловая  рыба. Самый  причудливый  представитель  отряда – луна – рыба. Это  малоподвижная  рыба  поверхностных  вод  тропических  морей. Она  может  быть  размером  свыше  3 м, массой  1000 кг. У  нее  не  развивается  задняя  часть  позвоночника  и хвост,  первого  спинного  и  брюшного  плавников  нет, плавает  она,  руля  вторым  спинным  и  анальным  плавниками. Она  является  самой  плодовитой  рыбой – выметывает  до  300  млн  икринок.)

 - Ребята, а  каких  рыб  называют  пресноводными?

(Рыб, обитающих  в  пресных  водах,  а  именно,  в  реках,  прудах  и  озерах.) (Словарь!)

   - Каких  рыб  называют  морскими? (Рыб, обитающих  в  морях  и  океанах.)

   - А  как  вы  думаете, что  значит   проходные  рыбы? ( Даю  понятие проходных  рыб.  Проходные  рыбы - это  значит,  что  для  размножения  они  перемещаются  из  морей  в  реки  и  наоборот.)

Рыболовство  СООБЩЕНИЕ Русалина,
1).Ежегодно в океанах вылавливается около
 70млн.тонн рыбы. Самые
большие
 рыболовные флотилии принадлежат Японии и России.
Продуктивность рыболовных флотилий.
Большие
 рыболовные флотилии имеют при себе плавучий рыбозавод где  рыбу чистят и замораживают» Благодаря этому флотилия может дольше  пробыть в море, а значит, налшшъ больше рыбы. Чтобы выследить рыбные косяки, современные суда используют эхолокацию, В тем случае в глубь моря посылается звуковой сигнал который, отразившись от косяка рыбы, возвращается обратно. Компьютер определяет в каком месте произошло отражение. Траулер - рыболовное судно которое тянет за собой сеть ее называют трал, она размером с футбольное поле, Еще есть рыболовное судно называемое
сейнером. Его сеть, так называемый, кошельковый невод,
 обволакивает- косяк ры6? а затем затягивает веревкой,На рефрижераторных судах выпотрошенную рыбу укладывают радами,голова к хвосту и замораживают в блоки весом 40кг. Затем эти замороженные блоки помещают в специальное хранилище - морозильник. Суда* необорудованные морозильниками перед выходом в море запасаются большим количеством льда. Рыбу укладывают в ящики и обкладывают льдом, Эти суда должны вернуться в порт не позднее чем через 2 недели. иначе рыба испортится.

Решение проблемы

В настоящее время запасом рыб в нашей стране нанесем большой урон, что связано с нарушением мест их нереста, загрязнением водоемов, сокращением убежищ для молоди и в целом кормовой базы. При строительстве гидроузлов и водохранилищ на сооружаются рыбоподъемники, рыбопропускники, но этого оказалось недостаточно! в отравленных стоками водах рыбы практически не осталось. 2). Предложите меры по охране рыб. 

1)Регулируетея количество улова. 
2) Соблюдается сезонность вылова. 
3)Регламентируются орудия лова.
4)Запрещено применение взрывчатых веществ.
5)Исскуственное разведение рыб с последующим выпуском
в естественные водоемы.
6) красная книга.
7) Мелиорация водоемов.
8) Насаждение деревьев по берегам рек.
9) Фильтрование сточных вод 
2. Необычное значение рыбы

1).Рыбная ловля - спорт и активный отдых, (рыбалка). 
2) Эстетическое значение:
а) В природе - по окраске конкурирует е птицами и Бабочками; 
б) Аквариумное дело - обыкновенный серебристый карась -золотая рыбка.
в) Акклиматизация для борьбы с болезнями: гамбузия - малярийный комар.

3Какова  роль  рыб  в  природе?

Какое  значение рыбы  имеют  в  жизни  и  хозяйственной  деятельности  человека?

Жители некоторых островов Тихого океана из кожи акул делают напильники, которыми можно полировать дерево и даже мрамор.
Профессор Т.Н.Пивольнев установил, что рыбы различают все цвета, в том числе и красный, но на различные цвета рыбы реагируют по- разному.
Сайра, например, при освещении воды голубым светом никак не реагирует, при освещении белым - ведет себя неспокойно и выскакивает из воды, а при красном цвете собирается плотным косякам у самой поверхности поря, значит, цветное освещение воды можно применять в практических целях при ловле рыбы. 
Специальные вытяжки из мозга африканских протоптеров используют в медицине для консервации донорских органов и тканей, благодаря неприметной рыбий гамбузии в южных районах СНГ в 30и-е годы удалось резко сократить численность малярийного комара. На очереди проекты по борьбе карликовых африканских "щучек" с сонной болезнью, американских гупки с желтой лихорадкой и личинками прочих кровососущих насекомых - переносчиками тяжелых недугов.
забывать и то обстоятельство, что торговля экзотическими рыбками для целого ряда развивающихся государств (Тайвани, Малазии, Тайланда и др.) является важной статьей национального дохода. Только в США ежегодно импортирует аквариумных животных на сумму свыше 80 млн. дол.
Издавне приручен человеком карп, Более 2000 лет ведется совершенствование его пород. среди которых особый интерес для аквариумистов представляют радужные карпы - ком. На традиционных выставках организуем в в Японии, можно увидеть до 50 цветовых вариаций ком одновременно , а цена за голову чемпиона достигает огромных величин
Рыбы являются неотъемлемой частью нашего питания, т.к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Рыбные блюда рекомендуются гипертоникам, больным язвой желудка, страдающим избыточным весом. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для скота. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.  Таким образом, роль рыб в жизни человека неоценима, поэтому они являются объектами промысла.  Одним из направлений по увеличению рыбных запасов является рыбоводство.  

IV Физминутка

V Закрепление: флипчарт конвертер

Назовите основные отряды костных рыб. Какие из них имеют промысловое значение?
СЕЛЬДЕОБРАЗНАЯ:
 разные виды сельдей, сардина, шпроты, хамса, килька,
ЛОСОСЕОБРАЗНЫЕ:
 (проходные):кета, горбуша, семга, форель. Омуль,
КАРПООБРАЗНЫЕ:
 сазан, лещ, карась, толстолобик, белый амур-

ТРЕСКОВЫЕ: треска, хайда, хек, минтай, налим.

Главнейшие промысловые рыбы— это сельдь, лосось, лещ, судак.
всего 50 видов
. По величине улова в мировом рыболовстве первое место
среди промысловых занимают сельдевые рыбы, на втором тресковые, далее
лососевые и карповые. Наиболее ценные - осетровые»

Разгадай шифровку флипчарт заливка 3 мин

(Надо отгадать, названия каких рыб зашифрованы переставлением букв в словах.

1. Торес. (Осетр.)
2. Тапвол. (
Плотва.)
3. Знаас. (
Сазан.)
4. Оругь. (
Угорь.)
5. Парк. (
Карп.)
6. Нагопир. (
Пинагор.)
7. Качорг. (
Горчак.)

8. Секрат. (Треска.)
9. Бовал. (
Вобла.)
10. Млина. (
Налим.)
11. Сухари. (
Хариус.)
12. Дакус. (
Судак.)
13. Каюшлок. (
Колюшка.)
14. Лубега. (
Белуга.)


Торговый ряд второй “Рыбный бумеранг”. карточки

Задание: участники игры получают карточки задания. По команде участники игры выполняют одно действие-задание в карточке и передают карточку по часовой стрелке следующему игроку, при этом передающий игрок получает задание от соседнего игрока. Игра заканчивается, когда выполняется последнее задание. Каждый участник проверяет за две минуты возвратившуюся карточку- “Бумеранг”- и исправляет неверные, по его мнению, ответы. Затем карточки сдаются жюри.

 

Карточка №1

1.

2.

3.

4.

5.

Рыбка, которую разводят для борьбы с малярией. (Гамбузия.)

Самый крупный вид черноморской камбалы. (Калкан)

Промысловая рыба из семейства тресковых, её именем назван один из рассказов А.П.Чехова. (Налим)

Какие рыбы имеют оружие на носу? (Меч-рыба, пила-рыба.)

Одна из важнейших промысловых рыб Байкала, искусственно разводимая на реке Нижняя Ангара. (Харице)

 

 

Карточка №2

1.

2.

3.

4.

5.

Сколько известно видов рыб? (Около 20 тыс.)

Опасный морской хищник. (Акула)

Разновидность хамсы, второстепенная промысловая рыба Приморья. (Анчоус)

Крупная хищная пресноводная рыба, отличающая от других отсутствием чешуи. (Сом)

Как называется наука о рыбах? (Ихтиология.)

 

 

Карточка № 3

1.

2.

3.

4.

5.

Одна из наиболее ценных промысловых рыб. (Осетр)

Рыба из семейства карповых с красными плавниками. (Красноперка)

Промысловая рыба, которая главным образом разводится в прудах. (Карп)

Ценная промысловая рыба из семейства окуневых. (Судак)

Маленькая хищная рыбка, которая строит гнездо и заботится о потомстве. (Колюшка)

VI .Итог  урока.

   - Почему  же  они  называются  промысловыми?( Потому  что  являются  объектом  промысла.)

   -Какие  же  отряды костных  промысловых  рыб  вы  запомнили?

   - Вернемся  к  вопросу, который  я  задала  вам  в  начале  урока. Каковы  же  причины  многообразия  костных  рыб? (Они  распространены  по  всему  земному  шару. У  них  различные  условия  жизни  и  за  счет  этого  они многообразнообразны.)

     - Почему  они  относятся  к  одному  классу? ( Потому  что  имеют  общие  черты  строения, а  именно  костный  скелет,  костную  чешую,  жаберные  крышки  и  плавательный  пузырь.)

     - Но с  нами  могут  поспорить  наши  гости. Ведь  все  эти  рыбы  очень  отличаются  по  окраске  тела.

   - Как  вы  думаете,  почему? ( Потому  что  они  живут  в  различных  климатических  поясах, в  различных  водоемах, т.е.  у  них  разные  условия  существования.)

VII. Оценивание  учащихся. Рефлексия

VIII. Инструктаж д/з

Биологические задачи

Условия в реке считаются нормальными только в том случае, если в ней обитают многочисленные виды, относящиеся к различным систематическим группам. Однако численность каждого вида даже в благоприятных условиях не превышает определенного предела. Почему?

Ответ В устойчивых биоценозах обитают многочисленные виды, которые находятся в определенном равновесии. Изменение их относительной численности или исчезновение некоторых говорит о неблагополучии в окружающей среде, о неправильном поведении людей по отношению к биоценозу

2 В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными насекомыми многократно применялись сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему?

Ответ Ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питалась рыба, в том числе и лососи.

3 В поверхностном слое океана плавают серебристые рыбы, на глубине 200-400м – красноватого цвета, еще глубже – фиолетовые и черные, а вот донные глубоководные рыбы вовсе не окрашены. Раскройте биологическое значение различия окраски рыб.

Ответ  Окраска рыб имеет приспособительное значение и зависит от цвета и освещенности воды на данной глубине. На большую глубину свет не попадает, поэтому покровительственная окраска не имеет биологического значения для глубоководных рыб (большинство донных рыб не окрашено).

4 . Закрывает ли рыба глаза, когда спит? (Нет, т.к. у рыб просто нет подвижных век.)

5 Есть на земле рыба, которую привлекает запах крови или серого мяса. На вид это обычная рыбка с серебристыми боками и с желтым или красноватым брюшком. За считанные доли секунды эта рыбка способна отхватить большой кусок мяса, в том числе и человеческого. Что эта за рыбка, где она водиться, и съедобна ли она?

Ответ: это пиранья или “рыба-зуб” живет в Южной Америки, мясо её съедобно.

6 Ученые, исследуя растительный и животный мир, находят определенные признаки, по которым можно определить возраст отдельный их представителей. Как можно определить возраст и интенсивность роста у рыб?

Ответ: на рыбьей чешуе есть кольца, подобные годичным кольцам дерева. По их количеству и определяют возраст рыб, по ширине чешуи – интенсивность роста за сезон.

Известно, что рыбы издают звуки, имеют зрение, слух и обоняние.

А есть ли у рыб шестое чувство?

Ответ: у рыб есть так называемая боковая линия - орган ощущения, расположенный вдоль тела. Этот орган улавливает малейшие колебания воды, вызванные каким-либо движением по близости.

Сколько весит рыба? (Вопрос-шутка. По закону Архимеда – столько, сколько весит вытесняемая ею вода.)


2.Загадки.

1)Название  какого европейского  города  надо  прочитать  справа  налево,  чтобы  получить  название  рыбы?(Милан -  налим.)


Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами. 
5.
 Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)
6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
7. Кровеносная система рыб незамкнутая. 
8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
9.
 Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная. 
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь. 
11.
 Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые; 
б – полухордовые; 
в – хордовые. (+)

2. Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)
б – хрящевых рыб; 
в – ланцетников.

3. К парным плавникам относятся:

а – только грудные; 
б – только брюшные; 
в – грудные и брюшные. (+)

4. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении; 
б – защита от хищников; 
в – то и другое. (+)

Биологические задачи

1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2. У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

Разминка. Отгадай загадку

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)

1. Рот есть – не говорю, глаза есть – не мигаю. (Рыба.)

2. Драчун и забияка живет в воде, «кости» на спине, щука не проглотит. (Ерш.)

3. Название какого европейского города надо прочитать справа налево, чтобы получить название рыбы? (Милан – налим.)

4. Он в самом омуте живет – 
   Хозяин глубины. 
   Имеет он огромный рот, 
   А глазки чуть видны.

(Сом.)

5. Когда ею пользуются, ее бросают; когда не пользуются – на спине таскают. (Рыболовная сеть.)

6. Отнимите от названия паукообразного животного одну букву и получите название рыбы. (Клещ – лещ.)

7. С буквой «с» живу в пруду,
   Все рыболовы меня знают.
   С буквой «ф» за красоту
   Меня жар-птицей называют.

(Сазан – фазан.)

2-й тур

Дальше, дальше...

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)

1. Пресноводная растительноядная рыба, акклиматизированная на Кубани. (Толстолобик.)

2. Самый крупный вид черноморской камбалы. (Калкан.)

3. Пресноводная рыба из семейства тресковых, ее именем назван один из рассказов А.П. Чехова. (Налим.)

4. Редкая и очень красивая рыба Черного моря. Интересна тем, что может передвигаться по дну скачками, опираясь на видоизмененные лучи грудных плавников. (Морской петух – тригла.)

5. Одна из важнейших промысловых рыб Байкала, в том числе объект искусственного разведения. (Омуль.)

6. Промысловая рыба Черного моря с характерной изогнутой боковой линией из заостренных щитков. (Ставрида.)

7. Разновидность хамсы, второстепенная промысловая рыба Приморья. (Анчоус.)

8. Крупная хищная пресноводная рыба, отличающаяся отсутствием чешуи. (Сом.)

9. Вид ската, имеющий над хвостовым плавником длинный зазубренный шип – «пилку». (Морской кот.)

10. Группа рыб, наиболее ценных в промысловом отношении. (Осетровые.)

11. Рыба из семейства карповых с красными плавниками. (Красноперка.)

12. Одомашненная рыба, обычный объект прудового хозяйства. (Карп.)

13. Пресноводная рыба с четырьмя усиками – два в углах рта и два на конце рыла. (Усач.)

14. Ценная промысловая рыба из семейства окуневых. (Судак.)

15. Маленькая хищная рыбка, известная тем, что строит гнезда в воде. (Колюшка.)

16. Рыбка, которую разводят для борьбы с малярией. (Гамбузия.)

17. Самая крупная промысловая рыба России, около 6 м длиной и 1 т весом. (Белуга.)

18. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Меч-рыба, пила-рыба.)

19. Какая рыба мечет наибольшее число икринок? (Луна-рыба.)

20. Какие рыбы носят название небесных светил? (Луна-рыба, рыба-солнце, или солнечник.)

21. Какие рыбы долго живут? (Белуга – до 100 лет, осетр – 50 лет, угорь – 25 лет, щука и карп – 50–70 лет.)

22. Как называется наука о рыбах? (Ихтиология.)

23. Какие рыбы проявляют заботу о потомстве? (Наиболее известные – колюшка, горчак. Также могут быть названы морские коньки и иглы, морские собачки, копеины, пинагор, судак и целый ряд других.)

24. Сколько весит рыба? (Вопрос-шутка. По закону Архимеда – столько, сколько весит вытесняемая ею вода.)

25. Где откладывает икру европейский угорь? (В Саргассовом море в западной части Атлантического океана.)

26. Всякая ли рыба откладывает икру? (Живородящие рыбы – гамбузия, гуппи, меченосцы, моллинезии, а также многие акулы и скаты.)

27. Сколько известно видов рыб? (Около 20 тыс.)

28. На каких рыб охотятся с лопатой? (На рыб, которые способны переживать полное высыхание водоема, зарывшись в дно. Например, африканский протоптерус или южноазиатский анабас.)

29. Как узнать возраст рыбы? (По чешуе или по поперечному срезу кости – на них, как на дереве, образуются годичные кольца.)

30. Закрывает ли рыба глаза, когда спит? (Нет, т.к. у рыб просто нет подвижных век.)

3-й тур

Торговый ряд третий “Угадай-ка”.

Торговый ряд четвёртый “Заморочки из бочки”.

Задание: выполнить задание, которое распределяются между командами путём жеребьевки.

У зубов акулы нет корней: они как бы вставлены в кожу десны. Причем их от шести до десяти рядов, которые по месту роста постепенно перемещаются вперед. Первый ряд зубов выпадает, а на смену ему передвигается новый ряд. Эти ряды острых как бритва зубов акулы -людоеда - мощное её оружие. А пасть имеет значительные размеры.

Вопрос: что может поместиться в её пасти?

Ответ: в их пасти могут разместиться 2 человека, лежащие спиной друг другу.

Есть на земле рыба, которую привлекает запах крови или серого мяса. На вид это обычная рыбка с серебристыми боками и с желтым или красноватым брюшком. За считанные доли секунды эта рыбка способна отхватить большой кусок мяса, в том числе и человеческого. Что эта за рыбка, где она водиться, и съедобна ли она?

Ответ: это пиранья или “рыба-зуб” живет в Южной Америки, мясо её съедобно.

Ученые, исследуя растительный и животный мир, находят определенные признаки, по которым можно определить возраст отдельный их представителей. Как можно определить возраст и интенсивность роста у рыб?

Ответ: на рыбьей чешуе есть кольца, подобные годичным кольцам дерева. По их количеству и определяют возраст рыб, по ширине чешуи – интенсивность роста за сезон.

Известно, что рыбы издают звуки, имеют зрение, слух и обоняние.

А есть ли у рыб шестое чувство?

Ответ: у рыб есть так называемая боковая линия - орган ощущения, расположенный вдоль тела. Этот орган улавливает малейшие колебания воды, вызванные каким-либо движением по близости.

У каждой рыбы есть свои особенности поведения.

У плотвы, например, это вороватая поклевка, а у карася – привередливость при выборе насадки. Язь же пуглив.

Он боится даже тени удильщика, уходит от самого незначительного шума.

Какие советы вы можете дать о ловле язя с учётом этой особенности.

Ответ:

1) При ужении явиться на реку за час до рассвета.

2) Всё нужное под рукой установить и распределить, дать выдержку в 15-20 минут… затем закинуть 1 удочку, через 10 минут - вторую и затем третью.

3) Во время ужения хранить гробовое молчание.

Живые организмы живого океана впитывают в себя из окружающей среды различные металлы, причем выборочно: некоторые предпочитают медь, другие цинк или ванадий. Они становятся как бы маленькими живыми месторождениями ценных металлов. Как ученые обнаружили эту особенность?

Ответ: При исследовании костей рыб ученые в них обнаружили в 20 раз больше металла, чем в морской воде.

Сколько весит рыба? (Вопрос-шутка. По закону Архимеда – столько, сколько весит вытесняемая ею вода.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...