Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (9 класс) по теме:
    разработка урока биологии в 9 классе по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"

    Петухова Галина Александровна

    конспект урока + презентация по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon belki_i_nk.ppt770 КБ
    Файл konspekt_uroka.docx24.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Белки и нуклеиновые кислоты.

    Слайд 2

    Цель урока - изучить строение, свойства, функции белков и НК в клетке.

    Слайд 3

    Белки́ — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из аминокислот .

    Слайд 4

    На тексте под цифрой 1 сделайте пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное

    Слайд 5

    Функция белков: Каталитическая Строительная Двигательная Транспортная Защитная Энергетическая Сигнальная Регуляторная

    Слайд 6

    Нуклеиновые кислоты- природные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.

    Слайд 7

    ДНК – самая большая молекула в клетке. Она намного больше белков и РНК Каждая хромосома = одна молекула ДНК Самые длинные из них ≈ 8 см ДНК – это молекула-текст . В последовательности ее нуклеотидов записана вся наследственная программа организма

    Слайд 8

    На тексте под цифрой 2 и 3 сделайте пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное

    Слайд 9

    ДНК В СОСТАВЕ ХРОМОСОМ

    Слайд 10

    СТРУКТУРЫ ДНК И РНК Дж.Уотсон и Ф.Крик Открыли структуру ДНК в 1953г.

    Слайд 11

    Задания для 4-х групп: 1. В чем сходство между ДНК и РНК? 2.В чем различие между ДНК и РНК? 3.Сравнить белки и НК 4. Структуры белка и типы связей

    Слайд 12

    1 группа: Сходство ДНК и РНК- 1. О ба являются биополимерами 2. Каждый нуклеотид состоит из трех компонентов, соединенных прочными химическими связями 3. Нуклеотиды соединяются между собой в длинные цепи.

    Слайд 13

    2 группа Отличия РНК от ДНК Одноцепочечные молекулы Рибоза вместо дезоксирибозы У вместо Т Меньше по размеру

    Слайд 14

    ДНК – принцип комплементарности, позволяющий матричное копирование молекулы Белков – трехмерную структуру, позволяющую выполнять самые разные функции (катализ, регуляцию, транспорт) 3 группа РНК сочетает свойства

    Слайд 15

    Что я за птица? 3 балла 2 балла 1 балл Активность на уроке высокая средняя низкая Материал урока усвоил хорошо частично слабо Тему могу объяснить Могу сам Могу, но с подсказкой Затрудняюсь

    Слайд 16

    3-5 баллов- Воробей (собирает знания по крупицам) 7-6 баллов - Соловей (передает свои знания другим) 8-9 баллов- Орел (открывает тайны бытия)



    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                               

    Конспект урока: «Белки и нуклеиновые кислоты».                            

    Цель урока- формировать знания о строении, свойствах и функциях белков  и НК в клетке.

    Задачи:

    Образовательные: 

    1)расширить знания о белках и НК как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами;

    2) рассмотреть виды нуклеиновых кислот и сформировать знания о их строении.

    Развивающие:

    1) развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и НК.

    2) развивать умение структурировать материал, работать с текстом.

    3) способствовать развитию умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.

    4) способствовать развитию умения критически работать с текстом, выявлять сходство и различие между объектами.

    Воспитательные: способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.

    Педагогические технологии, используемые на уроке: информационные, групповые, проблемные, критического мышления.

    Тип урока: комбинированный.

    Демонстрационный материал: Таблица - "Белки",  модели структуры белка, НК., презентация по теме: «Белки и нуклеиновые кислоты»

    Этап урока

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    примеч

    1.Организационный момент урока.

    1.1. Постановка задач.

    Приветствие учащихся.

    Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

    1. Организация проверки изученного на прошлом уроке материала.  

    2.Проверка пройденного материала

    1. Каков химический состав клетки?

    2.Каково значение воды и минеральных солей в клетках для живых организмов?

    3. Какие вещества относятся к липидам и какое строение имеет большинство липидов;

    4. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами;

    5.Какое состав и строение имеют молекулы углеводов.

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    2. Изучение новой темы.

    Знаете ли вы что такое белки и нуклеиновые кислоты?

    Как вы уже поняли тема нашего урока:

    « Белки и нуклеиновые кислоты».

    Слайд 1-3

    2.1.

    Работа с текстом № 1

    Обсуждение знаков

    Уровни организации белковых молекул.

    Расскажите какие вы помнете уровни организации белковых молекул?

    Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные)

    Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей)

    Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи)

    Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс

    Такая сложная организация белковой молекулы связана с разнообразными функциями, свойственными этим биополимерам.

    1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин.
    2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза.

    3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин)
    4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям.
    5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген)
    6. Энергетическая функция – не основной , но источник  энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж.

    7. Регуляторная- регулирование обмена веществ в    организме  (инсулин, тироксин, адреналин)

    8. Запасающая- резерв для организма, плода          

    На тексте под цифрой 1

    делают пометки:

    V  знаю

    _ противоречит моим представлениям

    ? требуется разъяснения

    + новое, но понятное

    Вывод формулируется и записывается самостоятельно.

    Слайд 4

    Слайд 5-6

    2. 2. Строение и функции НК

    Биологическая роль нуклеиновых кислот.

    Открыты они в 1869 г. швейцарским  химиком И.-Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов. В природе существуют 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Содержатся нуклеиновые кислоты в ядре, рибосомах, пластидах и митохондриях.

    Слайд 7-8

    ДНК

    2.Организует беседу по вопросам

    а) Что представляют собой НК?

     Молекула ДНК представляет собой двухцепочечную спираль, закрученную вокруг своей оси. ДНК – полимер, мономерами являются нуклеотиды.

    На тексте под цифрой 2 и 3

    делают пометки:

    V  знаю

    _ противоречит моим представлениям

    ? требуется разъяснения

    + новое, но понятное

    Записывают определение в тетрадь.

    Презентация Слайд 9

    б) Из чего же состоит нуклеотид?

    . Нуклеотид   состоит из 3х компонентов: азотистого основания, пятиатомного сахара –дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды 4х видов, отличаются азотистыми основаниями. 

    Заполняют схему

    Слайд 10

    в) Где находиться ДНК?

    Каково строение ДНК и РНК?

    Нуклеотидный состав ДНК в 1905 г. впервые количественно проанализировал американский биолог Эдвин Чаргафф. Он обнаружил, что число пуриновых оснований всегда равно числу пиримидиновых. Количество аденина = количеству тимина, гуанина = цитозину. Это правило Чаргаффа.

    В ядре, в хлоропластах, в митохондриях

    Самостоятельно изучают правило Чаргоффа по учебнику, записывают в тетрадь.

    Слайд 11-12

    Слайд 14-15

    Слайд 16

     

    РНК

    Организует самостоятельную работу  и подводит к выводу:

    РНК - рибонуклеиновая кислота, полимер,  состоит из 4х нуклеотидов. Состав нуклеотида: азотистые основания ( пуриновые – аденин (А), гуанин (Г); пиримидиновые – цитозин (Ц), урацил (У)), пятиатомный сахар – рибоза, остаток фосфорной кислоты.

      а) рибосомная РНК (р-РНК) в комплексе с белками образует рибосомы, на  которых происходит синтез белка. Молекулы р-РНК состоят из 3-5 тыс. нуклеотидов. Образуются в ядрышках.

    б) информационная РНК (и-РНК) программирует синтез белка в клетке. Она осуществляет передачу кода ДНК к месту синтеза белка.

    в) транспортная РНК (т-РНК)  состоят из 75-95 нуклеотидов, доставляют аминокислоты к месту синтеза белка –рибосомам

    презентация Слайд 17

    3. Закрепление материала.

    Работа в группах по карточкам.

    1. В чем сходство  между  ДНК и РНК?

    2.В чем различие между  ДНК и РНК?

    3.Сравнить белки и НК

    4. Структуры белка и типы связей

    Вставьте нужные слова

    Выберите правильное утверждение

    Обсуждают задания выбирают оратора.

    Делают выводы об изученном материале в виде схем и таблиц

    Презентация

    Слайд

    18-25

    4. рефлексия

    Игра «Что я за птица?»

    критерий

    3 балла

    2 балла

    1 балл

    Активность на уроке

    высокая

    средняя

    низкая

    Материал урока усвоил

    хорошо

    частично

    слабо

    Тему могу объяснить

    Могу сам

    Могу, но с подсказкой

    Затрудняюсь

    3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)

    7-6 баллов

    Соловей (поведай свои знания другим)

    8-9 баллов

    Орел (открывает тайны бытия)

    Слайды

    26-27

    5. Дом. задание

     параграф № 6 читать.

    Слайд 28


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Селекция растений"

    Углубление знаний учащихся о селекции растений, формирование у них знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культур...

    Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Определение пола. Наследование, сцепленное с полом»

    Урок, показывающий сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизирующий знания об особенностях половых хромосом, аутосом....

    Презентация к уроку биологии в 10 классе по теме: "Белки и их свойства"

    Презентация к уроку биологии в 10 классе по теме: "Белки и их свойства"...

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Многообразие и значение земноводных Республики Башкортостан"

    Урок раскрывает многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах, позволяет выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека. Воспитывает любовь к...

    технологическая карта урока биологии в 9 классе по программе Н.И.Сонина. Тема урока "Наследственность и изменчивость"

    Технологическая карта урока биологии в 9 классе " соответствует программе Сонина Н.И.. Урок обобщения по теме "Наследственность и изменчивость"...

    Конспект урока биологии в 9 классе по теме « Строение и работа сердца».

    Представлен урок усвоения новых знаний с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями.  Данный урок построен на проблемной основе с использованием элементов модели...

    Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Бесполое размножение"

    Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Бесполое размножение" по программе Н.И. сонина (концентрическая программа).Представлена технологическая карта, лист самооценки,карты-лото, а так...