разработка урока биологии в 9 классе по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Петухова Галина Александровна

конспект урока + презентация по теме: "Белки и нуклеиновые кислоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon belki_i_nk.ppt770 КБ
Файл konspekt_uroka.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белки и нуклеиновые кислоты.

Слайд 2

Цель урока - изучить строение, свойства, функции белков и НК в клетке.

Слайд 3

Белки́ — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из аминокислот .

Слайд 4

На тексте под цифрой 1 сделайте пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное

Слайд 5

Функция белков: Каталитическая Строительная Двигательная Транспортная Защитная Энергетическая Сигнальная Регуляторная

Слайд 6

Нуклеиновые кислоты- природные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.

Слайд 7

ДНК – самая большая молекула в клетке. Она намного больше белков и РНК Каждая хромосома = одна молекула ДНК Самые длинные из них ≈ 8 см ДНК – это молекула-текст . В последовательности ее нуклеотидов записана вся наследственная программа организма

Слайд 8

На тексте под цифрой 2 и 3 сделайте пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное

Слайд 9

ДНК В СОСТАВЕ ХРОМОСОМ

Слайд 10

СТРУКТУРЫ ДНК И РНК Дж.Уотсон и Ф.Крик Открыли структуру ДНК в 1953г.

Слайд 11

Задания для 4-х групп: 1. В чем сходство между ДНК и РНК? 2.В чем различие между ДНК и РНК? 3.Сравнить белки и НК 4. Структуры белка и типы связей

Слайд 12

1 группа: Сходство ДНК и РНК- 1. О ба являются биополимерами 2. Каждый нуклеотид состоит из трех компонентов, соединенных прочными химическими связями 3. Нуклеотиды соединяются между собой в длинные цепи.

Слайд 13

2 группа Отличия РНК от ДНК Одноцепочечные молекулы Рибоза вместо дезоксирибозы У вместо Т Меньше по размеру

Слайд 14

ДНК – принцип комплементарности, позволяющий матричное копирование молекулы Белков – трехмерную структуру, позволяющую выполнять самые разные функции (катализ, регуляцию, транспорт) 3 группа РНК сочетает свойства

Слайд 15

Что я за птица? 3 балла 2 балла 1 балл Активность на уроке высокая средняя низкая Материал урока усвоил хорошо частично слабо Тему могу объяснить Могу сам Могу, но с подсказкой Затрудняюсь

Слайд 16

3-5 баллов- Воробей (собирает знания по крупицам) 7-6 баллов - Соловей (передает свои знания другим) 8-9 баллов- Орел (открывает тайны бытия)



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                           

Конспект урока: «Белки и нуклеиновые кислоты».                            

Цель урока- формировать знания о строении, свойствах и функциях белков  и НК в клетке.

Задачи:

Образовательные: 

1)расширить знания о белках и НК как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами;

2) рассмотреть виды нуклеиновых кислот и сформировать знания о их строении.

Развивающие:

1) развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и НК.

2) развивать умение структурировать материал, работать с текстом.

3) способствовать развитию умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.

4) способствовать развитию умения критически работать с текстом, выявлять сходство и различие между объектами.

Воспитательные: способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.

Педагогические технологии, используемые на уроке: информационные, групповые, проблемные, критического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Демонстрационный материал: Таблица - "Белки",  модели структуры белка, НК., презентация по теме: «Белки и нуклеиновые кислоты»

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

примеч

1.Организационный момент урока.

1.1. Постановка задач.

Приветствие учащихся.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

  1. Организация проверки изученного на прошлом уроке материала.  

2.Проверка пройденного материала

1. Каков химический состав клетки?

2.Каково значение воды и минеральных солей в клетках для живых организмов?

3. Какие вещества относятся к липидам и какое строение имеет большинство липидов;

4. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами;

5.Какое состав и строение имеют молекулы углеводов.

Учащиеся отвечают на вопросы.

2. Изучение новой темы.

Знаете ли вы что такое белки и нуклеиновые кислоты?

Как вы уже поняли тема нашего урока:

« Белки и нуклеиновые кислоты».

Слайд 1-3

2.1.

Работа с текстом № 1

Обсуждение знаков

Уровни организации белковых молекул.

Расскажите какие вы помнете уровни организации белковых молекул?

Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные)

Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей)

Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи)

Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс

Такая сложная организация белковой молекулы связана с разнообразными функциями, свойственными этим биополимерам.

1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин.
2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза.

3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин)
4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям.
5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген)
6. Энергетическая функция – не основной , но источник  энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж.

7. Регуляторная- регулирование обмена веществ в    организме  (инсулин, тироксин, адреналин)

8. Запасающая- резерв для организма, плода          

На тексте под цифрой 1

делают пометки:

V  знаю

_ противоречит моим представлениям

? требуется разъяснения

+ новое, но понятное

Вывод формулируется и записывается самостоятельно.

Слайд 4

Слайд 5-6

2. 2. Строение и функции НК

Биологическая роль нуклеиновых кислот.

Открыты они в 1869 г. швейцарским  химиком И.-Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов. В природе существуют 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Содержатся нуклеиновые кислоты в ядре, рибосомах, пластидах и митохондриях.

Слайд 7-8

ДНК

2.Организует беседу по вопросам

а) Что представляют собой НК?

 Молекула ДНК представляет собой двухцепочечную спираль, закрученную вокруг своей оси. ДНК – полимер, мономерами являются нуклеотиды.

На тексте под цифрой 2 и 3

делают пометки:

V  знаю

_ противоречит моим представлениям

? требуется разъяснения

+ новое, но понятное

Записывают определение в тетрадь.

Презентация Слайд 9

б) Из чего же состоит нуклеотид?

. Нуклеотид   состоит из 3х компонентов: азотистого основания, пятиатомного сахара –дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды 4х видов, отличаются азотистыми основаниями. 

Заполняют схему

Слайд 10

в) Где находиться ДНК?

Каково строение ДНК и РНК?

Нуклеотидный состав ДНК в 1905 г. впервые количественно проанализировал американский биолог Эдвин Чаргафф. Он обнаружил, что число пуриновых оснований всегда равно числу пиримидиновых. Количество аденина = количеству тимина, гуанина = цитозину. Это правило Чаргаффа.

В ядре, в хлоропластах, в митохондриях

Самостоятельно изучают правило Чаргоффа по учебнику, записывают в тетрадь.

Слайд 11-12

Слайд 14-15

Слайд 16

 

РНК

Организует самостоятельную работу  и подводит к выводу:

РНК - рибонуклеиновая кислота, полимер,  состоит из 4х нуклеотидов. Состав нуклеотида: азотистые основания ( пуриновые – аденин (А), гуанин (Г); пиримидиновые – цитозин (Ц), урацил (У)), пятиатомный сахар – рибоза, остаток фосфорной кислоты.

  а) рибосомная РНК (р-РНК) в комплексе с белками образует рибосомы, на  которых происходит синтез белка. Молекулы р-РНК состоят из 3-5 тыс. нуклеотидов. Образуются в ядрышках.

б) информационная РНК (и-РНК) программирует синтез белка в клетке. Она осуществляет передачу кода ДНК к месту синтеза белка.

в) транспортная РНК (т-РНК)  состоят из 75-95 нуклеотидов, доставляют аминокислоты к месту синтеза белка –рибосомам

презентация Слайд 17

3. Закрепление материала.

Работа в группах по карточкам.

1. В чем сходство  между  ДНК и РНК?

2.В чем различие между  ДНК и РНК?

3.Сравнить белки и НК

4. Структуры белка и типы связей

Вставьте нужные слова

Выберите правильное утверждение

Обсуждают задания выбирают оратора.

Делают выводы об изученном материале в виде схем и таблиц

Презентация

Слайд

18-25

4. рефлексия

Игра «Что я за птица?»

критерий

3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке

высокая

средняя

низкая

Материал урока усвоил

хорошо

частично

слабо

Тему могу объяснить

Могу сам

Могу, но с подсказкой

Затрудняюсь

3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)

7-6 баллов

Соловей (поведай свои знания другим)

8-9 баллов

Орел (открывает тайны бытия)

Слайды

26-27

5. Дом. задание

 параграф № 6 читать.

Слайд 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Методическая разработка к уроку в 10 классе по теме "Белки"

Разработка содержит подробный конспект урока, презентацию и пояснительную записку к  конспекту урока....