Взгляд учителя на инновационные педагогические технологии
методическая разработка по биологии по теме

 

Открытость педагога инновациям, поиск новых форм и методов – залог успешной работы, которая принесет желаемые результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №10» города Энгельса

Взгляд учителя на инновационные педагогические технологии

Работу выполнила

учитель биологии

 Буланова Татьяна Михайловна.

Энгельс

2013г.

        

Содержание

Актуальность и проблема темы………………………………………………………………3

 Основная часть

Глава 1. Социальная ситуация развития детей нынешнего века……………………………..……………………………………………………….3

Глава 2. Реализация новых идей в образовании………………………..…………………………………………..…3

 Глава 4. Педагогические технологии……………………..…………4

Глава 5. Инновационные педагогические технологии……………………….…………………………………………………4

Глава 6. Исследование 1……………………………………………………..4

Глава 7. Вывод 1………………………………………………………………….5

Глава 8. Исследование 2…………………………………………………….5

Глава 9. Вывод 2……………………………………………………………….…6

Глава 10. Исследование (3)и  вывод ........................................6

Глава 11. Мое представление о современном учителе ……6

Глава 12. Заключение……………………………………………………….…8

Глава 13. Литература……………………………………………………….…..9

Проблема. Открытость педагога инновациям, поиск новых форм и методов – залог успешной работы, которая принесет желаемые результаты.

  1. :Актуальность темы.

В работе анализируется понимание учителями РМО биологии необходимости использования инновационных педагогических технологий, их знаний, потребностей и возможностей.

 На основании результатов исследования даны предложения по подготовке учителя к освоению новых педагогических технологий и внедрению их в практику.

2.Социальная ситуация развития детей нынешнего века.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ранее и до сих пор существующая и ныне действующая система образования. Если рассматривать эти отличия, то в первую очередь заметно изменение социальной ситуации развития детей нынешнего века:

  1. резко возросла информированность детей, доступно много информации из интернета (как полезной, так и вредной);
  2. современные дети очень мало читают, особенно классическую и научно-популярную литературу ( для знакомства с заданным произведением пользуются  кратким содержанием, найденным все в том же интернете);
  3. современные дети имеют ограниченность общения со сверстниками;
  4. у большинства из них наблюдается несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления

 И в настоящее время учитель должен и решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет     ответ на вопросы «Как обучать в новых условиях? Как заставить мыслить ? Как вызвать интерес к предмету? »

3. Реализация новых идей в образовании.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, перед которым стоит выбор - наполнять учеников знаниями и навыками, или использовать урок для развития понимания этих знаний, навыков, умений, одновременно создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. При этом школа должна стать не столько источником информации, сколько школой, которая учит учиться. Учитель при этом будет уже не проводником знаний, а личностью, обучающей способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Следует признать, что современный урок– это урок-открытие, урок- познание, в котором есть место самореализации, мотивации, интереса к изучаемому материалу, профессионализму, активной деятельности, развитию, росту, самопознанию, выбору, уверенности, инициативности, потребности в знаниях, движению вперед. Но самое главное в современном уроке,  как и раньше,  было и остается творчество учителя и его личность. Современный учитель должен отчетливо понимать, что на смену «готовым» урокам приходит качественно новый, заставляющий детей мыслить, урок с использованием инновационных педагогических технологий.

4. Педагогические технологии.

В данном выступлении я исхожу из определения педагогической технологии, принятого  ЮНЕСКО.

 Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

  1. Инновационные педагогические технологии.

Следствием постоянного развития и совершенствования педагогических подходов и методов стали инновационные педагогические технологии, то есть технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс реализации новых идей в образовании.

Инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, но как педагогическая категория они относительно молоды. В современной педагогической литературе как инновационные рассматриваются преимущественно следующие технологии:

Модульное обучение ( И.В. Галковская), метод проектов (Е.С. Полат), проблемное обучение (М.И. Махмутов), исследовательские (Краснова О.М.) и информационные технологии (А.В.Хуторский, В.А. Николаева), интерактивное обучение (Н.Г.Суворова), интегральная технология (В.В. Гузеев), технологии обучения в глобальных информационных сетях ( М.Ю.Олешков) и др.

  1. Исследование (1) учителей РМО биологии « Инновационные педагогические технологии для меня...».

Вот как выполнили педагоги РМО биологии (в опросе принимало участие 36 учителей) задание, в котором было предложено закончить определение исходя из собственного опыта:

«Инновационные  педагогические технологии для меня – это…»

- технологии, открывающие новые возможности обучать современным методам, способными привлечь к изучению предмета биологии каждого ученика, адаптировать учащихся к быстро меняющимся условиям жизни, потребностям общества и добиться более высокого результата по предмету;

- такие технологии, которые формируют компетентного ученика и помогают ему успешно социализироваться в обществе;

- технология, которая  дает возможность наиболее эффективно использовать время на уроке, дифференцированно подойти к каждому ученику…;

- продуманная модель учебного процесса, форма совместной деятельности учителя и учащихся, позволяющая «держать детей в тонусе», захватывающая их и увлекающая;

- «хорошо забытое старое», известные технологии, используемые в новых современных условиях;

- технология, которая позволяет совершенствоваться мне как учителю.

7. Вывод 1.

В своих высказываниях учителя отмечают универсальность, надпредметность, сочетаемость и открытость инновационных технологий. Совершенно отчетливо в большинстве высказываний звучит мысль о том, что использование технологий повышает учебную мотивацию, пробуждает интерес к познанию нового, активизирует мыслительную и творческую деятельность ребенка, позволяет совершенствоваться как учителю.

8. Исследование (2) учителей РМО биологии о применении наиболее распространенных инновационных технологий.

Инновационные педагогические технологии

Знаете о существовании

Имеете представление

Владеете

Активно используете в работе

Метод проектов

30,7%

23%

46,1%

76,9%

ИКТ

30,7%

15,4%

30,7%

100%

Технология развития критического мышления

30,7%

61,5%

23%

23%

Исследовательские технологии

30,7%

30,7%

15,4%

53,8%

Технология модульного обучения

23%

61,5%

30,7%

Интерактивное обучение

23%

46,1%

30,7%

46,1%

9. Вывод 2 .

Из приведенной таблицы видно, что наиболее распространенными на уровне

« активно использую в работе» среди учителей РМО биологии являются проектные, исследовательские, и ИКТ( информационно-коммуникативные технологии). Достаточно известны, но, не так масштабно используемы технологии модульного и интерактивного обучения. Технология развития критического мышления педагогов интересует, но несмотря на свою привлекательность, степень ее внедрения в практику преподавания биологии незначительна.

10. Исследование (3) и вывод 3, полученные при использовании метода неоконченных предложений  «Использование современных педагогических педагогических технологий позволяет мне..».

Поанализируем ответы учителей, полученные при использовании метода неоконченных предложений. В частности, анализ ответов на задание «Использование современных педагогических технологий позволяет мне…» позволяет сделать следующие выводы:

- цели  и результаты использования этих технологий достаточно наглядны и определяемы;

- необходимость использования компьютерных технологий напрямую связана с подготовкой учащихся к итоговой аттестации;

- исследовательские технологии гарантируют участие в работе школьного научного общества, конференциях, конкурсах различного уровня.

-находить наиболее рациональные пути обучения;

-организовать работу с «сильными» учащимися, разнообразить урок;

-развиваться как педагогу и лучше понимать детей.

11. Мое представление о современном учителе.  

Современный учитель должен отчетливо понимать, что передовое всегда сохраняет многое из традиционного преподавания и в тоже время  научить учиться ученика без инновационных педагогических технологий, когда  на смену «готовым» урокам приходит качественно новый, заставляющий детей мыслить невозможно. Новому учителю необходимо постоянно развиваться. На мой взгляд этому в значительной мере будет способствовать использование метапредметной технологии.

  • Она предполагает, что ребенок не только овладеет системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире;

для того, чтобы показать, что мы передаем универсальный способ работы необходимо выходить за рамки своего учебного предмета в другие области знания.

Значение метапредметной технологии состоит в том, что она с помощью метапредметных действий позволяет сохранять и отстаивать  культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения

Конечно, первоначально можно начинать с внеурочной деятельности, которая должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в  процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций, поэтому именно с нее и начинается внутренняя перестройка учителя.

Для выполнения научно-исследовательских работ в соответствии  с ФГОС можно использовать технологическую карту, в которой прописана поэтапная деятельность как учителя, так и ученика. Рассмотрим пример такой карты и важнейшие этапы в работе.

  1. Выбор темы и постановка задач. Целью этого этапа служит создание проблемной ситуации и фиксация задачи. Деятельность учителя направлена на организацию погружения в тему, проблему выбранной темы, создание ситуации разрыва. (Ученик понимает и принимает предложенную тему, затем знакомится с проблемой. Для ученика это не является новым. В то же время он понимает, что знаний, имеющихся в его запасе, явно недостаточно для изучения темы. Поэтому появляется потребность в поиске нового материала, его отборе, в расширении имеющихся знаний).  Деятельность ученика  состоит в попытке решить проблему известным способом, прислушиваясь и следуя советам учителя. При этом они фиксируют проблему и понимают поставленную задачу.
  2. Совместное исследование проблемы и работа по составлению плана. Цель этого этапа- поиск решений поставленной задачи, составление плана научно-исследовательской работы.     Деятельность учителя состоит в  организации анализа поставленной задачи. Он фиксирует выдвинутые учеником гипотезы, обсуждает их и направляет ученика к составлению плана работы над выбранной темой.  Ученик же анализирует,  доказывает, аргументирует свою точку зрения, обсуждает способы работы. Затем самостоятельно составляет  первый набросок по работе над темой, а с помощью учителя корректирует план работы.
  3. Моделирование. Цель: фиксация основных направлений изучаемого объекта.  Деятельность учителя на данном этапе сводится к организации учебного взаимодействия с учеником, выполняющим работу и последующее обсуждение основных направлений его работы, а также в коррекции плана. Работа ученика состоит в принятии и сохранении поставленной цели и задачи. Он выделяет главное, работает по созданному плану, находит новые и интересные факты и на их основе корректирует план.
  4. Конструирование нового способа действия. Цель этого этапа состоит в конструировании нового способа действия.  Учитель на этом этапе организует учебное исследование для выделения главной темы работы. Ученик совместно с учителем проводит необходимое исследование и участвует в обсуждении содержания материала и проводимого исследования.
  5. Переход к этапу решения частных задач. Цель: осуществление первичного контроля за правильностью выполнения способа действия.   Функцией учителя является диагностика хода работы на каждом этапе и оценивание выполнения каждой операции. Ученик старается выражать свою точку зрения при работе над темой, последовательно отвечая на каждый вопрос темы.
  6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Цель: коррекция отработки способа. Деятельность  учителя будет заключаться в коррекции, обсуждении и исправлении ошибок, а также поиске перспектив в изучаемой теме. Ученик отрабатывает вопросы темы, в которых допущены ошибки, анализирует их. Совместно с учителем осуществляется пошаговый контроль за выполнением работы.

     Данная технологическая карта, построенная в соответствии с требованиями ФГОС , очень помогает при организации научно-исследовательской деятельности ученика, вызывая у последнего нарастающий интерес к выбранной теме.

Результатом работы с учениками в этом году по данной  технологической карте явился 3 место ученицы девятого класса в областной научно-практической конференции «Народы Поволжья: история, образование. культура», выход в финал международного конкурса «От школьного проекта – к профессиональной карьере».

Исходя из сказанного, можно выделить несколько важных действий учителя: заинтересовать, направить, заставить мыслить, помочь, научить выражать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы и кратко излагать суть выполненной работы.

Трудности применения метапредметной технологии

  •  ограниченность продолжительности урока, которую можно компенсировать за счет интенсификации времени по разбору материала;
  •  серьезные требования к теоретическим и практическим знаниям научно-исследовательских подходов и межпредметных вопросов учителем;
  •  отсутствие единой методики оценки метапредметных результатов;
  •  нестыковка  программ разных предметов.

Положительные моменты применения метапредметной технологии

  • развитие глубоких системных знаний у школьников при изучении химических  процессов и явлений разной сложности;
  •  расширение интеллектуальных потребностей и кругозора школьников;
  •  формирование проектно-исследовательских навыков и знаний;
  •  изучение сложного материала по предмету через разноуровневые практико-ориентированные задания;

 расширение самостоятельности и самоконтроля

 

12. Заключение.

1.Использование педагогических технологий - это особый вид профессиональной деятельности, и к этому виду деятельности надо готовить. Его необходимо осваивать для обучения и воспитания современного ученика. Для формирования нового учителя как успешной личности.

2. Учителя РМО биологии осознают эффективность внедрения инновационных технологий, широко их используют. Накапливают опыт использования новых технологий.

3. Использование технологических карт позволяет  выделить несколько важных действий учителя: заинтересовать, направить, заставить мыслить, помочь, научить выражать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы и кратко излагать суть выполненной работы.

3. Для реализации системного подхода в процессе освоения и внедрения учителями инновационной педагогической технологии необходимо обогащение содержания

яркими примерами по их использованию педагогами города и района в обучении;

- ориентация на практическую деятельность самого педагога;

- организацию взаимодействия между учителями в рамках педагогических сообществ с целью обеспечения развивающей профессиональной среды, отражающей инновационные процессы в современной педагогической практике с этой целью у нас в школе создана творческая группа учителей « От метапредметных действий к метапредметным результатам»;

- инновационные технологии позволяют учителям школы добиваться высоких результатов в социальной адаптации обучающихся. Так губернатор области В.В. Радаев в конце 2012 года вручил награду  «Прорыв года» двум выпускникам школы Маренко Андрею и Аюповой Румие в различных номинациях ( выход в 1/8 финала КВН федерального канала, организация волонтерства).

4. Открытость педагога инновациям, поиск новых форм и методов – залог успешной работы, которая принесет желаемые результаты.

Литература:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  2. «Управление внедрением ФГОС основного общего образования в образовательном учреждении». Статья Е.Ю. Ривкина, канд. пед. наук, доц. Московского института открытого образования. окружного управления образования г. Москвы
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования  / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Биология в школе , 2012, №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "

Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...

Использование инновационных педагогических технологии в системной работе учителя физической культуры.

Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика  в области физической культуры, так как у многих учеников отсутствует мотивация заниматься...

Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании (технология кейс-метода)

В методическом пособии рассмотрены проблемы применения кейс-метода как инновационной педагогической технологии.Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ: Акцент обучения переносится на ...

Использование инновационных педагогических технологий в системной работе учителя физической культуры

Программа обучения физической культуре предусматривает большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных техн...

Доклад учителя русского языка и литературы Андреевой Альмиры Даниловны на тему «Использование современных инновационных педагогических технологий для формирования метапредметных компетенций в 5-х классах».

цель современного образования - воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Наша образовательная система предполагает особый психологический климат на занятиях, постро...

Инновационные педагогические технологии для эффективности образовательного процесса и повышения мотивации к изучению ИЯ в практике учителя английского языка

Инновационные педагогические технологии для эффективности образовательного процесса и повышения мотивации к изучению ИЯ в практике учителя английского языка.Автор: Крылосова Елена Леонидовна МОУ &laqu...

Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя

Практика успешного применения кейс-технологий на уроках английского языка...