Учебная программа по курсу природоведения для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) по теме

Кибанова Юлия Викторовна

Календарно-тематическое планирование составлено на основе  авторской  программы для общеобразовательных  школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_5_klass.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Ленинградской области для детей,                    

     нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

         «Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации»

Учебная программа

 по курсу природоведения

 для учащихся 5 класса

 общеобразовательных учреждений

Учитель: Кибанова Юлия Викторовна


Пояснительная записка

            Календарно-тематическое планирование составлено на основе  авторской  программы для общеобразовательных  школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.

             Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

            Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира,которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса

В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.

            Такой подход к отбору содержания соответствует как  возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

   


Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен:

 знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);
  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Развёрнутое календарно-тематическое планирование

                               уроков биологии в 5 классе.

1. Изучение природы- 6 часов

2. Вселенная- 15 часов

3. Земля- 19 часов

4. Жизнь на Земле- 14 часов

5. Человек на Земле- 12 часов

6. Заключение- 2 часа

 

                            Контроль знаний

Виды работ

Всего за год

        l

       ll

       lll

     lV

Проверочная

       5

        1

        2

         2

       -  

Самостоятельная

       4

        1

        -

         3

       -

Итоговая тестовая

       1

        -

        -

         -

      1

Виды работ

Всего за год

        l

       ll

       lll

     lV

Лабораторная

       4

        1

        -

         3

       -  

Практическая

       9

        1

        4

         4

       -

Экскурсия

       1

        -

        -

         -

      1

Лабораторные работы                               Практические работы

1. Методы изучения природы    1. Расположение планет в Солнечной системе  

2. Свойства воздуха                     2. Горные породы и минералы 

3. Свойства воды                          3. Полезные ископаемые их значение

4. Клетка под микроскопом        4.Сейсмические активные зоны, вулканы   

                                                       5. Материки

                                                       6. Архипелаги и острова

                                                       7. Изменения погоды за неделю

                                                       8. Жизнь на разных материках

                                                       9. Жизнь в морях и океанах

Экскурсия:

 «Растения и животные посёлка Назия, влияние человека на их жизнедеятельность»


ТЕМА: Изучение природы (6 часов)

Задачи темы:

- сформировать общие представления об учебном предмете; развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы; учить находить взаимосвязи между живой и неживой природой.

урок

Тема урока

Формируемые понятия

Оборудование; Информационное обеспечение

Домашнее задание

1.

Введение. Природа. Природоведение.

Природа, природоведение, тела, вещества, явления природы.

Схема для магнитной доски. Фотоматериалы.

стр. 3-4, схема в тетр.

2.

Науки о природе.

Самостоятельная работа.

Естественные науки, астрономия, физика, химия, геология, география, экология, биология.

Хим. стакан, сода, уксус.

стр. 6-11,

стр. 14 вопр. 1-3

3.

Биология – наука о жизни.

Биологические науки, ботаника, анатомия, физиология, зоология.

Презентация.

стр. 12-13

стр. 14 вопр. 5-6

4.

Методы изучения природы

Лабораторная работа №1.

Наблюдение, эксперимент, измерение.

Фотоматериалы, соли металлов, спиртовка, спички, магнит, скрепки, линейка, куб, термометр.

стр. 15-19

5.

Великие естествоиспытатели.

Классификация организмов, изменяемость, приспособляемость, биосфера.

стр. 21-22

6.

Обобщение.

Проверочная работа.


ТЕМА: Вселенная (15 часов)

 

Задачи темы:

 - сформировать у учащихся знания о Солнечной системе, её составе, познакомить со спутником Земли - Луной. Научить детей  проводить наблюдения за звёздным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду.

урок

Тема урока

Формируемые понятия

Оборудование; Информационное обеспечение

Домашнее задание

1. (7)

Вселенная? Как   древние люди представляли Вселенную.

Вселенная.

Картинки, презентация.

стр. 24-25,

стр. 28,вопр. 1,2,рис.в учебнике.

2. (8)

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Модель Вселенной, сфера

Демонстрация рисунков, атласа.

стр. 28,вопр. 3,5,7

3. (9)

Н.Коперник и его модель Вселенной.

Модель Вселенной, телескоп.

Атлас, демонстрация рисунков

стр. 29-30

4. (10)

Д.Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.

Солнечная система, Галактика.

Атлас, демонстрация рисунков

стр. 30-33 стр.33,вопр. 3,4

5. (11)

Солнечная система, её состав.

Планеты земной группы.

Солнечная система, планеты земной группы, атмосфера, спутник.

Атлас, фотоматериалы.

стр. 34-35

6.(12)

Планета Земля и её соседи.

Земля, Луна.

Атлас, фотоматериалы

стр. 36-38 стр. 38,вопр. 6,7,9

7. (13)

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Практическая работа.№1

Планеты гиганты.

Атлас, фотоматериалы, бумажный разрезной материал.

стр. 39-42,

стр. 42,вопр. 1,2

8. (14)

Небесные тела: астероиды и кометы.

Астероид, комета.

Атлас, фотоматериалы

стр. 43-44

9. (15)

Метеоры и метеориты.

Метеор, метеорит

Атлас, фотоматериалы

стр. 45-46

стр. 47,вопр. 6,7

10. (16)

Солнце - ближайшая к нам звезда.

Солнце, звезда, солнечная корона, солнечное затмение.

Атлас, фотоматериалы

стр. 48-49

11. (17)

Многообразие звезд.

Звезда, сверхгиганты, гиганты, карлики

Атлас, фотоматериалы

стр.49-50,

стр. 51,вопр. 3,4

12. (18)

Созвездия.

Созвездия, Малая медведица, Большая медведица, полярная звезда.

Атлас, фотоматериалы

стр. 50-51

стр. 51,вопр. 5,7

13. (19)

Галактики. Световой год.

Галактика, световой год.

Атлас, фотоматериалы

Записи в тетради.

14. (20)

Далёкие миры. Многообразие галактик.

Галактика, космические явления.

Атлас, фотоматериалы

стр. 52

15. (21)

Что мы узнали о Вселенной.

Обобщение. Проверочная работа.

 

 

Тема:  Земля  (19 часов)

Задачи темы:

- сформировать у учащихся научное представление о возникновении Земли, о её внутреннем строении, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их свойствах. Продолжить формирование знаний о воде, воздухе, их составе и свойстве, о физических и химических явлениях в природе. Ввести понятия «молекула», «атом», «элемент». Раскрыть процессы образования облаков, осадков, ветра, значения воздуха и воды в природе и для человека. Познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами, с процессами

разрушения горных пород. Продолжить экологическое воспитание школьников.

урок

Тема урока

Формируемые понятия

Оборудование; Информационное обеспечение

Домашнее задание

1. (22)

Как возникла Земля.

Гипотезы.

Атлас, презентации

стр. 54-58

стр. 59,вопр. 8,9

2. (23)

Внутреннее строение Земли.

Ядро, мантия, земная кора, рельеф,

Демонстрация схем, рисунков моделей, внутреннего строения Земли.

стр. 60

3. (24)

Горные породы, минералы. Практическая работа №2.

Горные породы , минералы.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов разного происхождения.

стр. 61-62

4. (25)

Полезные ископаемые. Практическая работа №3.

Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов, нерудные полезные ископаемые.

Демонстрация коллекций полезных ископаемых.

стр. 61-62

5. (26)

Вещества и смеси.

Тело, вещество, смесь.

Бумажный разрезной материал, хим.оборудование: спиртовка, пробирка, железо, сера, стаканчик с водой, магнит.

стр. 64-71,

стр. 71,вопр. 1,5

6.

(27)

Многообразие явлений природы.

Явление, физ. и хим. явления.

Хим. оборудование: спиртовка, пробирка, лёд, стёклышко, медная пластинка.

стр. 64-71,вопр. 7

7. (28)

Природные явления: Землетрясение.

Землетрясения, очаг, эпицентр.

Фотоматериал, раздаточный бумажный материал

стр.72

8. (29)

Природные явления: Вулканы и гейзеры. Практическая работа №4.

Вулкан, кратер, жерло, магма, лава.

Фотоматериал, разрезной бумажный материал. Контурная карта.

стр. 73-74.

9. (30)

Обобщение: строение Земли. Природные явления. Проверочная работа.

Схема на доске.

стр. 75-77

10. (31)

Суша планеты. Материки. Практическая работа №5.

Континент, материк.

Презентация, разрезной бумажный материал.

стр. 78-79

11. (32)

Характеристика природных условий материков.

Физическая карта мира.

Презентация, физ. карта мира.

стр. 80-81,

стр.84,вопр. 2,3

12. (33)

Архипелаги, острова. Практическая работа №6.

Архипелаг, остров.

Презентация, контурная карта.

стр. 83-84

вопр.11

13. (34)

Атмосфера Земли. Лабораторная работа №2

Атмосфера, воздух.

Фотоматериал, презентация, лабораторное оборудование: целлофановый мешок, цветные полоски бумаги.

стр. 85-86

14. (35)

Погода. Климат. Практическая работа №7.

Перистые, слоистые, кучевые облака, ветер, погода, климат.

Фотоматериалы.

стр. 86-87

15. (36)

Ураганы. Смерчи. Самостоятельная работа.

Ураган, тайфун, смерч, торнадо.

Презентация, схема.

стр. 88-89,

стр. 90 ,вопр.12,13

16. (37)

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. Лабораторная работа №3.

Гидросфера, мировой океан.

Фотоматериалы, физ. карта мира, лабораторное оборудование: стакан воды, стакан молока, воронка, фильтр, чистый стакан, спиртовка, стёклышко.

стр. 91

17. (38)

Воды суши. Ледники. Самостоятельная работа.

Воды суши, ледники, айсберги, подземные воды.

Фотоматериалы, физ. карта мира, схема.

стр. 93,

стр. 96,вопр. 11,13,14

18. (39)

Уникальность планеты Земля. Самостоятельная работа по группам.

Северный, южный полюса, ось земли, озоновый слой, почва.

Фотоматериалы.

стр. 97-100,

стр. 99, вопр. 9

19. (40)

Обобщение. Проверочная работа.


Тема: Жизнь на Земле (14 часов)

Задачи темы:

обобщить конкретные знания детей о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания. Сформировать знания о многообразии растений и животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека. Познакомить с представителями особого царства – грибами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

урок

Тема урока

Формируемые понятия

Оборудование; Информационное обеспечение

Домашнее задание

1.

(41)

Как развивалась жизнь на Земле.

Трилобиты, стегоцефалы, мамонты, динозавры.

Атлас животных, презентация.

стр. 102-105

стр. 106 вопр. 4, 5

2.

(42)

Живые клетки. Методы их изучения.

Клетка, мембрана, цитоплазма, ядро.

Иллюстрации.

стр. 107-109

рис. в учебнике

3.

(43)

Большой мир маленькой клетки.

Лабораторная работа №4.

Органоиды, хлоропласты.

Иллюстрации, микроскопы, готовые микропрепараты.

стр. 110-112

вопр. 7

4.

(44)

Разнообразие живого на Земле. Одноклеточные организмы.

Царства, бактерии, простейшие.

Иллюстрации, разрезной бумажный материал.

стр. 113-114

5.

(45)

Многоклеточные организмы. Грибы. Растения.

Грибы.

Иллюстрации, муляжи грибов, гербарии растений.

стр. 114

6.

(46)

Животные.

Беспозвоночные и позвоночные.

Иллюстрации, коллекции, чучела, влажные препараты.

стр. 114-116

вопр. 8, 9

7.

(47)

Среда обитания организмов: наземно-воздушная.

Наземно-воздушная среда.

Атлас по природоведению, иллюстрации.

стр. 118-120,

табл. в тетр.

8.

(48)

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.

Водная среда, почвенная среда.

Атлас по природоведению, иллюстрации.

стр. 121-122

вопр. 5, 6

9.

(49)

Жизнь на разных материках.

Практическая работа №8.

Карта «Растения и животные Земли».

Иллюстрации, разрезной бумажный материал, контурные карты.

стр. 123-125,

стр. 128 вопр. 7

10.

(50)

Природные зоны Земли.

Тундра, тайга, смешанные и широколистные леса.

Атлас по природоведению, контурные карты, иллюстрации.

стр. 129-130

11.

(51)

Природные зоны Земли.

Травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса.

Атлас по природоведению, контурные карты, иллюстрации.

стр.130-131

стр. 134 вопр. 11

12.

(52)

Растения различных природных зон.

Гербарии, атлас по природоведению.

Записи в тетр.

13.

(53)

Жизнь в морях и океанах.

Практическая работа №9.

Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное, глубоководное и сообщество кораллового рифа.

Иллюстрации, разрезной бумажный материал.

стр. 135-137,

стр. 138 вопр. 10

14.

(54)

Обобщение.

Проверочная работа.

Тема: Человек на Земле (12 часов)

Задачи темы:

продолжить развитие знаний о происхождении человека, великих первооткрывателях. Сформировать знания о негативных факторах, влияющих на здоровье человека. Продолжить формирование научного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

урок

Тема урока

Формируемые понятия

Оборудование; Информационное обеспечение

Домашнее задание

1.

(55)

Происхождение человека. Древние предки человека.

Дриопитеки, австралопитеки.

Презентация, иллюстрации.

стр. 142-143

2.

(56)

Первые люди.

Человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный, неандерталец.

Презентация, иллюстрации.

стр. 144-147,

вопр. 5, 8

3.

(57)

Человек современный.

Кроманьонец.

Презентация, иллюстрации.

стр. 148, вопр. 10, 11

4.

(58)

История географических открытий. Открытие Америки.

Иллюстрации.

стр. 149-150

5.

(59)

Открытие Австралии и Антарктиды.

Иллюстрации.

стр. 150-151

6.

(60)

Великие путешественники - первооткрыватели новых земель.

Презентация, иллюстрации.

стр. 152-153

рисунки

7.

(61)

Как человек изменил Землю.

Экологические проблемы, радиоактивные отходы.

Фотоматериалы.

стр. 155-157

8.

(62)

Три «подарка» человека самому себе и планете.

Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.

Информационный буклет.

стр. 157-158,

стр. 159, вопр. 9, 10

9.

(63)

Жизнь под угрозой.

Биологическое разнообразие, заповедники, национальные парки.

Фотоматериалы Красной Книги.

стр. 161

стр. 162, вопр. 6

10.

(64)

Опустынивание и его причины. Дискуссия: «Не станет ли Земля пустыней».

Опустынивание.

Информационный буклет, фотоматериалы.

стр. 163-165,

вопр. 1, 4

11.

(65)

Здоровье человека и безопасность жизни.

Здоровый образ жизни, первая помощь.

Презентация, фотоматериалы.

стр. 166-169

12.

(66)

Обобщение: «Человек на Земле». Повторение курса природоведения.

Записи в тетр.

Тема: Заключение (2 часа)

Задачи темы:

обобщить знания о неживой и живой природе, продолжить формирование экологической культуры учащихся.

урок

Тема урока

Формируемые понятия

Оборудование; Информационное обеспечение

Домашнее задание

1.

(67)

Итоговая контрольная работа по курсу природоведения. (В электронном виде.)

2.

(68)

Экскурсия: «Растения и животные поселка Назия, влияние человека на их жизнедеятельность».