Учебная программа по курсу биологии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии «Животные» для 7 класса, разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечник, В.В.Латюшин и др.
Содержание курса биологии «Животные» продолжает и завершает курс зоологии в 8классе и включает в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре и многообразии экологических систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Ленинградской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации»
Учебная программа
по курсу биологии
для учащихся 8 класса
общеобразовательных учреждений
Учитель: Кибанова Юлия Викторовна
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии «Животные» для 7 класса, разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечник, В.В.Латюшин и др.
Содержание курса биологии «Животные» продолжает и завершает курс зоологии в 8классе и включает в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре и многообразии экологических систем.
Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности животных;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; проводить наблюдения за животными;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного, ценностного отношения к живой природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Развернутое календарно-тематическое планирование
уроков биологии в 8 классе.
1. Тип Членистоногие – 13 часов.
2. Тип Хордовые – 30 часов.
3. Эволюция строения и функций органов и их систем – 10 часов.
4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле – 4 часа.
5. Биоценозы – 6 часов.
6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 5 часов.
Контроль знаний
Виды работ | Всего за год | I | II | III | IV |
Проверочная | 5 | 1 | - | 2 | 2 |
Самостоятельная | 9 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Итоговая тестовая | 1 | - | - | - | 1 |
Виды работ | Всего за год | I | II | III | IV |
Лабораторная | 3 | 1 | 1 | 1 | - |
Лабораторные работы
1. Внешнее строение и образ жизни рыб.
2. Строение перьевого покрова птиц.
3. Покровы животных.
ТЕМА: Тип Членистоногие (13 часов)
Задачи темы:
- сформировать общее представление о многообразии классов типа Членистоногих, выявлять их особенности, приводить примеры; распознавать представителей отряда Насекомых, предлагать меры борьбы с насекомыми-вредителями, объяснять роль Членистоногих в природе и жизни человека.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. | Класс Ракообразные. | Хитин, мозаичное зрение, развитие без превращений. | Атлас беспозвоночных, коллекция ракообразных. | §14, стр. 57-58 |
2. | Класс Паукообразные. Клещи. Самостоятельная работа. | Паутинные бородавки, паутина – ловчая сеть, трахеи, легочные мешки, партеногенез. | Атлас беспозвоночных, коллекция паукообразных. | стр. 59-61 табл. в тетр. |
3. | Класс Насекомые. | Насекомые. | Атлас беспозвоночных. | §15, стр. 65 вопр. 1 |
4. | Отрады насекомых: Тараканы, Прямокрылые. | Таракановые, прямокрылые, яйцеклад. | Атлас беспозвоночных, презентация. | §16, стр. 66-67, конспект |
5. | Уховертки, Поденки. | Уховертки, поденки. | Атлас беспозвоночных, презентация. | стр. 68-70, конспект |
6. | Стрекозы, Вши. | Стрекозы, маска, вши, гниды. | Атлас беспозвоночных, презентация. | §17 стр. 70-72, конспект |
7. | Жуки, Клопы. | Жесткокрылые, полужесткокрылые, развитие с полным превращением. | Атлас беспозвоночных, презентация. | стр. 72-77, конспект |
8. | Бабочки или Чешуекрылые. | Чешуекрылые, гусеница, тутовый шелкопряд. | Атлас беспозвоночных, презентация. | §18, стр. 77-81, конспект |
9. | Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Равнокрылые, биологические меры борьбы, двукрылые, жужжальца, блохи, чума. | Атлас беспозвоночных, презентация. | стр. 81-84, конспект |
10. | Перепончатокрылые. Общая характеристика. | Перепончатокрылые, наездники. | Атлас беспозвоночных, презентация. | §19, стр. 85-87, конспект. |
11. | Муравьи, Пчелы. | Пчела: матка, трутни, рабочие, мед, прополис, воск, соты; муравьи, инстинкт. | Атлас беспозвоночных, презентация. | стр. 87-91, конспект |
12. | Обобщение: «Членистоногие». | Атлас беспозвоночных, презентация. | Учить конспекты в тетр. | |
13. | Обобщение по теме «Беспозвоночные». |
ТЕМА: Тип Хордовые (30 часов)
Задачи темы:
- сформировать общее представление о представителях разных классов типа Хордовые, их особенностях, значении в природе и для человека; выявлять черты усложнения в строении и образе жизни животных; распознавать представителей разнообразных классов.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (14) | Общая характеристика хордовых. П/т. Бесчерепные. | Хорда, череп, позвоночник, бесчерепные, ланцетник. | Атлас позвоночных. | §20, стр. 92-94 |
2. (15) | П/т. Черепные. Класс Круглоротые. Самостоятельная работа. | Черепные, позвоночные, миноги, миксины. | Атлас позвоночных. | стр. 94-96, вопр. 4, 5 |
3. (16) | Классы рыб. Лабораторная работа №1. | Хрящевые и костные рыбы, чешуя. | Атлас позвоночных. | §21, стр. 97-99 |
4. (17) | Внутренне строение рыб. Хозяйственное значение. | Плавательный пузырь, боковая линия. | Атлас позвоночных. | стр. 100-102, вопр. 2, 3 |
5. (18) | Хрящевые рыбы. | Акулы, скаты, химеры. | Атлас позвоночных. | §22, стр. 103-107, вопр. 1, 3 |
6. (19) | Костные рыбы. Отряды Осетровые, Сельдеобразные. | Костно-хрящевые рыбы, проходные. | Атлас позвоночных, презентация. | §23, стр. 107-110, конспект |
7. (20) | Отряды Лососеобразные, Карпообразные. | Лососеобразные, карпообразные, пираньи. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 110-113, конспект |
8. (21) | Отряд Окунеобразные. Двоякодышащие, Кистеперые рыбы. | Окунеобразные, двоякодышащие, кистеперые, латимерия. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 113-115, вопр. 5, конспект |
9. (22) | Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые. | Амфибии, головастики, безногие, хвостатые. | Атлас позвоночных, презентация. | §24, стр. 115-118, конспект |
10. (23) | Отряд Бесхвостые. | Бесхвостые, головастик. | Атлас позвоночных, презентация, влажные препараты. | стр. 119-121, вопр. 3, конспект |
11. (24) | Класс Пресмыкающиеся. | Рептилии стегоцефалы, динозавры. | Атлас позвоночных, влажные препараты. | §25, стр. 122 |
12. (25) | Отряд Чешуйчатые. Ящерицы. Вараны. Самостоятельная работа. | Чешуйчатые, вараны. | Атлас позвоночных, влажные препараты. | стр. 123-125, конспект |
13. (26) | Змеи. | Змеи, выползок. | Атлас позвоночных, влажные препараты. | стр. 125-128, вопр. 2, 3 |
14. (27) | Отряд Черепахи. | Черепаха, панцирь. | Атлас позвоночных. | §26, стр. 129-131 |
15. (28) | Отряд крокодилы. Самостоятельная работа. | Крокодил, мускусные железы. | Атлас позвоночных. | стр. 132-133, вопр. 2, 3 |
16. (29) | Класс Птицы. Лабораторная работа №2. | Перо, инкубация, теплокровные, гнездовые и выводковые птицы. | Атлас позвоночных, раздаточный материал. | §27 стр. 134-136, конспект |
17. (30) | Древние птицы. Отряд Пингвины. | Археоптерикс. | Атлас позвоночных, рельефная таблица. | стр. 136-139, вопр. 4, конспект |
18. (31) | Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Гусеобразные. | Страусы, нанду, Казуары, эму, гусеобразные. | Атлас позвоночных, презентация, чучела. | §28, стр. 145, вопр. 2, 4 |
19. (32) | Дневные хищники Отряды: Совы, Куриные. | Дневные хищники, совы, куриные. | Атлас позвоночных, презентация, чучела. | §29, стр. 151, вопр. 1, 2 |
20. (33) | Отряды: Воробьинообразные, Голенастые. | Воробьинообразные, голенастые. | Атлас позвоночных, презентация, чучела. | §30, стр. 156, вопр. 1, конспект |
21. (34) | Класс Млекопитающие. П/к. Яйцекладущие. | Звери, млечные железы, волосяной покров, первозвери. | Атлас позвоночных. | §31, стр. 157-159 |
22. (35) | П/к. Настоящие Звери. Отряды: Сумчатые, Насекомоядные. | Настоящие звери. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 159-161, конспект |
23. (36) | Отряд Рукокрылые. Самостоятельная работа. | Летучие мышы. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 161-163 |
24. (37) | Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. | Грызуны, резцы. | Атлас позвоночных, презентация. | §32, стр. 170, вопр 1, 2 |
25. (38) | Отряды: Китообразные, Ластоногие. | Китообразные, цедильный аппарат, ластоногие, эхолокация. | Атлас позвоночных, презентация. | §33, стр. Атлас позвоночных 170-174, конспект |
26. (39) | Отряд Хоботные. | Хобот, бивни. | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 174-175, конспект |
27. (40) | Отряд Хищные. | Хищные зубы, | Атлас позвоночных, презентация. | стр. 175-177, вопр. 1, 2 |
28. (41) | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные. | Копыта, рога, сложный желудок, жвачка. | Атлас позвоночных, презентация. | §34, стр. 183, вопр. 2 |
29. (42) | Отряд Приматы. Самостоятельная работа. | Приматы, человекообразные обезьяны. | Атлас позвоночных, презентация. | §35, стр. 187, вопр. 2, 3 |
30. (43) | Обобщение темы «Тип Хордовые». Проверочная работа. |
ТЕМА: Эволюция строения и функций органов и их систем (10 часов)
Задачи темы:
- cформировать понятие об основных системах органов, их строении и функциях, уметь определять местоположение органов, выявлять усложнения в строении органов и их систем, приспособления организмов к среде обитания, объяснять взаимодействие между строением и функцией органов.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (44) | Покровы тела. Лабораторная работа № 3 | Плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа. | Атлас позвоночных, презентация, коллекции членистоногих, влажные препараты, чучела, раздаточный материал. | §36, стр. 193 вопр. 1 |
2. (45) | Опорно-двигательная система. | Наружный скелет, внутренний скелет, осевой скелет, позвоночник, позвонок, сустав, скелет конечностей, пояса конечностей. | Атлас позвоночных, коллекция скелетов животных. | §37, стр.199 вопр. 1, 4 |
3. (46) | Способы передвижения. Полости тела. Самостоятельная работа. | Движения: амебоидное, за счет жгутиков и ресничек, мышц, полость тела. | Атлас позвоночных. | §38, стр.203 вопр.1, 4 |
4. (47) | Органы дыхания и газообмена. | Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки. | Атлас позвоночных, презентация. | §39, стр.208 вопр. 1, 2 |
5. (48) | Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. | Обмен веществ, превращение энергии, ферменты. | Атлас позвоночных, презентация. | §40, стр.214 вопр. 2, 4 |
6. (49) | Кровеносная система. Кровь. | Сердце, капилляры, артерии, вены, кровеносная система: замкнутая, незамкнутая; круги кровообращения, аорта, фагоцитоз, плазма, форменные элементы крови, гемоглобин, кровь. | Атлас позвоночных, презентация. | §41, стр.219 вопр. 3, 4, 6 |
7. (50) | Органы выделения. | Канальцы, почка, мочеточник, мочевой пузырь, моча. | Атлас позвоночных, презентация. | §42, вопр. 2,3 стр.223 |
8. (51) | Нервная система. Органы чувств. | Раздражимость, неравная ткань, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной и спинной мозг, рефлекс, инстинкт, глаз, бинокулярное зрение, нервная и жидкостная регуляция. | Атлас позвоночных, презентация. | §43 стр.224, §44 стр.230, записи в тетр. |
9. (52) | Органы размножения. Способы размножения и развития животных. | Размножение, половые органы, яичник, яйцевод, матка, семенник, семяпровод, плацента, бесполое и половое размножение, внешнее и внутреннее оплодотворение, метаморфоз. | Атлас позвоночных. | §45, стр.236, §46, стр.239, схема в тетр. |
10. (53) | Обобщение. Проверочная работа. |
ТЕМА: Развитие и закономерности размещения
животных на Земле (4 часа)
Задачи темы:
- сформировать понятие об эволюции животных, приводить доказательства эволюции, называть её факторы, объяснять условия существования для жизнедеятельности животных, уметь приводить примеры мигрирующих животных.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (54) | Доказательства эволюции животных. Ч. Дарвин о причинах эволюции. | Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудименты, атавизмы, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Презентация, раздаточный материал. | §50, стр. 258, вопр. 1 |
2. (55) | Многообразие видов как результат эволюции. | Дивергенция, видообразование, разновидность. | Презентация. | §51, стр. 261, вопр. 2, 3 |
3. (56) | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Ареал, эндемик, космополит, реликт, миграция | Зоогеографическая карта | §52, стр. 266, вопр. 3, 5 |
4. (57) | Обобщение. Проверочная работа. |
ТЕМА: Биоценозы (6 часов)
Задачи темы:
- сформировать понятие о биоценозе, приводить примеры биоценоза, описывать компоненты, приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза, положительного и отрицательного влияния человека.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (58) | Естественные биоценозы. | Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты. | Презентация, фотоматериалы. | §53, стр. 268-271 |
2. (59) | Искусственные биоценозы. Самостоятельная работа. | Агроценоз. | Презентация, раздаточный материал. | стр. 271-272, вопр. 4 |
3. (60) | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Факторы: абио-, биотеческие, антропогенные. | Презентация, фотоматериалы. | §54, стр. 274 вопр. 3 |
4. (61) | Цепи питания и поток энергии. | Цепь питания, пищевая пирамида, энергетическая пирамида. | Презентация. | §55, стр. 277, вопр 3, 4 |
5. (62) | Взаимосвязь компонентов биоценоза. | Экологическая группа, пищевые связи. | Презентация. | §56, стр. 282, вопр. 1 |
6. (63) | Обобщение. Проверочная работа. |
ТЕМА: Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 5часов)
Задачи темы:
- сформировать понятие о способах воздействия человека на окружающую среду, определять положительное и отрицательное воздействие человека, приводить примеры домашних, промысловых, редких и охраняемых животных.
урок | Тема урока | Формируемые понятия | Оборудование; Информационное обеспечение | Домашнее задание |
1. (64) | Воздействие человека и его деятельности на животных. Самостоятельная работа. | Промысел, промысловые животные. | Презентация. | §57, стр. 286, вопр. 1, 4 |
2. (65) | Одомашнивание животных. | Одомашнивание, отбор, селекция, разведение. | Презентация, фотоматериалы. | §58, стр. 290 вопр. 1, 2 |
3. (66) | Законы России об охране животного мира. | Мониторинг, биосферный заповедник. | Фотоматериалы. | §59-60, тетр. |
4. (67) | Обобщение по теме «Хозяйственная деятельность человека». Подготовка к контрольной работе. | Повторить записи в тетр. | ||
5. (68) | Итоговая работа по курсу Зоологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42283.jpg)
Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42283.jpg)
Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335458-1383723215.jpg)
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/05/picture-410958-1394018148.jpg)
Учебная программа по курсу природоведения для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.Курс п...
учебная программа по курсу биологии 5-9 класс
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по биологии составлена на основе федеральног...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706502-1447178328.jpg)
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв
Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-248593-1389622982.jpg)
Рабочая программа элективого курса «Биология» для 10 класса общеобразовательной школы
Цель элективного курса: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ: систематизация знаний и умений по курсу биологии, формировние практических навыков работы сКИМами , психологическая подготовка учащихся к...