Рабочая программа по биологии 7 класс. УМК Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Фролова Светлана Николаевна

Данная программа разработана к учбнику биологии, многообразие живых организмов  для 7 класса, Авторов: Н.И.Сонина, В.Б.Захарова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Мурзицкой средней общеобразовательной школы –

Кочетовская основная общеобразовательная школа

Принято  

на педагогическом совете школы

Протокол №_1_

от «_26_» августа  2013 г.

«Согласовано»

Заведующий филиалом Кочетовской ООШ

_____________/Саляева И.В./

«____»____________2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Мурзицкой СОШ

_____________/Мурзакаева Е.И./

 «__»_____________2013 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

Класс:7

Уровень: базовый

Учитель 1 категории: Мокеева Светлана Николаевна

Учебный год: 2013-2014

с. Кочетовка, 2013 год


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта;
  • Образовательной программы филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская  ООШ;
  • Программы  основного общего образования. Биология. 5-9 классы.  Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров   -  Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева   -  2-е изд.стереотип.  – М.: Дрофа, 2013г
  • Учебного плана филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская  ООШ на 2013-2014 учебный год;
  • Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).

Общая характеристика учебного предмета

Цели обучения:

- овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.  

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

        Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

        Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой.

Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

        Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

        Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

В.Б. Захаров, Н.И.. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2012 г.  

        В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах

Для повышения уровня знаний, приобретения практических навыков представленная программа предусматривает демонстрации и  выполнение ряда лабораторных и практических работ.

Требования к результатам обучения

Называть:

- общие признаки живого организма; -основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

Приводить примеры:

- усложнения растений и животных в процессе эволюции;

- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

Характеризовать:

- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, лишайника как комплексного организма;

Сравнивать:

- семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

Применять знания:

- о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами4  
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
  •  соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

Наблюдать:

- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

Соблюдать правила:

- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных;

- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе.  

Количество часов, на которое рассчитана  рабочая  программа: 

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю)

Программное оснащение учебного плана.

Программа  основного общего образования. Биология. 5-9 классы.  Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров   -  Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева   -  2-е изд.стереотип.  – М.: Дрофа, 2013г

Учебно-методическое оснащение учебного плана.

  1. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2010г.

  1. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. М.: Дрофа, 2012г.

  1.  Е. Т. Бровкина, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. – М.: Дрофа, 2006 г.

  1. Биология 7 класс. Многообразие живых организмов. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина

  1. 3. М.В.Высоцкая «Поурочные планы» по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Волгоград, Учитель, 2008.

Тематическое планирование по курсы

«Биология 7 класс. Многообразие живых  организмов»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные

 работы, ч.

Обобщающие

уроки

1

Введение

2

2

2

Царство Прокариоты

3

3

3

Царство Грибы

7

7

4

Царство Растения

17

12

4

1

5

Царство Животные

40

34

6

6

Царство Вирусы

1

1

Итого

70

59

10

1

ОБОРУДОВАНИЕ


1.  Биология. 6-9 класс (учебное электронное издание)
2. Гербарии по систематике растений.
3. Демонстрационный материал по биологии (растения).
4. Коллекция насекомых.
5. Лупы, микроскопы,  покровные стекла
6. Муляжи овощей и фруктов, корнеплодов.
7. Модели птиц.
8. Стеклянные трубочки и лабораторная посуда.
9. Влажные  препараты.
10. Таблицы по биологии растений и животных.
11. Интернет-ресурсы.

Содержание программы

«Биология 7 класс. Многообразие живых организмов»

  1. Введение (2 ч.) 
    Мир живых организмов. Уровни организации живого.
    Ч. Дарвин и происхождение видов.

           Многообразие организмов и их классификация.

  1. Царство Прокариоты (3 ч.)
    Общая характеристика прокариот. Особенности строения и                         жизнедеятельности прокариот. Их роль в природе и практическое значение.
    Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе.

Практическое значение.
III. Царство Грибы (7 ч.)
Царство грибы. Особенности организации, роль в природе и жизни человека.
Отдел Настоящие грибы. Отделы грибов.
Отдел Лишайники.

  1. Царство Растения (17 ч)
    Общая характеристика царства Растения.
    Подцарство Низшие растения.
    Размножение и развитие водорослей.
    Многообразие водорослей.

Лабораторная работа № 1 «Строение спирогиры».
Высшие растения. Общая характеристика.
Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.
Лабораторная работа № 2 «Строение мха кукушкина льна»
Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.
Отдел Хвощевидные. Роль в природе.
Отдел Папоротникообразные.
Лабораторная работа № 3«Строение папоротника». 
Особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Их роль в природе и практическое значение. Отдел Голосеменные растения.
Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.
Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение.
Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные.
Класс Двудольные. Семейство Розоцветных.
Лабораторная работа № 4 «Строение шиповника». Характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых. Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства злаковых. Семейство лилейных. Урок повторения и обобщения.
V. Царство Животные (40ч)
Общая характеристика царства животные.
Особенности организации одноклеточных или простейших, их классификация. ИКТ
Многообразие одноклеточных.

 Лабораторная работа № 5 «Строение инфузории-туфельки». Губки как примитивные многоклеточные животные.
Особенности организации кишечнополостных.
Лабораторная работа № 6 «Строение и поведение пресноводной гидры». 
Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека.  
Особенности организации плоских червей.
Плоские черви-паразиты.
Тип Круглые черви, особенности организации.
Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.
Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение дождевого червя».
Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые.
Класс Малощетинковые. Особенности организации моллюсков, их происхождение.
Лабораторная работа № 8 «Строение раковины моллюска». 
Многообразие моллюсков, их значение в природе.
Особенности строения и жизнедеятельности Членистоногих. Класс Ракообразные.
Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение речного рака».
Многообразие ракообразных, их роль в природе.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.
Многообразие паукообразных, их роль в природе.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.
Размножение и развитие насекомых.
Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.
Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих.
Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.
Подтип. Позвоночные. Рыбы. Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе. Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности.
Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.
Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности.
Особенности организации птиц, связанные с полетом.
Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека.
Класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Сумчатые и Первозвери. Особенности организации животных, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 10 «Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов».
VI. Царство Вирусы (1 ч.)
Царство Вирусы.

Календарно - тематическое планирование  

урока

Содержание

учебного материала

Количество часов

Даты проведения

План

Факт

Введение (2ч)

1

Многообразие живого и наука систематика

1

2

Чарльз Дарвин и происхождение видов. Многообразие живых организмов и их классификация.

1

I Царство Прокариоты(3ч.)

3

Общая характеристика прокариот. Подцарство Настоящие бактерии.

1

4

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Их роль в природе и практическое значение. Архебактерии

1

5

Подцарства Оксифотобактерии.

1

II.Царство Грибы (7ч).

6

Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе.

1

7

Отдел Хитридиомикота.

 Отдел Зигомикота

1

8

Отдел Аскомикота или Сумчатые грибы.

1

9

Отдел Базидиомикота.

1

10

Группа Несовершенные грибы.

1

11-12

Отдел Лишайники.

2

III Царство Растения (17 ч).

13

Общая характеристика

Царства Растения.

1

14

Подцарство Низшие растения.

Общая характеристика водорослей.

1

15

Лабораторная работа № 1

«Строение спирогиры»

1

16

Отдел Зеленые водоросли.

Отдел Красные водоросли.

1

17

Отдел Бурые водоросли.

1

18

Подцарства  Высшие растения.

Общая характеристика

1

19

Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Лабораторная работа № 2

«Строение мха кукушкина льна»

1

20

Отдел Плауновидные.Особенности строения и жизнедеятельности.

1

21

Отдел Хвощевидные.

Особенности строения и жизнедеятельности.

1

22

Отдел Папоротникообразные.

Особенности строения и жизнедеятельности.

Лабораторная работа № 3

«Строение папоротника»

1

23

Особенности размножения папоротников.

Их роль в природе, практическое значение

1

24

Отдел голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.

1

25

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

1

26

Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение.

Лабораторная работа № 4

 «Строение шиповника»

1

27

Размножение покрытосеменных растений. Класс Однодольные.

1

28

Класс Двудольные. Характерные особенности основных семейств.

1

29

Повторение и обобщение по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения.

1

IV Царство Животные ( 40 ч).

30

Общая характеристика царства животные

1

31

Подцарство Одноклеточные

Лабораторная работа № 5

 «Строение инфузории-туфельки».

1

32

Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

33

Класс Жгутиковые. Тип Споровики

1

34

Тип Инфузории.

1

35

Подцарство Многоклеточные

1

36

Тип Губки

1

37

Тип Кишечнополостные.

Класс Гидроидные

Лабораторная работа № 6

«Строение и поведение пресноводной гидры».

1

38

Класс Сцифоидные.

Класс Коралловые полипы.

1

39

Тип Плоские черви.

Класс Ресничные черви. Класс Сосальщики

1

40

Класс Ленточные черви

1

41

Тип Круглые черви

1

42

Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа № 7

 «Внешнее строение дождевого червя».

1

43

Классы Многощетинковых и Малощетинковых.

1

44

Класс Пиявки.

1

45

Тип Моллюски.

Лабораторная работа № 8

«Строение раковины моллюска»

1

46

Класс Брюхоногие моллюски.

1

47

Класс Двустворчатые моллюски

1

48

Класс Головоногие моллюски

1

49

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные

Лабораторная работа № 9

«Внешнее строение речного рака»

1

50

Класс Паукообразные.

1

51

Класс Насекомые.

1

52

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

1

53

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих.

1

54

Многообразие иглокожих.

1

55

Тип Хордовые

1

56

Надкласс Рыбы

1

57

Класс Хрящевые рыбы

1

58

Класс Костные рыбы

1

59

Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

60

Многообразие земноводных, их роль в природе и практическое значение.

1

61

Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

62

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

1

63

Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

64

Многообразие птиц, их роль в природе и практическое значение.

1

65

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

1

66

Класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

1

67

Плацентарные млекопитающие. Особенности строения, жизнедеятельности, роль с природе и практическое значение.

1

68

Сумчатые и Первозвери.

Лабораторная работа № 10

«Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов»

1

69

Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

1

VI Царство Вирусы (1ч.)

70

Царство вирусы.

1

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

 1. Знание всего изученного программного материала.

 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1) правильно определил цель опыта;

 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

 2. или было допущено два-три недочета;

 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

 4. или эксперимент проведен не полностью;

 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

 2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

 2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

 1. не более двух грубых ошибок;

 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

 3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

 2. или если правильно выполнил менее половины работы.