Главные вкладки

    Деятельность человека в окружающей среде - методическая разработка урока биологии УМК Сонин
    методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

    Буравлева Надежда Михайловна
    •       Данный урок является завершающим этапом изучения темы.  Урок четко структурирован, выдержан хороший темп урока.

             Стремление старших школьников к деятельности реализовано при проведении лабораторной работы. Методика проведения лабораторной работы отличается от рекомендаций в учебно – методических пособиях. Учитель творчески реализовала право на выбор методов работы и предложила свой вариант, более наглядный по результату.

       План проведения урока и его презентация «» составлены с учетом требований, предъявляемых к уроку, и  отражает основные принципы современной дидактики:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deyatelnost_cheloveka_v_okruzhayushchey_srede.docx29.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 14

    администрации Тимашевский район

    №14 улица Ленина, 19а, поселок Советский, Краснодарский край, Тимашевский  район

    тел. 88613037446, факс 88613037444, E-mail: school14@tim.kubannet.ru

    Всероссийский конкурс

    профессионального мастерства педагогов « Мой лучший урок»

                                                    Направление     естественно – научное

                                                    Предмет                БИОЛОГИЯ

                                                    Класс                            11

                                     

                                                 Используемый УМК:

                 

    Сивоглазов В.И., Агафонова И.В. «Общая биология» - программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс – М.: Дрофа, 2009     Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология.11класс/под ред. проф. Захарова. М.: Дрофа, 2005- учебник

     Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология .10-11классы/под ред. проф. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2004- учебник

     

    Тема  урока  

     Деятельность человека в окружающей среде

                                                                   Буравлева Надежда Михайловна,

                                                                   учитель биологии

                                                                   высшая категория

    Урок биологии. 11 класс

    Тема: Деятельность человека в окружающей среде

    Цель: Воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, вызвать

               стремление к практическому применению экологических              

               знаний.

    Задачи: 1.Ознакомление с мировыми аспектами образовательного

                    процесса в сфере экологии.

                  2. Развитие умений учащихся комплексно применять свои

                      знания.  

                  3. Воспитание потребности применять экологические            

                      познания, расширять их.

    Оборудование:  Интерактивный плакат «Колесо решений»,

                              экологические проекты учащихся с презентациями, презентация  научно- исследовательской  работы дипломанта Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, победителя Малой академии школьников СГПИ Буря Ирины  «Определение загрязнения местного водоема по беспозвоночным организмам.»

    Форма проведения: - ролевая игра «Заседание экологического совета»

    План проведения

    1. Организационный момент -5 мин.
    2. Основная часть – защита проектов.( регламент -3 мин. на защиту, 2мин. – ответы на вопросы)-         32 мин.
    3. Мозговой штурм –                 5 мин.
    4. Рефлексия     -                          2 мин.)
    5. Домашнее задание:                 1 мин.    

    Содержание

            Организационный момент 5 мин.

           1. Приветствие всех присутствующих, представление гостей – глава местной администрации Желтобрюхова Н.И., студентка  Кубанского государственного аграрного университета Буря Ирина.

    1. Активизация внимания:

      Вводное слово учителя:

         В 2001 году ЮНЕСКО приняла новую концепцию образования молодежи:

            не репродуктивную, т.е.      увидел         повторил,

                                                          услышал

            

    а  проектную –          увидел         подумал                  претворил

                                     услышал

                                                                                 идея  проект        деятельность

           

           

    Экологическое образование предусматривает сумму знаний, практическое использование которых способствует благоприятному существованию человека без особого вреда природе.

    Все учащиеся в начале темы получили задание разработать проект, где рассмотрена экологическая составляющая.

             На прошлом занятии мы коллективно обсудили все идеи, ряд проектов был снят с конкурса.

             Сегодня на заседании экологического совета мы должны оценить проекты, прошедшие предварительный отбор.

             Представляю председателя экологического совета - глава местной администрации Желтобрюхова Н.И, помощник и технический секретарь-  Ткаченко Альбина.

             Все учащиеся имеют право задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

    Независимые наблюдатели пользуются теми же правами,  что и участники проекта. «Грандом» нашего экологического совета является рекомендация  для участия в научной конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани.

             Председатель комиссии:

     Вашему вниманию представлены следующие проекты:

    1. Шурбаев Виталий:- «Утилизация отходов»
    2. Горбачев Степан – «Картинг-центр»
    3. Радванова Алена – «Парк и детская площадка»
    4. Альбина Ткаченко – «Спортивно – оздоровительный комплекс»
    5. Блюдик Максим   «Пчелы»
    6. Зелякина Анастасия – «Экологическая азбука кубанского потребителя»

           Современный менеджмент (т.е. процесс управления) предлагает схему «Колесо решения:»  ( см. плакат «Колесо решений»). При обсуждении проектов рекомендуется опираться на данную схему, задавать вопросы исходя из пунктов «Колеса …»

    1. Основная часть – защита проектов.( регламент -3 мин. на защиту, 2мин. – ответы на вопросы)- 32 мин.

    Краткая аннотация проектов:

       - Проект Шурбаева Виталия  «Утилизация отходов» предусматривает получение тепла .при утилизации бытовых отходов, опавших листьев, спиленных веток путем биологического окисления в «Метан- танках». Полученный газ можно использовать для отопления теплиц в зимнее – весенний период.

         -Проект Горбачева Степана – Картинг-центр. На территории бывшего гаража пустует заасфальтированная площадка, вокруг которой заросли травы и кустарников.  Предлагается найти инвесторов, приобрести пару списанных картингов, отремонтировать их и за умеренную плату  организовать катание желающих. Предполагается быстрая окупаемость проекта. Экологическая составляющая – обустройство территории, создание зеленой зоны.

          -Проект Радвановой  Алены – Парк и детская площадка. В поселке есть парк, основой которого являются  пирамидальные тополя. Деревья старые, при сильных ветрах падает много веток и даже стволов. Предложено  спилить старые деревья, провести перепланировку парка и спроектировать детскую площадку , кафе для детей. Экологические аспекты- старые деревья представляют угрозу жизни людей, их можно использовать для производства стройматериалов или элементов архитектурных форм. В кафе предусматривается продажа мороженого в вафельных рожках. Салфетки и разовая посуда из бумаги, которая легко утилизируется в специальных емкостях в форме больших яблок или груш. Полученный  компост вносится работниками паркового хозяйства на клумбы.

         -Проект Альбины Ткаченко –« Спортивно – оздоровительный комплекс» - предлагается открытие фито – бара. Экологическая  составляющая – полезные для здоровья чаи на травах, морсы, соки- актуальны для здоровья вообще, а при занятиях спортом помогают очистить организм от шлаков, пополнить запас витаминов, поднять иммунитет.

          -Проект Блюдик Максима   «Пчелы» . Доказаны экономическая выгода содержания пчел. Экологически чистая продукция домашней пасеки( без добавок) – мед, прополис, цветочная пыльца  всегда пользуется спросом.

        -Проект Зелякиной Анастасии – «Экологическая азбука кубанского потребителя»- Цель работы: изучение ассортимента продукции в местных торговых точках на предмет наличия вредных веществ в продуктах питания и парфюмерно-косметических препаратах.  

            Практическая ценность данного исследования:

    1. Самостоятельность в выборе темы работы ассортимента продукции, умение поставить опыт, проанализировать результат.
    2. Пропаганда  программы «качество», здорового образа жизни.

            3)    Воспитание экологически грамотного потребителя.        

    Знакомство с проектом дипломанта Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, победителя Малой академии школьников СГПИ Буря Ирины  «Определение загрязнения местного водоема по беспозвоночным организмам.» ( презентация – 3 мин). Его следует рассматривать как образец для оценки проектов

    Мозговой штурм – 5 минут на обсуждение проектов,  вынесение решений (оценка за работу).  Слово предоставляется главе поселковой администрации- председателю экологического совета. Лучшим проектом признан проект Зелякиной Анастасии – «Экологическая азбука кубанского потребителя»- его рекомендовано представить на конференцию МСХАУК. Озвучиваются  результаты работы учащихся в баллах. Учитель имеет право перевести их в оценку. В журнал выставлены «5»- 3, «4»- 3, также оценки получили активные участники обсуждения.

             Делаем выводы  (рефлексия- 2 мин.)

                                  1.   Роль экологических знаний очень велика в жизни    

                                       человека.

    1. Мы убедились, что все взаимосвязано, даже наши проекты перекликаются в своих экологических составляющих.
    2.  Мы поняли, что кроме денег при создании каких –либо объектов нужно учитывать экологические аспекты, чтобы не случилось так:  просмотр видеоролика «Weekend»( 1 мин.)

                                                       

       Домашнее задание:     подобрать материал по теме «Экология  жилища».  Форма предъявления  - презентации,  дайджест статей из СМИ, Интернет - ресурсы( 1 мин.)

            

           Список литературы

    1. Доклад « О состоянии природопользования и об охране окружающей среды      Краснодарского края в 2006г.» Краснодар: Пересвет, 2007

    2.      Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология.11класс/под ред. проф. Захарова. М.: Дрофа, 2005

    3.      Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология .10-11классы/под ред. проф. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2004

    4.      Козлова Т.А. Методические рекомендации и  тематическое планирование к учебнику «Общая биология» для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004

    5.Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России // Биология в школе, №27-28, 2004

    6. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. М.; ТЦ Сфера, 2005

    Анкета – заявка

    На участие в финале Всероссийского конкурса

    профессионального мастерства педагогов

    «Мой лучший урок» по естественно- научному направлению

    2013 – 2014 учебный год

    1. Фамилия, имя, отчество автора     Буравлева Надежда Михайловна

    2. Год, месяц, день рождения     1960 сентябрь 28

    3. Место работы  Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14

    полный адрес индекс  352731, Краснодарский край, Тимашевский  район, поселок Советский, улица Ленина, 19а,

    Федеральный тел. код  886130 , телефон 37446, факс 88613037444,

     E-mail: school 14@tim.kubannet.ru

    4. Должность    учитель

    5. Педагогический стаж работы 31год

    6. Преподаваемый предмет    биология

    7. Класс проведения урока     11а, количество детей в классе    16

    8. Домашний адрес автора   352731, Краснодарский край, Тимашевский  район, поселок Советский, ул. Братская, дом 3, кв. 1. Федеральный тел. код  886130 , телефон 37173,

    E-mail   buravleva.nadezhda@mail.ru

    9. ФИО руководителя образовательного учреждения     Варламова Лариса Вячеславовна

    Телефон для связи   89183474300

    Федеральный тел. код  886130 , телефон 37444, факс 88613037444,

     E-mail: school 14@tim.kubannet.ru

    10. Рекомендация по итогам первого этапа ( занятое место)……………………………

    11. Название органа управления образования, направившего участника в финал

    Управление образования администрации   муниципального образования Тимашевский район

    Подпись председателя жюри……………………………..(расшифровка подписи, должность)

    ………………………………………………………………………………………………………..

    Планируете ли Вы участие в очном туре конкурса в г. Москва (финансовое обеспечение за счет направляющей стороны)   ДА / НЕТ

    Подпись руководителя

    образовательного учреждения………………………………..Л.В.Варламова…………..

    М. П.                                                                  Дата заполнения            10.11. 2013

    Пояснительная записка

    Буравлева Надежда Михайловна, учитель биологии МБОУ СОШ № 14

    БИОЛОГИЯ. 11 класс.

    Тема:  Деятельность человека в окружающей среде                                                                    Используемый УМК:

                 Сивоглазов В.И., Агафонова И.В. «Общая биология» - программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс – М.: Дрофа, 2009     Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология.11класс/под ред. проф. Захарова. М.: Дрофа, 2005- учебник

     Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология .10-11классы/под ред. проф. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2004- учебник    

    Количество часов в неделю – 2, в год - 68

    Характеристика класса: класс – 11 а , число учащихся – 16, мальчиков – 6, девочек – 10. Дети из семей со средним уровнем  успешности, отношение к предмету биология положительное, психологическая обстановка в классе благоприятная. По уровню развития дети неоднородны, теоретиков мало. Поэтому преобладающий вид деятельности в этом классе – показ и активное моделирование или представление материала. Тип урока – урок применения полученных  знаний.

    Цель: Воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, вызвать стремление к практическому применению экологических  знаний.

    Задачи: 1.Ознакомление с мировыми аспектами образовательного

                    процесса в сфере экологии.

                  2. Развитие умений учащихся комплексно применять свои

                      знания.  

                  3. Воспитание потребности применять экологические            

                      познания, расширять их.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, диск с записью презентаций проектов,  интерактивный плакат «Колесо решений»,  экологические проекты учащихся с презентациями, презентация  научно- исследовательской  работы дипломанта Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, победителя Малой академии школьников СГПИ Буря Ирины  «Определение загрязнения местного водоема по беспозвоночным организмам»

    Форма проведения: - ролевая игра «Заседание экологического совета»

    План проведения урока

    1. Организационный момент -5 мин.
    2. Основная часть – защита проектов.( регламент -3 мин. на защиту, 2мин. – ответы на вопросы)-         32 мин.
    3. Мозговой штурм –                 5 мин.
    4. Рефлексия     -                          2 мин.)
    5. Домашнее задание:                 1 мин.    

    Описание принципа действия проекта, рекомендации по использованию в работе.

    Сценарий проведения урока составлен с учетом требований, предъявляемых к уроку, и  отражает основные принципы современной дидактики:

    1. Принцип деятельности: в ходе урока учащиеся активно и продуктивно работают

    ( воспроизводят ранее изученный материал, анализируют чужую работу, оценивают ее, формулируют выводы, рефлектируют, применяя новые знания.

    1. Принцип непрерывности -  все этапы работы взаимосвязаны.
    2. Принцип психологической комфортности – ученики в таком режиме работы не устают, они вместе с учителем конструируют новый блок знаний, подача материала соответствует возрасту учащихся.
    3. Принцип вариативности реализуется в проведении различных презентаций проектов, в адекватном принятии решения в ситуации выбор – выбор лучшего проекта

    При использовании данной разработки  темы проектов можно заменить другими, соответственно ситуации в данном населенном пункте

    В авторской  программе предложенна лабораторная работа № 9 «Анализ и оценка собственной деятельности в окружающей среде» Проведение лабораторной работы в данном формате эффектно, наглядно.

     Урок обеспечивает формирование универсальных учебных действий коммуникативного характера и надпредметных компетенций учащихся как образованных и готовых к заботе о будущем своей малой родины.

    Используемые технологии - Технология  проектного обучения, технология деятельностного подхода,

    При подготовке к уроку использованы ЦОРы по биологии –

    Интернет – ресурсы:

    www.dynastyfdn.ru

    www.proshcoly.ru

    www.elementy.ry

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    Рецензия

    на урок биологии в 11 классе по теме «Деятельность человека в окружающей среде»  учителя   МБОУ СОШ № 14  Буравлевой Надежды Михайловны

          Данный урок является завершающим этапом изучения темы. Учитель владеет современными методиками и приемами: урок четко структурирован, выдержан хороший темп урока.

           Стремление старших школьников к деятельности реализовано при проведении лабораторной работы. Методика проведения лабораторной работы отличается от рекомендаций в учебно – методических пособиях. Учитель творчески реализовала право на выбор методов работы и предложила свой вариант, более наглядный по результату.

     План проведения урока и его презентация «» составлены с учетом требований, предъявляемых к уроку, и  отражает основные принципы современной дидактики:

    1. Принцип деятельности: в ходе урока учащиеся активно и продуктивно работают

    (представляют ранее подготовленные проекты, анализируют чужую работу, оценивают ее, формулируют выводы, рефлексируют, применяя полученные  знания).

    1. Принцип непрерывности -  все этапы работы взаимосвязаны.
    2. Принцип психологической комфортности – ученики в таком режиме работы не устают, они вместе с учителем конструируют новый блок знаний, подача материала соответствует возрасту учащихся.
    3. Принцип вариативности реализуется в проведении лабораторной работы, разных форм представлений и защиты проектов, в адекватном принятии решения в ситуации выбор (присуждение «Гранда»).

     Соблюдены принципы здоровье сберегающих технологий: этапы урока чередуются по видам деятельности, проведена тематическая физкультминутка.

        Формируются надпредметные компетенции- учащиеся опираются на знания о влиянии экологических, в частности , антропогенных факторов  на среду обитания человека и стремятся в своих проектах способы снижения давления этого фактора на природу.

        На уроке создана деловая,  творческая атмосфера, в кабинете соблюдены санитарно – гигиенические нормы. Проявляются познавательные интересы учащихся: дети увлечены уроком, стремятся принять участие в обсуждении вопросов, учатся применять знания в новой ситуации ( присуждение «Гранда»)

     Урок достиг цели, полученные знания соединены с развитием личности, способствует превращению знаний в убеждение о значении бережного и грамотного отношения к природе.

                                     

                                     Зам. директора по УВР……………………………….О.П.Сердюк


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

    Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

    Практическая работа "Исследование поведения деятельности человека в окружающей среде"

    Цели и задачи:1. Обратить внимание на свою деятельность и деятельность общества, по отношении к окружающей среде  2.Сделать выводы и скорректировать своё поведение  3.Найти пути решени...

    Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. (Методическая разработка открытого занятия по физике)

    Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский монтажный техникум»   Преподаватель: Блинова Г.И.   Тепловые двигатели и охрана окружающей с...

    Методическая разработка урока биологии в 5 -х классах по теме "Среды обитания".

    При создании разработки урока использовались здоровьесберегающие технологии. Урок отвечает требованиям ФГОС 2-го поколения....

    Внутренняя среда. Значение крови и ее состав» (методическая разработка урока биологии в 8 классе)

    Урок биологии  проведен в 8 классе в котором обучается 21 человек. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная.  Уровень  учебной мотивации средний, часть учащихся имеют не в...

    Влияние деятельности человека на окружающею среду

    Цель работы заключается в том, чтобы обосновать  и изучить влияние человека на окружающую среду путем изучение теоретического материала и практической деятельности....

    Деятельность человека в окружающей среде.

    Деятельность человека в окружающей среде....