Методическая разработка урока по биологии "Опорно-двигательная система", 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Карасева Татьяна Ивановна

Данная разработка поможет учителю пиготовится к уроку и ученику самостоятельно изучить тему, если он пропустил занятие. Тип данного урока-обобщающий. Задачи урока:обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня,формирование умения применять теоретические знания на практике; выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;воспитание патриотизма на примере работ отечественных ученых;  профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по биологии (8 класс) по теме:


Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс

Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат».

Цели урока:  озвучивают дети

Задачи:

1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.

2. формирование умения применять теоретические знания на практике; развивающая: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;

3. воспитание патриотизма на примере работ отечественных ученых;  профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.

Оборудование:

Скелет человека;

Появление изгибов позвоночника;

Виды нарушений правильной осанки тела;

Ход урока:

I Организационный момент

II Актуализация знаний

Итак, мы закончили изучение раздела «Опорно-двигательная система человека» и сегодня обобщим и систематизируем наши знания по этой теме, а также вас ждут диктанты, тесты, поисковые задачи и просто сюрпризы. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц.

Вступительное слово учителя.

Эпиграф уроку: «Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».

(Т. Бильрот) Учитель предлагает ученикам разъяснить эти слова, как они их понимают. (Объяснение)

III. Обобщение темы

Значение скелета.

( Учащиеся самостоятельно составляют схему, один ученик на доске)

Значение скелета:

а) опора телу; б) движение; в) форма тела; г) защита внутренних органов; д) участие в обмене веществ; е) место для крепления мышц; ж) защита головного спинного и костного мозга.

Задание № 1

Немой биологический диктант (показываю  кости, а ученики отвечают)

1.Ключица                                  2. Тазовая кость                    3. Пяточная кость

4. фаланги пальцев руки           5. Рёбра                                  6. Скуловая кость

7. нижняя челюсть                     8. Плечевая кость                  9. Лопатки

Ответы:

10-9 =5

8-7=4

6-5=3

Задание № 2

Первое наше задание – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.

1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.

2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.

3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.

4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.

5. Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.

6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.

7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.

8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.

9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.

10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.

11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.

12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.

1,7,12.

Разминка   - Мозговой отдел, Лицевой отдел

1.Глазницы

2.Теменная кость

3.Скуловая кость

4.Височная кость

5.Затылочная кость

6.Нижняя челюсть

7.Верхняя челюсть

8.Лобная кость

9.Носовая кость

Задание № 3

1. Функции скелета . . . (опорная и защитная, кроветворение, обмен мин. вещ-ми).

2. Скелет головы . . . (череп) .

3. Скелет головы состоит из двух частей . . . (мозговой и лицевой).

4. Отделы скелета туловище . . . (позвоночник и грудная клетка).

5. Соседние позвонки отделены друг от друга . . . (хрящевыми дисками).

6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).

7. Три отдела скелета верхней конечности . . . (плечо, предплечье, кисть).

8. Три отдела кисти . . . (запястье, пястье, пальцы).

9. Три отдела нижней конечности . . . (бедро, голень, стопа).

10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).

11. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).

12. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).

13. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).

14. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).

Задание № 4

Устные ответы (жетоны)

Какие виды соединений костей вы знаете?

(ответ: а) неподвижное – швы, череп, копчик; б) полуподвижное – позвоночник, грудная клетка ; в) подвижное – суставы).

А что вы знаете о химическом составе кости?

( ответ: а) органические в-ва (30%); б) неорганические в-ва (60 %); в) вода- 10%.

На какие отделы делиться скелет головы (череп)?

 ( ответ: Скелет головы Мозговой Лицевой -лобная - верхнечелюстная -затылочная - нижнечелюстная -2 теменные - скуловые -2 - 2 височные - носовые-2 )

IV. Подведение итогов урока.
«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок,
Чтоб это сделать каждый смог
В портрете важную деталь дорисовать необходимо

Коль удался урок на славу,
Пусть наш биолог улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется,
Коль не понравился урок,
Улыбку прочь – рот на замок»

ИТОГ УРОКА  -  РЕФЛЕКСИЯ:

вопросы:

-Что мы сделали для достижения поставленных целей?

-Довольны ли вы своим результатом?

-Можно ли это было сделать лучше?

-Где вам пригодится это умение?

V. Домашнее задание, стр 75,  лабораторная работа «Выявление нарушение осанки и плоскостопия».

Учитель биологии: Поливеева Ольга Андреевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Конспект урока по биологии "Опорно-двигательная система"

Конспект урока разработан для учащихся 8 классов....

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Разработка урока по теме Опорно-двигательная система, 8 класс

В данной разработке представлен конспект урока, презентация и приложения....

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс

Разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс...