Царь ли природа, человек?
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Урок посвящен методам изучения человека и его наследственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по генетике человека98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Елабужского муниципального района

 Республики Татарстан

Учитель биологии высшей квалификационной категории
Салихова Резида Росимовна

ТЕМА: Царь ли природа, человек?

Тип урока:  изучение и первичное закрепление  новых знании

Методы обучения: словесно-наглядный, частично поисковый, взаимное обучение через сверстников (проектная деятельность)

Цель урока:

 1. Показать единство биологических закономерностей для живой природы;

 2. Ознакомить с методами изучения наследственности человека. Раскрыть области практического значения  генетических знании для медицины и здравоохранения;

 3. Формирование научного мировоззрения (убежденности в объективности биологических закономерностей);

4. Нравственное воспитание ( ознакомление учащихся с успехами медицинской генетики и высокогуманной сущностью медицинской науки);

5. Содействовать формированию навыков проектной деятельности в раскрытии методов изучения  генетики человека  у учащихся;

Оборудование: плакаты, компьютер, исследовательские работы детей (составление древа жизни),

Презентация

Карточки с афоризмами:

  1.  «О, разрешите мне загадку жизни

Мучительно  старинную  загадку…

Скажите, что такое человек?»

                                          Г.Гейне

2. «Единственная красота , которую я знаю,- это здоровье»

(Г.Гейне)

3.» Какое чудо человек!

Как благородно рассуждает

В поступках как близок ангелу!

В воззрениях как близок богу!

Краса вселенной!

Венец всего живущего!»

4. «Все начинается с любви…,

Твердят

« Вначале было слово..»

А я провозглашаю снова: « Все начинается с любви!»

На столах учащихся   - дидактический материал

Самодельные таблицы: « близнецовый метод»,  «генеалогический метод», « цитогенетический метод»,

Усвоение новых понятии

  1. генеалогический метод
  2. цитогенетический метод
  3. близнецовый метод
  4. биохимический метод
  5. популяционно– генетический метод
  6. трисомия
  7. синдром Шерешевского- Тернера
  8. синдром Клайнфельтера
  9. фенилкетонурия
  10. синдром Дауна

«Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности

поможет избавить человечество

от многих скорбей и горя»

                                                                                               И.П. Павлов

Ход урока:

Звучит музыка И.С.Баха

Учитель

Ответы учащихся

Запись в тетради число, тема, причины.

Учитель

Запись в тетради

Защита презентации

Работа с дидакт.

материалом

        

Работа с таблицей

Данные в г. Елабуга

Татарстан

Школа №10

Учитель

Пример 1

Дид. Мат.

Стр.183

учебник

Пример 2

Пример 3.

Родословная семьи Романовых

Выступления ребят со своими родословным.

Решение задачи № 39

В дид. матер.

Вывод

Формулировка  законов Менделя и Моргана

Учитель

Дидакт. материал

Дид.материал стр 62

?

?

Стр179-учебник

?

Стр170- учебник

ВЫВОД

Мы не случайно начинаем наш урок с музыки И.С. Баха. Почти 300 лет музыка восхищает человечество.

В семье Бахов в семи поколениях было не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов.

Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью и наследованием выдающихся способностей.

Почему у гениального человека дети далеко не гениальны?

Почему одни люди рождаются талантливыми, другие едва осваивают школьную программу?

Отчего зависит наследственность человека?

Почему среди 5 миллиардов жителей нашей планеты нет совершенно одинаковых людей?

Чем обусловлены наследственные болезни человека?

На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня. И попытаемся ответить на вопрос КТО В ПРИРОДЕ ЦАРЬ?

Изучение наследственности человека  своеобразно.

Если основным методом экспериментальной генетики, которую применяли Мендель и Морган является гибридизация, то к человеку этот метод не применим.

 Почему?

1. Поздняя половая зрелость.

2. Медленная смена поколении.

3. Сложный хромосомный набор.

4. Потомство не многочисленно.

Известный советский генетик Н.К Кольцов писал: «Мы не можем ставить опытов, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы у них будут дети.»

Все же, несмотря на все эти трудности, генетика человека усиленно развивается. Для изучения наследственности человека разработаны специальные методы, которые не нарушают здоровье и естественных прав человека.

генеалогический метод

цитогенетический метод

близнецовый метод

биохимический метод

популяционно –генетический метод

Близнецовый метод

Однояйцовые                  Двуяйцовые (неидентичные)

( идентичные)             

Близнецовый метод был предложен в 1876 г. Английским ученым Гальтоном (двоюродный брат Ч.Дарвина), однако широкое применение получил  лишь в середине 1920-х гг.

Согласно статистике 1% всех новорожденных являются близнецами - двойни,  реже - тройни, еще реже - четверни,   пятерни, шестерни в виде исключения.

Каковы же механизмы появления близнецов?

Однояйцовые

Появляются вследствие то-го, что одна оплодотворен-ная зигота во время дроб-ления разделяется, и ее до-черние клетки начинают развиваться независимо друг от друга, превращаясь в два зародыша.

В этом случае генотипы зародышей одинаковы, но наследственные признаки могут проявляться у близких по-разному.

Двуяйцовые

Рождаются потому,  что по-ка по неизвестным причи-нам созревает не одна яйце-клетка, а одновременно две. Если произойдет оплодот-ворение, то из 2-х зигот  ра-зовьются 2 зародыша, и на свет появляются два ребен-ка, похожих друг на друга не более , чем родственни-ки.

Их генотипы различны, поэ-тому они могут быть как одно, так и двуполыми.

Факторы многоплодия

  1. возраст материя: 25-29 лет  – максимально рождается один ребенок

                                    30-34 года   – двоен

                                    35-39 лет     - троен

2.генетические предрасположенности

3.нарушение гормонального обмена

Примеры

  • Уроженка Вены имела 11 родов: 3 двойни, 6 троен,  2 четверни
  • Арабская женщина из Марокко имела 5 родов, 4 двойни и 1тройню одинакового пола
  • Русский крестьянин Ф.Васильев  от первой жены 4 четверни, 7 троен,  16 двоен  всего 87 детей, из которых 84 остались в живых

Степень сходства признаков у близнецов

       признаки

Сходство в %

монозиготные

дизиготные

нормальные

1. группы крови

100

46

2.цвет глаз

99,5

28

3.цвет волос

97

23

патология

4.бронхиальная астма

19

4.8

5.корь

98

94

6.туберкулез

87

25

7.шизофрения

70

13

С помощью близнецового метода было установлено, что развитие любого признака человеческого организма определяется набором генов. В то же время действие генов проявляется в конкретных  условиях среды, от которых также зависит проявление признака.

Таким образом, для человека применима следующая известная формула:

ФЕНОТИП=Генотип+Условия среды

В 80-х годах 20 столетия американский психолог Томас Бучард изучал 30 пар близнецов, расставшихся в самом раннем возрасте. Вот один из случаев - братья Оскар и Джек. Оскар вскоре после рождения в1932 г. был увезен матерью в Германию, позднее вступил в гитлерюгенд», стал верующим католиком. Джек молодость  провел в Палестине и на островах Карибского моря, воспитывался отцом в традициях иудаизма. Братья встретились только спустя 40 лет. Они говорят на разных языках. И не  смотря на все это, в их привычках, характерах, особенностях темперамента, удивительно много совпадения. Оба брата носят  подстриженные усы, похожие очки и одежду, любят одну и ту же пищу, оба рассеяны,  сходным образом ведут себя в семье.

Генеологическии метод

Этот метод, также как и близнецовый метод, введен в науку в 19  веке Гальтоном.

Что же такое генеалогия?

Генеалогия в широком смысле слова - родословная человека. Таким образом, генеалогический метод - это метод основанный на изучении родословных и выявлении особенностей наследования каких–либо характерных  признаков или болезней в ряду поколении данного рода или семьи.

Так, например, для представителей известного  австрийского рода Габсбургов 14-19 вв, была характерна узкая выступающая челюсть и отвисающая нижняя губа, что можно было увидеть  по портретам, выставленным в картинной галерее в Вене.

С помощью генеалогического метода выявлены и изучены:

1.доминантные и рецессивные гены

2.наследственные болезни

3.отрицательная роль родственных браков или  размножения в изолированных популяциях.

Когда Шрюсберсийском соборе открыли гробницу рыцаря Джона Тальбота, много лет назад погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисте сращение фаланг 1-2 пальцев, т.е. он страдал симфалгией. Этот признак унаследованный от предков наблюдается во всех 14 поколениях его потомков, т.е. этот признак является доминирующим признаком.

Английская королева Виктория передала ген гемофилии королевским семьям Западной Европы и России (царевич Алексей сын Николая 2)

1869г. Ф .Гальтон  опубликовал книгу под интригующим названием   «Наследственность гения» . Он собрал родословную ученых, поэтов, юристов, военачальников, мореплавателей  и обнаружил, что среди их предков и родственников одаренных людей больше, чем у обычных ничем не примечательных людей.

Чуть позже американский исследователь Р.Дагдел собрал родословную человека по имени Джакс. Среди 709 потомков его -79 каторжников, 128 проституток, 18 содержателей притона, свыше 200 нищих.

В течение года вы выполняли практическое задание, собирали информацию о своей семье и составляли родословную. Расскажите, пожалуйста.

В семье отец постоянно употребляет алкоголь и много курит, а у матери нет этих вредных привычек. Ген табакокурения А  рецессивен и сцеплен с полом, а ген алкоголизма В  доминантен и расположен в аутосоме.

Отец женщины был заядлым курильщиком, а у мужчины оба родителя страдали алкоголизмом.

А) с какой вероятностью в семье могут родиться дети, не рискующие с возрастом стать алкоголиками?

Б) с какой вероятностью в этой семье могут родиться дети, не склонных к табакокурению?

Решение

Дано

решение

Ха- табакокурение

ХА- нет гена

В-алкоголизм

в- нет гена алкоголизма

Р- отец много курит пьет

  - мама не курит и не употребляет алкоголь

Найти:

а)вероятность рождения детей не употребляющих алкоголь

б) вероятность рождения не склонных к табакокурению

Р  курит и пьет .  не курит и не пьет

Р  ВВХаY .  ввХАХа

G   ВХа, ВY      вХА, вХа


F1  

ВХа

ВY

вХА

ВвХАХа

ВвХАY

вХа

ВвХаХа

ВвХаY

Ответ:

А)100%

Б)50%

Но не надо забывать ген табакокурения может проявиться в том случае  у детей, если  на  них будет  действовать окружающая среда

1) Какие законы вы использовали в ходе решения этой задачи?

2) Что такое аутосомы и половые хромосомы?

3) Что такое гетерогаметность и гомогаметность?

У человека 46 хромосом: 22 пары аутосомы и 1 пара половых хромосом. Французские ученые Лежэен, Тюрпен и Готье  в1963 г. удивили мир, обнаружив у детей  с болезнью Дауна лишнюю хромосому,  т.е. 47 хромосом по 21 паре наблюдалось трисомия. Так появилось понятие  наследственные болезни.

Сейчас изучение хромосом не представляет особых трудностей.

Для этого лейкоциты помещают в питательную среду при температуре 37 градусов, где они делятся, получают культуру клеток, в которых легко определяется число и строение хромосом или же их специально окрашивают .

Определение числа и структуры хромосом у людей легло в основу цитогенетического метода изучения наследственности в частности наследственных болезней -  хромосомные мутации.

 45 хромосом Синдром Шершевского –Тернера- женщины страдают бесплодием, имеют маленький рост, короткую шею

Наследственные болезни человека – это болезни связанные  с нарушением  генетического аппарата человека.

Синдром Клайнфельтера- ХХY хромосом у мужчин – бесплодие, гигантски рост, умственная отсталость, женский тип скелета.

Когда могут произойти  эти генетические нарушения?

(во время мейоза,  может произойти мутация под действием различных факторов)

Какие мутации вы знаете ?

1.Генные - изменение структуры молекулы ДНК, на участке определенного  гена, кодирующего структуру определенной молекулы белка.

2.Хромосомные - мутации вызывающие изменение  структуры хромосом.

А) Делеция

Б) инверсия

В) дупликация

Г) транслокация

3.Геномные - мутации в результате которых происходит изменение в клетке числа хромосом.

Генные болезни можно изучит с помощью  биохимического метода.

  1. альбинизм- отсутствие пигментации человеческого тела. Важным условием выработки меланина является наличие в меланоцитах  фермента  тирозиназы, у альбиносов этого фермента нет
  2. в 1934.Фелинг обнаружил в моче у умственно отсталых людей значительное количество фенилаланина. В организме  фенилаланин не превращается в  тирозин, а превращается в фенилпировиноградную кислоту. Ранняя диагностика и диета помогают остановить развитие болезни фенилкетонурия
  3. сахарный диабет - в большинстве случаев наследственно, обусловлена нарушением деятельности поджелудочной железы, которая не выделяет в кровь необходимое количество  гормона инсулина. Та часть энергии, которая компенсируется за счет потребления углеводов, у больного – компенсируется за счет повышенного потребления белков и жиров до определенного момента. Позже организм начинает страдать уже не только от накопления сахара в крови и обезвоживанием организма (запоры, зуд, потеря воды глазным яблоком, помутнение зрения), но и от осложнении связанных с увеличением  потребления белков и жиров (общее  истощение, нарушение функции печени, умственной деятельности, сердечная недостаточность).

Популяционно-статистически метод: Альбинизм - гомозиготный рецессивный встречается в европейских странах примерно с частотой 1 на 20 000 жителей, то среди негритянских детей  Нигерии нашли 5 альбиносов, что дает частоту 1 на 200, а среди  20 000 индейцев Панамы это отношение 1 на 132

Существовали ли наследственные болезни раньше? Да

Например, у Жанны Д.Арк мужское развитие, сильная выносливая, по описаниям врачей можно дать диагноз болезнь Мориса- 46 хромосом.

Шуты  – карлики при дворах

Ученые утверждают, что наследственные болезни возникли с человеком и сопровождали его на протяжении всей его эволюции.

Гиппократ писал: «Семя производит все тело. Здоровое тело производит здоровые части тела, больное – больное. Раз, как правило, у лысого рождаются лысые, у голубоглазого - голубоглазые.»

Каковы пути профилактики наследственных болезней?

  1. Запрет на близкородственное скрещивание (инбридинг). Издавна заметили, у супругов - родственников часто рождаются больные и ослабленные дети. У двух родственников имеющих, одинаковые мутации ( в основном они рецессивно, и не проявляются в гетерозиготном состоянии), больше вероятность  проявления этого гена в гомозиготе- и по второму закону Менделя величина этой вероятности – 25%. Поэтому у многих народов сложилось отрицательное отношение к таким бракам.
  2. Запрет на употребление алкоголя и наркотических  веществ. Их употребление ведет к нарушению процесса конъюгации  хромосом и деление их в мейозе, т.к. алкоголь - яд для любой клетки, в том числе и для половой. Возникают различные мутации приводящие к тяжелым уродствам. Кроме этого, идет физическое и духовное разрушение личности под воздействием наркотических веществ  и алкоголя.
  3. Борьба за чистоту окружающей среды, особенно против загрязнения среды  мутагенами. Вещества способные вызывать изменения в генах и хромосомах человека: тяжелые металлы, формалин,  хлороформ,  радиоактивное излучение, выхлопные газы,  алкоголь…
  4.  Медико-генетические консультирование (1929 г. невропатолог Давиденко). Цель заключается в пропаганде медико- генетических знании. Результаты зависят, в какие сроки родители обратились за помощью. (ретроспективное консультирование - есть уже больной ребенок; перспективное консультирование - до рождения первого ребенка)
  5. Дородовая диагностика наследственных болезней

А) УЗИ

Б) исследование околоплодных вод на ранних сроках 6-11 недель, женщинам старше 35 лет

 

20% людей –вследствие физических особенностей, поведения, характера, состояния здоровья не вступают в брак;

У 15 % плодовитых родителей зародыш гибнет до рождения

5%  плода -  гибнет при рождении

3%  людей - умирают не достигнув половой зрелости

По данным ВОЗ  наше здоровье  зависит от

  1.  Образа жизни - 50%
  2. Экологии - 20%
  3. Наследственности -  20%
  4. Медицинского обслуживания - 10%

Таким образом, на здоровье каждого из нас влияет много факторов, но  самый главный  из них –наш образ жизни

Кто, по-вашему, определяет образ жизни?

За свой образ жизни и за свое здоровье ответственность в первую очередь несет сам человек.

Население Земли составляет более 5 миллиардов человек, но невозможно найти абсолютно одинаковых людей. Поскольку число хромосом у человека 46, то есть 23 пары, то число  возможных комбинации немного больше, так в одной  только хромосоме находятся несколько тысяч генов.

Действие законов наследственности, которые действуют в природе, распространяется и на человека.

 Не надо забывать, что человек это не только биологическое существо, но и социальное. Каким он вырастет: умным или слабым, воспитанным или наоборот, проявятся у него «дурные» гены или нет, это все зависит от нас взрослых, какую среду мы создадим доля наших детей.

Томас Морган, американский генетик, лауреат нобелевской премии , писал об этом:

«У человека, Т.О., два процесса наследственности:

 Один - вследствие материальной непрерывности (половые клетки), другой - путем передачи опыта от одного к следующему поколению посредством примера, письма. Способность человека общаться с себе подобными и  воспитывать свое потомство является,  вероятно, основным фактором быстрой социальной эволюции.»

        

Использованная литература

  1. А.А Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.  Общая биология 10- 11 класс, ООО «Дрофа», 2005
  2. В.К.Шумный, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский  Общая биология 10- 11 класс, Москва «Просвещение»,  2005
  3. О.В.Гончаров  Генетика. Задачи. Саратов ОАО «Издательство  «Лицей»,  2008
  4. Э.Уиллет  Генетика. Путеводитель. Москва « Эксмо»,  2008.
  5. Р.К.Закиев  Избранные главы общей генетики .Казань, 1993.
  6. Е.М.Деркачева  Генетика человека . Уроки в профильном 10 классе. Москва. Чистые пруды, 2007.
  7. Р.А.Петросова, Н.н.Пилипенко, А.В.Теремов  Дидактический материал по общей биологии. Приложение в газете «1 сентября» №31 , 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эллины против "царя царей".

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Эллины против "царя царей"". Война греческих полисов против персидкой державы....

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Царь ли Природы человек?

Внеклассное мероприятие...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...

Человек и природа в книге В.П. Астафьева "Царь-рыба"

Данная презентация может быть использована в 11 классе на обзорных уроках по изучению литературы XX века, а именно творчества В.П. Астафьева. Она знакомит с историей создания повествования в рассказах...