Царь ли Природы человек?
методическая разработка по теме

Утякаева Фарида Абдрахмановна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл car.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

                 Министерство  Республики Башкортостан

                                  Стерлитамакский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя                          общеобразовательная школа с. Николаевка

Внеклассное мероприятие

Царь ли Природы человек?

                                                  Педагог дополнительного образования

                                             Утякаева Ф.А.

                                                          2012 г

Цель мероприятия:

  1. Опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека;
  2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
  3. Подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Оборудование: магнитофон, компьютер, муляжи-грибы, рисунки деревьев.

Оформление: карта растительности Республики Башкортостан, девиз, пословицы с экологическим содержанием, плакат «Охрана природы», песни о природе.

Индивидуальные задания:  в стихотворной форме выразить свое отношение к нарушителям леса.

Задачи: 1) развивать экологическое мышление;

              2) помочь обучающимся осознать положение человека в природе;

              3) формировать «экологическую совесть»

              4) научить принимать правильные решения в различных ситуациях.

Методы и приемы:

  1. словесно-наглядный;
  2. самостоятельная работа обучающихся в группах;
  3. игровые моменты по станциям;
  4. конкурсы.

Форма проведения: путешествие.   Учитель – руководитель станций,  группы обучающихся – пассажиры.

Организация обучающихся: учитель сообщает тему внеклассного мероприятия, форму его проведения.

Учитель: Царь ли Природы человек? На такой вопрос мы сегодня должны дать мотивированный ответ. Девизом нашего мероприятия являются следующие строки.

                         Мы будем бережно хранить природу

                          И всем даем такой совет:

                          Умей беречь леса и воды –

                          Они вознаградят в ответ

  Сегодня – не обычное внеклассное мероприятие, а путешествие  на поезде «ЛЕС».  Каждый класс размещается  в двух вагончиках. Путешествие наше будет по кольцу. Я – руководитель станций, а вы – пассажиры поезда. Каждая команда находится на станции в течение 10 минут, затем в течение 2-3 минут наш состав передвигается от одной станции к другой. На нашем пути – 4 станции. (на столах расставлены таблички с номерами станций). Пассажир победитель получит приз. Путешествие будет нелегким. Он потребует много сил и энергии. Потому мы начинаем его с экологической зарядки.

I. Путешествие по станциям.

                          1.Станция «Экологическая зарядка».

Отгадайте:

1) Щедрое дерево. (ель)

2) «Хлебное» дерево (сосна обыкновенная)

3) Воспетое дерево (береза)

4) Дерево – чемпион (ольха)

5) Символ мира (сирень)

6) Городское дерево (липа)

7) Символ мощи (дуб)

8) Кофейное дерево (кофе)

9) Конфетное дерево (говения сладкая)

10) Дерево дружбы (цитрусовые –лимон, мандарин, апельсин)

                                           2. Станция «Зеленый друг»

1).Чем ценится древесина лиственницы? (устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении)

2) Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от лучей солнца)

3) Почему у сосны в лесу ветки отмирают, а у ели нет? (сосна – светолюбивое растение)

4) Почему гибнет лес, если вырубают дуплистые деревья? (в дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса)

5) Какую роль играет ива для берега реки? (своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды)

6) Сколько природных зон в Республике Башкортостан и какие? (4–хвойно-широколиственные леса, зона лесостепи, степная зона, горно-лесная зона)

7) Какие деревья преобладают в лесах республики Башкортостан? (дуб, липа, клен и другие)

8) Почему орешник цветет весной, а липа – летом? (орешник опыляется ветром, а липа –пчелами, а весной пчелы еще спят)

9) Что представляют собой галлы – вздутия на листьях дуба, и какое применение они находят? (галлы образуются в результате откладывания в мякоть листа яиц насекомых –галлиц; из них можно получать черную краску, применяемую в косметике)

10) Древесина этого дерева очень прочна и устойчива против гниения, а дерево сбрасывает хвою на зиму. (лиственница)

                                     

                                        3. Станция «Лесная аптека» 

1) Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

2) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество)

3) Какая лесная ягода может заменить лимон? (клюква, она содержит лимонную кислоту)

4) Плоды каких кустарников богаты витамином С? (шиповника, черной смородины)

5) Чем полезны ягоды земляники? (богаты минеральными солями, полезны при малокровии, содержат много витаминов)

6) Какие болезни лечит красавица береза? (березовые почки используют как мочегонное средство)

7) Черемуха – любимое дерево всех народов, почему его называют лекарственным растением? (ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство)

8) Как нужно собирать лекарственные растения? (цветки – в начале цветения, корни и корневища – весной или осенью, листья – в сухую погоду)

9) У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия?

 (липа, первоцвет весенний, ромашка)

10)У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (боярышник, калина, рябина, малина, шиповник)

                                   

                                    4. Станция «Охрана природы»

1) Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (она влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, жары)

2) Нашел грибник один боровик. А разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (он погубил грибницу, грибов здесь больше не будет)

3) Почему не в каждом лесу растут лишайники? (они растут там, где чистый воздух)

4) Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включат музыку, жечь костры? (шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромные места)

5) Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов)

6) Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (птицы учат их летать, искать пищу, защищаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет) 

7) Почему к весеннему шмелю нужно относиться осторожно, бережно? (зимуют у шмелей только самки, дающие потомство)

8) Каковы причины лесных пожаров? (непотушенный костер, окурок, молния, спички)

9) Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)

10) Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов ( тополь, березу, клен, вяз, акацию) Почему?

                                  II. Работа с пассажирами по заданиям.

Учитель: наше путешествие продолжается. Чтобы он был успешным, а посадка была благополучной, каждому пассажиру от станции  необходимо выполнить задание.

                                    Задание пассажирам первой станции:

  1. Выпустить листовку с советами в защиту природы.
  2. Составить  лесную пищевую цепь из имеющихся организмов.(рисунки растений, животных)
  3. Что произойдет, если в биоценозе вдруг исчезнут редуценты?

                              Задание пассажирам второй станции:

 

  1. Выпустить молнию в защиту леса.
  2. Наши леса и горы богаты реликтовыми растениями. Представим себе, что здесь разместили несколько пионерских лагерей и базу отдыха. Не вызовет ли это нарушений в данной экосистеме? Составьте прогноз. Подумайте свои предложения по сохранению уникальной растительности наших гор Торатау, Юрактау.

                                    Задание пассажирам третьей станции:

  1. Вы читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Маленький принц спросил у географа: «Куда же вы мне посоветуете отправиться?» Географ ответил: «Посетите планету Земля. У нее неплохая репутация»

Что сказал бы Маленький принц, посетив нашу планету сейчас? Кто виноват в произошедших изменениях?

  1. Инсценируйте ситуацию «Поведение туристов в природе»

                                Задание пассажирам четвертой станции:

 1..Составьте письмо-протест против повсеместного загрязнения окружающей среды, лесов.(можно в стихах)

 2.Сформулируйте три, на ваш взгляд, самых важных аргумента в защиту Природы. Чем вы сами можете помочь Природе?

 Учитель:   

Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя Царем Природы. Конечно, человеку ничего не стоит истребить животных, вырубить лес, осушить болото. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Обедняя природу, человек сам становится беднее. Послушайте отрывок из стихотворения В.Шеффера «Человек» 

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда его жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

 Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она- одна!

                 

                                III. Заключительная часть.

Игра «Деревья» Впишите по вертикали названия деревьев. Победит тот, кто  вспомнит больше названий деревьев.

 

В

Г

О

О

П

С

Я

И

Ф

А

Ч

Л

Т

У

Ь

И

Х

С

Е

Ж

К

Ы

Н

М

А

А

А

А

А

А

Ь

 Р

С

 А

Р

Н

(Ветла, груша, ольха, осина, пихта, сосна, ясень, инжир, фикус, алыча, чинар, лимон)

Игра «Найди пару» Живые организмы часто сожительствуют друг с другом с взаимной пользой. Гриб получает от корней дерева органические вещества, а корни получают больше воды от грибницы. Назовите грибы, живущие под определенными деревьями.

  1. Рыжик-ель, сосна, кедр, лиственница    2. Рядовка- тополь, сосна;    3. Груздь – береза, ольха, тополь.

4 Подосиновик – сосна, ель, осина; 5. Подберезовик – береза, осина; 6. Дубовик – дуб;

7. Моховик –сосна; 8. Белый гриб-сосна, ель, дуб, береза; 9. Масленок –сосна; 10.Под вековой липой- синик-красик, дубовик, свинушка; 11. Под тополем – серый березовик, осиновый груздь, синеющий груздь; 12. Под каштаном – черный трюфель; 13. Под ольхой – трюфель, ольшанка (гладыш-молочай); 14. Под орешником – трюфель белый, перечный груздь; валуй; 15. Под можжевельником – белый трюфель. Участникам игры показывается или гриб, или дерево, он должен назвать пару.

Подведение итогов праздника. Выявление пассажира победителя и вручение ему особого приза. ( все остальные тоже получают небольшие призы)

                                          Говорим при всем народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

 

Список литературы:

  1. Александров.Б.А. В стране зеленой.- Москва: Просвещение,1973
  2. Акимушкин И.Занимательная биология.- Смоленск: Русичи,1999
  3. Большаков.А.П. Биология: занимательные факты и тесты._СПб.:Паритет,1999
  4. Вронский.В.А. Экология: словарь-справочник. –Ростов н/Д.: Феникс,1997
  5. Менниджер,Э. Причудливые деревья.- М:Мир,1970
  6. Миркин.Б.М, Наумова Л.Г. Экология растений Башкортостана, Уфа.: Китап, 2010
  7. Тайны живой природы.- М.: Росмэн, 2000
  8. Журнал «Лес и человек» М.: Лесная промышленность, 1986
  9. Журнал «Биология в школе» № 3,2008
  10. Атлас Республики Башкортостан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эллины против "царя царей".

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Эллины против "царя царей"". Война греческих полисов против персидкой державы....

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Царь ли природа, человек?

Урок посвящен методам изучения человека и его наследственности...

«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...

Человек и природа в книге В.П. Астафьева "Царь-рыба"

Данная презентация может быть использована в 11 классе на обзорных уроках по изучению литературы XX века, а именно творчества В.П. Астафьева. Она знакомит с историей создания повествования в рассказах...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Отличное мероприятие!