Урок по теме "Ланцетник"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

Миниахметова Галия Дамировна

Урок для учащихся 7-х классов. Позволяет раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lantsetnik.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  учителя биологии МОУ «Гимназия №83»

 г. Ижевска Миниахметовой Галии Дамировны  

на тему «Общие признаки Хордовых животных. Подтип Бесчерепные»

Тема:   Общие признаки Хордовых животных. Подтип Бесчерепные.                

Цель урока: раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника.

 Задачи урока:

Познавательные УУД:

Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение особенностей строения  хордовых на примере ланцетника),

- выбирать основания для  сравнения,  классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи на основе работы с натуральными объектами;

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям на примере сравнения позвоночных и беспозвоночных.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

Учиться подтверждать аргументы фактами;

Учиться критично относиться к собственному мнению,  правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Личностные УУД:

Оценивать  важность бережного отношения  к природе родного края.

Оборудование: раздаточный материал, интерактивные схемы  электронного учебника компании «1С» «Животные. 7 класс», рисунки, интерактивная доска, влажные препараты «Ланцетник»

Этапы урока

Действие учителя

Действие ученика

Материально-техническое обеспечение

I Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня мы познакомимся в Вами с очень необычным животным. Посмотрите на него внимательно и попытайтесь определить кто это.

Рассматривают натуральный объект  «Ланцетник», делают предположение систематической принадлежности объекта.

Натуральный влажный препарат «Ланцетник»

II Изучение новой темы.

1) Особенности строения Хордовых животных.

II Изучение новой темы.

1) Особенности строения Хордовых животных. Общая характеристика Хордовых.

2) Классификация Хордовых животных.

3) а. Систематическое положение Ланцетника.

б. Особенности строения Ланцетника как представителя подтипа         Бесчерепные (групповая работа).

в. Афиширование полученных знаний.

III. Закрепление полученных знаний.

IV. Домашнее задание.

Методы обучения

Проблемный. Ланцетник – это предок хордовых животных или «живая переходная форма» от беспозвоночных к позвоночным?

Частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности

Работа в группах. Работа с учебником. Решение познавательных задач

Задание 1 группе.

1. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:

Ланцетник имеет примитивное строение, тем не менее, его относят к типу Хордовые. Почему?

  1. Заполните таблицу:

«Особенности строения ланцетника»

Системы органов

Особенности строения

Задание 2 группе.

1. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:

Известно, что ланцетник ведет практически малоподвижный образ жизни. Какие черты приспособленности позволили ему выжить в процессе эволюции?

2. Заполните таблицу:

«Адаптация ланцетника к обитанию в прибрежной зоне»

Особенности

Адаптивные черты

Задание 3 группе.

1. Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:

Почему систематики не могли сразу определить принадлежность ланцетника к определенной группе. Назовите признаки ланцетника общие с беспозвоночными и хордовыми животными.

2.Заполните таблицу: 

«Сходство ланцетника с хордовыми и беспозвоночными животными»

Общие признаки  с беспозвоночными животными

Общие признаки с хордовыми животными


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оборудование.

I. Приветствие Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Записывают тему урока в тетрадь.

Доска  (или интерактивная доска)

II Изучение новой темы.

1) Особенности строения Хордовых животных.

Сегодня мы с Вами начинаем изучение нового типа животных – Хордовые. К типу Хордовые относятся около 43 тысяч современных видов, распространённых по всему земному шару: они заселяют моря и океаны, реки и озёра, континенты и острова. Внешний облик хордовых очень разнообразен (неподвижные мешковидные асцидии, несколько похожие на червей, бесчерепные, различные по облику позвоночные животные). Различны и размеры: от представителей длиной в несколько миллиметров; мелких рыбок, лягушек длиной в 2-3 см до гигантов – некоторых китов, достигающих 30 м длины и массы 150 т. Несмотря на огромное разнообразие, для всех представителей типа Хордовые характерны общие черты организации, не встречающиеся у представителей других типов. Рассмотрим основные признаки типа при помощи интерактивной схемы:

Тело двусторонне – симметричное.

Кишечник сквозной.

Над кишечником – хорда.

Над хордой, на спинной стороне тела расположена нервная система в виде нервной трубки.

Стенки глотки имеют жаберные щели.

Кровеносная система замкнутая. Сердце на брюшной стороне тела, под пищеварительным каналом.

Обитают во всех средах жизни.

Учащиеся слушают, изучают интерактивную схему и записывают основные признаки Хордовых в тетрадь.

Интерактивная схема «Общий план строения Хордовых» 

Слайд с определением «хорда»;

«хордовые»

Интерактивная схема «Общий план строения Хордовых»

2) Классификация Хордовых животных.

Кто относится к типу Хордовые?  Рассмотрим классификацию типа.

Рассматривают схему на доске.

Интерактивная схема «Классификация Хордовых животных».

3) а. Систематическое положение Ланцетника.

Сегодня мы с Вами знакомимся с представителем Бесчерепных животных – ланцетником.

Учитель знакомит учащихся с историей открытия данного вида животных и систематизацией его как вида. 

1)Русский зоолог Симон Паллас впервые описал в 1774 г. европейского ланцетника, встречающегося в Черном море. Паллас принял ланцетника за моллюска и назвал «ланцетовидным слизнем». Только через 60 лет другой ученый, отнесет ланцетника к хордовым животным.

2) Исследуя зародышевое развитие ланцетника, А. О. Ковалевский обнаружил, что образование первичной кишки у зародыша ланцетника совершается, как у беспозвоночных, а развитие нервной системы, - как у позвоночных. Таким образом, как во взрослом, так и в зародышевом состоянии в ланцетнике странно смешиваются признаки как позвоночных (нервная и кровеносная система, жабры, хорда), так и беспозвоночных (сегментарное строение тела, выделительные органы, развитие первичной кишки, бесцветная кровь) животных.

А. О. Ковалевский пришёл к выводу, что ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными и этим связал два больших раздела животного мира.

3) Учёный мир, однако, не сразу понял и оценил революционизирующее значение работы А.О. Ковалевского.

Только в 1874 г. Э. Геккель, используя работу А. О. Ковалевского, реформирует систему животного мира.

Он устанавливает новый тип животных - хордовых, разделив его на 2 подтипа: бесчерепных, к которым отнёс около двух десятков видов ланцетников, и черепных, среди которых продолжал числить все шесть классов, позвоночных - круглоротых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей.

Этому коренному пересмотру зоологической системы наука обязана в сущности А. О. Ковалевскому.

Перед нами стоит вопрос:  Ланцетник – низшая форма хордовых животных и «живая переходная форма»?

Чтобы ответить на него необходимо изучить особенности строения ланцетника.

Учащиеся знакомятся с содержанием слайдов, выписывают основные данные в тетрадь.

Слайд «Систематика Ланцетника»; «С. Паллас», «А.О. Ковалевский», «Э. Геккель», влажный препарат «Ланцетник».

Слайд с проблемным вопросом темы.

б. Особенности строения Ланцетника как представителя подтипа Бесчерепные (групповая работа).

Работа проводится следующим образом: сначала каждый самостоятельно записывает свой ответ на листочке, затем работаете в парах, дополняя ответы друг друга, затем в группах по 4 человека.

В классе 3 ряда, каждому ряду дается определенное задание.

Задание 1 группе.

Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос: Ланцетник имеет примитивное строение, тем не менее, его относят к типу Хордовые. Почему?

Задание 2 группе.

 Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос: Известно, что ланцетник ведет практически малоподвижный образ жизни. Какие черты приспособленности позволили ему выжить в процессе эволюции?

Задание 3 группе.

 Изучите текст учебника, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос: Почему систематики не могли сразу определить принадлежность ланцетника к определенной группе. Назовите признаки ланцетника общие с беспозвоночными и хордовыми животными.

Работа проводится  сначала самостоятельно, затем в парах, затем в группах по 4 человека.

В классе образуется три группы (по числу заданий), которые работают над определенными заданиями.

Раздаточный материал, влажный препарат «Ланцетник», интерактивные схемы «Системы органов ланцетника».

в. Афиширование полученных знаний.

Учитель при необходимости корректирует ответы учащихся, демонстрацией слайдов «Особенности строения ланцетника»,

«Адаптация ланцетника к обитанию в прибрежной зоне», «Сходство ланцетника с хордовыми и беспозвоночными животными».

По итогам работы в группах выставляется оценка за работу на уроке. Оценивает работу учащихся один из членов команды, комментируя оценку.

Ученики отвечают на поставленные вопросы, используя интерактивные схемы, записи в тетрадях.

Интерактивные схемы «Системы органов ланцетника», слайды «Особенности строения ланцетника»,

«Адаптация ланцетника к обитанию в прибрежной зоне», «Сходство ланцетника с хордовыми и беспозвоночными животными»

Повторяется проблемный вопрос темы: Ланцетник – низшая форма хордовых животных и «живая переходная форма»?

Учащиеся приходят к выводу, что ланцетник – это не переходная форма от беспозвоночных животных к позвоночным, а один из представителей Хордовых животных.

Слайд с проблемным вопросом темы.

Каково же значение ланцетника в природе и в жизни человека? Ланцетник питается микроскопическими организмами, втягивая их через ротовое отверстие с током воды. Пища ланцетника составляет главным образом диатомовые водоросли, а также десмидиевые, мелкие корненожки, инфузории, радиолярии, яйца и личинки оболочников, иглокожих, рачков и др. Таким образом это главные биофильтраторы придонного слоя воды.

Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла, практикуемого осенью и зимой (август - январь), известного в течение 300 лет. Его промышляют в юго - западной части Восточно - Китайского моря. Ланцетника ловят с лодок в течение 2-4 ч во время отлива, зачерпывая верхний слой песка специальной совковой лопатой на длинной бамбуковой палке. Осторожно поднимая лопату, стряхивают зачерпнутый песок на промывательный поднос, а затем и на сито, отделяя ланцетников от песка и раковин. На одну лодку добывают обычно около 5 кг ланцетника за день. В мясе ланцетника содержится 70 % белка и около 2 % жира.
Местные жители варят из ланцетника суп и жарят его. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35 т, что соответствует 280 млн. особей. Иногда используют ланцетника в пищу на острове Сицилия и в Неаполе.

Рассматривают слайд, записывают значение ланцетника в тетрадь.

Слайд «Значение ланцетника в природе и в жизни человека».

III. Закрепление полученных знаний.

На доске представлен тест по теме, который необходимо выполнить.

Учитель выставляет положительные оценки в журнал.

Учащиеся работают с тестом на отдельных листочках, затем проводится самопроверка, выставление оценки.

Слайд «Проверь свои знания»

Слайд «Оцени усвоение темы».

IV. Домашнее задание.

Параграф №30, ответить на вопросы.

Творческое задание: составить опорный конспект по теме.

Записывают домашнее задание.

Ланцетник

Бесчерепной, хордовый

Живет, фильтрует, плавает

Ланцетник низшее хордовое животное.

Хорда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...