Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Жиренко Надежда Владимировна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования; Биология 5 - 11 классы: программы основного общего образования по природоведению, 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. 2010г.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_ispr.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей - предметников

МБОУ «Пристеньская ООШ»

___________/Шматова Т.И./

Протокол №

от «  »                  201  г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Пристеньская ООШ»

_____________/Бабенко Е.В./

«  »                    201   г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

 «Пристеньская ООШ»

_________/Решетняк И.И./

Приказ №

от «   »                  201   г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Природоведение»

для 5 класса

Учитель  высшей

квалификационной категории

Жиренко Н. В.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования; Биология 5 - 11 классы: программы основного общего образования по природоведению, 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. 2010г.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

        Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

        Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по темам.

        Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

Методические особенности изучения предмета

Ключевыми понятиями в содержании программы являются: природа, человек, окружающая среда, что отражено при изучении всех тем курса.

Приоритетным направлением для формирования общеучебных ЗУН является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

Особое внимание обращено на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации, энциклопедиями, Интернет ресурсами и др.

В качестве основных форм организации учебных занятий выступают: беседы, лекции, семинары, игры, дискуссии; предусмотрены практические занятия для отработки навыка экспериментальной работы.

Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.

В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением отдельных разделов курса природоведения необходимо уделить особое внимание новому разделу «Человек, его здоровье и безопасность жизни».

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения:

Увеличено количество часов на изучение темы «Вселенная» (5 часов +1, добавлен на обобщение темы); увеличены часы в темах «Воздух» (6 часов + 3) и «Вода» (3 часа + 1), т.к. знание этих тем важно при изучении географии в 6 классе; «Горные породы» (3 часа + 1, добавлен на изучение материала по охране вод); «Организмы» (5 часов + 1, добавлен на обобщение темы); «Природа едина» (2 часа + 1, используется для расширения экологических знаний); «Человек и его здоровье» (3 часа + 2, один час направлен на расширение знаний по гигиене и здоровому образу жизни, другой используется в качестве зачётного урока).

Уменьшено количество часов на изучение тем «Растения» (7 часов) и «Животные» (5 часов) на один час, что связано с достаточной подготовкой учащихся по данному вопросу в курсе учебного предмета «Окружающий мир» в 1-4 классах начальной школы.

Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по природоведению издательства «Дрофа» (В.М. Пакулова, Н.В. Иванова), который включает в себя:

Учебник: Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.: Дрофа, 2010г.

Рабочую тетрадь: Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (рабочая тетрадь). М.: Дрофа, 2012.

Данный УМК содержит обязательный минимум содержания образования по природоведению.

Формы организации учебного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная, фронтальная. В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразной информации, подготовку сообщений, написание мини - сочинений.

В рабочей программе, в соответствии с Положением  о промежуточной и итоговой аттестацией учащихся в ОУ,  предусматриваются  следующие формы промежуточной аттестации:  устные и письменные задания, самостоятельные работы, тестовые задания, лабораторные работы.

Итоговая аттестации проводится в форме обобщающих уроков.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать различные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Учебно – тематический план

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

авторская программа

рабочая программа

лабораторные

работы

1.

Введение

2

2

2.

Вселенная

5

6

2

3.

Строение и свойства вещества

11

11

1

4.

Воздух

6

9

2

5.

Вода

3

4

6.

Горные породы

3

4

1

7.

Почва

4

5

8.

Организмы

6

6

9.

Растения

7

6

3

10.

Грибы

2

2

1

11.

Животные

5

4

1

12.

Ваши любимые растения и животные

3

3

1

13.

Природа едина

2

3

14

Человек, его здоровье и безопасность жизни

3

5

2

Итого

62+8ч.

(резерв)

70

14

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Оборудование

Прим.

Введение (2 ч.)

1.

02.09

Человек и природа

Микроскоп, секундомер, рулетка, весы, термометр, мерные цилиндры

2.

07.09

Экскурсия «Природа неживая и живая»

Вселенная (6 ч.)

3.

09.09

Звезды на небе. Л/р №1. «Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом»

Звездная карта, атлас, глобус

4.

14.09

Земля – наш дом. Л/р № 2. «Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков»

Таблица «Земля – планета солнечной системы». Глобус, карта полушарий, компас

5.

16.09

Оболочки Земли (сферы)

Таблица «Оболочки Земли»

6.

21.09

Луна - естественный спутник Земли

Таблицы «Годовое движение земли», атлас

7.

23.09

Солнце – вечный огонь Вселенной. Солнечная система

Таблица «Земля – планета солнечной системы»

8.

28.09

Вселенная (обобщающий урок)

Строение и свойства вещества (11 ч.)

9.

30.09

Тела и вещества

Лед, мяч, линейки пластмассовая, деревянная

10.

05.10

Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л/р №3. «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел»

Геометрические фигуры, вода, лед, сосуды разной формы, пипетки, ластики, воздушные шары, бутылка, резиновая лента, пластилин

11.

17.10

Вещества и смеси

Сера, железные опилки, магнит, стакан с водой, нефть, чугун

12.

12.10

Молекулы. Атомы. Элементы

Мяч

13.

14.10

Движение частиц вещества

Вата, духи, стакан с водой пипетка, спиртовой раствор йода

14.

19.10

Взаимодействие частиц

Стакан с водой, колба

15.

21.10

Разнообразие веществ

Алюминий, медь, вода, поваренная соль, подсолнечное масло, сахар

16.

26.10

Явления природы. Физические явления

Стаканчик с водой, пластилин, парафин, спички, фарфоровая чашечка, спиртовка, пробирка, стеклянная палочка, кусочки бумаги

17.

04.11

Химические явления. Горение

Свеча, спички, сера, железо, спички, спиртовка, ложечка для сжигания веществ

18.

09.11

Окисление

Гвозди ржавый и железный

19.

11.11

Обобщающий урок по теме «Строение и свойства веществ»

Воздух (9 ч)

20.

16.11

Воздух - смесь различных газов

21

18.11

Свойства воздуха

Стакан, цилиндр, вода, картофель, стеклянная палочка

22.

23.11

Вес воздуха и атмосферное давление

Весы, воздушный шарик, лист бумаги, линейка

23.

25.11

Изменение давление воздуха с высотой

Барометр

24.

30.11

Ветер

Флюгер

25.

02.12

Нагревание воздуха

Карта России, Таблица «Нагревание воздуха над сушей и водой», «Работа ветра»

26.

07.12

Изменение температуры воздуха с высотой. Л/р № 4. «Определение местонахождения гор со снежными вершинами»

Физическая карта мира

27.

09.12

Погода и ее предсказание. Л/р №5. «Описание погоды за месяц»

Вырезки из газет с прогнозом погоды, дневники наблюдений

28.

14.12

Обобщающий урок. Значение воздуха в природе и его охрана

Вода (4 ч)

29.

16.12

Три состояния воды

Таблицы «Три состояния воды». Лед, пробирка, спиртовка, спички, стеклянная пластина

30.

21.12

Тепловое расширение воды

Пробирка с подкрашенной водой, пробка со стеклянной трубкой, спички, спиртовка

31.

23.12

Вода - растворитель. Работа воды в природы. Экскурсия «Результаты работы текучих вод и ветра»

Таблицы «Работа воды», «Морской прибой. Пещеры»

32.

13.01

Использование воды человеком. Охрана воды

Внутреннее строение Земли. Горные породы (4 ч)

33.

18.01

Внутреннее строение Земли. Горные породы

Образцы магматических, осадочных, метаморфических горных пород, минералов

34.

10.01

Разрушение горных пород

Образцы гальки, гравия, песок, глина

35.

25.01

Полезные ископаемые. Металлы.

Л/р №6. «Описание минералов и горных пород. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их свойствами»

Коллекция «Полезные ископаемые»

36.

27.01

Обобщающий урок по теме: «Вода. Внутреннее строение Земли»

Почва (5ч)

37.

01.02

Образование почв и их разнообразие

Таблица «Почва»

38.

03.02

Состав и свойства почвы

Стаканчик с водой, почва, спички, спиртовка, пипетка, стеклянная пластина

39.

08. 02

Уход за почвой

Таблица «Восстановление земель»

40.

10.02

Влияние растений на почву

Таблица «Восстановление земель»

41.

15.02

Разрушение почв

Таблицы «Выветривание действие температуры, воды и растений. Выветривание действие воды (овраги). Охрана почвы от эрозии»

Организмы (6 ч.)

42.

17.02

Организмы его свойства

Рисунки вирусов, простейших, высших растений и животных

43.

22.02

Где живут организмы

Таблицы «Растения и животные леса. Растения и животные суши (степь). Растения и животные моря. Растения и животные пустыни»

44.

24.02

Экскурсия «Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды»

45.

01.03

Увеличительные приборы

Лупы, микроскопы

46.

03.03

Строение организма

Микроскопы, препарат чешуи кожицы лука

47.

08.03

Обобщающий урок по теме «Организмы»

Растения (6ч.)

48.

10.03

Признаки растений

Таблица «Фотосинтез». Рисунки растений и животных

49.

15.03

Разнообразие растительного мира

Рисунки одноклеточных, многоклеточных, цветковых, нецветковых растений, гербарии растений, препарат хламидомонады, микроскоп

50.

17.03

Строение цветковых растений. Л/р № 7. «Распознавание органов цветковых растений»

Таблица «Строение цветка», гербарий

51.

22.03

Места обитания дикорастущих растений. Зеленая аптека. Экскурсия «Распознавание различных видов растений своей местности»

Гербарий

52.

05.04

Красная книга растений. Л/р № 8. «Определение названия растений с помощью атласа- определителя»

Рисунки растений занесенных в красную книгу, атлас-определитель растений, гербарии растений

53.

07.04

Многообразие культурных растений. Л/р № 9. «Постановка опыта по выявлению различных условий на прорастание семян»

Гербарии и муляжи культурных растений

Грибы (2ч)

54.

12.04

Разнообразие грибов

Рисунки плесневых грибов, грибов-паразитов, шляпочных грибов

55.

14.04

Шляпочные грибы. Л/р № 10. «Узнавание съедобных и ядовитых грибов»

Таблица «Шляпочные грибы», муляжи грибов

Животные- братья наши меньшие (4 ч)

56.

19.04

Признаки животных

Рисунки животных и растений

57.

21.04

Условия жизни и многообразие диких животных

Таблицы «Растения и животные леса. Растения и животные суши (степь). Растения и животные моря. Растения и животные пустыни»

58.

26.04

Значение диких животных и их охрана. Л/р №11. «Узнавание животных своей местности»

Рисунки животных, чучела

59.

28.04

Домашние животные

Рисунки домашних и сельскохозяйственных животных

Ваши любимые растения и животные (3 ч)

60.

03.05

Растения в вашем доме. Л/р №12. «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

Комнатные растения и культурных растений. Таблица «Уход за комнатными растениями»

61.

05.05

Животные в вашем доме. Ваш аквариум

Рисунки домашних животных

62

10.05

Обобщающий урок по теме «Растения. Грибы. Животные»

Природа едина (3 ч)

63.

12.05

Связи живого и неживого

64.

17.05

Мы в ответе за природу

65.

17.05

Люби природу и помогай ей

Рисунки природы

Человек. Его здоровье и безопасность жизни (5 ч)

66.

19.05

Человек и окружающая среда

Л/р №13. «Измерение роста, температуры, массы тела»

Таблица «Расположение внутренних органов». Сантиметр, напольные весы, секундомер, медицинский термометр

67.

24.05

Как беречь своё здоровье и жизнь

Л/р №14. «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»

Тряпочки, сосуд с водой, бинт, настойка йода, марлевые салфетки

68.

26.05

Вредные привычки и их предупреждение

Таблицы «Вред курения. Вред алкоголя»

69.

31.05

Здоровый образ жизни

Таблица «Условия укрепления здоровья»

70.

31.05

Обобщающий урок за курс природоведения 5 класса

Основное содержание тем учебного курса «Природоведение», 5 класс

70 часов (62 часа + 8 часов резерва)

 

Введение (2 часа)

         Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

  1. Вселенная (5 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

     Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

  Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

  Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

  Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

№1. Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

№2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

  1. Строение и свойства веществ (11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

 Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.         

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

№3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

  1. Воздух (6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

 Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

 Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторная работа

№4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

№5 Описание погоды за месяц.

  1. Вода (3 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Экскурсия. Результаты работы текущих вод и ветра.

  1. Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.         Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные работы

№6. Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

  1. Почва (4 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

  1. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.

Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия. Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

  1. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые

Растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения , условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные работы

№7. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

№8.Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

№9. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

Экскурсия. Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

  1. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа

№10. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

  1. Животные (5 часа)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа

№11. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

  1. Ваши любимые растения и животные (3 часа)

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

        Демонстрация комнатных растений, домашних животных

        Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Лабораторная работа

№12. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животным.

  1. Природа едина (2 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

  1. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часов)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторные работы

№13. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

№14. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Резерв времени – 8 часов

Формы и средства контроля

В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты и самостоятельные работы как элемент урока, обобщающие уроки.

( Источник: Н. Е. Бургасова. Тематический контроль. Природоведение. 5 класс.- М: «Интеллект – Центр», 2010)

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

        1. Федеральный компонент Государственного стандарта.

        2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2007).

3. Программа основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.2010г

        4. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.: Дрофа, 2010.

        5. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (рабочая тетрадь). М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература:

1. Чередникова Г.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: поурочное планирование по учебнику В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой/авт. – сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 123 с.

        2. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Природоведение 5 кл.: - М.-: Дрофа , 2004.

Оборудование и приборы

  1. Комплект таблиц по природоведению.
  2. Физическая карта России и мира.
  3. Компасы.
  4. Коллекция полезных ископаемых.
  5. Коллекция горных пород и минералов.
  6. Коллекция различных видов почв.
  7. Микроскопы.
  8. Микропрепараты растительной и животной клетки.
  9. Гербарий основных групп растений.
  10. Гербарий лекарственных растений.
  11. Красная книга Белгородской области.
  12. Коллекция овощных культур.
  13. Атлас-определитель растений.
  14. Муляжи грибов.
  15. Коллекция влажных препаратов животных.
  16. Теллурий.
  17. Глобусы.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование» 
  2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы 
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам 
  5. http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...