Внеклассное мероприятие по теме: "Витамины"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Мальцева Елена Николаевна

Мероприятие разработано для учащихся 8класса и проводится после изучения темы  «Витамины», сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; в ходе игры ученики получают свободно знания  и новые сведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitaminy.docx32.53 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме: "Витамины"

Мероприятие разработано для учащихся 8класса и проводится после изучения темы  «Витамины», сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; в ходе игры ученики получают свободно знания  и новые сведения.

Цели  мероприятия:

расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе;

сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением;

на основе меж предметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для   здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо - и жирорастворимых витаминов.

Задачи урока:

развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между   веществами и организмом , умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать   в детях   способность к логическому мышлению;  

дать представление учащимся об истории открытия витаминов

познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в продуктах питания;

показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ

разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;

сравнить природные и искусственные витамины;

позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;

дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;

научить применять теоретические знания на практике.

Тип урока: комбинированный урок- презентация

Формы и методы (методические приемы):

частично-поисковый;

индивидуальная работа;

групповая работа;

работа с научной литературой;

работа с таблицами, презентациями.

Средства обучения: плакаты « Здоровье – это вершина, которую каждый должен преодолеть сам» В. Шененберг., «Витаминные препараты : моно- и поливитамины» ,презентации.

Ход мероприятия

Учитель: А знаете ли вы, что витамины имеют свою историю, с которой мы вас сейчас познакомим?

Ученик (помощник ведущего) :

В 1880 г. в Дерптском университете Николай Иванович Лунин исследовал две группы мышей. Первую   группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?”

Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни.   Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали.

В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” – жизнь, т.е. « жизненно важный амин»

:

Конкурс «Винегрет.»

Попробуем перечислить овощи, составляющие винегрет, а для этого надо отгадать загадки.

Каждой команде по очереди задаются загадки.

1.Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол. (огурец)

2.За кудрявый хохолок лису из норки поволок,
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая! (морковь)

3Над землей – трава, под землей – алая голова. (свёкла)

4.Сидит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек;
Не шиты, не кроены, а весь в рубцах. (капуста)

5.Заставит заплакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …… (лук)

6.Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……. . (картошка)

- Молодцы, с загадками вы справились. Встречайте гостя!

- Как вы думаете, ребята, этот салат полезен? (ответы детей)

- Вы правильно ответили. Салат полезен, ведь в нем разнообразные овощи, которые необходимы для питания человека.

А теперь  разделимся на микро-группы. Каждая микро-группа получает задание и готовит свое выступление 5-10 минут работая с учебником и дополнительной литературой.

1 микро-группа: витамин А

                Витамин А.  ( Ретинол).  жирорастворимый.

По химическому строению близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, помидоры, абрикосы).  Превращения каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени.

Витамин А входит в состав зрительного пигмента,(родопсин) содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки.  

Значение для организма:

Усиливает остроту зрения

Укрепляет волосы, эпителий зубов

Стимулирует деятельность щитовидной железы.

Регулирует процесс образования новых клеток

Влияет на рост молодого организма.

Содержится в продуктах животного происхождения – печень . рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба.

Может  образовываться из каротина, содержащегося в  помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови – поэтому во время ВО войны военным лётчикам давали морковь  перед ночными бомбардировками  немецких самолётов.

Суточная потребность 0,5-2,5 мг

При гипофункции -нарушается рост и развитие , дети плохо  растут. Возникает особое  заболевание – «Куринная слепота»- человек или животное не видит в сумерках, хотя хорошо видит  днём. Что     особенно опасно для водителей . Поэтому людям, работа которых требует напряженного зрения, необходимо употреблять дополнительно витамин А.

 А связь заключается в том, что без этого витамина не вырабатывается  пигмент – родопсин, который находится в сетчатке глаза, и обостряет зрение в сумерках.

Учитель показывает слайд.

2микро-группа : витамины группы В

Витамины группы В( эта группа включает несколько витаминов В1,В2и до В-12)

Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме:

Витамин В 1 ( тиамин)  укрепляет нервы ,участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга.

Содержится: в орехах,  апельсинах,  хлебе  грубого помола, мясе птицы,  зелени.

Суточная потребность 1, 4-2,4 мг.

 При недостатке -заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте,

слабость и паралич конечностей).

Витамин  В6 (пиридоксин) Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина.

Содержится: сое, бананах, в морепродуктах,  картофеле,  моркови, бобовых

Суточная потребность 2,0-2,2 мг.

При недостатке - анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварении.

 Витамин В 12( цианокобальтамин)  регулирует кроветворную функцию, работу мозга Усиливает иммунитет,

 участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление.

Содержится: только в продуктах животного происхождения :  печень, почки, яйца, молоко, сыр.

 соя, устрицы.

Суточная потребность 2-5 мкг.

Поэтому , у вегетарианцев , которые всем этим не питаются,  появляется недостаток вит В-12.  

При недостатке - злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани.

 Учитель показывает слайды.

3микро-группа: витамин С

ВИТАМИН С ( аскорбиновая кислота)   водорастворимый).

            Витамин С или аскорбиновая кислота, самый  популярный из витаминов.  Еще в то время, когда        о нем ничего не было известно, врачи замечали, что у больных цингой, открываются старые раны, а      новые плохо рубцуются.  Сейчас мы знаем, что это связано с нарушением образования важного для     заживления ран белка ,который создаёт основу стенок кровеносных сосудов.   При недостатке       витамина С стенки сосудов становятся хрупкими, что приводит к кровоподтекам.  В последние  время ученые  высказывают предположение,  что этот витамин участвует в выведении из организма холестерина, который ведет  к развитию атеросклероза.   Доказано что витамин С  предотвращает образование в организме веществ , способных вызывать развитие раковых заболеваний.

Играет большую роль в процессах обмена веществ. Благоприятно действует на функции Ц.Н.С.

.Оказывает  омолаживающий эффект.

Укрепляет соединительную и костные ткани.

Повышает защитные силы, предохраняет от инфекций, обеспечивает устойчивостью организма к неблагоприятным условиям

Стимулирует образование белка- коллагена, необходимого при заживлении ран.

Основной источник этого витамина – свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, шиповник, смородина, лимоны, квашеная капуста, помидоры, картофель, облепиха .  1 стакан  сока черной смородины покроет суточную потребность витамина С или 50г петрушки.  А вот яблочного сока надо выпить 5 литров.

Потребность в витамине С велика.  Для детей от 4 – 10 лет 50 – 60мг, а взрослые 60 – 80 мг.  Табачный  дым разрушает витамин, поэтому норма курильщика до 150г.                

Недостаток витамина С (авитаминоз) ухудшает самочувствие, физическую и умственную работоспособность, снижает сопротивляемость к  инфекционным  заболеваниям.

 Самое характерное заболевание, связанное с гипофункцией (недостатком) Витамина С-ЦИНГА,    известная ещё мореплавателям:

 Кровоточивость дёсен, слабость , головокружение. иллюстрирующий цингу.)При гиперфункции (переизбытке) наблюдается тошнота, образование камней в почках.

Во время В. О. войны труженики тыла обеспечивали наших солдат этим необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт.

Учитель показывает слайды.

4микро-группа: витамин Д

Витамин Д( кальциферол) (Жирорастворимый)

В значительных количествах содержится в рыбьем жире.   Он может образовываться в организме  человека под влиянием ультрафиолетовых  лучей.   Витамин Д участвует в обмене кальция и фосфора,        образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Содержание в продуктах          

Больше всего в печени, яичном желтке, в сливочном масле.

Суточная потребность 2,5-10 мкг.

  Отсутствие  витамина Д  вызывает у детей заболевание, называемое рахитом.   Кости рахитичных      детей содержат недостаточно кальция и фосфора.  Это приводит к искривлению костей конечностей,   появлению на ребрах хорошо заметных утолщений, деформации грудной клетки.  Такие дети восприимчивые к различным заболеваниям.  Лучшим средством предупреждения и лечения рахита является    употребление пищевых продуктов, содержащих витамин Д, а также пребывание детей на солнце.  

По исследованиям ученых оказалось, что  уровень витамина Д у городских жителей, живущих   в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать  авитаминозы, особенно у маленьких детей.

У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи  возникает недостаток инсоляции-  облучение человека солнечными лучами  Ослабляется структура костей, появляются боли в     суставах и костях.

Учитель показывает слайды

5микро-группа:витамин Е

Витамин Е (токоферол ) ( витамин молодости)

« Токоферол» от греческого «деторождение».

Не случайно его так называют , и это по праву. Именно этот витамин  улучшает деятельность половых  клеток, мышц, печени, нервной ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения.  Очень важен дляь кожи.

Содержится: в молоке, зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, масле

Суточная потребность 8-15 мг.

При гипофункции  наблюдается мышечная слабость, и нарушается процесс свёртывания крови.

Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость,       злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что  из   эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие  мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью. Это масляные витамины получили название - «Виардо»

Это имя женщины, которая прославилась, тем, что  ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости  оставалась молодой и обладала завидным здоровьем.

Учитель показывает слайд

Кроссворд “ВИТАМИНЫ”

Задание: реши кроссворд. (рисунок 1)

../../../411610/img1.gif

1. Над землей – трава, под землей – алая голова. (свекла)

2. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове?(редис)

3Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел, десять братьев нашел.
Вышли братья на свет, собрались на совет, все глазастые да щекастые.
Посмотри-ка, посмотри-ка, каковы богатыри! (картошка)

4.Былинкой была, всё воду пила, побелела, растолстела,
Словно сахар захрустела. (капуста)

5. Красная девица ухитрилась схорониться,
Но зеленая коса так и просится в глаза. (морковь)

6. Росли на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки. (помидор)

7. Пребольшую … вырастила Дина. Спрячется за … и не видно Дину. (дыня)

8. Золотая голова велика и тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Витамины спасают человека от избытка жиров и углеводов. Наша пища и витамины

Слайд 4

Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно . Авитаминоз – отсутствие витаминов в организме. Гиповитаминоз- недостаток витаминов. Гипервитаминоз – излишек витаминов в организме.

Слайд 5

Впервые витамин А был выведен из моркови. Витамин А содержится в овощах, фруктах и молочных продуктах. Витамин А

Слайд 6

Витамин В1 необходим для окислительного декарбоксилирования кетокислот. При недостаточном поступлении тиамина пировиноградная и молочные кислоты накапливаются в тканях. Витамин В1 содержится в хлебопродуктах и мясе. Витамин В1 (тиамин)

Слайд 7

Витамин В2 улучшает органы зрения и снижает усталость глаз. Витамин В2 содержится в горохе, рыбе, молочных продуктах, мясе и яйцах. Витамин В2

Слайд 8

Витамин В12- единственный водорастворимый витамин. Витамин В12 содержится в морской капусте, соевых продуктах, говядине, рыбе, молоке. Витамин В12

Слайд 9

Витамин С является водорастворимым витамином. Витамин С- мощный антиоксидант. Витамин С улучшает способность организма усваивать кальций и железо. Витамин С содержится в овощах, фруктах и молочных продуктах. Витамин С

Слайд 10

Витамин D Витамин D образуется под действием ультрафиолета в тканях животных и растений. Витамин D содержится в крапиве, молочных продуктах и петрушке

Слайд 11

Витамин Е улучшает циркуляцию крови, необходим для регенерации тканей. В качестве антиоксиданта витамин Е защищает клетки от повреждения Витамин Е содержится в свином сале, оливковом масле, яблоках и белом хлебе. Витамин Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...