Коммуникативная культура педагога
статья по теме

Зимина Любовь Владимировна

Статья о требованиях, которые предъявляет современное оющество к учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_kultura_pedagoga.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная культура педагога

Любая форма педагогической деятельности требует от учителя больших раздумий, выдержки, самообладания и сильного характера. Профессиональная деятельность- это не только приобретение профессионально значимых качеств. Педагогическая деятельность – это сложное образование, однако, структура личности учителя не может отождествляться только со структурой его деятельности. Личность учителя имеет более сложное строение и не сводима только к деятельности.

По профессограмме , разработанной Щербаковым и Рыковым , одной из 8-ми функций учителя является коммуникативная. Она подразумевает под собой общение учителя с ученическим коллективом, с отдельным учеником, с родителями и коллегами.

Базируется коммуникативность на трех основах :

1 сдержанность;

2 тактичность;

3 доброжелательность.

Учитель должен радостно, без грубости, создавать приподнятое настроение, но не безудержное веселье, необходимо уметь держать дистанцию, которая не будет отягощать ни одну , ни другую стороны общения. Наша участь, закрывая за собой дверь, входя в класс, забыть о том, что было за ней и полностью погрузиться в общение. В последнее время в периодической печати (например, журнал “Здоровье школьника “ № 7) появляются фразы : ” Учитель тоже человек – у него могут быть неприятности в семье, плохое самочувствие и настроение “. Но мы знаем, что эти журналы ,в первую очередь предназначены для родителей и призваны в какой-то мере скрывать и сглаживать наши недостатки и ошибки. Давайте вспомним диалог из всеми нами любимого фильма “ Ирония судьбы или с легким паром “ , где главная героиня говорит своему аппоненту – врачу: “ Ошибки учителей менее заметны, но в последствии они обходятся людям не менее дорого “ . Наверное она права и мы с вами не имеем права на ошибку !

Чаще всего учитель не задумывается об это, но по законам психологии, педагог – это образец, которому сознательно, а чаще бессознательно следуют ученики, подражая, перенимая то что делает учитель. Особенно, если это младший школьник . (Если задуматься, то любой из нас с легкостью вспоминает своих школьных учителей даже по прошествии многих лет.)

Соответственно, профессиональные, коммуникативные качества педагога сводятся к следующим постулатам :

  • Уважай в ученике человека, личность (что является конретизацией золотого правила древности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.)
  • Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования ( ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, умственный аппетит у других.)
  • Передавай знания так, чтобы ребенок хотел и мог их усваивать, и был готов их использовать в различных ситуациях.

Коммуникативные ( интерактивные ) качества учителя, отражают особенности партнеров педагогического общения. Учитывая особую чувствительность детей к неискренности, фальши, необходимо подчеркнуь важность такого качества учителя, как его общительность и подлинная заинтересованность в общении, а не в его результате как проверке усвоения учебного материала. Т.е. мы должны владеть не только содержанием своего учебного предмета, и с ценностями , кумирами стремлениями того поколения, с которым приходиться работать. А.В. Сухомлинский пишет : “ Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, о чести и бесчестии, человеческом достоинстве ; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени; в годы детства день кажется годом, а год – вечностью.”

Внешнеповеденчески учитель должен быть образцом для подражания, располагать к себе детей воспитанностью, образованностью, культурой поведения, компетентностью общения. Они должны быть в плену личности учителя. Конечно, это идеальная модель, но соотнесение с ней каждым учителем себя может рассматриваться как внутренний стимул самосовершенствования и саморазвития ( конечно если вы увлечены своей работой ).

Если учесть преимущества, которые дает владение коммуникативными навыками, то можно выделить следующие из них:

1 Возрастает объем усваиваемого материала и глубина понимания.

2 Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей.

  1. Меньше времени уходит на формирование знаний и умений.
  2. Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации.
  3. Ученики комфортнее чувствуют себя на уроке.
  4. Меняется характер взаимоотношений учеников на уроке.
  5. Возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растет одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности.
  6. Ученики приобретают важнейшие социальные навыки : такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа: "Коммуникативная культура педагога по программе "Актуальные проблемы психологии и педагогики".

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-ЭкзюпериЛичностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не слу...

Коммуникативная культура педагога

Практико-значимы проект, выполненный на курсах "Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики", 2011 год....

Коммуникативная культура педагога

проект по теме "Коммуникативная культура педагога" разработан для прохождения курсов "Человек и общество"...

Коммуникативная культура педагога.

Современное состояние речевой культуры в России, по-моему мнению, оставляет желать лучшего. Его можно расценивать, как кризисно...

Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Коммуникативная культура педагога и ее структураПедагогический такт.Управление общением....

Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"

Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...