Модель урока Урок-семинар «Сны: невозможное возможно»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Себельдина Наталья Николаевна

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. В рамках повторения русской литературы  XIX века и курса биологии «Человек» нами рассматриваются сны И.И. Обломова (И.А. Гончаров «Обломов»), Р.Р.  Раскольникова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»), а также сны главных героинь баллады В.А. Жуковского «Светлана» и романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».  В основу разговора положено высказывание выдающего русского физиолога  И.М. Сеченова, называвшего сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_uroka_sny_nevozmozhnoe_vozmozhno.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока

Урок-семинар  «Сны: невозможное возможно »

Авторы: О.Г. Воротникова, Н.Н. Себельдина

Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой и учителем биологии Н.Н. Себельдиной в 11 «Б» классе естественно-математического профиля. Это класс, в котором отмечается устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, обсуждать поведение или поступки человека. Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят использовать свои знания в области биологии (психологии) при  изучении литературного произведения.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока.

В рамках повторения русской литературы  XIX века и курса биологии «Человек» нами рассматриваются сны И.И. Обломова (И.А. Гончаров «Обломов»), Р.Р.  Раскольникова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»), а также сны главных героинь баллады В.А. Жуковского «Светлана» и романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».  В основу разговора положено высказывание выдающего русского физиолога                 И.М. Сеченова, называвшего сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений».

Выбор цели и задач урока

Подготовка к уроку–семинару позволяет учащимся по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить свое понимание о сне как интереснейшем и значительном явлении в жизни человека.

Также выполнение заданий к этому уроку помогает закреплять навыки самообразования, актуализирует умственную и творческую деятельность учащихся, учит видеть необыкновенное в обыденном.

Задачи урока:

1.Определить функцию сна в литературном произведении.

2. Выявить биологический и психологический аспекты в эпизодах сна.

3. Повторить к контрольному сочинению литературные произведения первой и второй половины XIX века.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

Урок-семинар «Сны: невозможное возможно» является итоговым мероприятием межпредметной  групповой исследовательской проектной работы. Форма проведения мероприятия – круглый стол.

Так как проект межпредметный, то учащиеся были предварительно распределены по интересующим их дисциплинам: литература, биология, а также была выделена группа учащихся, интересующихся психоанализом.

Схема проекта

Философия, психоанализ                 Сон                    Литература

                   

                                                       Биология

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, использ. учителем

Вызов

(5-10 минут)

На доске написаны эпиграфы урока.

«Сон – знак в чистом виде, так как человек знает, что есть сон, ведение, что оно имеет значение, но не знает какое. Это значение нужно расшифровать»

                                           Ю.М. Лотман

«Жизнь есть сон»             Кальдерон

Вступительное слово учителя литературы

Учитель рассказывает притчу о философе, которому приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал  мотыльком, или мотылек, которому снится, что он  - мудрый старец.

Вступительное слово учителя биологии

Сон – одно из основных состояний организма, в котором человек проводит до одной трети жизни. Какое значение в жизни человека имеет сон?

Что такое сновидения? И.М. Сеченов называл сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений». Вот об этом и будет наш сегодняшний разговор

Учащиеся осмысливают значение эпиграфов, определяют цель урока

Активизация познавательной деятельности, определение целей и задач урока

Осмысление содержания

Каждая группа предварительно получила задание:

  1. кратко рассказать содержание сна;
  2. выяснить, как биологический и психоаналитический аспекты проявились в эпизоде;
  3. какую функцию данный сон выполняет в литературном произведении

Результаты анализа вносятся в схему (на доске):

Сон – стирание грани между реальными и фантастическими событиями и образами

Без фантастических                    С элементами

элементов                                      фантастики  

 

форма введения    форма выражения      отражение

сюжетных            взглядов автора    бессознательного

элементов                                             в психике героя

Урок-семинар начинается с выступления группы, которая подготовила сообщения о биологии сна и роли сна в психоанализе, что предваряет выступления каждой группы.

1 группа

Сон Светланы  в балладе                    В.А. Жуковского «Светлана»

2 группа

Сон Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

3 группа

Сон Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

4 группа

Первый сон Раскольникова

5 группа

Сон Раскольникова о старухе

6 группа

Сон Раскольникова о моровой язве

7 группа

Сон Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Форма работы – групповая. Каждая группа получила опережающие задания.  Результаты работы заносятся в схему

Рефлексия

Предварительные выводы

1. Роль сна в раскрытии художественных образов в художественном произведении

2. Сон – средство характеристики главного героя

3. Сон как средство выражения авторской позиции в произведении

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления содержания, делают выводы

Ответы на вопросы готовят ребят к итоговой работе – написанию развернутого плана к сочинению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Проект "Сны: невозможное возможно"

Учебный проект "Сны: невозможное возможно" может  проводиться в рамках внеклассной работы или учебной деятельности по литературе в 10 классе после изучения творчества А.Гончарова в течение 2-3 ча...

Возможности технологической карты урока как организационной и структурной модели урока

Технологическая карта, и ее использование в структуре урока, методические рекомендации по составлению...

проект "Невозможное возможно"

Невозможные фигуры как вид математических парадоксов(версия проекта находится по данной ссылке на странице школьного сайта)http://gymn2.ru/assets/html/impossible-objects/p2aa1.html[[{"type":"media","v...

Выступление на районном семинаре: "Возможности технологической карты урока как структурной модели урока

небольшое выступление по теме было проимллюстрировано видеофрагментами уроков...

Презентация о паралимпийских игр Невозможное возможно

Презентация о паралимпийских игр Невозможное возможно...

интегрированный урок музыки и математики в 6 классе "Невозможное возможно"

Осмысление «звукового мира» произведения американского композитора XXв. Чарльза Айвза «Космический пейзаж» и произведением Э.Н. Артемьева с помощью цветового моделирования фигу...