Конспект урока : " Путешествие в страну мха".
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Серпилова Ольга Юрьевна

Урок проводится в форме игры. Путешествуя по станциям : географическая, исследовательская, историческая, промышленная, экологическая, ученики знакомятся со строением мха.

В конце урока закрепление учебного материала проходит в форме графического диктанта, после чего ученики делают самопроверку работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mox-sfagnum-1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие.

Торфяной мох – сфагнум.

Оборудование: физическая карта России, таб. «Кукушкин лён», «Мох –

          сфагнум», таб. с изображениями различных видов мхов, гербарии мхов,

          коллекция «Что получают из торфа», 5 лепестков ромашки с вопросами

          рисунки «Применение  торфа», «Историческая справка о торфе».

Задачи урока:

  • Образовательные- изучить строения, местообитания, размножения и значения торфяного  мха  - сфагнума.

  • Развивающие продолжить формировать умения  анализировать полученную информацию, сравнивать биологические объекты между собой, обобщать полученную информацию
  • Воспитательные- продолжить формировать творческую личность

 

Ход урока:

Организационный момент.  Проверка готовности к уроку.

Меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

На кочке мох на ножке

Куда не глянь растет

Он снизу беловатый

Повыше- зеленей

Коль нужно будет ваты

 Нарви его скорей

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной

  Сегодня у нас  урок-путешествие, т.е. изучения многообразия и значения мхов. В результате путешествия вспомним прошлую тему и изучим новую.

Цель путешествия: изучить местообитания, строения, размножения и значения торфяного мха – сфагнума.

Запишите в тетради число и  тему урока.

На ваших столах лежат листы путешествия. Чтобы вернуться назад из путешествия вам нужно будет выполнить графический диктант , поэтому новую информация для вас вы можете записывать на листочках. И так начинаем.

1станция. Представьте себе, что вы сели на сверхзвуковой лайнер, и через несколько секунд приземлились на станции «Географическая». На севере – западе нашей страны (С. Петербург) произрастает в большом количестве сфагнум, образуя болота. Очень много болотистых мест в Западной Сибири. Название низменностей: Колундентские болота, Васюганские болота.

 В этих лесах и болотистых местах плохо произрастают лиственные леса, т.е. светолюбивые деревья.

-Кто из вас, бывал на таких болотах?

Болота образуются в низинах, котлованах, где застаивается вода или близко к поверхности залегают грунтовые воды, из зарастающих озер, медленно текущих рек – такие болота называются низовыми. 

 А сфагновые болота называется верховыми, т.к. получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег), торфяной слой в таких болотах может достигать

6- 10м (Запись в тетрадь: болотистые места Западной Сибири, С.Петербурга)

низовые и верховые болота. (На карту прицепили лепесток ромашки «Станция географическая», где указаны вопросы, на которые необходимо надо будет ответить в конце путешествия, только в случае правильного  ответа можем вернуться домой).

- А теперь я предлагаю выступить вам в роле исследователей.

2 станция. Теперь перемещаемся на станцию «Исследовательская».

(на доске имеется таблицы «Кукушкин лён», «Мох сфагнум»)

Опорный конспект:

Кукушкин лен имеет: 1 спороносный колосок, ризоиды, чешуйчатые, короткие листья, темно-зеленая окраска, увеличивается в объеме – 4 раза.

Сфагнум имеет: 3 спороносных колоска, нет ризоидов, листья широкие, длинные, многочленистые, а также есть фотосинтезирующие и водосборные клетки, окраска бледно-зеленная, в 20 раз увеличивается в объеме.

Зная строения сфагнума, можем сказать, что мохообразные образуют торф, т.к. нижняя часть мха разрушается, а верхняя постоянно нарастает, и идет образование торфа. За 10 лет образуется 1 см. толщиной. Торф образуется при неполном разложении растительных остатков, т.к. доступ воздуха затруднен. Все попавшие предметы во время образования торфа, они сохраняются без изменения многие века, потому что в толще торфа мало кислорода. Значит, процесс гниения идет плохо, кроме того, сфагнум выделяет вещество препятствующие гниению.

Перед вами находятся гербарии. Опираясь на знания о строении мхах, давайте попробуем их сравнить между собой.

-Чем отличается сфагнум от кукушкиного льна, по внешнему виду?

-Какое строение имеет лист сфагнум?

-В чем проявляется взаимосвязь его строения и выполняемой функции?

-Как же размножаются эти удивительные растения? На этот вопрос вы попробуете ответить сами. На ваших столах лежать схемы. Вы работаете в группах. Пользуясь текстом учебника стр.  вы должны заполнить эту схему , на эту работу вам отводиться 3-4 минуты. Начинаем.( в это время звучит музыка) По окончанию музыки мы проверяем работы.

-

(самостоятельная работа учащихся на 3-5 минут.)

3 станция. Теперь перелетим на станцию «Историческая».

(на доску рисунок, рассказ ученика.)

Все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, сохраняются почти без изменений многие века; торф хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нем не гниют. Так, в Австрии на Лайахском болоте были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и монета с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41-м г.н.э. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода и т.д. Наибольший интерес для науки представляют сохранившиеся в торфе пыльца деревьев и кустарников, споры мхов и папоротников. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить, какая растительность окружала болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену. По данным, полученным учеными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской территории имеют возраст от 5 до 8 тыс. лет. Таким образом, наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох.

(на доску- лепесток ромашки)

Физкультминутка: мы с вами уже много поработали и немного отдохнем . Я называю вам растения. Если оно относится к высшим –вы подпрыгиваете и

поднимаете руки в верх. Если это растение относится к нисшим – вы приседаете. Понятно? Начинаем.

-Шиповник, ламинария, спирогира, ель, сосна, улотрикс, роза, лилии, тюльпан, хламидомонада, туя, ромашка, василек, папоротник, морская капуста,

4 станция. Переносимся на лайнере в промышленное предприятие, занимающееся переработкой торфа, т.е. станция «Промышленная».

(рассказ учащихся, используют коллекцию «Что получают из торфа» и рисунки. Сведения из книги «Хрестоматия по ботанике».)

  1. История о торфе, как топливо.

а) при Петре 1, в Воронежской области, добывали торф, из них лепили кирпичи и сжигали как дрова. Замечательное топливо и дешевое. В начале

18 в. по приказу Петра 1 стали разрабатывать торфяные болота.

б) В 1913г.- Россия, французский инженер- электрик, создал тепловую электростанцию. Эта станция  спасла город Ленинград во время гражданской войны, а также во время войны (Ленинградская блокада)- делали снаряды.

2. Рыболовные суда.

Из торфяных плит делали объемистые «холодильники», в них долгое время хранилась рыба. Рыба не портилась т.к. в торфяном мхе имеется вещество, уменьшающее развитие бактерии - это фурфурол.

3.Нейлоновые рубашки. ( легкая промышленность)

Из темно-коричневой торфяной жижи получают светло-желтую жидкость-фурфурол. А также из него получают синтетическую смолу, искусственный каучук, лекарство.

Получают щавелевую кислоту, а из него - изготавливают сахар, вагонные стекла, в металлургической и текстильной промышленности.

4. Удобрение. Подкормка для животных.

5. Лечебное средство.

Изготовление лекарств от болей суставов, кишечных палочек, сальмонелеоза,

холерного вибриона; во время войны, сфагнум использовали вместо перевязочного материала, как кровоостанавливающее средство и антисептик.

Раз мы используем торф в народном хозяйстве, то естественно необходимо охранять те места, где произрастают мохообразные – 350 видов.

(лепесток ромашки - на доску)

5 станция. Перелетаем на станцию «Экологическая».

Роль мохообразных в природе очень велика:

  1. Выделяют кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии на Земле.
  2. Тесно связаны с другими растениями и животными, оказывают на них влияние.
  3. Сфагновые болота – это место обитания многих животных, в том числе и ягодных растении (черника, клюква, голубика, брусника).
  4. Болота являются резервуаром пресной воды и поддерживают водный баланс на территории.
  5. Нередко осушение болот ведет к омелению рек и озер, а также понижение грунтовых вод, не говоря о исчезновении растении и животных.
  6. Мохообразные, очень чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и не способны жить в черте крупных городов, где атмосфера сильно загрязнена.

(подвесить последний лепесток ромашки)

Мы увлеклись нашим путешествием и чтобы вернуться назад нам нужно ответить на вопросы нашей ромашки , которая была у нас сегодня своеобразным путеводителем.

Закрепление темы.

(по желанию выходит ученик отрывает лепесток, зачитывает вопрос и отвечает на него.)

Контрольные вопросы:

Станция «Географическая».

1.Где можно встретить торфяной мох сфагнум?

2.Покажите на физической карте России районы произрастания мха сфагнума.

3.Какие условия можно считать благоприятными для произрастания торфяного мха?

Станция «Исследовательская».

1.В чем сходство и отличие строения сфагнума и кукушкина льна?

2.Докажите, что сфагнум является высшим споровым растением.

3.Почему сфагнум может поглощать воды в 25 раз больше своей массы?

4.Какую роль в процессе размножения мхов играет вода?

5.В чем мы видим усложнение строения мхов по сравнению с водорослями?

Станция «Историческая».

1.Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных.

2.О чем могут рассказать остатки растений и животных, найденные в толще старых торфяников?

Станция «Промышленная».

1.Где и как происходит образование торфа?

2.В каких отраслях народного хозяйства нашел применение торф?

3.Какие правила поведения необходимо соблюдать, находясь в непосредственной близости от торфяного болота?

4.Каким образом сфагновый мох можно использовать в медицине?

Станция «Экологическая».

1.Какую роль в природе играют мхи, в том числе и сфагновые?

2.Какую роль в природе играют сфагновые болота?

3.Почему мхи можно считать экологическими барометрами?

-Мы вернулись домой и давайте проверим , как вы запомнили сегодняшний урок.

Графический диктант:

  1. Моховидные это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры колеблются от миллиметра до нескольких сантиметров.(да)
  2. Мхи приспособлены к обитанию во влажных местах.( да)
  3. Моховидные закрепляются в почве с помощью корней.( нет )
  4. Ризоиды представляют собой многоклеточные образования. ( нет)
  5. У моховидных происходит смена бесполого и полового поколения. ( да )
  6. Половое поколение называется спорофит ( нет)
  7. Мхи размножаются только половым путем. ( нет )
  8. Кукушкин лен впитывает жидкости в 25 раз больше своего веса ( нет )
  9. Отдел моховидных включат в себя три  класса . ( да )
  10. На торфяных болотах господствуют моховидные из рода сфагнум ( да ).

Самопроверка графического диктанта.

Итог урока:  Наш урок путешествие  подошел к концу. Итог урока я предлагаю провести не совсем обычно , а заполнить лист самооценки.

Задание на дом.

Домашнее задание предлагаю выбрать в зависимости от того какую отметку вы за домашнее задание хотите получить:

5- рассказ по теме мхи с биологическими ошибками ( 10 предложений) красиво оформить

4- придумать к тексту учебника стр.                    5 вопросов, но ваши вопросы не должны дублировать вопросы в конце параграфа

3-

Коробочка        ?        молодое растение

      мха

        женский        ?

                                                       гаметофит

          ?                            сперматозоид

     спорофит

        оплодотворение

        

                                         ?

Указать количество хромосом 2n или 1n.

Цветным карандашом указать бесполое поколение синим                                                                          

        Половое красным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»

Данный урок «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»проводится в 5 классе как обобщающий после изучения раздела  “Синтаксис и пунктуация».        Програм...

Конспект урока "Путешествие по стране Причастие".

Конспект урока "Путешествие по стране Причастие"....

Конспект урока "Путешествие в страну "Здоровье"

Описан план-коспект урока - путешествие по станциям страны "Здоровье". Конспект урока для детей младшего звена....

Конспект урока "Путешествие в страну пирамид"

План-конспект урока "Путешествие в страну пирамид" для 4 класса с углубленным изучением ИЗО...

План-конспект урока "Путешествие в страну музыки"

Цель:-     включить учащихся в учебную деятельность;-     умение работать в группе;-     оценить собственную деятельность на уроке;-...