Урок-игра "Здоровье в саду и на грядке"
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему

Антонюк Нэлли Борисовна

 

В игре принимают участие несколько команд. Весь ход игры отражен в виде презентации. Данная игра рассчитана на учащихся 12 -13 лет.

       

Цель данного мероприятия в том, чтобы  формировать здоровый образ жизни, развивать познавательные способности, эрудицию, любовь к окружающей природе. Учит заботиться о своем здоровье, раскрывает тайны  овощей и фруктов, дает рекомендации о помощи себе и близким в домашних условиях.

 

       Материал данной игры можно применять на уроках биологии, ОБЖ.

С позиций методики обучения   - это комплексный, обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, позволяющий соединить формальные знания с практическим опытом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12  г. Гремячинска

Разработка интеллектуальной игры по биологии:

«Здоровье в саду и на грядке»

                                                                                                 Выполнила:

                                                                                                учитель биологии                  

                                                                                                Антонюк Н.Б.

                                                     

                                                     2010 г

                                                Гремячинск

                              Пояснительная записка

В игре принимают участие несколько команд. Весь ход игры отражен в виде презентации. Данная игра рассчитана на учащихся 12 -13 лет.

       

Цель данного мероприятия в том, чтобы  формировать здоровый образ жизни, развивать познавательные способности, эрудицию, любовь к окружающей природе. Учит заботиться о своем здоровье, раскрывает тайны  овощей и фруктов, дает рекомендации о помощи себе и близким в домашних условиях.

       Материал данной игры можно применять на уроках биологии, ОБЖ.

С позиций методики обучения   - это комплексный, обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, позволяющий соединить формальные знания с практическим опытом. Проведение интеллектуальных игр позволяет решать ряд образовательных задач:

  • Содействовать разностороннему развитию детей
  • Формировать ключевые компетенции
  • Развивать устойчивые познавательные интересы и творческие способности
  •  Вызывать стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, охраны природы
  • Развивать коммуникативные навыки

                                              Содержание  игры

Ведущий 1

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит,  надо подлечиться,

Значит, в путь на огород

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду

Снова будешь жизни рад!

Ведущий  2

Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. ЗОЖ – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а еще питание потому что « мы – это то, что мы едим»

  Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе побольше. (слайд 2-5)

Разминка  (домашнее задание) конкурс 1 (слайд 7)

Ведущий 1

Команды должны представить свои команды  (названия - какой - то овощ или фрукт). Представления в виде рекламы. (Загадки, пословицы, строки из песен)

Тур I   «Фрукты»

Плодово – ягодные культуры

 Конкурс 2  «Загадки»                        (Слайд 8)

 Конкурс 3 « Блиц – опрос»               (Слайд 13)

 Конкурс 4  «Ягодный кроссворд»   (Слайд 13)

 Конкурс 5 «Викторина»                    (Слайд 25)

 Конкурс 6 «Народный рецепт»        (Слайд 28)

 

Необходимо дать название плодово – ягодным культурам.

Предложить способы лечения при помощи фруктов.

В альбоме дается следующий перечень:

Шиповник, яблоко, персик, абрикос, слива, рябина, мандарин, лимон, малина, ежевика, смородина, айва, груша, клубника

                               Тур II «Овощи»

Ведущий 1

Конкурс 1  « Овощной мешок»

Задание 1 ( 3 вопроса)

В мешке находятся муляжи или натуральные овощи.

Легенда   (Слайд 42)

В средние века верили в то, что этот сказочный овощ – лакомство гномов, маленьких лесных человечков, которые щедро награждали за любую еду. Говорили, что нужно дождаться безлунной ночи и отнести в лес миску с этим пареным овощем. Если гномы ее примут, то на этом же месте утром хозяин найдет подарок лесных человечков – слиток золота. Не правда, ли красивая легенда о привычном для нас овоще?

 Римляне считали его лакомством. Отправляясь на олимпийские игры или гладиаторские бои, набивали им карманы, заменяя тем самым «Сникерсы» и «Марсы»

     Вопрос 1. Что же это за овощ?   (Морковь)

     Вопрос  2. Что здесь написано?

Восстановить крылатое выражение (Слайд 44)

      Вопрос 3. Какими свойствами обладает морковь?

     Ведущий.

Морковь содержит витамины: В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), РР ( никотиновая кислота), С ( аскорбиновая кислота), Д (кальциферолы), фолевые кислоты, пантотеновую кислоту. А также каротин; сахара; флавоноиды и антоцианы; соли кальция, натрия, марганца, фосфора. Фитонциды.

Задание 2  (2 вопроса)

Человечество всегда мечтало о вечной молодости. Этот овощ называют витамином молодости.  

Вопрос 1.  Как он называется?

Вопрос 2. О каком овоще сказано? (Слайд 45)

В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров

Давление понижает,

И кровь оздоровляет

Салат – от ожирения.

 А сок – от воспаления.

                                      ( Свекла)

Задание 3  (3 вопроса)

Информация (Слайд 45)

Этот овощ был известен еще в Древнем Египте, а древнегреческий математик Пифагор писал, что овощ поддерживает бодрость и веселое спокойное состояние и сам занимался его селекцией. В те далекие времена врачи настойчиво рекомендовали кормить им детей, «дабы росли крепкими и здоровыми». У нас его полюбили с IX века.

Вопрос 1. Что это за овощ?           (капуста)

Вопрос 2. О каком овоще эта загадка  (Слайд 46)

Не шит, не кроен, а весь в рубцах:

Без счету одежек, и все без застежек

Вопрос 3. Назовите сорта капусты?

Ответ: белокочанная, цветная, брюссельская, савойская, краснокочанная, кольраби, брокколи, пекинская

Сообщение

Знаете  ли вы, что капуста действительно обладает лечебными свойствами? Если у вас болит голова, приложите листья капусты ко лбу и вискам. Точно так же рекомендуется поступать, чтобы унять боль при ожогах, ушибах, наружных воспалениях.

Целебна и кислая капуста; если ее употреблять в пищу систематически, то укрепляются слабые десны. Капуста укрепляет организм. Способствует его устойчивости ко множеству болезней, устраняет бессонницу. Свежий капустный сок с сахаром хорошо помогает при кашле, обладает противовоспалительными свойствами, а также является отличным средством лечения язвенной болезни. Капусту рекомендуется, есть для профилактики атеросклероза и рака, при ожирении и диабете.

Действительно, ешь капусту  - и будешь здоров!

Задание 4 (1 вопрос) (Слайд 47)

Тем, что в России стали выращивать это растение и даже полюбили его, мы обязаны замечательному агроному – Андрею Тимофеевичу Болотову.  В статье «О любовных яблочках» он писал: « Плоды, имеют вид крупных, гладких и очень красивых яблочек, которые цветом бывают красные, желтые. Эти плоды лечат гнойные раны

Вопрос 1. Что это за овощ?

Конкурс 2  «Загадки» (Слайд 48)

Конкурс 3 «Объясни выражения» ( Слайд 52)

Конкурс 4 «Народный лекарь» (Слайд 54 – 55)

Ведущий.

Рассказать, как можно использовать данные овощи при лечении следующих болезней: насморк, бессонница, гельминтоз, авитаминоз.

Даются овощи: свекла, капуста, тыква, морковь.

Ведущий

Мы заканчиваем свою игру, и нам очень хочется, чтобы вы заинтересовались полезными свойствами тех продуктов, которые едите.

Пусть у вас возникнут новые вопросы, и вы найдете на них интересные ответы, расскажите об этом своим друзьям, знакомым, родственникам. Так  пополнится наша семья людей, знакомых с правильным питанием и здоровым образом жизни.

Овощи и фрукты

Любят все на свете

Бабушки и дети

Секреты знают эти

Виноград и вишни

Лечат все сосуды

Абрикос – от сердца,

Груша  - от простуды

Апельсин, как витамин,

Знают все, незаменим

Ешьте фрукты, здоровейте,

Пейте сок и не болейте!

Литература.

1.Балабанова В. В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе -2001г Волгоград

2.Кордина Н.Е. Осенние дары – 2000г. М. Просвещение



Подписи к слайдам:

Работу выполнила учитель биологии МОУ СОШ №12 г. Гремячинска Пермского края Антонюк Нэлли Борисовна
Игра
«Здоровье в саду и на грядке»
Правильно ли вы питаетесь?
Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту? а) Всегда, круглый год - 5 бал. б)Иногда, когда заставляют –2 бал. в) Никогда –0 бал.Сколько раз в день вы едите ? а) 4-6 раз -5бал. б) 3 раза - 3 бал.
в) 2 раза – 0 бал.г) 8-7 раз и более – 0 бал.
3.Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) ежедневно, несколько раз – 5 бал. б) 2-3 раза в неделю - 3 бал. в) очень редко – 1бал. г) никогда –0 бал.4.Когда и что вы едите на ночь? а) мясо с гарниром в 9 ч.-1бал. б)каша молочная в 9ч.-2 бал. в) стакан кефира или молока в 9 ч.-5 бал. г)ем, когда захочу и что хочу до 11 ч.- 0 б.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) иногда петрушку и укроп в супе, в салате. – 1 балб) лук и чеснок не ем никогда –0 бал.в) все это употребляю ежедневно в небольшом количестве -5 бал.г) ем иногда, или когда заставляют –2 бал.
Внимание !
Если вы набрали 13 – 15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.Если вы набрали 9 –12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем . Но у вас дома об этом заботится кто –то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.0 – 9 баллов. Нужно задуматься о своем питании
Конкурс 1.
Представление команд.(Загадки, пословицы, строки из песен.)
Тур 1. «Фрукты»
Плодово –ягодные культуры.
Загадки:
Вкус у ягоды хорош,Но сорви ее пойди-ка:Куст в колючках, будто еж, Вот и назван-…
Ежевика
Конкурс 2.
Хоть жжет его солнце,Одет он в суконце.А сукно золотистое, Тонкое и чистое.
Персик
Подмигнет тебе украдкой,Из травы фонарик сладкий.
Земляника
На сучке висят шары,Покраснели от жары.
Слива
Блиц-опрос.
1.Родоначальник садовых сортовых роз. Лекарственное растение.
Шиповник
2.Абрикос, высушенный с косточкой.
3.Абрикос, высушенный без косточки.
Урюк
Курага
Конкурс 3.
4.Оранжево-желтый растительный пигмент.
Каротин
5. Соцветие у груши.
Щиток
6.Соцветие у вишни.
Зонтик
Кроссворд
4
3
2
5

8
7
6
*
10
9


11
1

1.Плод этого растения называется яблоко, хотя на яблоко не похож.
4
3
5

8
7
6
10
9


11
2
Г р у ш а
2.У этого растения много витаминов С и В, древесину используют для поделок и столярных изделий.
4
3
5

8
7
6
10
9


11
1
я б л о н я
4
2
5

8
7
6
10
9


11
1
3. Декоративное растение, которое содержит большое количество эфирных масел.
Р о з а

3
2
5

8
7
6
*
10
9


11
1
4.Лекарственное растение, от него произошли все декоратив-ные розы.
Ш и п о в н и к
4
3
2

8
7
10
9


11
1
5.Репродуктивный побег, применяют для приготовления настоев.
ц в е т о к
4
3
2

8
7
10
9


11
1

А й в а
6. Гибрид яблока и груши.
5
4
3
2
5

8
6
*
10
9


11
1
7. Растение с черными ягодами, похожими на малину.
Е ж е в и к а
4
3
2
5

7
6
*
10
9


11
1
К о с т я н к а
8.Лесная ягода красного цвета. Содержит полезные кислоты.
4
3
2
5

8
7
6
10


11
1
9.Душистые ягоды богаты органическими кислотами и витамином С.
З е м л я н и к а
4
3
2
5

8
7
6
9


11
1
10. Экстракт из плодов этого растения принимают при сосудистых заболеваниях.
Б о я р ы ш н и к
4
3
2
5

8
7
6
10
9


1
11. Медоносное и лекарственное дерево. Древесина используется для изготовления мебели.
Ч е р е м у х а
Викторина
1.Кернис-славянский бог этого дерева. Считали, что умилостивить его и получить хороший урожай можно, зажигая на дереве свечи. Плоды этого дерева содержат витамины С,В, каротин. Что это за дерево?2.Дерево со сладкими оранжевыми плодами. Эти плоды полезны тем, кто страдает малокровием.
Яблоня
Абрикос
Конкурс 5.
3.Кустарник с красными или черными ягодами. Плоды и листья содержат большое количество витамина С.
Смородина

4. Невысокое травянистое растение, ягоды которого используются при гипертонической и язвенной болезнях, анемии, подагре , гастрите.5.Плод цитрусового дерева, полезный при атеросклерозе, заболеваниях печени, ожирении.
Земляника
Апельсин
6. Плоды дерева, обладающие противогнило-стными, антимикробными, противовоспали-тельными,антисептическими и кроветворны-ми своствами. Их употребляют при склерозе.7.Кустарник до 3 м. высоты, с яйцевиднымиили продолговатыми листьями, имеющими летом ярко –зеленую, осенью –красную окраску. Сок применяют при гипертонии и ожогах.
Яблоко
Арония
Конкурс 6.
Народный рецепт
Тур 2. « Овощи»
Конкурс 1.
«Овощной мешок»

В средние века верили в то, что этот сказочный овощ – лакомство гномов, маленьких лесных человечков, которые щедро награждали за любимую еду. Говорили, что нужно дождаться ночи и отнести в лес миску с этим пареным овощем. Если гномы ее примут, то на этом же месте хозяин найдет подарок лесных человечков – слиток золота. Римляне считали этот овощ большим лакомством и брали его на олимпийские игры.
Задание 1. Вопрос 1. Что это за овощ?
Вопрос 2. Что здесь написано?Восстановить выражение.
вая
ковь
нов
ми
кла
ви
мор
до
та
Морковь – кладовая витаминов
Вопрос 3. Какими свойствами обладает морковь?
Задание 2


Человечество всегда мечтало о вечной молодости. Этот овощ называли витамином молодости.
Вопрос 1.Как этот овощ называется?
В бордовых корнеплодах Лекарство от запоров. Давление понижает, И кровь оздоровляет Салат - от ожирения. А сок - от воспаления.
Вопрос 2. О каком овоще сказано?
Задание 3.
Этот овощ был известен еще в Древнем Египте, а древнегреческий математик Пифагор писал ,что овощ поддерживает бодрость и веселое, спокойное состояние и сам занимался его селекцией. В те далекие времена врачи настойчиво рекомендовали кормить им детей «дабы росли крепкими и здоровыми» У нас его полюбили с девятого века. Вопрос 1.Что это за овощ?
Вопрос 2. О каком овоще сказано?
Не шит, не кроен, а весь в рубцах:Без счету одежек, и весь без застежек.
Вопрос 3. Назовите сорта капусты?
Задание 4.
Тем, что в России стали выращивать это растение и даже полюбили его, мы обязаны замечательному агроному – Андрею Тимофеевичу Болотову. В статье «О любовных яблочках» он писал: « Плоды, имеют вид крупных, гладких и очень красивых яблочек, которые цветом бывают красные, желтые. Эти плоды лечат гнойные раны.
Загадки.
Овощ этот очень крут !Убивает всех вокруг Помогут фитонцидыОт оспы и чумы.И вылечить простудуИм тоже сможем мы.
Лук
Конкурс 2.
Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки.Улучшают аппетит,Боль прогонят, где болит.Быстро смывают веснушки,И лысины нет на макушке.
Петрушка
Этот плод – аптека наша,.
Из него полезна каша. Семечки – деликатес, И глистам – противовес. Диетическое блюдо –от болезней всех, как чудо!
Тыква
Листья – будто кружева,
Украшение для стола.Повышает аппетит,Придают здоровый вид.Круглый год леченье, и все от воспаления.
Укроп
Конкурс 3.Объясни выражения:
«Капуста-сила, пока она в бочке- беды не будет» «Лук- от семи недуг» «Чеснок- лекарство бедняков» «Овощи продлевают жизнь человека»
Конкурс 4. Народный лекарь.
НасморкБессоницаГельминтозАвитаминоз

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кулинарный праздник "Овощи с грядки"

Кулинарный праздник "Овощи с грядки" - это внеклассное мероприятие для 5 класса, которое можно провести в рамках недели технологии.Цель - развитие смекалки, внимания и творческих способностей учащихся...

программа элективного курса "Лекарства с грядки" для учащихся 9 класса

   Данный  курс  поможет  учащимся  научиться  использовать  культурные  растения,  произрастающие  на  приусадебном  учас...

Внеклассное мероприятие "Тайна зелёной грядки"

Внеклассное мероприятие по кулинарии для учащихзя коррекционной школы 8 вида...

Лекарства на грядке.

Исследовательская работа ученицы 6 класса Никипирович Виктории....

Внеклассное мероприятие по биологии "Здоровье в саду и на грядке"

Цель: углубить знания учащихся о Здоровом образе жизни;             познакомить ребят в игровой форме с немедицинскими способами...

классный час "Здоровье в саду и на грядке"

Разработка классного часа в 5 классе по теме "Здоровье в саду и на грядке" поможет в доступной игровой форме познакомить учащихся с основами правильного питания и здорового образа жизни. Содержит вопр...