Тип Членистоногие животные.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Кудрявцева Елена Александровна

Биология 7 класс. Внеклассное мероприятие.

Тип членистоногие  животные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_klass.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 7 класс. Внеклассное мероприятие.

Тип членистоногие  животные.

1. Группе необходимо расшифровать своё название на карточке и вписать вместо цифр буквы алфавита. (Рисунок 1) 

  • 1 группа - КРУСТОЛОГИ (Ракообразные)
  • 2 группа – АРАХНОЛОГИ (Паукообразные)
  • 3 группа - ЭНТОМОЛОГИ (Насекомые)

2.  «Аукцион»

Учитель показывает термин, поднимая трафарет. Кто первый поднял руку и правильно объяснил термин, получает жетоны.

Термины: хитин, линька, фасеточные глаза, трахеи, жабры,  энцефалит.

3.  «Светофор»

Решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение на ваш взгляд правильное – поднимите да, если вы с суждением не согласны – нет.

                                     ( ответы по рядам)

1.       Членистоногие  имеют хитиновый покров (да).

2.      Тело рака состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (да).

3.      Паукообразные имеют две пары усиков  (нет).

4.      Насекомые имеют три пары ног  (да).

5.      Вши, блохи, и клопы – бескрылые насекомые (да).

6.      Паукообразные – это восьминогие  членистоногие  (да).

 7 .      Майский жук имеет три отдела тела: голову, грудь и брюшко (да).

8.      Бабочки имеют сосущий ротовой аппарат (да).

9.      Усики членистоногих являются органами вкуса   (нет).

10.   У паукообразных глаза сложные   (нет).

11.   У речного рака первая пара ходильных ног несут клешни (да).

12.   Ноги насекомых располагаются и на груди и на брюшке (нет).

13.   Паукообразные имеют одну пару крыльев (нет).

14.  У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие   (да).

15.  Тело клещей состоит из головы, груди и брюшка (нет).

16.  Насекомые имеют одну пару усиков   (да).

17.  Представители отряда перепончатокрылых имеют чешуйчатые крылья   (нет).

18.  У рака простые глаза   (нет).

19.  Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы   (да).

20.  Насекомые имеют две пары крыльев   (да).

4. «Загадочный»

1)      Висит сито, не руками свито (паутина).

3)      Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравьи)

4)      Что случается с пчелой после того как она ужалит? (погибает)

5)      Летит как птица, рычит как бык? (жук)

6)      Лесной богатырь таскает тяжелее себя? (муравей)

 7 )      Кто над нами вверх ногами? (муха)

8)      Сама крошка, а зла полмешка (оса)

9)      Сам с наперсток одет в шубу боярина? (шмель)

5. Конкурс “Капитанов”.

Конкурс проходит по принципу “Ты – мне, я – тебе”, ребята спрашивают по очереди друг друга вопросы  по теме Членистоногие.

6. “ЕДУ К МИЛЕНЬКОЙ” В жизни каждого животного наступает время, когда любовное томление толкает его на поиски подруги или друга. У некоторых пауков поиски самки опасны для жизни самцов. После спаривания самки убивают партнера и используют его как добычу. Что же делать пауку самцу, чтобы избежать опасности стать угощением.

Ответ: Паук-самец, обнаружив на своем пути след самки, тут же ловит муху, однако вовсе не затем, чтобы подкрепиться перед затеваемым им опасным предприятием. Он и не пытается ее высосать, а оплетает паутиной, пока не получится белый шар. “Вооружившись” таким “свадебным подарком”, он отваживается приблизиться к самке. Самка, вцепляясь в подарок, а не в жениха и начинает высасывать муху. Самец использует благоприятный момент для спаривания. Случается, что самец предлагает самке уже высосанную муху: самцы некоторых видов воруют мух для свадебного подарка из сети своей избранницы. Бывает, что жених забирает потом свой подарок обратно. Совсем ленивые предлагают просто палочку. Но тут риск выше…

2. “КОМУ МЕДКУ” Гигантские пчелы Индонезии – настоящие фабрики меда. Ученые давно пытаются их одомашнить, но безуспешно. Их укус смертелен. Как достать мед диких пчел.

Ответ: Сборщики меда действуют только ночью или на рассвете, а также в очень влажную погоду, когда пчелы пассивны.

3. А МЫ ПРОСТО СЕЯЛИ, СЕЯЛИ…..Саранча атаковало поле многолетних трав, и уничтожила всю зеленую массу. На следующий год поле дало особенно хороший урожай. Почему.

Ответ: Саранча гибнет миллионами и дает хорошее удобрение для поля.

7. Основная игра.
Вопросы к игре.
1) Какие ракообразные образуют планктон? ( Дафнии, циклопы.)
2) Сколько раз в год линяет речной рак? ( В 1 год 8раз,во 2 год 5раз,в последующие годы самка 1, а самец 2 раза в год).
3) Какие отряды включает в себя класс паукообразные ? ( Клещи, пауки скорпионы).
4) Назовите членов семьи медоносной пчелы? ( Матка рабочие пчелы, трутни.)
5) К какому отряду относятся названные насекомые: мухи, слепни оводы, комары. (Двукрылые).
6) Где у ракообразных находится орган равновесия и слуха? ( В основании коротких усиков).
7) Что такое половой диморфизм? ( Различия между самками и самцами.)
8) Сколько видов бабочек известно? ( 150 тысяч видов)
9) Наблюдая за поведением паука выясняют, что он выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, попавшей в паутину, только в том случае, если там находится муха средней величины, если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?
( Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась Если колебания сильные, паук бросается к жертве и разрывает нити.)
10) Назовите выделительную систему рака, паука? ( Рак- 2 зеленые железы, паук- мальпигиевы сосуды.)
11) Чем отличаются паукообразные от насекомых? ( Отсутствие усиков,4 пары ног.)
12) Какое беспозвоночное животное строит себе жилище под водой из пузырьков воздуха? (Паук- серебрянка.)  
13) Где раки зимуют? ( Раки зимуют в береговых норах, либо вырывают такие норы сами

8. Биологические задачи

Учащимся предлагаются задачи, на которые по возможности они должны дать полный ответ. За каждую правильно объясненную задачу группа получает – 2 балла

1)     На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего?(Принимает «Муравьиную ванну» , чтобы освободиться от паразитов);

2)     Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили, что на ноге находится присосавшийся клещ. Какими будут последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримите во время следующей прогулки?

3)     Представьте себя врачом- анестезиологом (дающим пациенту наркоз). Вам необходимо усыпить пчелу, как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?(так как у насекомых трахейное дыхание, то, смоченную в эфире вату, нужно подносить не ко рту, а обмотать ей брюшко насекомого);

9. Написать наибольшее количество:

1 команда – паукообразных.

2 команда – насекомых.

3 команда – ракообразных.

10 “Рекордсмены” 

  1. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.
  2. Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.
  3. Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.
  4. На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.
  5. Самое большое насекомое – Вета – обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.
  6. Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см.
  7. Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.
  8. Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.

На этом урок-игра заканчивается. Спасибо всем за внимание, урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Членистоногие животные

Обобщающий урок в 7-ом классе....

"Общая характеристика животных типа Членистоногие"

Презентация к уроку на тему "Общая характеристика животных типа Членистоногие"...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

Тип Членистоногие животные

Контрольный тест по теме: "Тип Членистоногие"...

Раздел 1. Биология животных (продолжение). Тема 7. Тип Членистоногие.Общая характеристика типа. Класс Ракообразные.биология-7класс

даю общую характеристику типу Членистоногие; раскрываю особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания;показываю многообразие ракообразных, особенности их...

План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»

Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...


 

Комментарии

Данильченко Ольга Васильевна

Большое спасибо за материал