ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по биологии (5 класс) на тему

Токарева Галина Николаевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

        Правильный выбор темы проекта – это начало успеха. Тема проекта должна вводить детей в мир культуры, духовных ценностей. Учителям необходимо осуществлять стимулирование положительной мотивации. Ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности, то есть знать, что и как нужно делать, уметь осуществлять эту деятельность. Проектно-исследовательская работа включает  умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом. Любой проект носит кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт.

        Проектно-исследовательская деятельность формирует у учащихся мотивацию к обучению, помогает в самоорганизации и саморазвитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Денисова Г.В.

учитель начальных классов МБОУ Добринского лицея

Токарева Г.Н.

учитель биологии МОУ «СОШ с.Кутьино»

Денисов А.

студент Б-Э- ФЭиМ

СГАУ им. Вавилова

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской

деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Мотивация учебной и познавательной деятельности – это качественно разнообразная система побуждений, которая направляет учащегося на учебную и познавательную деятельность как на средство достижения иных целей. Занятия исследовательской и проектной деятельностью способствуют повышению интереса к учению.

          Проектно-исследовательской деятельностью я занимаюсь в течение нескольких лет. С уверенностью могу сказать, что эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. За это время мне приходилось не раз выступать перед своими коллегами на семинарах, методических объединениях, педагогических советах, конференциях, делясь опытом. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. Организация  проектно-исследовательской работы способствует сделать урок, внеурочные занятия интересными.

Я поставила перед собой следующие задачи :выявить наиболее эффективные способы обучения младших школьников проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях в рамках реализации развивающего обучения по УМК «Гармония», разработать систему занятий исследовательского типа , использование метода проекта .Отличительной чертой проектной методики является особая форма организации деятельности ученика. Поэтому учитель так должен продумать и организовать активную деятельность ученика, чтобы ему захотелось принять участие в проекте, провести своё исследование. Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем

современного образования проблему мотивации. Очень важно подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

• необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;

• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

Вначале обучения основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектной и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. В период обучения грамоте обучающиеся 1 класса под моим руководством сделали проект по теме «Алфавит». Они подготовили книжку – раскладушку с рисунками овощей и фруктов на каждую букву. Записывали фамилии учащихся класса по алфавиту. Провели исследование « Каких букв больше гласных или согласных», « Какой элемент в написание букв встречается чаще всего». Перед началом работы на уроке учащиеся получают информацию по теме. Дети учатся планировать деятельность. У учеников появляется мотивация и интерес к данному проекту. Я помогаю детям подобрать источники информации. При объяснении нового материала очень хорошо провести урок исследовательского типа. Например, на уроке русского языка делали проект «Справочник по проверке слов с непроверяемым написанием» Проектная деятельность может осуществляться по разным темам.

Правильный выбор темы проекта – это начало успеха. Тема проекта должна вводить детей в мир культуры, духовных ценностей. Учителям необходимо осуществлять стимулирование положительной мотивации. Ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности, то есть знать, что и как нужно делать, уметь осуществлять эту деятельность. Проектно-исследовательская работа включает  умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом. Любой проект носит кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт.

Это влияет на положительную мотивацию в учении. Он может быть предоставлен в форме сообщения, поделки, рисунка, презентации, макета, альбома, книг-самоделок, сценария. Мои учащиеся делали проектные работы по темам: «Герои сказок из соленого теста и глины», «Герои сказок в рисунках», «Книжки-самоделки», журнал «Наши мамы», «Моя родословная», « Игры разных народов», «Как ты питаешься, так и улыбаешься», «Постановка сказки «Кому горшок мыть», макеты геометрических фигур, « Радуга», «Влияние полива на урожайность редиса», « Домашние животные »« морковь-кладезь витаминов», «Хлеб-драгоценность на все времена»,« Фасоль-энергия», «Сравнение урожайности лука, выращенного в открытом и закрытом грунте». Посмотрев мультфильм « Как обезьянки обедали», дети провели исследование на тему « Как нельзя вести себя в общественном месте» и сделали памятку « Правильное поведение». Данная работа способствует развитию универсальных учебных действий.

Проектно-исследовательская деятельность формирует у учащихся мотивацию к обучению, помогает в самоорганизации и саморазвитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...