Главные вкладки

    Разработка урока биологии в 5 классе по теме "Лишайники"
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Старцева  Светлана Васильевна

    Данная методическая разработка урока "Лишайники" содержит конспект, приложения и электронные ресурсы в соответствии с требованиями ФГОС 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lishayniki_5_klass.rar142.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Каширская СОШ»

    Технологическая  карта урока биологии в 5 классе

    Учитель                                Старцева Светлана Васильевна

    Предмет                                биология

    Класс                                 5  класс

    Тема урока                                  Лишайники

    Тип занятия                        Комбинированный, практико-ориентированный.

    Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

    Планируемые образовательные результаты                

    Предметные

     Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножени.        

    Метапредметные 

     Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

    Личностные

    Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.  

    Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

    Вид используемых  ИКТ: работа с компьютером,  интерактивной доской.

    Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР, презентация для ИД.

    Этапы занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1. Приветствие. Организационный момент.

        Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в этот чудесный весенний день, и, думаю, что мы с вами хорошо поработаем! Для этого нам нужно будет разделиться на группы (раздает фото растений, грибов, разрезанные на части)

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на работу.

    Формируют группы.

    Коммуникативные УУД.

    Формирование умения взаимодействовать со сверстниками

    2. Актуализация знаний.

    Расшифруй головоломку.  

    1. Из чего состоит  тело гриба?

    2. Как называют тело водорослей?

    3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов?

    Работа с ИД

    Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы.

    1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж

    2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг

    3.   цжщегфукшсимбиозещргаитм

    Познавательные УУД

    Формирование умения применять полученные знания.

    3. Постановка проблемы.

    Составление плана решения проблемы.

    Учитель показывает видеофрагмент  экскурсии, снятый учениками возле школы.

    - Что необычного вы заметили?

    - Какой вопрос у вас возникает?  Что будем обсуждать на уроке?

    Выбирают лучшую формулировку и вывешивают на доску

    Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос?

     Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске)

    - Лишайники похожи на растения, но не растения.

    - Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.

    Чем лишайники отличаются от растений?

    - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа)

    - Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)

    - Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)

    Регулятивные УУД

    Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

    4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.

    Учитель поясняет задачу каждой группе

    Первая группа  будет исследовать строение, питание лишайников.

     Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники,какие формы лишайников существуют.

    Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. (Работа с компьютером)

    Если задания понятны, можно приступать к работе.

    Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

    Получают рабочие листы и начинают работать.

    (Тексты см. в приложении)

    Познавательные УУД

    Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

    Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

    Коммуникативные УУД.

    Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять  цели, распределять роли).

    Регулятивные УУД

    Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы.

    5. Обсуждение результатов экспериментов.

    Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

    Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.

    - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?

    Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

    Зачитывают выводы

    Повторяют вопрос и отвечают на него.

    - Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии).

    Коммуникативные УУД.

    Составлять тезисы выступления.

    Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

    Познавательные УУД

    Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

    Регулятивные УУД

    Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы.

    Домашнее задание

    §   №  

    Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы.

    Записывают задание в тетрадь.

    Рефексия

    Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?

    Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.

    Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.

    Спасибо за внимание!

    Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.

    Заполняют таблицу «Рефлексия»

    Регулятивные УУД

    В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Информационно – методическое обеспечение урока

    1. Биология.  5 класс. Учебник.  Под редакцией В.В. Пасечника. УМК  «Линия жизни». 2012 год.

    2. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=catalog&class=48&subject=29

    3. Презентация в формате SmartNotebook  «Лишайники», конспект урока (собственная разработка)

    4. Видеофрагмент о лишайниках, фотографии лишайников и натуральные объекты.

    Гриб и водоросль дружно жили.

     Вместе ели, вместе пили.

     Чтобы я и дальше рос,

     Очень важен симбиоз.(Лишайник)

     Тундра ягелем богата,

     Ест меня олень рогатый. .(Лишайник)

     1. Я в еловом лесу,

     Бородой своей трясу. (Лишайник бородач)

     

    2. Не цветет, а растение,

     Не рыба, а живет в  воде,

     Капуста, но не растет в огороде.

                                (Водоросль)

    На полене иногда

     Вырастает борода.

    (Лишайник-бородач, 1 балл.)

    4.

    На коре, на стенке –

     Золотые пенки.

    (Стенная золотянка, 1 балл.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

    Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

    Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

    Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

    Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

    Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

    разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

    ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

    Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

    урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....