Разработка урока биологии на основе МПС с ИЗО для 6 класса на тему «Особенности строения голосеменных растений»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Поникаровских Татьяна Анатольевна

Разработка урока по биологии в 6 кл.на тему "Особенности сторения голосеменных растений " предполагет использование МПС с ИЗО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ пгт Свеча

Свечинского района Кировской области

Разработка урока биологии

на основе МПС с ИЗО

для 6 класса на тему

«Особенности строения голосеменных растений»

Работу выполнила

Поникаровских Т.А.,

 учитель биологии

пгт Свеча

2010


        Класс: 6. Учебник по программе И.Н.Нономаревой.

Дидактическая цель: создать условия для изучения нового материала и его первичного закрепления.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Задачи:

Обучающие: повторить строение споровых растений, познакомить с многообразием голосеменных, изучить особенности голосеменных на примере класса хвойных, показать значение голосеменных в природе и жизни человека. Продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка, навык работы с текстом учебника.

Развивающие: развитие логического мышления, развитие натуралистических умений обучающихся средствами изобразительного искусства.

Воспитательные: продолжить формирование у школьников материалистического представления о механизме возникновения приспособлений у растений, показать прогрессивные изменения в ходе эволюции, которые помогли голосеменным широко расселиться в биосфере. Продолжить экологическое воспитание учащихся.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Формы проведения: беседа, самостоятельная работа, коллективная и практическая работа.

Оборудование: карточки «Кроссворд», «Таблица-перфокарта», иллюстрации и репродукции с картин И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый бор. Мачтовый лес Вятской губернии», «Ручей в лесу», «На севере диком»», гербарий, натуральные объекты (ветки сосны, ели), лупы, музыкальное оформление «Шум леса», таблица «Размножение сосны».

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент –

(1 мин)

Приветствие детей

Приветствие учителя

2.Проверка уровня усвоения учащихся учебного материала прошлого занятия (3 мин)

Вспомним, какие споровые растения мы изучали на прошлых уроках, с помощью  кроссворда, где зашифрованы их названия и биологические термины.

1.Мох, который можно использовать в качестве бактерицидной повязки, образователь торфа.

2. Половое поколение растений.

3.Споровое растение, занесенное в Красную книгу.

4.Растения, от которых произошли мхи, хвощи и папоротники.

5.Растение, которое никогда не цветет, но о его цветке чудодейственном придумана легенда.

6.Бесполое поколение растений.

7.Споровое растение, содержащее кремниевую кислоту, используемое для очищения крови и укрепления волос.

Разгадывание кроссворда

1.Сфагнум

2.Гаметофит

3.Плаун

4.Псилофиты

5.Папоротник

6.Спорофит

7.Хвощ

с

ф

а

г

н

у

м

г

а

м

е

т

о

ф

и

т

п

л

а

у

н

п

с

и

л

о

ф

и

т

п

а

п

о

р

о

т

н

и

к

с

п

о

р

о

ф

и

т

х

в

о

щ

Вид готового кроссворда

3. Актуализация знаний и умений

3.1.Работа с таблицей-перфокартой

(2 мин)

А теперь повторим строение споровых растений.

Задание по таблице – перфокарте. Из каких органов состоят следующие споровые растения?

Работают в таблице – перфокарте, отвечая на заданные вопросы.

Правильные ответы в таблице - перфокарте:

Признаки для сравнения

Мох сфагнум

Хвощ полевой

Папоротник - орляк

1.

Стебель

+

+

+

2. Корневище

-

+

+

3. Лист

+

+

+

4.Споры образуются на

1) листьях

-

-

+

2) побегах

+

+

-

3.2. Работа с гербарием (2 мин)

А теперь определим растения по гербарию.

Хвощ, папоротник, мох сфагнум.

3.3. Анализ – сопоставление стихотворения и репродукции с картины

(3 мин)

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…» и репродукция с картины И.И. Шишкина «На севере диком».

Вопросы:

1. Почему так называются и репродукция и стихотворение?

2. Какое растение изображено на репродукции?

3. Где вы встречали данное растение?

4. Опишите внешний вид ели обыкновенной.

5. Назовите отличительные черты данного растения.

Отвечают на вопросы учителя

4.Целеполагание и мотивация

(2 мин)

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдел Голосеменные.

Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

Учитель обобщает:

правильно, целью урока является знакомство с растениями отдела Голосеменные, а также научиться распознавать представителей данного отдела по внешнему виду, узнать значение этих растений в жизни человека и в природе.

Формулируют цель урока

5.Формирование новых знаний и способов действий

5.1.Первичное ознакомление с материалом

(10 мин)

Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных ранее, состоит в способе размножения.

Как выдумаете, посредством чего размножаются эти растения?

Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений.

У голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Они лежат открыто (голо) на поверхностях чешуй шишек. Отсюда и название отдела растений.

Ребята, подумайте, в чем преимущество семенного размножения над споровым?

Найдите в тексте учебника эти преимущества.

Сделаем вывод, размножение семенем ….

С помощью семян голосеменные растения размножаются и расселяются по земной поверхности.

Отдел Голосеменные насчитывает около 700 видов. Представители – в основном древесные растения, травянистых форм нет.

Среди растений отдела Голосеменные много древних видов и уже вымерших, но много и современных. Наиболее знакомые и важные представители этого отдела – класс Хвойные. Они превосходят по численности и распространению все другие голосеменные растения, их более 600 видов.

Какие вы знаете хвойные растения, растущие в нашей местности?

Ребята, дома вы нашли картинки с изображением хвойных растений. Выложите их перед собой. Я буду загадывать вам загадки о растениях этого класса, а в ответ будете показывать иллюстрацию с хвойным растением.

Загадки:

1. Ее когда в лесу найдешь.

Пойдешь гулять и встретишь

Стоит колючая как еж

Зимой в платье летнем.

2. У меня длинней иголки, чем у елки.

3. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке.

4. Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

5.Он сосне ближайший брат

И растёт в Сибири.

Он орешками богат -

Нет вкуснее в мире.

6. У маленькой ёлки

Колкие иголки,

Шарики синие,

Словно в инее.

Итак, назовите, о каких хвойных растениях мы будем говорить?

А сейчас, ребята, обратимся к  репродукциям с картин известного художника И.И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый бор. Мачтовый лес Вятской губернии», «Ручей в лесу».

Как вы думаете, каким сюжетом  объединены эти репродукции?

Иван Иванович очень хорошо передал внешний вид сосен, давайте посмотрим, а какие особенности строения сосны изображены на репродукциях или вспомним по памяти.

Они размножаются семенами.

Работают с текстом учебника и отвечают:

Есть запас питательных веществ.

Семена защищены семенной кожурой.

В семенах формируется зародыш нового растения.

Дети дополняют:

Более надежное, чем размножение спорой.

Ель, лиственница, сосна, можжевельник, пихта.

Дети пользуются результатами поисковой домашней работы: картинками с изображением хвойных растений.

Ель (иллюстрация).

Сосна (иллюстрация).

Сосна (иллюстрация).

Лиственница (иллюстрация).

Кедр (сосна сибирская) (иллюстрация).

Можжевельник (иллюстрация).

Ель, сосна, лиственница, можжевельник.

Изображением сосен.

Рассматривают и вспоминают:

Мощный ствол, высота растения, крона дерева, хвоя, способность стебля к утолщению и др.

5.2.Выявление ведущих идей, образование понятий

(3 мин)

Беседа о сосне и ели с заполнением таблицы, используя репродукции с картин и принесенные иллюстрации.

Беседуют и заполняют таблицу

Готовый вид таблицы

Представители класса хвойных

Отношение к свету

Высота и продолжительность жизни

Окраска коры

Форма короны

Как расположен корень

Сосна

Светолюбива

До 50 м  

До 500 лет

Желто - коричневая

Раскидистая овальная

Глубоко уходит в почву

Ель

Теневынослива

До 40 м  

До 400 лет

Темная серо - коричневая

Пирамидальная

Расположен в верхнем слое почвы

5.3.Первичное обобщение систематизация знаний вокруг основополагающих понятий

(2 мин)

Итак, давайте закрепим ранее изученный материал.

Вопросы:

1.Где произрастает сосна?

2. А где произрастает ель?

3. С чем связана такая градация произрастания?

4.Вспомним, почему отдел Голосеменные так называется.

Сосновый бор, открытые местности.

В лесу.

Сосна - светолюбивое растение, а ель - теневыносливая.

Размножаются семенами, лежат голо на чешуях шишек.

5.4.Дальнейшее развитие и углубление знаний вокруг основополагающих понятий

(7 мин)

Верно. Весной на верхушках молодых побегов сосны появляются маленькие, около 5мм, зеленые шишки. У основания других молодых побегов среди хвои располагаются скопление овальных мелких мужских шишек. На чешуях женских шишек ничем не защищенные лежат семязачатки, в каждом из них образуется яйцеклетка. В мужских шишках развиваются пылинки, а из них позже образуются половые клетки – спермии.

Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Появление такого типа мужских половых клеток – значительный этап в эволюции растений, обусловленный жизнью и развитием организмов на суше. Оплодотворение у голосеменных происходит без помощи воды. Благодаря этому голосеменные оказались способными поселяться на Земле в разных местообитаниях, в том числе и в засушливых районах.

Пыльца разноситься ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женской шишки. После опыления чешуи шишки смыкаются и склеиваются смолой: начинается процесс подготовки к оплодотворению (прорастание пыльцевой трубки у пылинки, перетекание по ней спермиев к яйцеклетке в семязачатке). Лишь через 13 месяцев после опыления происходит оплодотворение. Шишки и семена сосны созревают на второй год после опыления, а у ели – в тот же год.

После оплодотворения из зиготы развивается зародыш и формируются семена сосны. Когда созревают семена, чешуи шишки раздвигаются и семена выпадают из нее. На семенах имеется пленчатое крыло, которое позволяет им с помощью ветра далеко отлетать от материнского растения. Похожим образом размножаются все хвойные растения.

Способность голосеменных образовывать пыльцевую трубку, осуществляющую доставку неподвижных мужских гамет (спермиев) к яйцеклетке, - прогрессивный биологический шаг в эволюции растений, обусловленный жизнью в наземно-воздушной среде.

Слушают рассказ учителя, запоминают и  сопоставляют его с таблицей «Размножение голосеменных».

Таблица «Размножение сосны»

5.5.Проверка уровня усвоения новой учебной информации

(2 мин)

1.Посредством чего размножаются голосеменные растения?

2.Как называется мужская половая клетка голосеменных растений?

3.Благодаря чему голосеменные растения обитают в разных местообитаниях?

4.Куда попадает пыльца, разносимая ветром?

5.Какие процессы предшествуют перед оплодотворением?

6. Из чего образуется зародыш и формируется семя?

7.Что имеет семя для распространения?

Семян.

Спермий.

Оплодотворение происходит без помощи воды.

На семязачатки.

Прорастание пыльцевой трубки у пылинки, перетекание по ней спермиев к яйцеклетке в семязачатке.

Зиготы.

Пленчатое крыло.

6.Закрепление блока новой учебной информации. Самостоятельная работа учащихся с учебником

(3 мин)

В заключении поговорим о

значение голосеменных растений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Для этого самостоятельно найдите в учебнике ответ на вопрос (курсивным шрифтом на страницах 154, 155).

А какую роль играют голосеменные растения в природе?

Использование древесины в строительстве.

Парфюмерия, медицина. Получение бумаги, искусственные ткани. В пищу. Озеленение, декоративное значение.

Самые обширные территории хвойных лесов – таежные леса Сибири – это главные «легкие планеты».

Они участвую в почвообразовании, имеют большое водорегулирующее и почвообразующее значение.

7.Применение знаний и умений

Практическая работа

7.1.Этапы выполнения практической работы

7.2.Самостоятельная работа учащихся

(5 мин)

У сосны, у кедра, ели

Не листочки, а ...

Практическая работа «Изучение строения хвои ели и сосны»

Иголки

Практическая работа

«Изучение строения хвои ели и сосны»

(готовый образец)

Критерии

Хвоя сосны

Хвоя ели

Продолжительность жизни

2 – 4 года

5 – 9 лет

Расположение на побеге

По две хвоинки

По одной хвоинке

Длина хвои

~ 7 см

~ 2 см

Форма хвои

четырехгранная

плоская

Выполнение рисунка хвои

7.3.Проверка результатов работы учащихся

(2 мин)

А сейчас проверьте правильность заполнения таблицы.

Сверяют свои таблицы с образом на доске.

8.Подведение итогов урока.

8.1.Организация работы по осмыслению учащимися уровня достижения поставленной цели (2 мин)

Учитель организовывает работу по осмыслению учащихся уровня достижения поставленной цели. Для этого он возвращается к цели урока и просит детей проанализировать  степень достижения цели каждым учеником.

Вспоминают цель урока.

8.2.Анализ работы учащихся на уроке

(1 мин)

Учитель выслушивает самоанализ работы учащихся на уроке.

Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу по достижению цели урока.

8.3.Объяснение домашнего задания

(1 мин)

Запишите домашнее задание: §42, вопросы после параграфа. В рабочей тетради №2, задание №3.

Поискового характера: узнайте, какие животные питаются семенами голосеменных растений, найдите шишки и зарисуйте их.

Записывают в дневники.

Список литературы:

1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники [Текст]: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.: ил.

2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс [Текст]: Методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 144с.

3. Пономарева И.Н. Биология [Текст]: 6 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономарева. – 3-еизд., перераб. – М.: Вентана - Граф, 2010. – 64с.:ил.

4. Грин, Н. Биология [Текст]: в 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор; под ред. Р. Сопера; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Мир, 1996. – Т. 1.– 369 с.; Т. 2.– 365 с.; Т. 3.– 367 с.

5. Тюкаева, С.П. Занимательный материал по биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии "Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дополнен красочной презентацией, которая позволяет учителю активизировать деятельность учащихся и сделять урок более наглядным....

Урок биологии по технологии проектного обучения в 8 классе на тему:"Витамины - чудесные вещества"

Использование метода проектов - одно из требований ФГОС ООО нового поколения. Конспект урока может быть использован при изучении раздела "Обмен веществ" в курсе "Человек и его здоровье" в 8 классе....

Тема: Особенности строения голосеменных на примере представителей хвойных растений города Ижевска.

Урок по теме «Особенности строения голосеменных на примере представителей хвойных растений  города Ижевска» сочетает различные формы и методы проведения урока, развивает универсальные учебные дей...

Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"

Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Разработка урока биологии "Биотические связи между организмами" для 9 класса

Урок биологии "Биотические связи в природе" для 9 класса....

Повторение по теме "Особенности строения цветковых растений", 6 класс.

В процессе проведения урока использовались элементы сюжетной интеграции с использованием сказочных персонажей и героев сказок. На уроке представлены разные приемы и способы коррекционных заданий,...