Тема: Особенности строения голосеменных на примере представителей хвойных растений города Ижевска.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Миниахметова Галия Дамировна

Урок по теме «Особенности строения голосеменных на примере представителей хвойных растений  города Ижевска» сочетает различные формы и методы проведения урока, развивает универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc28.28 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc18.7 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc14.56 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности строения голосеменных на примере представителей хвойных растений  города Ижевска.

Цель: обобщить, систематизировать и углубить знания  о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска.

Задачи: 

Познавательные УУД:

Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение особенностей строения  голосемянных растений),

- выбирать основания для  сравнения,  классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи на основе работы с натуральными объектами;

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям на примере сравнения голосемянных и папоротникообразных.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

Учиться подтверждать аргументы фактами;

Учиться критично относиться к собственному мнению,  правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Личностные УУД:

Оценивать  важность бережного отношения  к природе родного края.

Оборудование: фотографии с изображением представителей хвойных растений города Ижевска, карточки, гербарий хвойных растений, коллекция шишек, мультимедийный проектор, видеофильм.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

1. Особенности строения голосеменных.

2. Многообразие голосеменных.

3.Особенности сторения хвойных растений.

4 .Многообразие хвойных  растений Удмуртской Республики на примере города Ижевска.

3. Актуализация полученных заний.

4. Домашнее задание.

Ход урока.

Этап урока

Действие учителя

Действие ученика

Материально-техническое обеспечение

Организационный момент.

Настрой класса на урок. Сегодня мы будем изучать новую систематическую категорию растений – Голосеменные.

Как вы думаете, почему данный отдел растений получил такое название?

Отвечают на поставленный вопрос, выдвигая свои версии правильного ответа.

Слайд 1.

Изучение новой темы.

Сейчас мы посмотрим фрагмент видеофильма, после которого Вы  сформулируете цель и задачи на урок.?

Просмотр

видеофрагмента, определение темы «Общая характеристика отдела Голосеменные растения»

Определение цели: каковы особенности строения и значение Отдела голосеменные?

Работа в таблице:

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Видеофрагмент «Общая характеристика отдела Голосеменные растения» (или интернет -ресурс

http://intellect-video.com)

Слайд 2.

Постановка задач на уроке

Помогает, советует

Примерные вопросы учащихся:

Почему отдел называется Голосеменные?

Каковы особенности строения представителей данного отдела?

Значение в природе и в жизни человека?

Изучение новой темы

Попробуем найти ответы на поставленные вопросы, просматривая отрывок из  видеофильма.

Просматривают следующую часть видеофильма, дают ответы на поставленные вопросы.

Видеофрагмент «Общая характеристика отдела Голосеменные растения» (или интернет -ресурс

http://intellect-video.com)

или слайды 3-8

Получили ли Вы ответы на все вопросы?

Определяют возникшие вопросы

Каково многообразие Отдела Голосеменные?

Какие представители Отдела произрастают на территории Удмуртии?

Как размножаются голосеменные растения?

При помощи ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog составляют  схему размножения голосеменных.

Интерактивное задание «Составление схемы оплодотворения у голосеменных растений (N 137346)»

Слайд 9-10

Одними из самых важных растений нашей республики являются древесные растения. Основными лесообразующими породами являются хвойные. Ими занято 55% всей площади лесов. Первое место среди хвойных занимает ель обыкновенная и ель сибирская, затем сосна обыкновенная. На долю пихты приходится около 1% площади лесов, а лиственницы Сукачева – 0,1%. Все перечисленные представители хвойных обитают на территории столицы нашей республики – Ижевске.

Почему из всех представителей голосеменных на территории Удмуртии распространены хвойные растения?

Какие представители Хвойных встречаются в г.Ижевске?

        Слайд 11-12

«Многообразие голосеменных растений», «Распространение хвойных на территории Удмуртии»

Практическая деятельность учащихся

Сможете ли вы узнать некоторых представителей голосеменных на натуральных объектах?

Учитель консультирует.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Выполняют лабораторную работу «Многообразие голосеменных».

 Учащиеся определяют растения, кто быстрее, аргументируют свой ответ.

Наборы растений с определительными карточками.

Приложение 1.

Выясним особенности строения  хвойных растений, позволившие занять господствующее положение на территории Удмуртии.

Выполняют лабораторную работу «Строение листа хвойных растений»

Микроскоп, микропрепараты,

слайд 13 -14

Посмотрите на знакомые места любимых уголков родного города. Назовите хвойные растения, которые вы смогли определить и назовите номера фотографий, на которых демонстрируется данное растение.

Работают с текстом и слайд-презентацией, определяют представителей Хвойных, обитающих в г. Ижевске.

Слайды 15- 21 презентации

«Многообразие хвойных, произрастающих в г. Ижевске», Приложение №2 «Многообразие отдела Хвойные, произрастающих на территории  г. Ижевска»

Решим кроссворд

Решение кроссворда.

Слайд 22-23

«Кроссворд по теме «Хвойные Ижевска»

Какую роль играют данные растения в жизни города? И какое значение они играют в жизни человека?

1 вариант: Составляют кластер «Значение Голосеменных в природе»

2 вариант: Составляют кластер «Значение Голосеменных в жизни человека»

Афиширование кластеров на доске.

Ознакомьтесь с содержанием карточки и дополните таблицу

        Работа с текстом.

Приложение №3 «Класс Хвойные»

Актуализация полученных знаний

Проведите сравнение представленных групп. Какой вывод можно сделать на основе полученных знаний.

Выполняют задание на сравнение отделов растений и формулируют вывод о ходе эволюции  растений, оценивают работу.

Слайд 24-25   «Сравнение Голосеменных и Папоротникообразных»

Рефлексия

Получили ли Вы ответы на все вопросы?

Озвучивание содержания таблицы, выявление непонятых моментов изученной темы.

Домашнее задание

Выполните задание из предложенных:

  1. Прочитать § и дать ответы на вопросы.
  2. Составить презентацию по теме «Многообразие Голосеменных», «Удивительное рядом» (о наиболее интересных представителях), «Значение голосеменных в природе и в жизни человека»
  3. Составить задания для проверочной работы по данной теме.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

-



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Лабораторная работа «Многообразие голосеменных»

Цель работы: ознакомление со строением голосеменных, определение растений.

Оборудование: живые экземпляры или гербарий веток ели, пихты сибирской, лиственницы европейской, сосны обыкновенной, сосны кедровой сибирской, определительная карточка.

Ход работы:

Используя карточку для определения голосеменных растений по листьям, назовите выданное вам растение.

Карточка-определитель

1. Хвоя расположена на ветвях одиночно      ……………………………………..      .      2

0. Хвоя    расположена    пучками      .      .   …………………………………….   .      .      3

2.Хвоя   короткая, четырехгранная, жесткая, острая, колючая, на зиму не опадает      ....

…………………………….…………………………………………………. ель обыкновенная

0. Хвоя плоская, до 3 см длины, тупая, имеет с нижней стороны две продольные светлые полоски, на зиму не опадает………………………………………..….        пихта сибирская

  3.Хвоя мягкая,  расположена пучками в виде светло-зеленых кисточек,   на   зиму   опадает…………………………………………………………… лиственница европейская

0.Хвоя жесткая, сидящая пучками, на зиму не опадает    ..................................................4

4.Хвоя по 2 в пучке, длинная (5—7 см), острая, выпуклая с одной стороны, сизовато-зеленая……..…………………………………………………………. сосна      обыкновенная

0.Хвоя по 5 в пучке, длинная, плотная темно зеленая……..……сосна кедровая сибирская



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Многообразие растений отдела Хвойные, произрастающих

на территории  г. Ижевска

1. Основная лесообразующая порода России. Растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. Нередко ее высаживают, чтобы задержать наступление песков. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивое растение. Дает хорошую строевую и поделочную древесину; из смолы получают скипидар, канифоль.

2. Самое высокое дерево из распространенных в России хвойных растений — достигает 70 м. Укороченных побегов нет. Хвоя одиночная, плоская. Шишки прямостоячие, при созревании рассыпающиеся. Образует темнохвойные леса на обширной территории Сибири. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам.

3 Крупное дерево высотой до 50 м с характерной пирамидальной формой кроны. Укороченных побегов нет. Одиночные хвоинки обычно четырехгранные. Шишки кожистые, висячие, крупных размеров. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину.

4. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая, долговечная. На укороченных побегах — пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветвях несколько лет. Широко распространена на Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

5. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах — пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло.

6. Наиболее богатый видами род хвойных деревьев и кустарников. Листья игловидные или чешуевидные, расположенные скученно на побегах. Женские шишки имеют сочные чешуйки, образующие своеобразные «ягоды» с семенами. Их используют для приготовления крепкого напитка.



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Класс Хвойные.

 Все хвойные — вечнозеленые, реже листопадные (например, лиственница) деревья или кустарники с игольчатыми или чешуевидными {например, у кипариса) листьями. Игловидные листья (хвоя) плотные, кожистые и жесткие, покрыты толстым слоем кутикулы. Устьица погружены в углубления, заполненные воском. Все эти особенности строения листьев обеспечивают хорошее приспособление хвойных к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях.

У хвойных прямостоячие стволы, покрытые чешуйчатой корой. На поперечном разрезе стебля хорошо видны развитая древесина и менее развитые кора и сердцевина. Ксилема хвойных на 90—95% образована трахеидами. Шишки хвойных раздельнополые; растения — чаще однодомные, реже — двудомные.

У хвойных каждая игла почти полностью воспроизводит строение стебля. Наружный слой клеток хвоинки, своеобразную "кору", называют эпидермисом. Сверху хвоинки покрыты восковой кутикулой. За эпидермисом следует гиподерма, или подкожица, - толстостенные клетки, которые защищают листья от повреждений (у дерева гиподерме соответствовала бы древесина). У многих хвойных гиподерма одревесневает. "Деревянную" оболочку имеют хвоинки ели, кедра и сосны.

За гиподермой расположена самая важная ткань иглы - паренхима, ее глубокие складки буквально нашпигованы зелеными шариками хлорофилла - хлоропластами. Именно в паренхиме происходит фотосинтез. В паренхиме же расположены смоляные ходы (смоляные ходы есть не у всех хвойных), их мелкие клеточки выделяют смолу. Каждый смоляной ход, как водопроводная труба, окружен толстостенными клетками механической ткани. Еще ближе к центру иглы располагаются сосудистые волокнистые пучки, окруженные "внутренней кожей" - механической тканью эндодермы. По одревесневшей ткани - ксилеме - проводящая вода идет от ветки к концу хвоинки. По неодревесневшей ткани - флоэме - органические вещества двигаются в обратном направлении. В проводящем пучке есть и своя паренхима. Иногда она зеленая - работающая на синтез, но чаще - одревесневшая, особенно в длинной хвое. В этом случае сосудисто-волокнистый пучок служит жесткой осью, не позволяющей хвоинке сгибаться.

Устьица, через которые дышат хвойные, обычно спрятаны глубоко под эндодермой, что позволяет сильно снизить расход воды зимой на испарение, а летом - во время засухи.

В восковой оболочке растворяются выбрасываемые в атмосферу продукты сгорания автомобильного топлива, именно поэтому хвойные плохо растут в городе. Хвойные способны наращивать толщину кутикулы, и чем хуже экологическая ситуация, тем толще восковая оболочка и тем ярче хвоинки.  Но при достижении определенного предела наступает распад кутикулы, хвоя становится грязно-серой, теряет блеск и опадает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»

Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока:        повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...

Урок и презентация на тему: Особенности строения и функции клеток крови

Конспект урока и презентация разработаны для учащихся 8 класса.Цели:обучающие – продолжить изучение состава внутренней среды организма, её компонентов,   значение постоянства ее состава для ...

Тест по теме "Особенности строения и многообразие земноводных"

Тестпо теме"Земноводные" с выбором одного верного ответа из четырех можно использовать как при проверке домашнего задания , так и при обобщении изученного материала....

Разработка урока биологии на основе МПС с ИЗО для 6 класса на тему «Особенности строения голосеменных растений»

Разработка урока по биологии в 6 кл.на тему "Особенности сторения голосеменных растений " предполагет использование МПС с ИЗО....

Урок по теме «Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания.»

Урок биологии в 7 классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс». — М,: Дрофа 2008...

Технологическая карта урока по теме «Особенности строения растительной клетки»

Подробная технологическая карта урока №2 "Особенности строения растительной клетки" в теме "Клеточное строение растений" в 6 классе...

Конспект урока с использованием лабораторной работы по теме "Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей"

Конспект урока можно использовать в 7 классе при изучении темы "Тип кольчатые черви. Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей." Для лабораторной работы используются натуральные объекты-дождевые ...